Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Математическая модельПрелесть прикладной математики заключается в том, что она в первую очередь работает с моделями физических объектов и процессов, а не с реальным железом. Математическая модель — всегда некоторое приближение реальности. Вопрос об определении степени точности обычно первоочередной при решении задач, здесь важно не кидаться в границы возможного. Использовать полные уравнения баллистики с целью приблизительной оценки, допустим, дальности — одна крайность. Недосмотреть за склонностью небольшого узла к автоколебательным процессам — пример второй крайности. И, на самом деле, не всегда можно понять, что хуже. В первом случае легко потратить огромное количество машинного времени и получить в итоге неверный результат по причине того, что тонкие параметры брали примерно. Во втором — можно просто потерять управляемость ракеты в случайный момент времени.
Если же грамотно выбрать степень сложности и точности математической модели, то, учитывая нынешнее развитие компьютерной техники, мы получаем в руки замечательное оружие, убойная сила которого заключается в безболезненном для реальных объектов прогнозировании результата наших действий. Так, например, душе и кошельку куда проще увидеть на экране зашкаливание каких-то параметров во время моделирования, чем, сидя на наблюдательном посту, глядеть за аварией реальной машины, которая стоит больших денег и упорного труда. Кроме того, это дает замечательное пространство экспериментам, ведь ничего не стоит (кроме электричества и времени) поменять пару параметров с целью удовлетворить любопытный порыв «а будет ли лучше?».
Однако, как уже говорилось, какова бы не была по сложности модель, это обязательно будет именно упрощением реальности, по двум основным причинам: не все процессы в принципе детерминированно описательны (прибегаем к вероятностным оценкам); некоторые точные модели приводят к решительной невозможности с этой моделью работать по причине безумного размера формул и годовых трат по моделированию. К разговору о точности мы еще вернемся, а пока начнем построение математической модели ракеты в общем виде.
Общая идея — ракету представляем движением центра масс и вращения вокруг нее. В основном мы будем обращать внимание именно на центр масс, рассматривая вращательные моменты лишь косвенно.
Математическая модель центра масс ракеты, как и большинства динамических систем, базируется на известном еще со школы втором законе Ньютона — сила есть масса на ускорение. Умные дяди в университетах говорят иначе — вторая производная по времени закона движения есть сила делить на массу. Производная какой-то величины — это скорость (закон) ее изменения. Вторая производная — это производная производной, т.е. это скорость скорости изменения величины. А скорость скорости — это ускорение. Выясняем, что дяди оказались правы и идем дальше. Теперь можно сказать солидней — мы получили дифференциальное уравнение второго порядка. Однако, так уж сложилось, это «общее» движение проще рассмотреть, разделив его на три, т.е. разложить его на сумму движений в трех независимых направлениях. Так будет легче и визуально, и математически. Что имеем? Систему из трех дифференциальных уравнений второго порядка. На самом деле, все еще не очень вкусно. Всякому математику-управленцу известно, что самая вкусная система диффуров — это система первого порядка, ибо все основные методы теории оптимального управления базируются именно на них. Поэтому сделаем простую замену переменных — вторую производную закона движения заменим на первую производную закона скорости, а первую производную закона движения прировняем к просто закону скорости. Итого — уравнений аж 6, однако в самом прелестном виде. Решить эти уравнения — значит узнать, какую скорость и положение будет иметь наш объект в любое интересующее нас время. А решить их можно. А значит, мы знаем все о поведении ракеты и поэтому можем понять, как будет оно изменяться при нашем вмешательстве. И какой вид вмешательства вообще выбрать.
Однако, в текущем виде это еще не модель ракеты. Мы не описали правую часть — силы, на нее действующие. Давайте сделаем это. 1) Тяга двигателя
И добавили еще одно, седьмое — производную (скорость изменения) массы, чтобы учесть, что двигатель кушает топливо и ракета становится легче. 2) Аэродинамические силы
Аэродинамический коэффициент C — основная головная боль аэродинамиков. Именно от него зависит точность и корректность результата.
Например, на небезызвестном buran.ru можно найти данные по поводу аэродинамики орбитального корабля. Понятно, что аэродинамика ракеты отличается немного меньшей сложностью, но цифры приведу: «Создано 85 различных по сложности и масштабам аэродинамических моделей, 122 комплекта тензовесов к ним, 12 уникальных автоматизированных стендов для испытания моделей в трубах, специальные комплексы автоматизации измерений и их обработки. Общий объем продувок составил 36630 пусков в 25 трубах. Полный комплект аэродинамических характеристик корабля был оформлен отдельной книгой и претерпел три этапа уточнений.».
Запишем и эти силы в уравнения, учитывая их проекции. 3) Сила тяжести
В статьях, посвященных управленческим задачам значения ускорения свободного падения часто заменяются просто прогнозируемым значением в конечной точке выведения.
Запишем ускорение свободного падения только по оси Y.
Добавим еще программу изменения угла тангажа.
В итоге мы получили рабочую версию уравнений движения ракеты (вернее, ее центра масс). В каких-то случаях она будет слишком сложной, в каких-то — недостаточно точной. Например, баллистики работают с уравнениями большей точности, т.к. они не в целом не ограниченны по времени для расчетов. Математикам-управленцам обычно приходится прибегать к их измененному виду для возможности аналитического анализа и возможности полученные алгоритмы управления использовать в бортовом комплексе в режиме реального времени, который, конечно, не допустит хотя бы секундной задержки на «подумать».
|