Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа № 1. Цель: изучение особенностей интерпретации выполнения графических проективных методик (на материале рисунка несуществующего животного подростками и старшими





ЦЕЛЬ: Изучение особенностей интерпретации выполнения графических проективных методик (на материале рисунка несуществующего животного подростками и старшими школьниками (М.З. Друкаревич)).

 

Для работы испытуемому требуется белый лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Твердым карандашом, авторучкой и фломастером пользоваться не разрешается. Время, отведенное на рисование, жёстко не ограничивается. Обычно испытуемым требуется 5-15 минут.

Инструкция заключается в следующем: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем».

До изложения основных особенностей интерпретации рисунков такого типа следует сделать несколько вводных замечаний.

Во-первых, данная методика имеет ориентировочный характер. Совершенно недопустимо делать какие-либо выводы о развитии личности испытуемого, исходя только лишь из рисунка. Необходимо комплексное изучение личности с помощью различных методов исследования.

Во-вторых, интерпретация тех или иных аспектов изображения вовсе не предусматривает категоризма суждений и абсолютизации оценок. Мнения должны быть сформулированы с предельной осторожностью. В этом плане представляется полезным, если студенты сами нарисуют несуществующее животное до ознакомления с основными принципами интерпретации этого рисунка.

В-третьих, нецелесообразно производить буквального истолкования элементов изображения как проявлений отдельных черт личности испытуемого. Принцип «так написано в инструкции» здесь неуместен. Речь, повторяем, об учете этих элементов в комплексном исследовательском контексте вместе с данными, полученными на основе применения иных методов.

В-четвертых, во многих случаях те или иные детали рисунков испытывают на себе влияние непосредственно предшествующих им восприятии обликов реальных животных, героев мультсериалов, персонажей фильмов «ужасов» и т. д. Беседа с испытуемым по завершении рисунка обычно позволяет внести необходимые коррективы в интерпретацию.

Перейдем к особенностям процедуры анализа изображений. Обычно во внимание принимается положение рисунка на листе, типовая принадлежность запечатленного животного, соотношение отдельных частей тела, наличие и выраженность определенных деталей, характер карандашных линий, специфика выбранных наименований. Последовательно рассмотрим эти аспекты.

Положение рисунка на листе. Данная характеристика обычно рассматривается как выражение самооценки. В норме рисунок расположен в средней части вертикально поставленного листа. Размещение его ближе к верхнему краю трактуется как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих (высокая самооценка). Изображение в нижней части листа (чем ниже, тем выраженнее) ассоциируется, напротив, с неуверенностью в себе, подавленностью, нерешительностью, незаинтересованностью в повышении своего положения в социуме, отсутствием претензий на признание (низкая самооценка).

Типовая принадлежность животного. Традиционно изображенные животные делятся на угрожающих (хищных), нейтральных и угрожаемых (защищающихся). Считается, что при этом имеет место своеобразная идентификация, самоуподобление рисующего и продукта его труда. Тип животного интерпретируется как доминирующее у испытуемого отношение своему «Я», представление о занимаемом положении в мире, роли в нем. Очеловечивание животного, выражающееся в придания ему положения прямохождения с опорой на две лапы, уподобление его конечностей человеческим, похожесть морды на лицо, одевание животного в тот или иной наряд - всё это обычно объясняется определённой инфантильностью, эмоциональной незрелостью.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует стремление к замкнутости, скрытности, закрытости внутреннего мира от посторонних или, как вариант, нежелание являться объектом тестирования, уклонение от данного испытания.

Соотношение отдельных частей тела. Увеличенный по сравнению с телом размер головы рассматривается как показатель высокой оценки испытуемым рационального начала, а возможно, и эрудиции в себе и в окружающих.

Степень основательности опорной части фигуры позволяет сделать предварительные выводы об обдуманности или поверхностности суждений, аналитичности, рациональности или, напротив, легкомыслия, импульсивности при принятии решений.

Детали изображения. Если судить в целом, то наличие большого числа деталей, разнообразные усложнения и дополнения рисунка могут быть интерпретированы как повышенная энергичность испытуемого. Аналогично расценивается и отход от инструкции, выражающийся в размещении на листе нескольких несуществующих животных. Отсутствие же необходимых элементов, обеднённость деталей, примитивность контуров становятся сигналами пониженной энергетики, астеничности организма, хронических соматических заболеваний.

Перейдём к ориентировке в возможных значениях деталей головы. Особую роль отводят глазам. Часто их считают символом присущего человеку страха или беспокойства. Это качество подчёркивается заметной прорисовкой радужной оболочки. Также следует обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Выраженность данного признака связана с возможностью проявлений истероидно-демонстративных черт. Более часто - это заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание большого значения прочей внешней атрибутике поведения.

Размеры ушных раковин ассоциируются со степенью заинтересованности в информации, значимостью от мнений других людей о себе.

Характеристики рта животного оценивают следующим образом:

- приоткрытый рот в сочетании с языком, но без прорисовки губ - склонность к чрезмерной речевой активности;

- то же самое вместе с прорисовкой губ, - скорее, как чувственность;

- открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, интерпретируется как легкость возникновения недоверия, опасений;

- рот с зубами - вербальная агрессия, обычно защитного порядка (грубит, огрызается в ответ на порицания).

Обильная грива, пышная прическа являются индикаторами чувственности, подчеркивают половую принадлежность, иногда выражают ориентировку на сексуальную роль. Перья связаны с тенденцией к самоприукрашиванию или демонстративности поведения.

Рога - символ защитных или агрессивных потребностей. Их функция уточняется по соответствию иным наступательно-оборонительным чертам.

Теперь обратимся к схеме анализа деталей тела животного. Придаётся существенное значение наличию или отсутствию разного рода выступов на теле (шипов, игл, щитов, панцирей). Это становится характеристикой защиты от окружающих, агрессивной - если преобладают острые углы, со страхом и тревогой - если имеет место затемнение или своеобразное размазывание контурной линии, с опасением, подозрительностью - когда выставлены заслоны, щиты, линия удвоена. Направленность такого рода защит соответствует их пространственному расположению. А именно: вверх - против вышестоящих лиц; вниз - по отношению к нижестоящим, подчинённым или младшим; в стороны - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите в различных ситуациях. Аналогичное последнему из перечисленных - размещение защитных элементов не по контуру тела, а внутри его.

Степень агрессивности, нередко выражается и прямыми символами - когтями, клыками, клювами, жалами и т. п.

Следует обратить внимание и на характер сексуальных признаков, то есть на акцентирование вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Иногда встречаются случаи «вмонтирования» в тело животного механических частей - постамента, тракторных гусениц, пропеллера, антенн, проводов, электроламп, рычагов, тумблеров и др. Такое чаще наблюдается у больных шизофренией или у глубоких шизоидов.

Характер соединения ног или лап с корпусом (точное, тщательное или небрежное, прерывистое) соотносят с качествами контроля за своими рассуждениями и решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног выражает конформность мнений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этой детали характеризует самобытность суждений, креативность личности.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или устрашающими. Размеры первых пропорциональны уверенности в себе, энергичности, увлечённости, любознательности, Вторые соотносятся с элементами манерности и демонстративности поведения.

Хвосты выражают отношение к собственным решениям и поступкам. Направление хвостов вверх - положительная окраска этого отношения. Направление вниз - отрицательная, связанная с чувствами недовольства собой, сомнения в собственной правоте, сожаления, раскаяния.

Характер карандашных линий. Слабая паутинообразная линия (без нажима) имеет несколько возможных истолкований: потребность в экономии энергии, ослабленность организма, наличие хронического соматического заболевания. Жирная же линия (с нажимом) не имеет полярного значения. Скорее, это выражение тревожности. Особенно показательны в этом плане резко продавленные линии, видимые в обратной стороны листа. Необходимо при этом обратить внимание на то, какая деталь изображена таким образом, к чему «привязана» тревожность.

Аналогично, частые стирания обусловлены повышенной тревожностью, нерешительностью или недовольством собой. Стирание с последующим ухудшением рисунка выражает нередко наличие сильной эмоциональной реакции, ассоциируемой со значением данной детали изображения. Стирание при усложнении, усовершенствовании перерисовки - углубленное самораскрытие через рисунок, увлечение данной деятельностью.

Специфика выбранных наименований. Традиционно выделяют такие варианты значений названий несуществующих животных:

- рациональное соединение смысловых частей реальных слов - конкретность установок при ориентировке и адаптации, рационализм мышления;

- словообразование с сугубо книжно-научным, часто латинизированным суффиксом - склонность к демонстративности разума и эрудиции;

- поверхностный синтез звуков без всякого осмысления - легкомысленное отношение к окружающим, перевес эстетических элементов суждений над рациональными;

- иронически-юмористические названия - при соответственном отношении к окружающему, проявляющемся обычно со снисходительным оттенком;

- объединение повторяющихся элементов, напоминающее детский лепет – инфантилизма;

- удлинённые названия, затруднительные для произнесения - склонность к фантазированию, часто защитного порядка.

 

Date: 2015-08-15; view: 802; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию