Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по выполнению контрольных работ





 

Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической, нормативно-правовой литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Работы приобщают также студентов к научно-исследовательской деятельности, играют важную роль в их профессиональной подготовке.

Важнейшими требованиями к контрольной работе как к исследованию определенной проблемы являются:

·применение общих и специальных методов научного исследования;

·умение работать с социально-политической, экономической и социологической литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;

·достаточно высокий теоретический уровень;

·способность самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал, критически осмысливать изученные источники.

Процесс подготовки работы можно подразделить на следующие этапы: выбор темы; общее ознакомление с литературой; составление библиографии; углубленное изучение источников; составление плана; оформление готовой рукописи.

Контрольная работа – сжатое изложение содержания некоторого текстуального материала (текстуальных источников: книг, брошюр, статей, и др. – целиком или фрагментарно, поодиночке или в комплексе). Ориентировочный объем работы – 15-20 страниц. Учитывая затруднительность освоения объемных текстов в современной действительности при интенсивном разрастании требующей усвоения информации и ускорения темпа жизни, студенту не следует "гнаться за объемом" составляемой им работы, прибегать к обширным описаниям, но имеет смысл стремиться к тщательной "фильтрации" своих мыслей с последующим их кратким, емким изложением, к цитированию наиболее значимых, информативных фрагментов изучаемых текстов, активному использованию схем, таблиц.

Текст контрольной работы выполняется:

ü посредством компьютера: 12 кеглем с полуторным интервалом;

ü посредством печатной машинки: с двойным интервалом;

ü рукописно: ровными строками (не более 35 на страницу), крупным, ясно читаемым почерком.

Титульный лист включает в себя:

ü название учебного заведения;

ü название факультета;

ü название (тему);

ü ФИО автора;

ü номер группы;

ü обозначение семестра, учебного года.

Выполнение контрольной работы начинается с выбора студентом темы– "вектора", задающего направление работы, тезиса, который должен быть раскрыт ("развернут") содержанием реферата.

При выборе темы возможны два варианта:

1) выбор темы из заданного перечня тем;

2) самостоятельный выбор темы: в этом случае студенту следует согласовать тему с преподавателем, ведущим семинарские занятия в группе.

Структура работы включает в себя:

1. Название работы:

ü приводится на титульном листе;

2. План работы:

ü приводится на отдельной странице после титульного листа;

ü именуется “ПЛАН”;

ü перечисляет названия разделов с указанием первых страниц этих разделов.

3. Введение:

ü следует после оглавления;

ü именуется формально “ВВЕДЕНИЕ”

ü введение включает в себя:

ü формулировку цели и задач (стратегии) работы;

ü краткое описание используемых текстуальных источников;

ü обоснование актуальности темы

4. Основная часть:

ü следует после введения;

ü складывается из ряда глав, посвященных отдельным сюжетным линиям, имеющих собственные названия: например:

“АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ЛОГИКА"” / “АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ЯЗЫК"” / “LOGOS КАК ИСТОК ЯЗЫКА И ЛОГИКИ” / “АНАЛОГИЧНОСТЬ ЯЗЫКА И ЛОГИКИ” / “РАСХОЖДЕНИЕ ЛОГИКИ И ЯЗЫКА”.

5. Заключение:

ü следует после основной части;

ü именуется формально «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»

ü завершает содержание работы в целом;

ü включает в себя:

ü комплекс выводов из содержания основной части работы;

6. Список использованной литературы:

ü следует после заключения;

ü именуется как “СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ;

ü включает в себя нумерованный перечень выполненных строго согласно вышеуказанным правилам, расположенных в алфавитном порядке библиографических сведений о реально использованных в работе текстуальных источниках.

Наиболее типичными недостатками при написании контрольных работ являются следующие:

1. неудовлетворительная форма изложения материала – несамостоятельное выполнение работы, т.е. ее текст частично или полностью переписывается из учебных пособий, журналов, статей;

2. чрезмерная загруженность цитатами, примерами без достаточного анализа и выводов;

3. отсутствие какой-либо составной части работы: плана, введения, заключения, списка использованной литературы и т.д.;

4. несоответствие названия работы ее содержательной части;

5. плохо отредактированный текст;

6. неправильное оформление работы, когда в тексте не выделяются пункты плана, изложенный материал не подразделяется по вопросам, отсутствуют необходимые ссылки на источники или неправильное оформление ссылок, не нумеруются страницы.

Выполненная студентом контрольная работа представляется за 1 месяц до зачета. Студенты, не представившие вовремя работу, к зачету не допускаются.

 


5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Подготовка к занятиям предполагает целенаправленную самостоятельную работу студентов. Прежде всего, необходимо внимательно изучить вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинаре, на что уходит не более трех-пяти минут времени. Затем следует просмотреть свой конспект лекций, на что потребуется 15-20 минут времени. Таким образом, за первые 20-25 минут работы только на основе записей, сделанных на лекции, можно получить представление о содержании каждого вопроса семинарского занятия. Однако даже хорошо записанный конспект лекций требует доработки, а для этого необходимо обратиться к учебнику и другой рекомендованной литературе.

С целью развития навыков устного выступления студентам нередко предлагается выступить на семинаре с докладом или научным сообщением.

Доклад представляет собой устное изложение учебного материала по конкретному вопросу, имеющему концептуальное и методологическое значение для рассматриваемой темы. Такое выступление рассчитано на 15 – 20 минут. В ходе подготовки к докладу целесообразно написать его полный текст, выделив при этом наиболее интересные и важные в методологическом плане места. Доклад может содержать выдержки из первоисточников, периодической, справочной и другой литературы при этом имея четкие ссылки на источники.

Студентам следует обратить внимание на выработку у себя культуры устного выступления. Доклад не следует превращать в публичную читку заранее подготовленного текста. Выступление должно носить проблемный характер и обращено не к преподавателю, а к аудитории, вызывать интерес у студентов, желание обсудить на семинаре поставленные в докладе проблемы. Для этого при подготовке к докладу необходимо проработать ряд книг, статей по теме доклада, сопоставить материал различной учебной литературы по данной теме, выделить существующие точки зрения (концепции). Изложение доклада должно быть четким, аргументированным, максимально лаконичным. Наиболее выигрышной формой доклада является свободное изложение материала, без привязки к тексту. Зачитывать рекомендуется только цитаты или фактический материал: цифровые и иные данные. Сопоставление различных подходов к решению проблем, поставленных темой доклада, стремление аргументировать свою точку зрения, постановка дополнительных вопросов и т.д. способны сделать выступление живым и интересным, вызвать познавательный интерес у аудитории. По завершении доклада необходимо быть в готовности ответить на возникшие у слушателей вопросы.

Научное сообщение отличается от доклада и количественными и качественными параметрами. Тема сообщения, в отличие от темы доклада, не носит концептуального характера, а посвящена, как правило, частным вопросам обсуждаемой проблемы. Она может раскрывать наиболее важную часть какого-либо вопроса семинара или носить прикладной характер, связывая обсуждаемую на семинаре философскую проблему с будущей профессиональной деятельностью. Для его подготовки, наряду с изучением философских источников, необходимо проработать соответствующую литературу научного характера. Научное сообщение готовится в письменном виде (объемом до 10 страниц машинописного текста) и докладывается на семинаре в течение 12-15 минут, после чего сдается преподавателю на рецензию. Требования к его подготовке и изложению те же, что и к докладу.

Реферат представляет собой письменную работу учебно-научного характера. Он посвящается актуальной философской или научной проблеме и выглядит как аналитический обзор литературы по направлению, или как обобщение точек зрения и концепций по определенной теме. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Качественная подготовка реферата предполагает владение навыками исследовательской работы: умение анализировать и выделять наиболее важные аспекты темы, подбирать литературу и работать с ней, систематизировать и обобщать материал, проводить аналогии, увязывать теоретический материал темы с потребностями практики, делать выводы. Большое значение имеет язык и стиль изложения материала, культура оформления работы.

Работа над рефератом начинается с выбора темы и составления плана. План включает в себя введение, два-три вопроса, заключение, список используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность реферируемой проблемы, ее связь с практикой, анализируется литература по теме, формулируется цель и задачи реферата. Вопросы реферата должны способствовать логичному и полному раскрытию темы. В заключении подводятся итоги, делается обобщающий вывод. Реферат оформляется по образцу, принятому в учебном заведении: титульный лист, план, текст реферата (два-три вопроса), список используемой литературы.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, содержание контролирующих материалов

 

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине «Логика» включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, решения логических задач и выполнения логических упражнений.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам. Он проводится в форме выборочного тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме зачета.

 

6.1. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине

 

1. Предмет логики и её роль в повышении культуры мышления современного специалиста.

2. Понятие как форма мышления. Свойства и признаки понятия.

3. Виды понятий и отношения между ними.

4. Логические операции с понятиями.

5. Суждение как форма мышления. Состав суждения.

6. Виды суждений.

7. Простые суждения и их виды.

8. Категорические суждения и их характеристика.

9. Сложные суждения и их виды.

10. Умозаключение как форма мышления, его структура.

11. Виды умозаключений.

12. Понятие дедуктивного умозаключения. Виды дедукции.

13. Категорический силлогизм: состав и фигуры.

14. Понятие индуктивного умозаключения. Виды индукции.

15. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании.

16. Умозаключения по аналогии, его структура.

17. Законы логики и их природа.

18. Закон тождества.

19. Закон непротиворечия.

20. Закон исключенного третьего.

21. Закон достаточного основания.

22. Значение формально-логических законов для профессиональной деятельности.

23. Структура и виды аргументации.

24. Доказательство и убеждение как средства аргументации.

25. Аргументация и процесс формирования убеждений.

26. Основные факторы убеждающего воздействия.

27. Доказательство и его структура.

28. Понятие опровержения и основные его способы.

29. Правила и ошибки в аргументации.

30. Дискуссия как метод разрешения спорных вопросов. Правила ведения дискуссии.

 

Зачёт – конечная форма изучения предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачёта сводится к тому, чтобы завершить курс изучения данной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым зачёт содействуют решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.

Основными функциями зачёта являются: обучающая; оценивающая; воспитательная. Обучающее значение зачёта проявляется в том, что в ходе зачётной сессии студент обращается к пройденному материалу, сосредоточенному в конспектах лекций, учебниках и других источниках информации. Повторяя, обобщая, закрепляя и дополняя полученные знания, поднимает их на качественно-новый уровень – уровень системы совокупных данных, что позволяет ему понять логику всего предмета в целом. Новые знания студент получает в ходе самостоятельного изучения того, что не было изложено в лекциях и на семинарских занятиях.

Оценивающая функция зачёта состоит в том, что в ходе его подводятся итоги не только конкретным знаниям студентов, но и в определенной мере всей системе учебной работы по курсу. Большое воспитательное значение зачёт имеет, когда он проводится объективно, доброжелательно, с уважительным отношением к личности и мнению студента. В этом случае зачёт стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, собственного достоинства, уважения к науке и преподаванию.

Зачёт по «Логике» имеет свои особенности, которые заключаются в том, что помимо знания студентами теоретического материала, с помощью тестов проверяется практическое владение навыками логических рассуждений, аргументированного ведения диалога. Поэтому важным этапом подготовки к зачёту по дисциплине является решение логических задач, которые включены в данный учебно-методический комплекс.

При подготовке к зачёту по наиболее сложным вопросам, ключевым проблемам и важнейшим понятиям необходимо делать краткие письменные записи в виде тезисов, планов, определений. Запись включает дополнительные моторные ресурсы памяти. Особое внимание в ходе подготовки к зачёту следует уделять конспектам лекций, ибо они обладают рядом преимуществ по сравнению с печатной продукцией. Как правило, они более детальные, иллюстрированные, что позволяет оценивать современную ситуацию, отражать самую свежую научную и оперативную информацию, отвечать на вопросы, интересующие в данный момент.

В то же время подготовка по одним конспектам лекций недостаточна, необходимо использовать основную и дополнительную учебную литературу, рекомендованную для изучения по «Логике».

Среди основных критериев оценки ответа студента можно выделить следующие:

· правильность ответа на вопрос, то есть верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов;

· полнота и одновременно лаконичность ответа;

· новизна учебной информации, степень использования последних научных достижений и нормативных источников;

· умение связать теорию с практикой и творчески применить знания к оценке сложившейся ситуации;

· логика и аргументированность изложения;

· грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий;

· культура речи.

Все это позволяет преподавателю оценивать как знания, так и форму изложения материала.

Оценка знаний на зачёте производится в форме «зачтено» или «незачтено» на основании критериев, определенных в соответствующих документах по регламентации учебного процесса в вузе:

- учёт посещаемости студентом занятий;

- наличие конспекта;

- степень участия в работе на семинарских и практических занятиях;

- знание основных положений теоретического курса и практическое их применение.

В заключение следует отметить, что значение самостоятельной работы по изучению своей профессии очевидно. Постоянный поиск форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся — начинающему, и имеющему определенный опыт. Характер социально-экономических перемен, происходящих в современном мире, настоятельно призывает к этому. Надеемся, что поднятые в данном методическом пособии вопросы определенным образом помогут студентам в успешном овладении гуманитарными знаниями, экономическим мышлением и послужат необходимым импульсом для дальнейшего профессионального роста.

Date: 2015-08-15; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию