Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные сферы общественной жизни





Марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации, об истории как естественноисторическом процессе предполагает изучение основных сфер общества, их особенностей и взаимосвязей. Особое значение разработка концепции основных сфер общественной жизни приобретает применительно к развитому социалистическому обществу, в котором резко возрастает взаимосвязь всех сфер общественной жизни. «Исследование... особенностей соотношения экономической, социальной, политической и духовной сфер и возникающих здесь проблем имеет значение для более глубокого понимания природы социализма как функционирующей и развивающейся социально-экономической системы, его экономических и социальных закономерностей, механизмов их действия и форм проявления»19.

Ныне изучение основных сфер общественной жизни приобретает большую актуальность в историческом материализме в связи с развитием, обогащением конкретных знаний об отдельных сторонах жизни общества. Так, существенно обогатились наши знания о социальной структуре общества; исследованы проблемы, связанные с развитием сфер общественной жизни, формированием советского народа как новой исторической общности людей, с изменением принципов внутриклассового деления вследствие стирания классовых различий, с взаимодействием макро- и микросоциальной структур общества;

проанализирована роль малых общностей, коллективов в социальной структуре общества, локальных социальных образований в обществе, семьи и т. д. Многие из перечисленных проблем изучались и ранее, но в на-

19 Исторический материализм сегодня, проблемы и задачи. Вопросы философии, 1972, № 10, с. 12.

стоящее время они исследуются более глубоко и основательно, чем прежде.

Значительны достижения в исследованиях духовной жизни общества. Если в первые послевоенные годы тематика в этой области ограничивалась изучением форм общественного сознания, роли идеологии в жизни общества, диалектики общественного и индивидуального сознания, то сегодня философско-социологическая мысль шагнула далеко вперед. Выделены различные аспекты анализа общественного сознания, вычленены разные структуры, уровни, типы его, определены различные состояния, исследованы социологические структуры духовной жизни, установлены их общие закономерности, осуществлен более глубокий философско-социологический анализ таких феноменов, как наука, искусство, идеология, обозначена обширная проблематика социальной психологии и многое другое20.

Каждый шаг в изучении отдельных областей выдвигает на повестку дня новые проблемы, заостряет постановку традиционных. В числе наиболее важных следует указать вопрос о сущности, характере элементов общества как его определенных подсистем. В связи с этим вносятся уточнения, в частности, в трактовку понятия «сфера жизни общества». Данное понятие и прежде широко использовалось для характеристики различных сторон общественной жизни. Но если раньше оно служило формальным обозначением некоторой общественной реальности, а содержание его полностью отождествлялось с содержанием тех специфических общественных областей, которое оно выражало, то теперь положение меняется. Ныне это понятие, фиксируя в обществе такие области, как материальная жизнь общества, политические институты и т. д., все больше приобретает самостоятельное содержание, общее для всех явлений, которое оно обозначает, и в то же время отличное от их специфического содержания. Поэтому оно и выступает как важная и самостоятельная категория исторического материализма.

20 Вопрос о сферах общественной жизни рассматривается в трудах В. Г. Афанасьева, В. М. Краснова, М. В. Лазе См. Уледов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968; его же. Духовная жизнь общества. М., 1980; Бурдина А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М., 1979; Духовное производство. М., 1981, и др.

шиной, Ю. К. Плетникова, В. П. Рожина, В. П. Тугаринова, А. К. Уледова и ряда других исследователей. Общепризнано, например, что сферы общественной жизни — это составные элементы общества. Так, А. К. Уле-дов пишет: «Сферы общественной жизни обладают наибольшей относительной самостоятельностью и выступают в качестве основных подсистем общества» 21. В. Г. Афанасьев, анализируя структуру социалистического общества, подчеркивает: «Будучи целостной динамической системой, сложнейшим социальным организмом, социалистическое общество в СССР содержит в себе два основных среза: административно-территориальный и по сферам общественной жизни»22.

Вместе с тем многие вопросы трактовки основных сфер общественной жизни еще окончательно не решены. Прежде всего следует подчеркнуть, что до сих пор нет общепринятого научного, теоретически развернутого определения сферы общественной жизни. Это, конечно, не означает, что вообще отсутствует единство в понимании сфер общественной жизни. Все исследователи под сферой общественной жизни понимают элемент общества, его часть, объективно существующую, структурно оформленную, связанную с другими сферами, с обществом в целом.

Известно положение К. Маркса о том, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»23. Данное положение является основополагающим для материалистического понимания общества, всего современного обществознания.

Рассматриваемое положение К. Маркса, на наш взгляд, многопланово и не только выражает основную зависимость всей общественной жизни от материального производства, но и содержит указание на дифференциацию общественной жизни. При этом обе мысли отнюдь не противоречат друг другу, напротив, именно для того, чтобы выразить основную идею материализма применительно к обществу, показать определяющую роль материального производства в его жизни, К. Маркс соответственно выделил основные сферы. Такая четкая дифференциация сфер общественной жизни позволила ему

21 Уледов А. К. Социологические законы. М., 1975, с. 86.

22 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1968, с. 98.

23 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.

достаточно точно сформулировать указанную основную материалистическую идею.

Более того, во всех произведениях классиков марксизма-ленинизма четко выделяется проблематика, связанная с анализом материального производства (производительных сил и производственных отношений, их диалектики), социальной области (жизни классов, наций, народов и т. д.), политического управления (деятельности государства, партий, различных организаций) и духовной жизни общества. Исторический материализм ориентирует на исследование каждой сферы как определенной качественной целостности, на раскрытие законов их развития и взаимодействия. Итак, основные сферы жизни общества — это целостные подсистемы общества, имеющие свои законы развития и функционирования, но взаимосвязанные и взаимообусловленные: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная.

Рассмотрим общие определения каждой сферы и их наиболее существенные связи. Поскольку развернутая характеристика экономической сферы содержится в ряде других глав данной книги, то мы остановимся здесь лишь на некоторых основных моментах ее характеристики и роли в жизни общества.

Любое общество на каждом этапе развития не может существовать без материальных благ, которые создаются человеческим трудом. Область общественной жизни, связанная с производством материальных благ, и образует экономическую сферу общества, которая представляет собой сложное, многогранное общественное явление. Она характеризуется исторически развивающимся общественным разделением труда, например определенным соотношением промышленного и сельскохозяйственного труда, добывающей и обрабатывающей промышленности и т. д. Это функционально-производственная структура экономической сферы. Экономическая сфера выступает также как множество производственных ассоциаций, расположенных на определенных территориях и связанных друг с другом пространственными коммуникациями. Это ее регионально-производственная структура. Имеются и иные грани и стороны экономической сферы.

К числу изучаемых историческим материализмом общесоциологических законов развития экономической сферы общества относятся наиболее общие законы раз-

вития и функционирования данной сферы, ее определяющее влияние на все другие сферы жизни общества, закономерности дифференциации этой сферы на общие элементы и связи этих элементов.

Каковы основные элементы экономической сферы? Во-первых, это производительные силы общества, являющиеся не просто совокупностью, взаимодействием орудий производства, человека, предмета труда, а общественным процессом материально-предметной деятельности людей. Именно эта деятельность и составляет сущность производительных сил общества. Поэтому не случайно в производительных силах представлены все компоненты человеческой деятельности: субъект и предмет (объект) деятельности, средства и орудия деятельности, ее духовно-идеальные обоснования — цели, мотивы, программы и т. д. Более того, можно вполне определенно утверждать, что в историческом материализме сущность, механизм человеческой деятельности наиболее отчетливо выражены именно в категории производительных сил общества.

Во-вторых, это производственные отношения. Производственная деятельность имеет общественный характер и охватывает огромные массы людей, между которыми складываются самые различные связи и зависимости, она сложна, дифференцированна, многопланова. Взаимосвязи людей в процессе производства обусловливаются прежде всего характером их технологически-организационных контактов. Кроме того, производственные отношения включают и иные многообразные формы общения между тружениками, которые составляют основу всей системы общественных отношений.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в истории вскрыли истинное значение системы производственных отношений, показали, что они не сводятся только к приспособлению к производственным операциям, но и представляют собой активную силу развития всего общественного производства. Сущностью производительных сил является человеческая деятельность, а производственных отношений — отношения людей в процессе труда.

Производительные силы и производственные отношения неотделимы друг от друга и составляют две стороны, две грани единого общественного процесса производства, экономической сферы общества. Производительные силы раскрывают содержание производственной

деятельности, производственные отношения — ее общественную форму. Таким образом, экономическая сфера общества представляет собой органическое единство, диалектическую взаимосвязь деятельности и отношений участников непосредственного процесса производства.

Законы развития и функционирования экономической сферы общества глубоко раскрыты в социально-философских исследованиях. Однако ее внешние связи, влияние на процессы возникновения и развития других сфер общественной жизни изучены еще недостаточно. А между тем именно это влияние и характеризует экономику с точки зрения ее определяющей роли в жизни общества, раскрывает действие основного социологического закона об определяющей роли способа производства в общественном развитии. Эта роль проявляется в разнообразии связей, позволяющих увидеть разные аспекты, и, кроме того, в последовательном усложнении экономического влияния на внеэкономические сферы.

Все сферы жизни общества как бы вырастают из экономической как своей основы. Эту генетическую и вместе с тем сущностную связь экономической сферы с другими раскрыл К. Маркс в письме П. В. Анненкову: «Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена... и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества»24. В конечном счете экономическая сфера является главной детерминантой всего общественного развития.

Экономическая сфера представляет собой и высшее выражение необходимости в общественной жизни25, и высшее проявление свободы общества26, поэтому она образует своеобразный вектор развития всех сфер общественной жизни. Порождая другие сферы, она является в то же время целью их развития, а обеспечение ее нормального и непрерывного функционирования и развития

24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 27, с. 402.

25 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 51.

26 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. II, с. 109-110.

составляет одну из важных задач их функционирования. Наконец, экономическая сфера выступает своеобразным эталоном, по которому «строятся» прочие сферы, также образующие сложные системы различных видов и типов человеческой деятельности и отношений. Сознание людей, формирующееся в процессе производственной деятельности, пронизывает и другие сферы, развиваясь и обогащаясь в каждой из них.

Важной сферой общественной жизни, возникающей на основе экономической и непосредственно связанной с ней, является социальная. Любое общество состоит из определенного множества людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В обществе существуют и взаимодействуют устойчивые группы людей, обладающие различной степенью общности, отличающиеся друг от друга потребностями, интересами и т. д. и находящиеся между собой и всем обществом в разных связях и отношениях. Таким образом, человеческое общество представляет собой сложную совокупность различных общно-стей, их связей и т. д., т. е. социально структурировано. Исторический материализм изучает те законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между ними, законы развития всей социальной сферы, ее роль в общественной жизни. М. Н. Руткевич отмечает, что «социальные отношения — это... отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства по положению людей и групп в обществе»27.

Элементы социальной сферы общественной жизни разнообразны. Это народ, классы, нации, народности, общины, трудовые коллективы, неформальные группы общения по интересам (спортивные, художественные и т. п.). Все они суть определенные социальные общности. Что же представляет собой социальная общность как социальный институт?

В основе социальных общностей лежат устойчивые связи между людьми, которые воплощаются в особенностях образа жизни людей данной группы28. Они выражаются, далее, в единстве потребностей, интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д.

27 Руткевич М. Н. Диалектика и социология, с. 198.

28 См. Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. М., 1976, с. 58.

Социальная общность проявляется в определенном сходстве черт личностей, входящих в данную общность, иначе говоря, в складывании социальных типов. В. И. Ленин подчеркивал, что «личные исключения из групповых и классовых типов, конечно, есть и всегда будут. Но социальные типы остаются»29.

Социальная общность, как правило, характеризуется качественной целостностью, существованием границы, отделяющей ее от других общностей. Разделение общностей может быть одного порядка, скажем классы, а также разных порядков, к примеру классы и народности. Однако, несмотря на такое разделение, между представителями различных социальных общностей складываются устойчивые связи и отношения. Это единство выражается в единстве исторических судеб людей, входящих в данную общность, в общих тенденциях и перспективах ее развития.

Социальные общности объективны по своей природе. При характеристике всех социальных общностей и каждой из них исторический материализм исходит из того, что главным фактором их образования и развития является материальное производство, законы его функционирования и развития. Именно материально-производственная жизнь общества с ее различными сторонами, гранями структуры и т. д. выступает той основой, которая вызывает к жизни, обеспечивает существование и функционирование социальных общностей, делает их стабильными и постоянно воспроизводящимися, несмотря на неизбежную смену поколений. К. Маркс, в частности, писал, что классы — это «пустой звук, если я не знаю основ, на которых они покоятся, например наемного труда, капитала и т. д.»30 А. А. Амвросов отмечает, что социальная структура прямо вытекает из экономической структуры3'.

Положение о том, что способ производства, материальная жизнь выступает в качестве ведущего, главного фактора формирования социальной сферы, является конкретизацией общего диалектико-материалистического решения основного вопроса философии применительно к обществу.

29 Ленин В. И Поли. собр. соч., т 36, с. 207

30 Маркс К., Энгельс Ф Соч., т 12, с. 726.

31 См. Амвросов А. А. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. М., 1978, с. 14—15.

Кроме того, признание основного социально образующего фактора позволяет понять единство, целостность и разнообразие, структурное богатство социальной сферы жизни общества, которое обусловлено единством и многообразием самой материальной жизни. Рассмотрим в качестве примера взаимосвязь экономической сферы общества и таких социальных общностей, как народ, нация, класс.

Народ складывается как целостность прежде всего на базе общей трудовой деятельности, в которой соединены усилия многих людей. Совместный труд вырабатывает у людей общее отношение к жизни, общие ценности, традиции и т. д., цементирует эту специфическую социальную общность.

Представляется важным подчеркнуть, что если производительные силы, раскрывающие сущность производственной деятельности человека, выступают материальной основой народа как общности, то народ в свою очередь представляет собой своеобразное бытие производительных сил общества. Продолжая эту мысль, следует отметить и непосредственную связь между ролью человека и народа как производительной силы общества. По существу в обоих случаях речь идет об одном и том же содержании, но взятом в разных аспектах. Так, подчеркивая, что человек есть производительная сила общества, мы акцентируем внимание на самой производительной роли человека, на его вкладе в производство материальных благ. Подчеркивая роль народа, мы выделяем то, что люди, будучи производительной силой общества, тем самым сплачиваются в определенную социальную общность, что между ними складываются устойчивые связи именно как производительными силами общества.

Несколько иначе представляются материально-производственные основы национальной общности. Конечно, она формируется тоже на базе общей трудовой деятельности людей, составляющих в эксплуататорском обществе значительную часть нации. Но при этом материально-производственная деятельность как цементирующая национальную общность, как ее основа проявляется иными гранями.

Материально-производственная сфера деятельности исторически развивается. Так, в период капитализма сложилась система фабрик, заводов, сельскохозяйственных предприятий и т. д., между которыми оформились раз-

личные производственно-экономические связи. На основе этих связей возник общий рынок, единая система денег, налогов, специфические системы транспортных коммуникаций, средств связи и т. д. Этот сложный и многообразный механизм, расположенный на определенном пространстве, тысячами нитей связал миллионы людей, заставил их общаться постоянно, вступать в самые различные контакты. И поскольку данные контакты связывали людей многих поколений, постольку это и привело к образованию особой, национальной общности.

Еще одна грань материально-производственной сферы раскрывается, когда речь идет о классовой общности. Само возникновение классов в обществе связано с определенной ступенью развития производительных сил. Но главное, что выделяет классы как социальные группы людей, — это их место и роль в системе производственных отношений, Ф. Энгельс писал: «...общественные классы являются в каждый данный момент продуктом отношений производства и обмена, словом — экономических отношений своей эпохи»32. В. И. Ленин в определении классов подчеркивал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»33. В данном определении классы выделяются, исходя прежде всего из системы производственных отношений — отношений к средствам производства, общественной организации труда, способов получения и размеров общественного богатства и т. д. Как отмечают В. Эйххорн, А. Бауэр и Г. Кох, «отношения, которые Ленин выделил в своем определении классов как коренные при делении общества на классы, являются в то же время существенными отношениями и главными признаками совокупности производственных отношений соответствующей общественно-экономической формации» 34. Если производительные силы составляют мате-

32 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 26.

33 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 15.

34 Эйххорн В., Бауэр А., Кох Г. Диалектика производительных сил и производственных отношений. М., 1977, с. 66.

риально-производственную основу народа как общности, то производственные отношения суть основа классовых общностей. Иначе говоря, если социальным бытием производительных сил выступает народ, то аналогичным бытием производственных отношений выступают на определенном историческом этапе развития общества классы.

Естественно, формированием указанных общностей не исчерпывается социальнообразующая роль материального производства. На базе определенной дифференциации материального производства складываются различные профессиональные, региональные и прочие общности. Множество микросоциальных общностей типа производственных коллективов также обусловливается в своем становлении и развитии определенными сторонами материального производства, его отдельными звеньями. Вместе с тем экономическая сфера является определяющим, но не единственным социальнообразующим фактором той или иной социальной общности. Так, народ как общность — это не просто трудящиеся массы;

ему присуща и особая роль в общественных преобразованиях, он вносит решающий вклад во все направления общественного прогресса. Нация как общность помимо единства хозяйственной жизни характеризуется общностью территории, языка, духовной культуры, социальной психологии, определенных традиций. Классовая общность также не исчерпывается единством экономических интересов, а предполагает общность образа жизни, классовой психологии, идеологии и т. д.35

Таким образом, в области экономики, материально-производственной деятельности закладываются основы общностей, но сами общности появляются в результате совокупного взаимодействия всех наличных условий общественной жизни — и базисных, и надстроечных. Без этого еще не может быть подлинной социальной общности, социальной группы со всеми запечатленными в ней особенностями конкретной «жизненной обстановки» з6. Понятно, что все общности существуют в тесном взаимодействии, диалектическом взаимопроникновении. Не бывает так, что одни люди составляют класс, другие — народ и т. д. В. И. Ленин подчеркивал, например, что,

35 См. Семенов В. С. Диалектика развития социальной струмуры советского общества. М., 1977, с. 24-25.

36 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 430.

«употребляя слово: «народ», Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию» з7. К. Маркс подчеркивал, что рабочий класс «составляет основной костяк каждого народа»38. Национальная общность включает в себя народ, классы, а один и тот же класс может состоять из представителей разных наций. Это говорит о сложности социальной структуры общества, о взаимопроникновении, взаимовлиянии и т. д. социальных общностей по самым различным линиям.

Однако взаимопроникновение социальных общностей не означает их взаимопогашения, отсутствия у каждой из них собственной специфики. Так, классы, будучи составной частью народа, отнюдь не перестают быть классами, т. е. устойчивыми объединениями людей с общими экономическими интересами, социально-психологическим обликом и т. д. Нация, включая в себя представителей разных классов, также не утрачивает черт национальной общности. В том и заключается особенность существования, функционирования и развития социальной сферы жизни общества, что в ней социальные общности, переплетаясь и взаимопроникая, сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Между социальными общностями складываются определенные виды отношений. Например, отношения между классами, нациями, народом и отдельными малыми социальными группами — это не просто множество параллельно существующих общественных отношений, не влияющих друг на друга. Отношения между этими общностями, находящимися в сложных, диалектически противоречивых взаимосвязях, также влияют друг на друга. Отношения между классами оказывают огромное воздействие на отношения между нациями, от взаимоотношений наций в свою очередь в большой степени зависят отношения, субъектом которых выступает народ.

Признание целостности социальной сферы общественной жизни закономерно подводит к вопросу о выделении на каждом этапе истории человечества такой общности, такого социального отношения, которое занимает центральное, ведущее место в системе общественных отношений. Какая же социальная общность является главной

37 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 11, с. 124.

38 Маркс К„ Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 196.

в социальной жизни? Во всех классовых обществах такой общностью являются классы. Именно их существование, развитие и взаимоотношения накладывают отпечаток на исторические судьбы народов, народностей, наций и других общностей. В. И. Ленин подчеркивал, что «деление общества на классы в истории должно стоять перед нами ясно всегда, как основной факт»39. В обществе, строящем коммунизм, сложилась новая социальная общность — советский народ, что не означает ликвидации внутри него других социальных общностей — дружественных классов, наций, народностей и т. д.

Рассмотрение социальной сферы в сопоставлении с экономической позволяет раскрыть важные грани общества как целостности. Прежде всего социальная сфера выступает как конкретизация и развитие экономической. Если в экономической сфере представлены экономические интересы, хозяйственный механизм, предметно-практическая деятельность людей и т. д. как таковые, то в социальной сфере они выступают уже как грани, стороны различных общностей, их социальных отношений. Здесь они конкретизируются и обогащаются, раскрываясь в новом социальном качестве. Тем самым черты экономической сферы как основы, предпосылки, причины других сфер обретают конкретный смысл, реализуясь во взаимодействии экономической и социальной сфер. Анализ этих сфер позволяет глубже понять сущность человека. Так, в экономической сфере человек выступает как главная производительная сила общества, а в социальной сфере он раскрывается как субъект социальных отношений и связей в обществе. Он творец не только материальных и духовных благ, но и своих социальных отношений и связей с другими людьми.

Важную роль в жизни общества играет политическая сфера. Она включает в себя политическое сознание, политические организации и учреждения, политические отношения и действия. Сущностный признак этой сферы заключается в том, что в ней обобщенно, концентрированно отражаются экономические интересы, потребности социальных общностей и общества в целом. В. И. Ленин писал: «…политика есть самое концентрированное выражение экономики» 40. Политика служит не только

39 Ленин В. И. Поли собр соч., т. 39, с. 70.

40 Ленин В. И. Поли. собр соч., т. 42, с. 216.

мощным средством познания экономики, но и самым действенным орудием практической реализации ее потребностей, воздействия на нее и управления ею.

Экономика детерминирует развитие политики, но на ее развитие влияют и другие сферы жизни общества, особенно социальные отношения и процессы, прежде всего интересы и отношения классов. Поэтому в ленинских определениях политики важное место занимает характеристика политики как области взаимоотношений классов41. Классовая детерминированность политики имеет важное значение для понимания ее особенностей как самого обобщенного выражения экономики и ее завершения. Политика отражает экономику, состояние производства не непосредственно, а через призму классовых интересов. Собственно, главное назначение политики и состоит в осмыслении, выражении, защите и реализации интересов определенных классов. Эти интересы многообразны: экономические, социальные, идеологические, профессиональные, интересы отдельных социальных групп, слоев и т. д., составляющих тот или иной класс. Внешне они могут выступать как противоречивые, но в действительности представляют собой разные проявления общего для того или иного класса экономического интереса, который видоизменяется в зависимости от местных, профессиональных и прочих условий. Обобщая многочисленные частные, групповые интересы класса до уровня его единого экономического интереса, политика одновременно «поднимается» до наиболее концентрированного выражения экономики, ее основных тенденций, условий их реализации, позволяя этому классу сознательно направлять свою деятельность.

Будучи концентрированным выражением экономики, политика способствует сосредоточению воли, сил и действий того или иного класса вокруг его основных задач. При этом высшая степень концентрации наступает именно тогда, когда класс ведет борьбу за завоевание и использование самого мощного политического учреждения — государства в целях реализации своих интересов. В этом случае политика выступает также средством концентрации общественной инициативы, энергии, деятельности классов, социальных групп, в связи с чем политические отношения и действия по своей массовости

41 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т 43, с. 72.

и результативности оказываются более сильными по сравнению, скажем, с идеологическими отношениями и действиями.

Политические взгляды, учения, программные, стратегические и тактические идеи и концепции сообщают деятельности классов и социальных групп сознательность и целеустремленность, которые обусловливают эффективность общественного развития. Политические организации и учреждения объективируют и опредмечивают политические идеи и концепции, практически реализуют содержание политического сознания, убеждений классов, т. е. реально участвуют в преобразовании жизни общества.

Особую роль в политической сфере жизни общества играют политические партии и государства. Политические партии, которые объединяют наиболее активную (в прогрессивных классах — передовую) часть класса, вырабатывают и распространяют политические идеи, концепции, развивают политическое сознание всех представителей класса, обеспечивают единство между ними, т. е. способствуют конституированию класса как реальной политической силы.

Стремление класса оказывать влияние на жизнь и развитие общества в качестве политически руководящего класса обусловливает потребность в таком учреждении, как государство, которое позволяет партии, классу придать форму общеобязательности их интересам, задачам, используя силу закона. В этом состоит большое значение государства, опирающегося на специальный аппарат публичной власти, материально-финансовые средства, армию и т. д. Вследствие этого государство, как отмечалось, является наиболее мощным политическим учреждением, главным орудием в борьбе классов за реализацию их общественно-исторических целей. Именно поэтому в марксизме подчеркивается, что вопрос о государстве является главным вопросом политики, что есть «политика и политика» (В. И. Ленин), т. е. политическая борьба, еще не поднимающаяся до проблем государственной власти, и политическая борьба, деятельность, ставящая именно вопрос о завоевании государственной власти. Политика в полном смысле слова начинается там, где речь идет о завоевании или совершенствовании государственной власти, о реальном использовании ее для осуществления целей определенного класса.

Разумеется, проблема использования государственной власти в истории общества может быть правильно понята только с учетом вопросов о происхождении и сущности государства, его основных признаках, эволюции, существовании государств разных типов, в том числе и в особенности о противоположности государств по их классовой сущности: государства как выразителя интересов эксплуататорских классов и социалистического государства — выразителя интересов трудящихся нового общества.

Смысл существования политической сферы общественной жизни заключается в том, чтобы приводить в движение большие массы людей, без чего невозможно осуществлять сколько-нибудь серьезные преобразования общества. Политические отношения — борьба, союз, изоляция, нейтрализация и т. д. — это и есть те взаимосвязи, взаимодействия между классами, при помощи которых вовлекаются в политическую деятельность классы и примыкающие к ним слои общества для проведения достаточно значительных общественных преобразований.

Таким образом, политическая сфера жизни общества определяется экономической сферой с точки зрения ее возникновения, развития, содержания и сущности любых политических явлений. Она зависит от характера, состояния, уровня развития и социальной сферы. Но политика оказывает и обратное воздействие на эти сферы. Она способствует (или препятствует) реализации определенных экономических и социальных задач, ставя их осуществление в зависимость от политических решений и акций. Политика в известном смысле первенствует над экономикой. В классовом обществе это означает, что экономические явления могут существовать только в политических формах (например, отношения собственности, требующие политико-правового, законодательного, государственного закрепления), что вне этих форм задачи экономического и социального развития не могут быть ни выражены, ни решены.

Диалектика экономики и политики может рассматриваться и в более широком плане, предполагающем выяснение их соотношения в жизни общества. В этом плане первенство также принадлежит политике. Если экономика играет определяющую роль в жизни общества, то политика — главенствующую. В экономической сфере формируется совокупность самых разнообразных, внутренне

противоречивых возможностей развивающегося общества, выбор и реализация этих возможностей решающим образом зависит от политики. Главенствующее место политика занимает в сфере не только базиса классового общества, но и его надстройки.

Духовная сфера общественной жизни представляет собой сложное, многокачественное явление. В течение длительного времени духовная жизнь общества понималась как совокупность проявлений сознания в обществе. Так, авторы книги «Строительство коммунизма и духовный мир человека» писали: «Духовная жизнь общества охватывает и все проявления деятельности человеческого разума и его достижения, воплощенные в накопленных обществом культурных ценностях; и отражение общественного бытия на данной ступени его развития в общественном и индивидуальном сознании, в различных формах идеологии и в психологии людей, во всем многообразии взглядов, представлений, нравов, определяемых положением людей в обществе, прежде всего их отношением к средствам производства, а в классовом обществе — их классовыми интересами; и отношения между различными формами общественного сознания, взглядами и представлениями людей»42. Подобные определения встречаются и в более поздних публикациях. В. С. Овчинников, например, считает, что «духовная жизнь общества в качестве элементов экстенсивной структуры включает в себя общественное и индивидуальное сознание, сознание научное и обыденное, мировоззрение и мироощущение, научные знания и иллюзии, религиозные и эстетические взгляды, этические и юридические нормы, а также духовную жизнь и сознание классов и социальных групп, самосознание классов и наций (народностей), идеологию и социальную психологию»43.

Наконец, в последнее время духовную жизнь общества стали трактовать как духовную сферу жизни общества. Наиболее полно такое понимание нашло отражение в работах А. К. Уледова. «Понятие «духовная сфера общества»,— пишет он,— конкретизирует содержание понятия «духовная жизнь общества». Им охватывается не вся духовная жизнь, а лишь один из ее слоев, или уровней,

42 Строительство коммунизма и духовный мир человека. М., 1966, с. 15-16.

43 Овчинников В. С. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л., 1978, с. 77.

связанный со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, школ и т. д.), создающих и распространяющих духовные ценности... Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей» 44.

На различных этапах развития общества наиболее характерными элементами духовной сферы выступают наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание45, хотя ими ее структура, конечно, не исчерпывается.

Каковы общие черты выделенных основных элементов духовной сферы общественной жизни? Прежде всего каждый из этих элементов по существу является формой общественного сознания. Так, наука представляет собой познание законов развития природы, общества, самого человека и является, по словам К. Маркса, продуктом «всеобщего исторического процесса развития, абстрактно выражающим его квинтэссенцию»4^ Идеология — это теоретическое самосознание определенного класса, совокупность знаний, представлений о классе, обществе, социальной структуре, государственном устройстве, международных отношениях и т. д. с позиций интересов, целей этого класса. Религия является фантастическим, иллюзорным отражением в головах людей господствующих над ними сил природы и общества. Искусство представляет собой эстетическое отражение действительности. Образование включает в себя систему знаний, которую необходимо передать подрастающим поколениям, а также совокупность идей о том, как, какими приемами обучать и воспитывать эти поколения. Как

44 Уледов А. К. Духовная жизнь общества, с. 35. См. также: Бур-дина А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма.

45 В работе «Категории исторического материализма» (М., 1980, с. 303) указывается, что «духовная сфера предполагает выделение следующих областей: науки, идеологии, художественно-эстетической жизни, воспитания и просвещения, обеспечивающих формирование новых поколений, передачу духовных ценностей от поколения к поколению, И т д.».

А. К. Уледов выделяет идеологическую, научную, художественности ическую жизнь в качестве областей или подсистем духовной жизни.

46 Маркс К., Энгельс Ф Соч., т 26, ч. I, с. 399.

видим, важнейшие элементы духовной жизни складываются на основе различных форм проявления общественного сознания и опираются на высокий уровень его развития. Поэтому и дифференциация духовной сферы в определенной мере воспроизводит дифференциацию форм (уровней) общественного сознания.

Однако элементы духовной сферы представляют собой не просто отдельные формы общественного сознания. В них проявляется и деятельностная сторона духовной жизни, т. е. деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению духовных ценностей. Так, наука — это не только сумма знаний о законах действительности, определенная совокупность объективных истин, но и сложнейший процесс человеческой деятельности, духовного производства, имеющего свои традиции, формы общения и т. д. Важное значение в научной деятельности имеют психологические моменты, особенно в научном открытии, определенную роль в ней играют случайности и многое другое. Идеология включает не только формулировку определенных классовых идей, лозунгов, оценок и т. д., но и распространение их, что, в частности, требует выработки соответствующих средств, умений, навыков и т. д.

Короче говоря, наука, идеология, образование, искусство, религия исторически формировались как специализированные виды духовного производства, духовной деятельности. Они входят в общественную систему разделения труда, что и отличает элементы духовной сферы от форм общественного сознания.

Характерной чертой элементов духовной сферы является также их институциональная оформленность в качестве определенных подсистем общества. Возьмем в качестве примера науку. Она сегодня включает сложную систему учебных и научно-исследовательских институтов, академий наук, систему подготовки научных кадров, материальное (финансовое и прочее) обеспечение научной работы, определенную систему отношений между людьми и т. д. 47. То же можно сказать и об образовании и воспитании. В самом общем плане его можно

47 П. А. Рачков выделяет в науке три стороны: а) теоретическую систему знаний, б) научную деятельность, связанную с целой системой отношений, между учеными и научными учреждениями, в) практическое применение научных выводов (см. Рачков П. Л. Науковедение. Проблемы, структура, элементы. М., 1974, с. 24).

охарактеризовать как общественную форму передачи социального опыта, культуры и т. д. новым поколениям. Если же мы рассмотрим реальный процесс функционирования этого элемента духовной сферы жизни общества, то обнаружим, что он предполагает наличие специфической системы организаций, подготовку кадров педагогов, материальную базу обучения, формы планирования, управления работой этих организаций и многое другое.

Следовательно, элементы духовной сферы жизни общества характеризуются следующими главными моментами: во-первых, они есть виды, типы духовной деятельности, духовного производства; во-вторых; они представляют собой формы общественного сознания и, в-третьих, определенные подсистемы общества. Взаимодействие, взаимопроникновение этих элементов создает качественное своеобразие духовной жизни общества.

Рассмотрим вопрос об общественных предпосылках и детерминантах духовной сферы жизни общества. Поскольку сознание пронизывает всю жизнедеятельность человека, постольку и предпосылки элементов духовной сферы существуют в производстве, общественных отношениях, политических институтах, механизмах передачи общественного опыта и т. д. Соответственно и детерминация духовной сферы чрезвычайно многообразна. Рассматривая другие сферы общественной жизни, мы уже отмечали многообразие общественных детерминант каждой из них. Но пожалуй, духовная сфера в этом отношении занимает особое положение. Видимо, можно утверждать, что все элементы духовной сферы не связаны с какой-то одной детерминантой. По существу в каждом из них проявляется совокупное действие многих детерминант: материально-производственных, социально-политических и т. д. Но это отнюдь не значит, что для того или иного элемента нельзя установить преимущественное значение какой-то одной или нескольких детерминант.

Так, экономическая сфера общества существенно обусловливает развитие такого элемента духовной жизни, как наука. Именно благодаря развитию производства научное познание законов окружающего мира из занятия небольшой группы людей превратилось в широко разветвленную подсистему общественной деятельности с миллионным отрядом профессиональных работников, с мощной материальной базой. Она по существу превра-

тилась в разновидность современной индустрии. В книге «Марксистско-ленинская теория исторического процесса» показано становление науки как особого социального института. Авторы книги пишут: «...институционализация науки и развитие ее в качестве самостоятельной отрасли

уховного производства своими истоками уходит в те изменения, которые произошли в XIX в. в материальном производстве в связи с внедрением в производственный процесс машинной техники. Замена субъективного принципа организации и разделения труда объективным, установление более тесной связи производства с научным

нанием, изменения в вещных и личностных элементах производительных сил вызвали потребность в таких общественных формах научной деятельности, которые определили ее сегодняшнее функционирование в качестве социального института»48. Определенное воздействие сферы материального производства сказывается по существу на всех элементах духовной жизни. Правда, это воздействие применительно к разным элементам имеет различный характер: в одних случаях—непосредственный, в других — опосредованный.

Важной общественной детерминантой духовной сферы является социальная сфера жизни общества. Одним из исторических примеров этой зависимости может служить оформление социального института церкви. На определенном этапе развития частнособственнических отношений при господстве стихийных социальных сил религиозная вера превратилась в сложную подсистему, общественной жизни со своими организациями, кадрами и стала играть в обществе весьма значительную роль. Общественной детерминантой, которая обусловила этот процесс, была прежде всего область социальных отношений.

Влияние политической сферы жизни общества на духовную сферу отчетливо проявляется, в частности, в формировании идеологии. Собственно идеологическая деятельность, т. е. разработка под определенным углом зрения различных теоретических идей, концепций, программ, своеобразное истолкование социальных явлений и процессов, целенаправленная обработка сознания трудящихся в интересах господствующих классов и т. д.,

48 Марксистско-ленинская теория исторического процесса, с. 267 (примеч.).

возникла вместе с появлением первых политических институтов. Кстати сказать, идеологическое обеспечение деятельности последних в течение длительного времени осуществлялось именно в рамках этих институтов, выступая аспектом, частью механизма политического управления. Это выражалось, в частности, в том, что зачастую политики выполняли и функции идеологов. Конечно, эти исторические факты отнюдь не дают оснований в принципе отождествлять политическую и идеологическую деятельность, отрицать относительную самостоятельность последней.

Одной из важнейших детерминант духовной сферы являются также потребности общества в передаче накопленного социального опыта и воспитании новых поколений людей. Ясно, что без этого общество существовать, а тем более развиваться не может. Используя механизм социального наследования, общество преодолело узкие рамки генетической передачи информации по поколениям. Благодаря механизму социального наследования каждое новое поколение, усваивая достижения, которых добились предшествующие поколения, идет дальше. Это обеспечивает непрерывность, ускоряющиеся темпы общественного прогресса.

Средства, формы, методы и т. д. передачи опыта от поколения к поколению исторически изменялись. Если на первых этапах человеческой истории воспитание новых поколений осуществлялось в ограниченных масштабах путем подражания, использования традиций и т. д., то с развитием производства, общественных отношений стали выделяться группы людей, специально занимающихся обучением и воспитанием подрастающих поколений. Постепенно сложилась целая отрасль общественной деятельности, общественная подсистема образования и воспитания. Именно в рамках этой подсистемы осуществлялась и осуществляется передача накопленных достижений культуры, первичная социализация индивидов.

Разнообразие общественных предпосылок, тех корней, из которых «вырастают» элементы духовной сферы общества, объясняет в определенной мере богатство и разнообразие ее элементов. Но это не может служить поводом для сомнений в том, что выделенные элементы составляют целостную, единую духовную сферу жизни общества. Однако нельзя считать и так, что в рамках

данной целостности между элементами духовной сферы нет различий.

На наш взгляд, самым общим синтезирующим показателем всех названных элементов является сознание. При этом оно выступает как результат, продукт, как определенное средство, орудие духовного производства, т. е. составляет и базу, на которой создаются новые духовные ценности, и высшую цель, ради которой формируются социальные институты, научные учреждения, органы образования, творческие союзы и т. д. Сознание как бы определяет границу духовной сферы, ее специфику. Это дает основание для объединения в единую сферу общественной жизни таких, казалось бы, разных по содержанию, общественному значению и роли социальных явлений, как идеология, наука, образование, искусство, религия.

В общественной жизни элементы духовной сферы взаимосвязаны. Так, в течение длительного времени религия оказывала сильное воздействие на искусство, сегодня четко выступает непосредственная связь науки и образования, идеологии и науки. По существу каждый элемент влияет в той или иной мере на все другие. Именно поэтому можно не только констатировать наличие сходных, общих черт у различных элементов духовной сферы, но и выделить определенные системные связи между ними. Это значит, что духовная сфера жизни общества представляет не сумму конкретных элементов, а определенную системную целостность в жизни общества. А если это так, то естественно встает вопрос о том, какой из элементов играет в ней главную, ведущую роль. Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. По нашему мнению, невозможно выделить главный элемент духовной сферы жизни общества в качестве общего для всей истории человечества. На разных этапах истории общества менялись требования к духовной сфере, менялись ее элементы: одни развивались, другие постепенно утрачивали свое значение ведущих элементов духовной сферы, например религия в социалистическом обществе.

В классовом обществе в духовной сфере главную роль играет идеология, именно идеология господствующего класса. Эта роль идеологии проявляется в том, что она оказывает наиболее сильное воздействие на развитие науки, образования, искусства. Зачастую требования общества по отношению к этим элементам выражаются

в политико-идеологической форме. Это объясняется особым значением классовых отношений в обществе, тесной связью идеологических институтов с государством, которое занимает центральное место в политической жизни. Поэтому ведущая роль идеологии в духовной сфере классового общества является своего рода отражением ведущей роли классов, государства в соответствующих сферах общественной жизни.

С возникновением марксизма идеология обрела научный характер и стала отражением интересов трудящихся. Поэтому в социалистическом обществе научная идеология оказывает большое влияние на развитие искусства, образования и т. д. Это значит, что в известной мере меняется характер соотношения между элементами сферы духовной жизни: в ней все более возрастает роль научного знания. Можно предположить, что в коммунистическом обществе именно наука станет ведущим элементом духовной сферы. Это, конечно, не значит, что другие элементы утратят свое относительно самостоятельное значение. Напротив, коммунизм предполагает расцвет всех элементов духовной сферы жизни общества, исключая, разумеется, религию.

 

Date: 2015-08-15; view: 847; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию