Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XXI. Гражданское судопроизводство 1 page





У МИРОВОГО СУДЬИ <*>

 

--------------------------------

<*> Демидов В.В., Жуйков В.М. Комментарий к законодательству о мировых судьях. М., 2001; Изварина А.Ф. Мировые судьи России начала XXI века. Ростов-на-Дону, 2002; Настольная книга мирового судьи / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2002; Борисов Г., Хапилин А. От мировых судей к мировым судам // Российская юстиция. N 3. 2002; Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы // Российское право. N 9. 2001.

 

§ 1. История института мировых судей

 

Институт мировых судей (мировая юстиция) введен в действующую судебную систему Российской Федерации в порядке реализации концепции судебной реформы. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <*> в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Мировые судьи относятся к судам субъектов РФ и являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

 

Институт мировых судей не является новым для российского гражданского процесса. Впервые в России он был введен в 1864 г. в связи с проводимой реформой. 20 ноября 1864 г. были приняты "Судебные уставы": Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Учреждение судебных установлений и Устав о наказаниях уголовных и исправительных, налагаемых мировыми судьями, которые определяли новую структуру судебной системы, в том числе вводили впервые институт мировых судей. Поскольку судебная реформа 1864 г. проводилась параллельно с реформой политического устройства общества, то, конечно же, в первую очередь она была направлена на обеспечение защиты прав крестьян, которые освобождались от крепостного права.

Цель создания низового звена судебной системы заключалась в формировании максимально доступной для широких масс, быстрой, без лишних формальностей процедуры защиты, чтобы мировой суд стал органом, который приобрел бы доверие народа. Данное звено судебной системы создавалось как выборный, всесословный, независимый и самостоятельный суд, основной задачей которого было примирение сторон, охрана и утверждение общего порядка и спокойствия.

На практике мировой суд приобрел популярность и доверие. Так, за пять отчетных лет (1884 - 1888 гг.) в апелляционном порядке было обжаловано всего лишь 19% рассмотренных дел <*>.

--------------------------------

<*> См.: Брун М. Мировые судьи // Энциклопедический словарь / Под ред. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 37. СПб., 1890. С. 431.

 

Судебную систему России конца XIX в. составляли система местных и система общих судов. Система местных судов состояла из мировых участковых судей, почетных мировых судей и съезда мировых судей. Систему общих судов составляли окружной суд, судебные палаты и Сенат.

Участковый мировой судья являлся низшим звеном системы местных судов, действовал единолично на территории своего судебного участка. Он избирался сроком на три года и разрешал отнесенные законом к его компетенции споры по первой инстанции. В отличие от мирового судьи почетный мировой судья не имел постоянного участка, не получал жалованья за свою работу, но имел такие же полномочия по рассмотрению дел. Почетные мировые судьи заменяли участковых мировых судей на время их отсутствия, а также могли рассматривать дела в случае добровольного обращения к ним сторон.

Несколько судебных участков в совокупности составляли мировой округ. Собрание участковых и почетных мировых судей каждого округа именовалось съездом мировых судей и являлось высшей мировой инстанцией. Этот судебный орган рассматривал в качестве второй (апелляционной) инстанции гражданские и уголовные дела, действовал коллегиально в составе не менее трех судей.

Статья 29 Устава гражданского судопроизводства определяла подсудность дел мировым судьям. При отнесении дел к рассмотрению мировых судей использовались два основных критерия: имущественный характер спора и цена иска. Иногда применялся и дополнительный критерий - срок на защиту нарушенного права. В случае пропуска установленного срока на защиту нарушенного права дело подлежало рассмотрению в суде системы общих судов.

С целью обеспечения доступности правосудия производство у мирового судьи освобождалось от сборов, установленных для системы общих судов. Если к мировому судье приходили обе тяжущиеся стороны, то он мог немедленно приступить к рассмотрению спора, без предварительной процедуры предъявления иска, вызова сторон и т.д.

Несмотря на введение принципа состязательности, за мировым судьей в некоторых случаях сохранялась активная роль в гражданском процессе. Без просьбы участников процесса он мог по своей инициативе приобщать справочные сведения из своих дел, потребовать от сторон представления доказательств, которые были упомянуты в объяснениях, но на которых не содержалось прямых ссылок. В соответствии со ст. 107 Устава гражданского судопроизводства мировой судья наделялся полномочиями по "проведению экспертизы". Для этого он мог потребовать от проверяемого лица написания нескольких строк или слов и сличить почерк. Отказ от этого требования или намеренное изменение почерка могли быть приняты судьей за доказательство против этого лица.

Особенности судебного разбирательства у мирового судьи касались и круга участников процесса. Так, в мировых судах не допускалось участие в процессе третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора. Ограниченным было участие и третьих лиц без самостоятельных требований. Они могли быть допущены к рассмотрению дела только в суде первой инстанции.

По результатам рассмотрения дела мировой судья выносил судебное решение, которое записывалось в установленную законом книгу. Каждое решение должно было быть изложено в окончательной форме не позднее трех дней после объявления. По сложным делам мировой судья имел право отложить объявление резолюции не более чем на три дня. Решение мирового судьи могло быть пересмотрено в апелляционной инстанции, которой являлся съезд мировых судей. Решения мирового судьи по иску не свыше 30 руб. являлось окончательным и не подлежало обжалованию.

Мировые суды были упразднены 12 июня 1889 г., когда, за исключением столиц и некоторых крупных городов, местная юстиция была заменена на судебно-административные установления. В 1912 г. мировой суд был снова возрожден, но не надолго. Окончательно мировая юстиция была упразднена Декретом о суде N 1 от 24 ноября 1917 г.

 

§ 2. Мировая юстиция в современной России

 

17 декабря 1998 г. был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", которым возрожден институт мировой юстиции в российской судебной системе <*>. Введение института мировой юстиции в Российской Федерации в настоящее время имеет целью возрождение общедемократических принципов осуществления правосудия и развитие судебной системы <*>, а также призвано решить преимущественно две принципиально важные проблемы: приблизить суды к местному населению и тем самым облегчить доступ граждан к правосудию и разгрузить районные суды от чрезмерно большой нагрузки, которая постоянно возрастает <*>. Также одной из задач введения института мировых судей в Российской Федерации является примирение сторон.

--------------------------------

<*> РГ. 1998. 22 дек.

<**> См.: Настольная книга мирового судьи / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 4.

<***> См.: Алексеева Л.Б., Андреев В.И. Настольная книга судьи. М., 2000. С. 26.

 

Мировые судьи в Российской Федерации - это судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, входящие в единую судебную систему России.

В настоящее время можно выделить следующие черты, характеризующие деятельность мировых судьей в Российской Федерации.

Во-первых, в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи входят в единую судебную систему России. Это означает, что мировые судьи осуществляют свою деятельность от имени Российской Федерации, соблюдают установленные федеральным законодательством правила судопроизводства. При рассмотрении дел применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ. Вступившие в силу постановления мировых судей, их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", иными федеральными законами, законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета.

Во-вторых, мировые судьи относятся к судам субъектов РФ, представляющим систему судов общей юрисдикции, и рассматривают гражданские дела только по первой инстанции. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи субъектов РФ. Поскольку мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, то порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей помимо федерального законодательства устанавливается также и законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Законом Калининградской области от 19 мая 2000 г. N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области" установлены дополнительные требования, исключающие возможность быть назначенным на должность мирового судьи. Согласно п. 3 ст. 6 Закона Калининградской области мировыми судьями не могут быть недееспособные, ограниченные в дееспособности граждане, а также имеющие физические недостатки и психические заболевания, препятствующие осуществлению правосудия.

По-разному в субъектах РФ решается вопрос о порядке назначения (избрания) на должность мирового судьи. Статьей 7 Закона г. Москвы от 31 мая 2000 г. N 15 "О мировых судьях в городе Москве" предусмотрено, что мировые судьи назначаются на должность Московской городской думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей г. Москвы. Дума рассматривает представление в месячный срок.

В Калининградской области (ст. 7 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 г.) судьи назначаются областной Думой по совместному представлению Председателя областного суда и начальника Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Калининградской области. Назначение осуществляется тайным голосованием. Кандидат считается назначенным, если за него проголосовало более 50% от избранного состава депутатов областной Думы.

В Брянской области согласно Закону Брянской области от 4 ноября 1999 г. N 62-З "О мировых судьях Брянской области" мировые судьи назначаются на должность Брянской областной думой по представлению Председателя Брянского областного суда и начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Брянской области, согласованному с соответствующим представительным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 Закона Ростовской области от 26 апреля 1999 г. N 31-ЗС "О мировых судьях в Ростовской области" мировые судьи избираются Законодательным собранием Ростовской области по представлению Председателя Ростовского областного суда, согласованному с Главой администрации (Губернатором) Ростовской области и с учетом предложений представительных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Мировой судья избирается на должность в индивидуальном порядке открытым голосованием. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от установленного числа депутатов. Постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 19 ноября 1999 г. N 209 утверждено Положение о порядке рассмотрения представительными органами местного самоуправления кандидатур на должности мировых судей Ростовской области и представления их в Законодательное собрание Ростовской области. Также в этом же субъекте РФ утверждены положения об отличительном знаке мирового судьи Ростовской области и положение об удостоверении мирового судьи Ростовской области.

В Свердловской области мировые судьи назначаются на должность областной Думой Законодательного собрания Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области. Представление Губернатора о назначении кандидата на должность мирового судьи рассматривается на ближайшем заседании областной Думы, решение о назначении либо об отказе в назначении оформляется постановлением областной Думы Законодательного собрания Свердловской области (ст. 5 Закона Свердловской области от 19 февраля 2001 г. N 22-ОЗ "О мировых судьях Свердловской области").

Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" предусмотрено, что срок избрания мирового судьи на должность устанавливается законом субъекта РФ. Но этот срок не может превышать пяти лет, если судья назначается впервые. По истечении указанного в законе субъекта РФ срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Срок повторного и последующего назначения (избрания) устанавливается законом субъекта РФ, но не может быть менее 5 лет.

Так, в большинстве субъектов РФ мировой судья назначается (избирается) на должность на срок три года. В Ростовской и Калининградской областях при повторном назначении (избрании) мировые судьи назначаются (избираются) сроком на пять лет, при последующих назначениях (избраниях) - на 10 лет.

В Брянской, Свердловской областях, г. Москве повторные и последующие сроки назначения (избрания) мировых судей составляют 5 лет.

В большинстве субъектов РФ в зале судебного заседания мирового судьи помещаются Государственный флаг и Государственный герб Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ. При осуществлении правосудия мировые судьи заседают в мантии, имеют гербовую печать, которой скрепляют свои судебные акты.

В-третьих, мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и судебных участков определяется федеральным законом. Так, Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" <*> определено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в субъектах РФ. Например, в Нижегородской области - 164, Ростовской области - 196, Краснодарском крае - 226, Санкт-Петербурге - 211, Эвенкийском автономном округе - 2.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 1. Ст. 1.

 

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 тыс. до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

В каждом субъекте РФ один мировой судья назначается (избирается) на один судебный участок. Порядок создания и упразднения судебных участков определяется законом субъекта РФ. Так, Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" установлено, что в Свердловской области действует 207 мировых судей, соответственно столько же должно быть и судебных участков. Границы каждого их этих 207 судебных участков определены областным Законом от 28 ноября 2001 г. N 52-ОЗ "О создании судебных участков Свердловской области и должностей мировых судей Свердловской области". В соответствии с этим Законом на территории г. Екатеринбурга определены 62 судебных участка, из них в Верх-Исетском районе - 8; в Железнодорожном районе - 10; в Кировском районе - 10; в Ленинском районе - 9; в Октябрьском районе - 7; в Орджоникидзевском районе - 10; в Чкаловском районе - 8. Этим же Законом описаны границы каждого судебного участка.

На территории г. Москвы создаются 384 судебных участка. Границы судебных участков определяются мэром Москвы по представлению Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в г. Москве.

Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, в рамках своего судебного участка. В данном случае осуществляется реализация положения ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, в соответствии с которым никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

 

§ 3. Подсудность гражданских дел мировому судье

 

В соответствии со ст. 28 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Распределение дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции по первой инстанции, происходит по правилам подсудности. Подсудность как относимость подведомственного судам юридического дела к ведению определенного суда, в зависимости от рода подлежащего разрешению дела и от территории, на которой действует тот или иной суд, подразделяется на родовую и территориальную.

С помощью родовой подсудности определяется, какой суд общей юрисдикции, относящийся к различным звеньям судебной системы, будет рассматривать юридическое дело по первой инстанции.

Статья 23 ГПК определяет, что мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом.

Таким образом, в соответствии со ст. 23 ГПК подсудность дел мировым судьям можно поделить на две основные группы:

1) дела о выдаче судебного приказа (пп. 1 п. 1);

2) дела, содержащие спор о праве (пп. 2 - 7 п. 1).

Первую группу составляют дела о выдаче судебного приказа (пп. 1 п. 1 ст. 23 ГПК). В соответствии со ст. 121 ГПК судебный приказ выдается мировым судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, по требованиям, которые исчерпывающим образом перечислены в ст. 122 ГПК.

Следует отметить, что дела о выдаче судебного приказа подсудны мировому судье вне зависимости от цены заявленного требования. Например, если кредитор на основании нотариально удостоверенной сделки обращается с заявлением о взыскании денежных сумм, превышающих пятьсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда, то дело все равно будет подсудно мировому судье. Данное положение связано с тем, что судебный приказ выдается в порядке приказного производства, без вызова сторон.

В соответствии со ст. 125 ГПК мировой судья вправе отказать в принятии заявления о выдаче судебного приказа, если заявленное требование не предусмотрено ст. 122 ГПК. В данном случае заинтересованное лицо вправе обратиться в порядке искового производства для защиты нарушенного права. Такое исковое заявление может быть подано этому же мировому судье, если оно в соответствии с правилами подсудности подлежит рассмотрению мировым судьей.

Вторую группу составляют категории дел, рассматриваемые мировыми судьями в порядке искового производства.

Так, в соответствии с пп. 2 - 4 п. 1 ст. 23 ГПК мировой судья рассматривает дела, возникающие из семейно-правовых отношений.

К подсудности мирового судьи отнесены все дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел:

- о расторжении брака, если между супругами возникает спор о детях;

- об оспаривании отцовства (материнства);

- об установлении отцовства;

- о лишении родительских прав;

- об усыновлении (удочерении) ребенка.

Некоторые авторы предлагают дополнить этот перечень и отнести все споры о детях независимо от того, рассматриваются ли они совместно с иском о расторжении брака или отдельно, на рассмотрение районного суда <*>.

--------------------------------

<*> См.: Демидов В.В., Жуйков В.М. Комментарий к законодательству о мировых судьях. М., 2001. С. 123.

 

В качестве иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, мировой судья может рассматривать иски об увеличении или уменьшении размера алиментных платежей, иски о признании брака недействительным, иски об изменении условий брачного договора и другие категории дел. Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества могут быть рассмотрены мировым судьей независимо от того, расторгнут брак или нет, и также подлежат рассмотрению без ограничения цены иска.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 ГПК мировой судья рассматривает имущественные споры при условии, что цена иска не превышает пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи искового заявления. Таким образом, цена иска определяется на момент подачи искового заявления, и в случае, если цена иска превышает установленную в данной статье границу, дело будет подсудно районному суду.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" <*>. Установленный с 1 мая 2002 г. минимальный размер оплаты труда в сумме 450 руб. (ст. 1 названного Закона) применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Для остальных случаев минимальный размер оплаты труда определяется с 1 января 2001 г. в сумме 100 руб. Поэтому при определении цены иска по имущественным спорам необходимо исходить из ставки минимального размера оплаты труда, равняющейся 100 руб.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729.

 

Также в зависимости от цены следует рассматривать вопрос о подсудности дел об исключении имущества из описи, дел о признании сделок недействительными. Дела о восстановлении срока для принятия наследства подсудны мировому судье в зависимости от стоимости наследственного имущества, о котором возник спор, и цены иска.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 ГПК мировому судье подсудны дела, возникающие из трудовых отношений. Это могут быть дела об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула, об отказе в приеме на работу, о возмещении работником вреда, причиненного организации, и др. Исключение составляют дела о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора и дела о разрешении коллективных трудовых споров.

Подпункт 7 п. 1 ст. 23 ГПК относит к подсудности мирового судьи дела об определении порядка пользования имуществом. Под имуществом здесь понимается как движимое, так и недвижимое имущество. При этом размер, стоимость имущества не имеют значения для решения вопроса об отнесении данных дел к подсудности мирового судьи.

Если же вопрос об определении порядка пользования имуществом связан с другим требованием, например о признании права собственности, то он будет подсуден мировому судье в зависимости от цены иска.

В соответствии с п. 2 ст. 23 ГПК к подсудности мирового судьи федеральным законом могут быть отнесены и другие дела. Так, согласно ст. 23.1 КоАП мировой судья рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные данной статьей к его подсудности.

При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. Например, при рассмотрении дела о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка заявлено встречное требование об оспаривании отцовства. Встречное требование подсудно районному суду, поэтому все дело подлежит рассмотрению в районном суде. Если подсудность дела изменяется в ходе рассмотрения дела у мирового судьи, то он выносит определение о передаче дела в районный суд и направляет его вместе с делом в районный суд для рассмотрения по существу. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

Если в субъектах РФ в каком-либо судебном участке мировые судьи не назначены (не избраны), то дела, отнесенные к подсудности мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами (ст. 5 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РФ").

Мировой судья действует в рамках своего судебного участка, границы которого определяются законом субъекта РФ. Разграничение дел между мировыми судьями производится по правилам территориальной подсудности. Территориальную подсудность принято разграничивать на общую, альтернативную, исключительную, договорную и по связи дел. Разграничение дел, рассматриваемых мировыми судьями, проводится в соответствии со ст. ст. 28 - 32 ГПК.

Передача дела от одного мирового судьи к другому осуществляется по правилам ст. 33 ГПК. Пункт 1 данной статьи гласит, что дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, даже если в дальнейшем оно станет подсудным другому суду. Поэтому если решение районного суда, вынесенное до введения в действие нормы о подсудности дел мировому судье, было отменено вышестоящей инстанцией и дело направлено на новое рассмотрение, то оно должно быть рассмотрено в районном суде, даже если это требование стало подсудно мировому судье.

Рассмотрение дел мировым судьей производится по общим правилам гражданского судопроизводства, существующим для судов, разрешающих дела по первой инстанции.

 

§ 4. Пересмотр не вступивших в законную силу актов

мирового судьи в апелляционной инстанции

 

1. Понятие и сущность апелляционного производства

 

Судебное решение, вынесенное судом первой инстанции, может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию. Обжалование - это один из способов проверки законности и обоснованности вынесенного судебного акта.

Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает следующие способы проверки:

1) производство в суде апелляционной инстанции;

2) производство в суде кассационной инстанции;

3) пересмотр судебных актов в порядке надзора;

4) пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Каждый из этих правоприменительных циклов имеет свои специфические черты и особенности.

Производство в апелляционной инстанции - это правоприменительный цикл, предназначенный для проверки не вступивших в законную силу судебных актов суда первой инстанции и заключающийся в новом рассмотрении дела по существу.

Действующее гражданское процессуальное законодательство (гл. 39 ГПК) предусматривает возможность апелляционного обжалования решения и определений мирового судьи. Акты других судов, рассматривающих дела по первой инстанции, не могут быть обжалованы в порядке апелляционного производства.

Апелляция была известна еще дореволюционным процессуалистам и рассматривалась ими как просьба стороны, считающей решение суда первой инстанции во всем или в известной части неправильным, о новом рассмотрении и перерешении дела судом вышестоящей инстанции <*>.

--------------------------------

<*> См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С. 369.

 

Можно выделить следующие черты, присущие апелляционному производству в гражданском процессе:

1) апелляция приносится на не вступившее в законную силу решение, определение мирового судьи;

Date: 2015-08-15; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию