Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 188. Возобновление рассмотрения дела после удаления хозяйственного суда для принятия решения





 

Если хозяйственный суд после его удаления для принятия решения по делу признает необходимым дополнительно исследовать доказательства или продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, он возобновляет судебное разбирательство, о чем выносится определение, которое заносится в протокол судебного заседания.

Судебное заседание после возобновления судебного разбирательства продолжается со стадии исследования доказательств.

 

Комментарий к статье 188

 

1. Комментируемая статья ХПК устанавливает, что, если хозяйственный суд после его удаления для принятия решения по делу признает необходимым дополнительно исследовать доказательства или продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, он возобновляет судебное разбирательство.

Инициирование вопроса о возобновлении рассмотрения дела законодатель относит к прерогативе хозяйственного суда.

Так, если после удаления для принятия решения хозяйственный суд установит, что необходимо выяснить у сторон некоторые обстоятельства, которые имеют существенное значение для дела, а также иные вопросы, относящиеся к данному делу, он возобновляет судебное разбирательство.

2. При возобновлении рассмотрения дела хозяйственный суд обязан вынести об этом определение.

После возобновления судебного разбирательства судебное заседание продолжается со стадии исследования доказательств.

 

Статья 189. Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия

 

В судебном заседании, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания хозяйственный суд первой инстанции составляет соответственно протокол судебного заседания или протокол о совершении отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом для отдельных категорий дел.

В протоколе судебного заседания и протоколе отдельного процессуального действия указываются:

год, месяц, число и место проведения судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия;

время начала и окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия;

наименование и состав хозяйственного суда, рассматривающего дело;

наименование и номер дела;

сведения о явке лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса;

сведения о представленных и предъявленных суду документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей;

сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса их процессуальных прав и процессуальных обязанностей;

сведения о предупреждении переводчика об ответственности за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта, специалиста - об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей; свидетелей - за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний;

устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;

соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела и требованиям истца, удостоверенные подписями сторон в протоколе;

устные пояснения, сделанные лицами, участвующими в деле, свидетелями, экспертами, специалистами, представителями государственных органов, органов местного управления и самоуправления по поводу своих письменных объяснений, показаний, заключений;

определения, вынесенные судом без удаления из зала судебного заседания;

дата составления протокола.

В протоколе о совершении отдельного процессуального действия указываются также сведения, полученные в результате совершения этого процессуального действия.

Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия должны быть составлены и подписаны не позднее следующего дня после окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам - в течение пяти дней.

Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия ведет секретарь судебного заседания - помощник судьи.

Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия подписываются судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) и лицом, которое вело протокол.

Лица, участвующие в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания и (или) протоколом о совершении отдельного процессуального действия и представлять замечания в отношении полноты и правильности их составления в течение трех дней после подписания соответствующего протокола.

Замечания на протокол судебного заседания и (или) протокол о совершении отдельного процессуального действия, представленные в хозяйственный суд по истечении трех дней, хозяйственным судом не рассматриваются и возвращаются лицу, их представившему.

О принятии или отклонении замечаний на протокол судебного заседания и (или) протокол о совершении отдельного процессуального действия хозяйственный суд выносит определения не позднее трех дней со дня поступления замечаний в суд.

Хозяйственным судом может проводиться стенографическая запись, а также звуко- или видеозапись судебного заседания. В этом случае в протоколе судебного заседания и (или) протоколе о совершении отдельного процессуального действия делается запись только по вопросам, предусмотренным абзацами вторым, третьим, седьмым, девятым и одиннадцатым части второй настоящей статьи. Электронные либо иные носители звуко- и видеозаписи приобщаются к протоколу судебного заседания или протоколу о совершении отдельного процессуального действия.

 

Комментарий к статье 189

 

1. Протокол судебного заседания является важнейшим процессуальным документом, который отражает весь ход судебного разбирательства дела, а также совершение отдельных процессуальных действий вне судебного заседания.

В отличие от ХПК 1998 г., комментируемый ХПК содержит требование о составлении протокола каждого судебного заседания.

2. Протокол как судебного заседания, так и отдельного процессуального действия должен содержать следующее: год, месяц, число и место проведения судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия; время начала и окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия; наименование и состав хозяйственного суда, рассматривающего дело; наименование и номер дела; сведения о явке лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса; сведения о представленных и предъявленных суду документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей; сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса их процессуальных прав и процессуальных обязанностей; сведения о предупреждении переводчика об ответственности за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта, специалиста - об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей; свидетелей - за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний; устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле; соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела и требованиям истца, удостоверенные подписями сторон в протоколе; устные пояснения, сделанные лицами, участвующими в деле, свидетелями, экспертами, специалистами, представителями государственных органов, органов местного управления и самоуправления по поводу своих письменных объяснений, показаний, заключений; определения, вынесенные судом без удаления из зала судебного заседания; дата составления протокола.

Из тех сведений, которые ранее (ХПК 1998 г.) не указывались в протоколе, следует выделить наиболее значимые.

В протоколе в обязательном порядке необходимо указывать время начала и окончания судебного заседания. Это значимая новелла, так как имеются случаи, когда судебное заседание начинается не в то время, как это указано в определении о назначении дела (например, в 11.00). В результате может возникнуть вопрос о том, что если сторона была надлежащим образом уведомлена, но судебное заседание началось с опозданием (например, в 13.00), а лицо не смогло участвовать в судебном заседании ввиду того, что в это время (13.00) у другого судьи было назначено дело с его участием.

3. В протоколе необходимо отражать дату его составления. Как указано в комментируемой статье, протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия должны быть составлены и подписаны не позднее следующего дня после окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам - в течение пяти дней. Лица, участвующие в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания и (или) протоколом о совершении отдельного процессуального действия и представлять замечания в отношении полноты и правильности их составления в течение трех дней после подписания соответствующего протокола. Замечания на протокол, представленные в хозяйственный суд по истечении трех дней, хозяйственным судом не рассматриваются и возвращаются лицу, их представившему.

4. В ХПК получило нормативное закрепление правило о предупреждении об уголовной ответственности определенных лиц. Так, в протоколе должны содержаться сведения о предупреждении переводчика об ответственности за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта, специалиста - об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей; свидетелей - за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний.

5. Как в ХПК 1998 г., так и в ХПК предусмотрено вынесение хозяйственным судом определения о принятии или отклонении замечаний на протокол; установлен срок для вынесения определения, который не должен превышать трех дней со дня поступления заявления.

ХПК предусмотрено, что хозяйственным судом может проводиться стенографическая запись, а также звуко- или видеозапись судебного заседания. Электронные либо иные носители звуко- и видеозаписи приобщаются к протоколу судебного заседания или протоколу о совершении отдельного процессуального действия.

 

Глава 21

РЕШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

 

Статья 190. Принятие решения хозяйственного суда

 

При разрешении спора по существу хозяйственный суд первой инстанции принимает решение. Решение хозяйственного суда принимается именем Республики Беларусь.

Решение хозяйственного суда должно быть законным и обоснованным.

Хозяйственный суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании.

Решение принимается хозяйственным судом после окончания разбирательства дела в судебном заседании.

Хозяйственный суд решает вопросы, необходимые для принятия решения, составляет текст решения, принимает и подписывает решение в совещательной комнате в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей.

В совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело.

При рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда решение принимается большинством голосов судей.

Судья хозяйственного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии решения, о позиции отдельных судей, входящих в состав хозяйственного суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

 

Комментарий к статье 190

 

1. ХПК предоставляет право хозяйственному суду облекать свои властные полномочия в форму следующих судебных постановлений: решений, определений и постановлений.

Из содержания ч. 1 ст. 190 ХПК следует, что решения - это такие постановления суда первой инстанции, которыми спор разрешается по существу. Решения отвечают на основной вопрос - исковые требования истца.

Принятием решения заканчивается разбирательство дела в хозяйственном суде первой инстанции. В ч. 1 ст. 190 ХПК закреплено правило, предписывающее хозяйственному суду первой инстанции выносить решения именем Республики Беларусь.

Посредством вынесения решения осуществляется разрешение хозяйственных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц.

2. Решение хозяйственного суда как акт, реализующий конституционные основы правосудия и принимаемый именем Республики Беларусь, должен быть законным и обоснованным. Эти два основных требования взаимосвязаны, но каждое из них имеет свое содержание.

Решение хозяйственного суда является законным, если вынесено в строгом соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм хозяйственного процессуального права.

Хозяйственный суд разрешает споры на основании Конституции, законов, декретов, указов Президента и постановлений Правительства, нормативных правовых актов органов местного управления и самоуправления и международных договоров Республики Беларусь.

Чтобы решение было законным, хозяйственный суд должен найти в нормативных актах именно ту правовую норму (нормы), которая регулирует спорное отношение. Для этого надо дать правильную юридическую квалификацию фактическим взаимоотношениям сторон. Отобрав правовую норму, хозяйственный суд должен убедиться, что она является действующей.

Если суд при разрешении дела применяет подзаконные нормативные правовые акты, то он обязан проверить, соответствуют ли они закону, изданы ли они надлежащими органами и в установленном ли порядке.

Применение аналогии закона или аналогии права должно быть мотивировано в решении.

Решение будет законным в том случае, если хозяйственный суд правильно уяснит смысл и содержание подлежащей применению нормы, т.е. правильно истолкует закон.

Решение хозяйственного суда является обоснованным, если:

а) суд полно определил круг юридических фактов, имеющих значение для дела, и о наличии или отсутствии каждого из них выскажет свои суждения в решении;

б) выводы хозяйственного суда о наличии или отсутствии имеющих юридическое значение фактов основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах;

в) доказательства, на которых основаны выводы суда, являются достоверными;

г) суд из установленных фактов сделал правильные выводы о взаимоотношениях сторон.

Решение хозяйственного суда должно быть полным, определенным, безусловным по содержанию, заключать в себе конкретные, исчерпывающие ответы на все требования, рассмотренные в заседании.

Круг вопросов, составляющих содержание решения, определен ст. 191 ХПК.

Полным является такое решение, в котором дан ответ на все заявленные требования (как по основному, так и по встречному иску) и разрешены все иные вопросы, которые в силу закона суд обязан рассмотреть, вынося решение (о распределении расходов и др.). В нем должны быть разрешены вопросы как о праве, так и о размере присуждаемого имущества.

Определенным является такое решение, в котором четко установлены и указаны права и обязанности сторон относительно материального объекта спора: кто имеет права, кто несет обязанности, в чем конкретно они заключаются и относительно какого объекта.

Решение суда безусловно, т.е. не должно содержать в себе условий, от наступления или ненаступления которых зависит его исполнение.

3. В основу судебного решения могут быть положены лишь те доказательства, которые были предметом исследования и оценки суда. Установленное правило гарантирует реализацию принципа непосредственности судебного разбирательства (ст. 24 ХПК). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Все они (письменные, вещественные, звуко- и видеозапись, заключения специалистов, заключения экспертов, показания свидетелей, объяснения лиц, участвующих в деле) являются в равной степени средствами доказывания и подлежат оценке с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все доказательства в совокупности - с точки зрения достаточности для разрешения спора.

4. Решение принимается хозяйственным судом после окончания разбирательства дела в судебном заседании. Такое требование закона является дополнительной гарантией законности и означает, что, во-первых, решение не может быть вынесено заранее, до окончания судебного разбирательства, а во-вторых, всякое окончание судебного разбирательства должно заканчиваться судебным решением.

5. Процессуальный закон предписывает принимать решение суда в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей, требуя для этого отдельной совещательной комнаты.

Под совещательной комнатой понимается отдельное, специально оборудованное помещение, обеспечивающее возможность сохранить тайну совещания судей во время принятия решения. Такой комнатой может быть и служебный кабинет судьи.

Нарушение тайны совещания судей является основанием для отмены решения.

В совещательной комнате имеют право находиться только судьи, входящие в состав суда, рассматривающего дело. В этот момент запрещаются любые способы общения с судьями, способные повлиять на тайну совещания, законность и обоснованность принимаемого решения, включая телефонную, электронную и иные формы связи.

6. При рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда решение принимается большинством голосов судей.

О порядке принятия решения при коллегиальном рассмотрении дела хозяйственным судом см. комментарий к ст. 11 ХПК.

7. Правило, закрепленное в ч. 8 ст. 190 ХПК, гарантирует соблюдение тайны совещания судей, а следовательно, и реализацию принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Тайна совещания гарантируется обязанностью судей хранить тайну содержания обсуждения при принятии решения, мнения отдельных судей как по вопросам, разрешаемым при принятии решения, так и общему выводу по делу.

 

Статья 191. Вопросы, решаемые при принятии решения

 

При принятии решения хозяйственный суд:

оценивает доказательства;

определяет, какие имеющие значение для дела обстоятельства установлены и какие не установлены;

решает, на основании каких законов или иных нормативных правовых актов подлежит разрешению данный спор;

устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

решает, подлежит иск удовлетворению или не подлежит;

распределяет судебные расходы.

При принятии решения хозяйственный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска, об обеспечении исполнения решения (при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения), о распоряжении вещественными доказательствами, находящимися в суде, а также иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

 

Комментарий к статье 191

 

1. Применяя правила, закрепленные в ст. 191 ХПК, следует иметь в виду, что они, имея императивный характер, определяют содержание правоприменительной деятельности суда при принятии решения. В соответствии с ними хозяйственный суд должен:

- оценить доказательства. Правила оценки доказательств установлены ст. 108 ХПК. Оценка доказательств на стадии вынесения решения - это деятельность только суда, рассмотревшего дело, по исследованию представленных доказательств на всех стадиях хозяйственного процесса в целях вынесения законного и обоснованного решения. Участвующие в деле лица, их представители и другие участники процесса не имеют права в данный момент участвовать в оценке доказательств. Исходя из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, хозяйственный суд делает вывод об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств. Никакие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы. Доказательства, не отвечающие требованиям относимости, допустимости и достоверности, не могут быть положены в основу выводов, содержащихся в резолютивной части решения. Мотивы, по которым доказательства отвергнуты судом, должны быть подробно отражены в судебном решении;

- определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены. Суд на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также норм материального права устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела. Оценив доказательства, и особенно их достаточность, суд сопоставляет их со значимыми для дела обстоятельствами и делает вывод об их установленности или неустановленности, о чем делается запись в решении;

- решить, на основании каких законов или иных нормативных правовых актов подлежит разрешению данный спор. При решении вопроса о том, какой закон подлежит применению по данному спору, хозяйственный суд не связан доводами лиц, участвующих в деле, и вправе применить закон, на который они не ссылались. Правильная правовая квалификация отношения сторон - обязательное условие вынесения законного решения. Нарушение или неправильное применение норм права является безусловным основанием для отмены или изменения решения;

- установить права и обязанности лиц, участвующих в деле. На основе подлежащей применению нормы права и установленных обстоятельств суд определяет права и обязанности участвующих в деле лиц. Их состав определяется на основании ст. 54 ХПК;

- решить, подлежит иск удовлетворению или нет. На основании полученных фактических данных, применения норм права и определения прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, суд делает вывод об удовлетворении иска или об отказе в нем. Если суд придет к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению, то должен определить, в какой конкретно части его надо удовлетворить, а в какой - оставить без удовлетворения. Данное требование закона еще раз уточняет положение о том, что решение суда должно быть конкретным;

- распределить судебные расходы. В процессе принятия решения определяется порядок распределения расходов (гл. 11 ХПК).

2. При принятии решения хозяйственный суд делает заключение о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска, руководствуясь ст.ст. 113, 119 ХПК. В случае необходимости хозяйственный суд устанавливает порядок и срок исполнения решения (например, об отсрочке или рассрочке его исполнения) или обращает к немедленному исполнению либо принимает меры по обеспечению исполнения решения (например, арест имущества, запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора).

В процессе принятия решения определяется судьба вещественных доказательств (ст. 89 ХПК). Вещественные доказательства после вступления в законную силу судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела, возвращаются лицам, за которыми хозяйственный суд признал право на эти предметы, либо реализуются, либо сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению или утилизации в порядке, установленном законодательством.

Перечень вопросов, перечисленных в ч. 2 ст. 191 ХПК, неисчерпывающий, суд вправе решать и иные вопросы, возникшие при принятии судебного постановления, не связанные с разрешением спора по существу, но тоже имеющие важное значение для защиты прав и законных интересов юридических лиц и граждан, кроме вопросов, которые подлежат разрешению в определении суда (например, о прекращении производства по одному из требований).

 

Статья 192. Изложение решения хозяйственного суда

 

Решение хозяйственного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств. В случаях, когда мотивировочная часть решения составлена не в совещательной комнате, она должна быть изложена в виде отдельного документа и содержать указание на решение, в отношении которого составлена.

В решении хозяйственного суда должны быть указаны мотивы его принятия. Решение должно быть изложено на языке, понятном для лиц, участвующих в деле, и других лиц.

Решение хозяйственного суда подписывается судьей хозяйственного суда, а в случае рассмотрения дела коллегиальным составом хозяйственного суда - всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение.

Исправления в решении хозяйственного суда должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до его объявления.

Решение хозяйственного суда оформляется в одном экземпляре и приобщается к делу.

 

Комментарий к статье 192

 

1. Решение хозяйственного суда - важный процессуальный документ. Учитывая это, закон четко регламентирует правила изложения решения хозяйственного суда.

Решение хозяйственного суда должно быть подготовлено в письменной форме в виде отдельного документа с соблюдением всех реквизитов, предусмотренных ст. 193 ХПК. Принятое судом решение излагается в письменной форме председательствующим в судебном заседании или одним из судей (но обязательно из состава судей, рассматривающих дело) и может быть написано от руки, напечатано на машинке, исполнено на персональном компьютере. В последнем случае оно должно быть распечатано на бумажном носителе. Следует отметить, что, если мотивировочная часть решения составлена в совещательной комнате, но не вместе с резолютивной частью решения, она должна быть изложена в виде отдельного документа и содержать указание на решение, в отношении которого составлена.

2. Решение хозяйственного суда излагается языком, понятным как для лиц, участвующих в деле, так и других лиц. В решении должны быть четко отражены правовые понятия и грамотно выражена мысль судьи (судей). Язык решения хозяйственного суда должен соответствовать требованиям официально-деловой речи. Решение следует составлять так, чтобы смысл текста легко доходил до сознания читающего.

3. Решение хозяйственного суда подписывается судьей, а в случае рассмотрения дела коллегиальным составом хозяйственного суда - всеми судьями, которые участвовали в заседании и голосовании судей. В случае необходимости замены в процессе рассмотрения дела судьи (включения в состав суда дополнительных судей) выносится определение председателя или заместителя председателя хозяйственного суда и судебное разбирательство производится сначала.

Судья, несогласный с решением большинства судей, обязан подписать это решение, однако вправе изложить в письменном виде свое мнение, которое приобщается к делу, но не оглашается. Особое мнение излагается в письменной форме и подписывается судьей хозяйственного суда одновременно с подписанием судебного постановления (ст. 31 ХПК).

Если составление мотивированного решения отложено на срок, указанный в ст. 201 ХПК, судьи обязаны подписать объявленную резолютивную часть решения, которая приобщается к делу (ст. 201 ХПК).

В случае, если рассмотрение дела было отложено, то решение подписывается теми судьями, которые принимали непосредственное участие в принятии решения. Судьи, участвующие в заседании, подписывают только оригинал решения. Копии последнего могут быть заверены и подписаны сотрудниками аппарата хозяйственного суда.

Если решение не подписано кем-либо из судей хозяйственного суда (принимавших его) или подписано другими судьями хозяйственного суда, которые не принимали участия в рассмотрении дела, то налицо основания для отмены решения (ст.ст. 280, 297 ХПК).

4. До подписания решения могут быть исправлены допущенные в его тексте ошибки, опечатки, описки. Это оговаривается в тексте решения и удостоверяется подписями судей. Исправления вносятся в совещательной комнате до объявления решения.

 

Статья 193. Содержание решения хозяйственного суда

 

Решение хозяйственного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части решения хозяйственного суда указываются наименование и состав хозяйственного суда, принявшего решение; наименование и номер дела; дата и место вынесения решения; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии и инициалы присутствующих в заседании лиц с указанием их полномочий; фамилия и инициалы лица, которое вело протокол судебного заседания.

Описательная часть решения хозяйственного суда должна содержать краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других объяснений. Включение в описательную часть заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, обязательно только в случаях, если они сделаны по сути дела и влияют на рассмотрение дела по существу.

В описательной части решения хозяйственного суда указывается об изменении истцом основания, предмета или размера иска, о признании или непризнании иска ответчиком.

Мотивировочная часть решения хозяйственного суда составляется:

по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

по делам о признании недействительным (в целом или части) ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

если лицом, участвующим в деле, является иностранное лицо;

если настоящим Кодексом установлено, что решение не подлежит обжалованию (опротестованию) в апелляционном порядке;

в связи с обжалованием (опротестованием) решения в апелляционном порядке;

при рассмотрении дел, направленных на новое рассмотрение хозяйственным судом кассационной или надзорной инстанции;

по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); о защите деловой репутации; о признании оспариваемой сделки недействительной; об установлении факта ничтожности сделки; о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

в иных случаях - по письменному заявлению лиц, участвующих в деле, которое может быть подано до удаления суда в совещательную комнату или в течение десяти дней со дня оглашения решения.

В мотивировочной части решения хозяйственного суда указываются:

обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом;

доказательства, на которых основаны выводы хозяйственного суда об этих обстоятельствах;

доводы, по которым хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;

акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда должна содержать выводы об удовлетворении каждого заявленного требования в целом или его части или об отказе в удовлетворении.

В резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, право на обжалование и срок обжалования решения.

При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения хозяйственного суда указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета в целом или части.

В решении хозяйственного суда должно быть указано о применении закона и права по аналогии.

При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении хозяйственного суда указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них.

Если хозяйственный суд устанавливает порядок исполнения решения или принимает меры по обеспечению его исполнения, об этом также указывается в решении хозяйственного суда.

Принятие хозяйственным судом условных и альтернативных решений не допускается.

При отсутствии в решении хозяйственного суда мотивировочной части в нем должны содержаться вводная, описательная и резолютивная части. В этом случае описательная часть должна содержать указание обстоятельств дела, установленных хозяйственным судом, и ссылки на акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

 

Комментарий к статье 193

 

1. Комментируемая статья ХПК определяет структуру содержания решения хозяйственного суда как процессуального документа (наличие вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей). Все части решения хозяйственного суда взаимосвязаны и в совокупности составляют единый процессуальный документ.

Вводная часть решения хозяйственного суда должна включать:

- наименование хозяйственного суда, принявшего решение. Излагается полностью, какие-либо сокращения недопустимы;

- состав суда. Если решение принято единолично судьей, то указывается его фамилия и инициалы. Если решение принято коллегиальным составом суда, то нужно указать фамилию и инициалы председательствующего и других судей;

- номер дела. Нужно иметь в виду, что делу присваивается регистрационный номер искового заявления. Он включает в себя ряд обязательных реквизитов: индекс хозяйственного суда, порядковый номер искового заявления, год поступления. Номер дела и год его заведения не подлежат изменению при последующем рассмотрении дела в других судебных инстанциях (пп. 2.18, 2.19 п. 2 Инструкции по делопроизводству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утв. приказом Председателя Высшего Хозяйственного Суда от 01.07.2005 N 40);

- дату и место вынесения решения. Календарная дата рассмотрения дела (год, месяц, число) определяется датой оглашения решения в судебном заседании;

- имена (наименования) лиц, участвующих в деле (их состав определяется ст. 54 ХПК). Если лицом является гражданин, должны быть указаны полностью его фамилия, имя, отчество и место жительства. Если речь идет о юридических лицах, то нужно указывать фирменное наименование, организационно-правовую форму и место нахождения;

- предмет спора. Означает материально-правовые требования истца к ответчику. Предмет спора указывается в исковом заявлении (например, о признании права собственности на конкретное имущество, о взыскании денежной задолженности в определенном размере и т.п.);

- фамилии, имена, отчества присутствующих в заседании лиц (например, представителей и др.) с указанием их полномочий.

Во вводной части судебного решения указывается, в открытом или закрытом заседании слушалось дело.

2. Описательная часть судебного решения должна содержать краткое изложение искового требования. При этом нужно обязательно указать состав сторон, предмет и основания иска, доводы, приводимые истцом в обоснование его требований, также изменение истцом предмета и основания иска, увеличение или уменьшение исковых требований.

Краткое изложение отзыва на исковое заявление (если он поступил от ответчика). Суд указывает, признал ответчик иск или нет. В последнем случае кратко излагается суть возражений.

Упомянутые требования должны быть отражены именно в такой последовательности (т.е. изложение искового заявления должно предшествовать изложению отзыва на него и т.д.).

В завершение описательной части в решении излагаются объяснения других лиц, участвующих в деле: третьих лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, обратившихся в суд в случаях, предусмотренных ХПК.

3. Мотивировочная часть решения хозяйственного суда должна содержать фактическое и правовое обоснование выводов хозяйственного суда.

Мотивы - это те соображения, аргументы суда, на основании которых он пришел к решению по конкретному делу. Изложение мотивов в тексте решения делает вывод суда понятным и убедительным.

Фактическое обоснование решения слагается из суждений суда о фактах основания иска, в том числе встречного иска и иска третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, а также из суждений о фактах, положенных в основание возражений против иска, и других фактах, признанных хозяйственным судом существенными по данному делу.

ХПК требует, чтобы в мотивировочной части решения суд указал, какие именно обстоятельства, имеющие значение для дела, он считает установленными и какие неустановленными. Хозяйственный суд обязан изложить свои соображения относительно каждого факта, который входит в предмет доказывания. Эти факты предусмотрены подлежащей применению по данному спору нормой (нормами) материального права (гражданского, земельного, финансового и др.). Фактическая обоснованность решения будет полной только в случае, если в нем содержатся суждения относительно всех юридических фактов, предусмотренных нормой материального права, подлежащей применению. Чтобы добиться этого, необходимо обстоятельства, указанные сторонами, сравнить с тем предусмотренным нормами материального права фактическим составом, который необходим для удовлетворения (неудовлетворения) иска. В результате сравнения хозяйственный суд, с одной стороны, исключает из предмета доказывания обстоятельства, которые не относятся к делу; с другой - если стороны не сделали ссылки на все факты, имеющие значение для правильного разрешения дела, суд по своей инициативе может восполнить предмет доказывания недостающими фактами и высказать свои суждения об их наличии или отсутствии.

Выводы о наличии или отсутствии фактов, значимых для правильного разрешения спора, суд делает после тщательной проверки и оценки доказательств либо без проверки, когда наличие или отсутствие юридических фактов не вызывает сомнений вследствие их общеизвестности или преюдициальности.

Свои суждения о наличии или отсутствии обстоятельств дела хозяйственный суд может обосновать только такими доказательствами, которые проверены и исследованы в судебном заседании.

В мотивировочной части решения суд обязан проанализировать и дать оценку всем доказательствам, добытым по делу. Он должен указать, какие из них являются достоверными и какие недостоверными, и привести убедительные аргументы в подтверждение своих выводов.

Отдельно в данной части решения должно быть обосновано право истца на удовлетворение его требований в установленном размере или доле (например, когда иск предъявлен о признании права собственности на имущество).

В мотивировочной части хозяйственный суд должен обосновать решение теми нормами материального права, которые он в данном случае применил, а также нормами процессуального права, которыми он руководствовался. Наряду с этим следует ссылаться и на постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, разъясняющие вопросы применения той или иной нормы права.

Отсутствие ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, которыми руководствовался хозяйственный суд при разрешении спора, делает решение неубедительным и даже может привести к отмене этого судебного акта в апелляционной или кассационной инстанциях.

Если хозяйственный суд не применяет закон или иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, то должен указать мотивы, по которым он не считает возможным их применить.

4. Резолютивная часть судебного решения должна содержать исчерпывающий и окончательный ответ по всем требованиям, которые являлись предметом судебного разбирательства.

В резолютивной части излагаются конечные выводы хозяйственного суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого из заявленных требований, в том числе и встречного.

Выводы суда излагаются кратко и в императивной форме. Не допускается вынесение альтернативных решений хозяйственного суда, а также решений под условием, постановка решения в зависимость от наступления или ненаступления каких-либо обстоятельств, выполнения стороной в будущем каких-либо действий, за исключением случаев, предусмотренных ХПК. В случае вынесения альтернативного решения суд сохраняет ситуацию (или то, или это) и, следовательно, оставляет спор без разрешения.

При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них. При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

В этой же части решения указывается о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле.

В случаях, если хозяйственный суд устанавливает порядок исполнения решения (например, об отсрочке или рассрочке его исполнения, о способе его исполнения и т.д.); если решение подлежит немедленному исполнению, либо принимает меры к обеспечению исполнения решения (например, арест имущества), об этом указывается в резолютивной части решения.

При вынесении решения в отношении нескольких ответчиков в резолютивной части должна быть указана степень ответственности каждого из них либо содержаться указание на их солидарную ответственность.

 

Статья 194. Решения хозяйственного суда о взыскании денежных средств или о присуждении имущества

 

При удовлетворении иска о взыскании денежных средств в резолютивной части решения хозяйственный суд указывает общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков, процентов и неустойки (штрафа, пени).

При присуждении имущества в резолютивной части решения хозяйственный суд указывает наименование подлежащего передаче имущества, его стоимость и место нахождения.

При присуждении имущества в натуре в резолютивной части решения хозяйственный суд указывает стоимость имущества, которая должна быть взыскана с ответчика, если при исполнении решения присужденное имущество не окажется в наличии.

 

Комментарий к статье 194

 

1. В комментируемой статье ХПК раскрывается специфика содержания резолютивной части решения по делам о взыскании денежных средств и присуждении имущества.

При удовлетворении иска о взыскании денежных средств в резолютивной части решения хозяйственный суд указывает:

- общий размер подлежащих взысканию сумм с обязательным определением при этом составных частей указанной общей суммы: суммы основной задолженности, суммы убытков и суммы неустойки (штрафа, пени);

- наименование стороны, в пользу которой разрешен спор, и стороны, с которой произведено взыскание денежных средств.

Резолютивная часть такого решения должна выглядеть примерно следующим образом: "Взыскать с ответчика в пользу истца 1000000 руб., в том числе: 500000 руб. - долг, 200000 руб. - пеня, 300000 руб. - убытки, а также расходы по государственной пошлине - 36000 руб.".

Необходимость раздельного определения сумм долга, убытков, неустойки и процентов объясняется, во-первых, различной правовой природой этих денежных сумм и, соответственно, материально- и процессуально-правовыми последствиями их взыскания; во-вторых, предупреждением возникновения спорных ситуаций в дальнейших правовых отношениях между сторонами.

2. Специфика норм ч. 2 ст. 194 ХПК состоит в том, что:

а) они подлежат применению лишь постольку, поскольку хозяйственный суд присуждает имущество. При этом нужно иметь в виду, что в состав имущества входят:

- вещи;

- иное имущество, в том числе и имущественные права. Не играет роли, движимое или недвижимое имущество присуждено хозяйственным судом, равно как и разновидность вещей;

б) имущество, которое будучи присужденным хозяйственным судом, подлежит передаче от одного лица (ответчика) другому лицу (истцу);

в) они предписывают хозяйственному суду указать в резолютивной части решения сведения:

- о наименовании имущества. При этом необходимо употреблять общеизвестные и общепринятые названия предметов и вещей;

- стоимость имущества;

- место нахождения имущества.

Правило ч. 3 ст. 194 ХПК позволяет при отсутствии у должника имущества в натуре определить его действительную стоимость и облегчить исполнение решения.

Резолютивная часть такого решения может выглядеть примерно так: "Обязать ответчика передать истцу автомашину "ВАЗ 21093, государственный номер 3782 МЕ, 2002 года выпуска, стоимостью 5000000 руб., находящуюся на автостоянке по адресу: г.Минск, ул. Гамарника, 53".

Если суд не выполнил данное требование, а указал в резолютивной части решения только о взыскании имущества, в случае невозможности его обнаружения истец вправе ставить вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения (ст. 211 ХПК).

 

Статья 195. Решение хозяйственного суда о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа

 

При удовлетворении иска по спору о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, в резолютивной части решения хозяйственный суд указывает наименование, номер и дату выдачи документа, не подлежащего исполнению, и денежную сумму, не подлежащую списанию.

 

Комментарий к статье 195

 

В резолютивной части решения по делу о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, хозяйственный суд указывает:

- наименование документа;

- номер и дату выдачи документа;

- денежную сумму, не подлежащую списанию.

В резолютивной части решения, кроме сведений, перечисленных выше, указывается орган, выдавший этот документ.

Если суд придет к выводу о том, что исполнительный документ не подлежит исполнению в какой-либо части, то должен указать, в какой конкретно.

Перечень исполнительных документов приведен в ст. 329 ХПК. Применительно к комментируемой статье ХПК к ним относятся: судебные приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании судебных постановлений хозяйственных судов, решений арбитражных (третейских) судов, в том числе международных, решений иностранных судов; определения хозяйственного суда о судебном приказе; постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных (финансовых) взысканий и др.

 

Статья 196. Решения хозяйственного суда о заключении или об изменении договора

 

По спорам, возникшим при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод хозяйственного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны его заключить.

 

Комментарий к статье 196

 

1. Хозяйственный суд рассматривает споры о разногласиях по договору, обязанность заключения которого предусмотрена законодательством или когда передача разногласий на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора (ст. 41 ХПК).

Применяя правила ст. 196 ХПК, необходимо руководствоваться не только нормами процессуального, но и материального, гражданского права, регулирующими заключение или изменение договора (гл. 27, 28 ГК).

В соответствии со ст. 391 ГК понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством или добровольно принятым обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с законодательством заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в хозяйственный суд с требованием о понуждении заключить договор.

Так, обязательное заключение договора предусматривается в случаях:

- заключения публичного договора (ст. 396 ГК);

- заключения основного договора, предусмотренного предварительным договором (ст. 399 ГК);

- заключения договора с лицом, выигравшим торги (ст.ст. 417, 418 ГК);

- заключения договора поставки товаров для государственных нужд (ст. 499 ГК);

- в других случаях, предусмотренных законодательством.

В частности, обязательное заключение договора предусматривается при заключении договора поставки товаров для государственных нужд (п. 5 ст. 499 ГК). Обязательные поставки товаров регулируются Законом "О поставках товаров для государственных нужд" и Положением о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд.

Согласно ст. 11 указанного Закона поставщики, являющиеся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров, не вправе необоснованно отказаться от заключения государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд <54>.

--------------------------------

<54> Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд: утв. постановлением Совета Министров от 13.06.1994 N 437 (ред. от 19.02.1999) // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. - Мн., 1994 г. - N 18. - Ст. 334.

 

Споры между государственным заказчиком и поставщиком, возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд, разрешаются в установленном порядке хозяйственными судами (ст. 13 Закона).

Статья 415 ГК устанавливает порядок заключения договора в обязательном порядке. Сторона, которой направлена оферта (проект договора), должна направить другой стороне извещение об акцепте либо об отказе от акцепта или об акцепте оферты на иных условиях в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения извещения.

В случаях, когда стороне, направившей оферту (проект договора), в течение тридцати дней будет представлен протокол разногласий к проекту договора, она обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Заключение договора может быть признано обязательным, если лицо в добровольном порядке принимает на себя такое обязательство. Оно, как правило, содержится в предварительном договоре. По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. При вынесении решения хозяйственный суд должен учитывать все условия предварительного договора (ст. 399 ГК).

В соответствии со ст. 416 ГК спор о возникших разногласиях при заключении договора может быть передан на разрешение хозяйственного суда по соглашению сторон. Условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются по решению суда.

2. Решения хозяйственного суда по спорам, возникшим при заключении или изменении условий договора, должны соответствовать законодательству, содержать вывод по каждому конкретному спорному пункту договора, а также четкие, ясные и точные формулировки, чтобы в процессе исполнения договора не возникали различные толкования текста договора и решения.

В резолютивной части решения о понуждении заключить договор должны быть указаны:

1) предписание стороне заключить договор;

2) условия, на которых стороны обязаны заключить договор, со ссылкой на представленный проект договора;

3) указание о взыскании с ответчика денежной суммы в возмещение убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора (если суд признает требования истца обоснованными).

3. Решения об изменении условий договора должны быть основанными на правилах ст. 420 - 423 ГК. В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В соответствии со ст. 196 ХПК в резолютивной части решения об изменении условий договора указывается вывод хозяйственного суда по каждому спорному условию договора. Условия договора считаются измененными с момента вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 423 ГК).

В резолютивной части решения об изменении условий договора может быть разрешен вопрос о возмещении убытков, причиненных изменением договора, если основанием изменения договора послужило существенное нарушение условий договора одной из сторон (п. 5 ст. 423 ГК).

 

Статья 197. Решение хозяйственного суда, обязывающее ответчика выполнить определенные действия

 

При принятии решения хозяйственного суда, обязывающего ответчика выполнить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или передачей имущества, в резолютивной части решения хозяйственный суд указывает, кто, где, когда или в течение какого периода времени обязан эти действия выполнить.

Если определенные действия могут быть выполнены только ответчиком, в резолютивной части решения хозяйственный суд устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Решение хозяйственного суда, обязывающее организацию выполнить определенные действия (принять решение), не связанные с передачей имущества или взысканием денежных сумм, исполняется в срок, установленный хозяйственным судом.

Хозяйственный суд вправе указать в решении, что если ответчик не исполнит решения, то истец вправе выполнить определенные действия за счет ответчика, взыскав с него необходимые расходы.

 

Комментарий к статье 197

 

1. Статья 197 ХПК определяет содержание резолютивной части решения хозяйственного суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия. Рассматриваемый вид решения имеет определенные особенности, обусловленные предметом материально-правовых требований истца к ответчику.

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 197 ХПК, не связаны с передачей имущества и взысканием денежных средств. Предполагается, что они должны быть осуществлены не органами исполнения в порядке исполнительного производства, а самим ответчиком.

2. По субъектному составу действия, подлежащие совершению ответчиком в порядке требований ст. 197 ХПК, могут быть подразделены на две группы. Первая - действия, которые могут быть совершены только ответчиком, и вторая - действия, которые могут быть совершены не только ответчиком, но и другими физическими и юридическими лицами.

Если хозяйственный суд обязывает ответчика совершить определенные действия и они могут быть выполнены только им, то в резолютивной части решения хозяйственный суд определяет конкретное лицо, срок и место их совершения.

При принятии решения, обязывающего организацию совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или передачей имущества, хозяйственный суд в резолютивной части решения указывает руководителя или иное лицо, на которое возлагается исполнение решения, а также срок исполнения.

3. В случае, если ответчик не исполнит решение, истец вправе исполнить его за счет средств ответчика. Часть 4 ст. 197 ХПК указывает условие, при наличии которого истец приобретает это право: неисполнение ответчиком решения суда.

Специфика правил ч. 4 ст. 197 ХПК состоит в следующем:

а) они лишь наделяют хозяйственный суд правом (но не обязывают его) указать в резолютивной части решения, что в той мере, в какой ответчик не исполнит решение, истец вправе:

- самостоятельно совершить действия за счет ответчика. При этом закон не обязывает хозяйственный суд предписывать истцу совершить эти действия наиболее экономичным путем;

- взыскать с ответчика необходимые для совершения этих действий расходы (т.е. расходы, которые были неизвестны, которые понес бы сам ответчик, если бы исполнил решение суда). Все, что не входит в круг таких расходов, истец должен покрыть сам;

б) наличие в резолютивной части решения указания, упомянутого в ч. 4 ст. 197 ХПК, вовсе не обязывает истца воспользоваться правом совершить действия и взыскать необходимые расходы: истец, исходя из учета конкретных обстоятельств, может настаивать и на том, чтобы ответчик сам непосредственно исполнил решение хозяйственного суда.

 

Статья 198. Решения хозяйственного суда в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков

 

При принятии решения в пользу нескольких истцов хозяйственный суд указывает, в какой части (доле) оно относится к каждому из них, или указывает, что право взыскания является солидарным.

При принятии решения против нескольких ответчиков хозяйственный суд указывает, в какой части (доле) каждый из ответчиков должен исполнить решение, или указывает, что в соответствии с законодательством или согласно договору их ответственность является солидарной.

 

Комментарий к статье 198

 

1. Статья 198 ХПК предусматривает особенности вынесения решения хозяйственным судом в случае процессуального соучастия и объединения нескольких исковых требований в одном процессе. Каждый из соучастников (истцов, ответчиков) выступает в процессе самостоятельно. Самостоятельность каждого из соучастников в хозяйственном процессе предопределяет необходимость четко определить в решении права и обязанности каждого из них.

2. В ч. 1 ст. 198 ХПК речь идет о специфике решения суда при активном соучастии, т.е. при соучастии на стороне истца. В этом случае хозяйственный суд должен указать в решении, в какой части (доле) оно относится к каждому из них, или указать, что право требования является солидарным.

Случаи предъявления иска несколькими истцами, требующими удовлетворения иска с определением какой-либо части, в судебной практике достаточно редки, но можно предложить следующий пример: заявлен иск двух организаций к третьей о признании права общей долевой собственности на здание.

При удовлетворении иска в резолютивной части решения должны содержаться примерно следующие указания: "Признать право общей долевой собственности ОАО "А" и ЗАО "В" на здание общей площадью 160 кв.м, расположенное в г.Бресте по ул. Мира, 35, с определением доли ОАО "А" в виде права на помещения первого этажа общей площадью 90 кв.м и ЗАО "В" - в виде права на помещения второго этажа общей площадью 70 кв.м".

Солидарные обязательства также не часто встречаются в гражданском обороте, в основном при неделимости предмета обязательства (ст. 303 ГК). При удовлетворении такого иска, к примеру, обязании исполнить обязательство, в резолютивной части решения указывается следующее: "Обязать ответчика передать ООО "Б" и ОАО "С" солидарно (совместно или любому из них) автомобиль ВАЗ 21012, 2002 г. выпуска, государственный номер 4273 МЕ". Однако не всегда при предъявлении иска несколькими истцами суд должен указывать в резолютивной части решения, в какой части оно относится к каждому из них. Имеются в виду иски, предметом которых является единое (неделимое) требование, одна цель, к достижению которой стремились истцы, предъявляя иск. В качестве примера можно привести иск двух и более акционеров акционерного общества о признании недействительным решения собрания акционеров, нескольких истцов об оспаривании нормативного правового акта, о признании права общей совместной собственности и др.

3. В ч. 2 ст. 198 ХПК говорится о специфике решения арбитражного суда при соучастии на стороне ответчика. При принятии решения против нескольких ответчиков хозяйственный суд указывает, в какой части (доле) каждый из ответчиков должен выполнить решение, или указывает, что в соответствии с законодательством или договором их ответственность является солидарной. Иски, которые предъявляются к нескольким ответчикам, встречаются достаточно часто. Например: "Взыскать с ответчика 1 в пользу истца 120000 руб. - долг. Взыскать с ответчика 2 в пользу истца 70000 руб. - долг".

При отказе в иске одному из ответчиков суд должен обязательно указать это, даже если иск удовлетворен полностью за счет второго ответчика.

4. Статья 198 ХПК действует и при принятии решения в пользу нескольких истцов против нескольких ответчиков (смешанное соучастие). В этом случае в решении должно быть указано, что конкретно присуждено в пользу каждого истца и что конкретно взыскано с каждого ответчика.

 

Статья 199. Решение хозяйственного суда по делу о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц

 

По делу о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц в резолютивной части решения хозяйственного суда должны содержаться:

наименование, номер, дата издания, иные необходимые реквизиты акта и данные об органе, его издавшем;

указания о признании акта недействительным в целом или его части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя в целом или его части;

указание, с какого времени этот ненормативный правовой акт признан недействительным.

При удовлетворении требований о признании незаконными отказа в государственной регистрации или уклонения от регистрации в резолютивной части решения хозяйственный суд обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию.

 

Комментарий к статье 199

 

1. В ч. 1 ст. 199 ХПК содержатся требования к резолютивной части решения хозяйственного суда по делу о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц. Решение хозяйственного суда по данной категории дел должно удовлетворять как требованиям ст. 193 ХПК, так и требованиям настоящей статьи.

2. По делам, названным в ч. 1 ст. 199 ХПК, хозяйственный суд должен указать в резолютивной части своего решения сведения:

- о наименовании (постановление, распоряжение, инструкция и т.д.), номере (если акт издан двумя и более органами, то следует указать номера, присвоенные всеми этими органами), дате (например, 09.11.2001) издания акта, а также о других необходимых реквизитах (например, о регистрационном номере в Министерстве юстиции, об источнике опубликования и др.);

- об органе, издавшем акт. Необходимо при этом указывать полное наименование этого органа (а если оно изменилось к моменту принятия решения, то и старое, и новое наименование), например Министерство по налогам и сборам, а также полный почтовый адрес этого органа с указанием индекса;

- о том, что упомянутый акт признается недействительным:

- полностью;

- в определенной части. В этом случае необходимо указать, в какой конкретно части (т.е. номер статьи, пункта, части статьи, номер раздела, главы и т.п.) этот акт

Date: 2015-08-15; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию