Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ невербального поведения учителя на уроке





Каналы невербальной коммуникации – кинетика, паралингвистика, проксемика и визуальный контакт – предоставляют партнеру по общению значительно больший объем информации, чем словесные сообщения. Поэтому в профессиональной деятельности педагога важно не только следить за своей речью, но и постоянно анализировать свое невербальное поведение.

Рассмотрим наиболее важные компоненты невербального поведения учителя на уроке.

1. Позы, походка, осанка. Имеется ввиду манера перемещаться по кабинету, залу, излюбленные позы. Как показано во многих исследованиях, анализ этих компонентов невербального поведения предоставляет значительную информацию о настроении педагога, его отношении к себе, к окружающим. Рекомендуем обратиться к соответствующей литературе (см. список дополнительной литературы в конце пособия), чтобы изучить значения сигналов тела, научиться управлять ими. Ведь учителя постоянно являются объектом пристального внимания учеников, поэтому рефлексия сигналов, посылаемых телом окружающим, является важным профессиональным качеством. А для учителя ФК, который является специалистом по формированию телесной культуры, правильная осанка, походка, точность движений важны также и в методическом плане. Широко известно, что некоторые поведенческие показатели остро воспринимаются школьниками, вызывая у них оживление, отвлечение. Наблюдается и устойчивое фиксирование той или иной поведенческой детали и ее обсуждение. Возможно и появление на этой основе у учителя и прозвища.

При выявлении учителем особенностей данного компонента невербального поведения следует обратить внимание на следующие особенности:

Какие движения совершает учитель? Как быстро совершаются перемещения? На какое расстояние? Как меняется двигательная активность учителя по ходу урока? Как влияет двигательная активность учителя на успешность урока? Что содействует эффективному взаимодействию с учащимися, что мешает этому? Как отражалась двигательная активность учителя на внимании школьников, на эмоциональном фоне урока, на деловом сотрудничестве?

Помните о том, что повышенная активность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором.

2. Жестикуляция. Движения рук несут богатую информацию о нашем отношении к собеседникам, о чувствах, нами испытываемых. В разных культурах определенным жестам придают также и определенный смысл. Известны различные классификации жестов и их значений. (см. список дополнительной литературы в конце пособия) Важно, чтобы учитель разбирался в языке жестов, умел правильно «прочитывать» их значение, а также эффективно использовать в своей профессиональной деятельности. Для этого рекомендуем также внимательно познакомиться с литературой и очень внимательно изучить ее.

Некоторую информацию о своей жестикуляции вы сможете получить на нашем занятии. Известно, что жесты, которые чаще всего используются, наименее доступны для осознания. Особенно часто этот эффект проявляется в группах видеотренинга, когда участник, просматривая свое выступление, записанное на видеомагнитофон, вдруг обнаруживает какой-либо свой жест, который в обычной жизни он у себя не замечал и который негативно отражается на эффективности общения. Как правило, это ведет к тому, что впоследствии такие жесты сознательно контролируются и устраняются.

3. Мимика. Внимательность школьников к мимике учителя традиционна и естественна. По ней они «читают» состояние и настроение учителя и во многом на основе полученных при этом сведений определяют свой образ ответного поведения. Мимика адекватна внутреннему состоянию ее носителя и сравнительно мало поддается намеренному сокрытию. Рефлексия собственной мимики – труднейшая задача. Тем не менее, учителю необходимо иметь адекватное представление об индивидуальных особенностях своей мимики.

4. Паралингвистические особенности. В отличие от указанных выше особенностей невербального поведения, интонация, темп речи, ее быстрота, высота – звуковые сигналы. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному в зависимости от того, как оно будет произнесено. В одних случаях школьники внимательно прислушиваются к нему, в других –проявляют безразличие. Спектр возможных интонаций весьма разнообразен. Однако немалая часть педагогов зауживает о ограничивает свои паралингвистические резервы. Кстати, во многих курсах педагогического мастерства паралингвистические умения учителя рассматриваются как фундамент успешного взаимодействия с учеником. Например, часто приводят пример А.Макаренко, который умел произносить слово «Идите!» двадцатью различными способами.

Как правило, учитель самостоятельно вряд ли сможет проследить за особенностями своего невербального поведения. Предложив посетить урок, он сможет получить от наблюдателя соответствующую картину своего поведения. Совместный анализ позволит выявить сильные и слабые стороны используемого стиля педагогического общения. [по 1]

 

Date: 2015-08-15; view: 2043; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию