Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иваново 2014



МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

 

ФГБОУ ВПО Ивановский институт ГПС

Кафедра физики и теплотехники

 

 

Т.В. Фролова, Е.С. Титова

 

 

ФИЗИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

(для слушателей факультета заочного обучения)

 

 

 

Иваново 2014

УДК 531

 

Фролова Т.В., Титова Е.С. Физика. Методические указания и задания к контрольной работе: методические указания. – Иваново: ООНИ ЭКО ФГБОУ ВПО ИвИ ГПС МЧС России, 2014. – 122 с.

 

 

Методические указания составлены в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Основной материал программы курса в пособии распределен на семь разделов: механика, основы молекулярной физики и термодинамики, электродинамика, механические колебания и волны, оптика, элементы физики атома, молекул и твердых тел, строение атомного ядра. В каждом из них даны основные формулы, примеры решения задач и контрольные задания. Кроме того, в пособии даны общие методические указания, сведения о приближенных вычислениях и некоторые справочные таблицы.

Пособие предназначено для слушателей факультета заочного обучения специальности 280705.65 «Пожарная безопасность», выполняющих контрольные работы по дисциплине «Физика».

 

 

Рецензенты:

Доцент кафедры физики и нанотехнологий Ивановского государственного политехнического университета канд. хим. наук доцент А.Ю. Ильина

 

Старший преподаватель кафедры химии, теории горения и взрыва Ивановского института ГПС МЧС России канд. хим. наук Л.Н. Чеснокова

 

 

Методическое пособие рассмотрено

и рекомендовано к публикации

кафедрой физики и теплотехники

Протокол № 18 от « 27 » марта 2014 г.

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета института



Протокол № 3 от «19» июня 2014 г.

 

 

© ФГБОУ ВПО ИвИ ГПС МЧС России, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….… …
Требования к уровню освоения дисциплины…………………………..……..
Требования на экзамене…………………………………………………………….
Оформление и порядок выполнения контрольных работ…..…………………….
Методические указания к решению задач……………………………………........
Содержание дисциплины…………………………………………………………...
Рекомендуемая литература…………………………..……………………………..
Таблица вариантов………………………………………………………………….
Основные формулы……………………………..…………………………..………
Раздел I. Механика……………………………………...…………………………...
Кинематика…………………………………………………………………………..
Динамика материальной точки и тела, движущихся поступательно……….......
Динамика вращательного движения твердого тела вокруг неподвижной оси…
Элементы механики жидкостей и газов…………………………………………...
Раздел II. Основы молекулярной физики и термодинамики……………………..
Молекулярное строение вещества и газовые законы…………………..…......
Молекулярно-кинетическая теория газов……………………………………….....
Элементы статистической физики………………………………………………....
Физические основы термодинамики……………………………………….......
Реальные газы…………………………………………………………………….….
Раздел III. Электродинамика……..……………………………………………........
Электростатика в вакууме и веществе……………………………………….…….
Постоянный электрический ток………………………………………………........
Магнетизм……………………………………………………………………….......
Раздел IV. Механические колебания и волны…………………………………….
Раздел V. Оптика…......……………………………………………………………..
Геометрическая оптика………………………………………………………….….
Фотометрия………………………………………………………………………….
Интерференция и дифракция света………………………………………………..
Дисперсия и поляризация света…………………………………………….….......
Законы теплового излучения и явление фотоэлектрического эффекта……........
Раздел VI. Элементы квантовой физики атомов, молекул и твердых тел...….…
Теория водородоподобного атома…………………………………………….........
Волновые свойства частиц……………………………………………………..…
Раздел VII. Строение атомного ядра………………………………..………….
Строение ядра…………………………………………………………………….….
Энергия связи ядра и дефект масс…………………………………………………
Радиоактивность…………………………………………………………………….
Ядерные реакции…………………………………………………………………
Контрольная работа № 1……………………………………………...…………
Контрольная работа № 2……………………………………………...…………
Литература…………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ



 

Основной формой обучения слушателя-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Для облегчения этой работы кафедра физики и теплотехники организует чтение лекций, практические занятия и лабораторные работы. Поэтому процесс изучения физики состоит из следующих этапов:

1) проработка установочных и основных лекций;

2) самостоятельная работа над учебниками и учебными пособиями;

3) выполнение контрольных работ;

4) прохождение лабораторного практикума;

5) сдача зачетов и экзаменов.

Контрольные работы позволяют закрепить теоретический материал курса. Решение задач контрольных работ является проверкой степени усвоения обучающимся теоретического курса, а рецензии на работу помогают ему доработать и правильно освоить различные разделы курса физики. Перед выполнением контрольной работы необходимо внимательно ознакомиться с примерами решения задач по данной контрольной работе, уравнениями и формулами, а также со справочными материалами, приведенными в конце методических указаний.

Решение конкретных физических задач является необходимой практической основой при изучении курса физики. Оно способствует приобщению обучающегося к самостоятельной творческой работе, учит анализировать изучаемые явления, выделять главные факторы, обуславливающие то или иное явления, отвлекаясь от случайных и несущественных деталей. Благодаря этому решение задач приближается к модели научного физического исследования.

Цель данного пособия – на примере решенных задач показать, как последовательно подходить к конкретной задаче и как выбирать метод ее решения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные требования заключаются в достижении общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающих возможность использования новых физических принципов в области пожарной и техносферной безопасности. Для достижения этих целей обучающиеся должны быть ознакомлены основными фундаментальными понятиями, моделями, законами и теориями классической и современной физики; природой физических явлений; механизмами воздействия физических факторов на человека и биосферу; методами исследования физических явлений.

По окончании изучения курса физики слушатель-заочник должен

знать:

– основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики;

уметь:

– использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;

– решать типовые задачи по основным разделам физики, используя методы математического анализа, использовать физические законы при анализе и решении проблем;

обладать навыками:

– владения методами экспериментального исследования в физике.

 

ТРЕБОВАНИЯ НА ЭКЗАМЕНЕ

 

Одной из основных задач профессиональной подготовки для выпускника Ивановского института ГПС МЧС России является осуществление систематизации и синтеза знаний, полученных в процессе всего обучения, и построение на этой основе целостного представления о физическом единстве и многообразии мира. Эта работа начинается при подготовке к экзамену по дисциплине «Физика».

При проведении испытаний (экзаменов) по физике основное внимание должно быть обращено на понимание слушателем-заочником сущности физических явлений и физических законов, на умение истолковывать физический смысл величин и понятий, а также на умение решать физические задачи и выполнять простейший лабораторные работы по основным разделам программы.

Экзаменующийся должен уметь пользоваться СИ при расчетах и знать единицы основных физических величин.

Слушатель-заочник должен владеть важнейшими категориями научного знания, логикой генезиса научного познания: от явлений и фактов к моделям и гипотезам, далее к выводам, законам, теориям их проверке и применениям, понимать взаимосвязь теории и эксперимента, уметь планировать проведение эксперимента по проверке гипотез, делать выводы по экспериментальным данным, уметь определять показания физических приборов и рассчитывать погрешности измерений, строить графики по таблицам результатов экспериментов с учетом погрешностей измерений.

Экзаменующийся должен проявить осведомленность в вопросах, связанных с историей важнейших открытий в физике и ролью отечественных и зарубежных ученых в развитии физики.

Ответ слушателя-заочника на итоговом экзамене определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится за полный правильный ответ, если слушатель строит ответ логично, обнаруживает высокую степень сформированности целостного осмысления физического единства и многообразия мира, понимание места и значения рассматриваемых закономерностей в общей системе законов физики, глубокие знания основных понятий, представляет качественные соотношения между физическими величинами, указывает прикладное использование обсуждаемых закономерностей.

Оценка «хорошо» ставится за правильный ответ в котором представлены значительная степень сформированности целостного осмысления физического единства и многообразия мира, понимание места и значения рассматриваемых закономерностей в общей системе законов физики, знание и понимание обсуждаемого раздела физики, представлены качественные соотношения между физическими величинами, раскрыт их физический смысл. Однако в содержании ответа были отмечены небольшие пробелы в знаниях при ответе на некоторые вопросы.

На «удовлетворительно» оценивается неполный ответ, который дает слушатель с опорой на наводящие вопросы экзаменатора. Содержание ответа свидетельствует о недостаточных знаниях экзаменующегося.

«Неудовлетворительно» оценивается слабый ответ слушателя, который даже при наводящих вопросах не выказывает понимание и не в состоянии предложить объяснение соответствующих явлений.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

За время изучения курса физики слушатель-заочник должен представить в учебное заведение две контрольные работы. На первом курсе обучения слушатель-заочник выполняет контрольную работу по темам: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», на втором – «Электростатика. Законы постоянного тока», «Оптика», «Атомная и ядерная физика». При выполнении контрольных работ необходимо придерживаться указанных правил. Работы, выполненные без соблюдения данных правил не зачитываются и возвращаются слушателю на переработку. Общие правила оформления письменных работ слушателями факультета заочного обучения подчиняются требованиям ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 2.105-95.

o Каждую контрольную работу следует выполнять в отдельной тетради синими чернилами, оставляя поля на страницах тетради для замечаний рецензента.

o На титульном листе необходимо указать номер контрольной работы, наименование дисциплины, фамилию и инициалы слушателя, шифр зачетной книжки и домашний адрес (см. приложение 1).

o Номера задач, которые слушатель должен включить в свою контрольную работу, определяются по таблице вариантов.

o Условия задач в контрольной работе необходимо переписать полностью без сокращений.

o Решения задач располагают в порядке номеров, указанных в задании, сохраняя при этом номер задачи. Каждое задание контрольной работы выполняется с нового листа.

o В конце контрольной работы указываются учебники или учебные пособия, которыми слушатель пользовался при изучении курса физики и выполнении контрольных заданий. Это делается для того, чтобы рецензент в случае необходимости мог указать, что следует слушателю изучить для завершения контрольной работы.

o Если контрольная работа не зачтена, слушателю необходимо исправить все ошибки и недочеты, отмеченные рецензентом. Для внесения исправлений рекомендуется оставлять в конце тетради несколько чистых листов. Вносить исправления в текст работы после рецензирования строго запрещается.

o Слушатель обязан представить переработанную контрольную работу на повторное рецензирование вместе с незачтенной работой.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

 

Систематическое самостоятельное решение задач является необходимым условием успешного изучения физики, так как помогает уяснить физический

смысл явлений, закрепляет в памяти формулы, прививает навыки практического применения теоретических знаний. Физические задачи весьма разнообразны и дать единый «рецепт» их решения невозможно. Однако, как правило, наиболее целесообразный порядок решения задач следующий.

1. Внимательно прочитать условие, установить, какие физические явления определяют содержание задачи, каким законам они подчиняются и какими математическими соотношениями могут быть описаны.

2. Записать все данные и искомые величины в стандартной форме.

3. Выразить все данные в единой системе единиц (предпочтительна система СИ).

4. При необходимости, сделать чертёж, схему или рисунок с обозначениями данных задачи. Это обязательно, например, при решении задач с векторными величинами, задач с электрическими цепями и т. п.

5. Поняв условие и уяснив, что надо найти, необходимо построить цепочку логических рассуждений, идя от неизвестного к известному.

6. При решении необходимо обратить внимание на то, чтобы одни и те же физические величины в условии задачи, данных и решении были обозначены одинаково, а различные отличались друг от друга (по крайней мере, индексами). Все нестандартные обозначения, в том числе обозначения буквами с индексами, должны быть расшифрованы.

7. Решить задачу в общем виде – получить «рабочую формулу», то есть выразить искомую величину через данные в формуле (без промежуточных вычислений). Это позволяет получить дополнительную информацию об особенностях изучаемого явления, а также проверить правильность проведенных действий на основе анализа размерностей.

8. Произвести вычисления. Решив задачу, подумайте над полученным результатом: реален ли он? Иногда элементарная арифметическая ошибка может привести к грубейшей физической ошибке.

9. Помните правила действий над приближенными числами: точность ответа не должна превышать точности исходных данных.

10. При подстановке в расчетную формулу, а также при записи ответа числовые значения величин следует записывать как произведение десятичной дроби с одной значащей цифрой перед запятой на соответствующую степень десяти. Например, вместо 6750 необходимо записать 6,75·103, вместо 0,00333 записать 3,33·10– 3 и т.п.

11. Вычисления по расчетной формуле проводятся с соблюдением правил приближенных вычислений. Как правило, окончательный ответ следует записывать с тремя значащими цифрами. Это относится и к случаю, когда результат получен с применением калькулятора.

12. Решения задач следует сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 








Date: 2015-08-15; view: 42; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.034 sec.) - Пожаловаться на публикацию