Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здания музеев и выставок





Общие положения.

Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу деятельности музеев, определяют структуру, состав и площади помещений. При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов и персонала. Многогранность деятельности музея выявляется в сложной объемно-планировочной структуре здания. Взаимосвязь помещений характеризуется интенсивностью и регулярностью потоков посетителей и персонала и может быть представлена следующими основными вариантами:

- постоянная связь между помещениями с интенсивными потоками требует их близкого и удобного взаиморасположения без пересечения путей с другими потоками; это в первую очередь относится к группе вестибюль-экспозиционные залы и связям внутри группы экспозиционных залов;

- эпизодическая связь помещений с интенсивными потоками, при которой главным становится отсутствие пересечений с другими интенсивными потоками, а второстепенным – доступность помещений;

- постоянная взаимосвязь помещений с единичными перемещениями требует их удобного и близкого взаиморазмещения; пересечения потоков не играют существенной роли; такая связь должна быть между фондохранилищем, фотолабораторией и мастерскими, экспозиционными залами, местами отдыха, помещением администрации;

- единичные и эпизодические перемещения могут возникать между любыми группами помещений, однако они не влияют на взаимное расположение основных помещений.

Градостроительное решение.

Для здания музеев можно выявить три основные типа размещения в зависимости от градостроительной ситуации:

- в парковой зоне – островное, свободное размещение;

- размещение в зоне реконструируемой застройки;

- в составе культурного центра города.

Музей должен быть максимально изолирован т внешней городской среды, защищен зелеными насаждениями и оборудован системой фильтрации воздуха и кондиционирования. Участок музея при размещении его в городской застройке должен быть четко выделен. При островном положении здания границы участка могут быть показаны условно. К участку музея может относиться и часть прилегающей городской или парковой территории, если она не принадлежит ему. Участок музея должен представлять возможность для расширения здания в будущем. Площадь участка музея зависит от величины и характера коллекций.

Участок музея делится на следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную, хозяйственную. Все зоны, особенно три первые, могут не иметь четкого разделения.

Входная зона. Вход в музей должен быть не менее чем на 15 м удален от «красной линии», образуя зону для психологической перестройки, иногда с экспонатами под открытым небом. При подходе к музею в той зоне создается пауза, необходимая посетителю, чтобы пережить психологическую перестройку, переориентацию внимания, нужную для знакомства с экспозицией. В благоустройстве входной зоны используются малые формы, средства информации и рекламы, иногда и крупные и предметные экспонаты. В непосредственной близости от входной зоны должна располагаться стоянка для экскурсионных автобусов и автомашин. Входная зона, в зависимости от положения здания и его окружения, может быть парадной или камерной, интимной. В определенных градостроительных условиях входной зоной может служить часть площади общественного центра. Автомобильные стоянки принимаются из расчета 10-15 мест на 100 единовременных посетителей.

Экспозиционная зона наиболее значима с функциональной и композиционной точек зрения. Экспозиция на участке музея может располагаться вблизи здания, а может быть связана с улицей с целью привлечения публики. Для этой зоны наиболее характерна живописная планировочная структура с использованием природных возможностей рельефа, а также его организации и элементов благоустройства. Чаще всего экспозиция располагается вблизи здания, занимая внутренние дворики и незастроенную часть первого этажа – галереи, проходы и пр. Она может быть связана с улицей, с площадью с целью включения окружающего пространства в сферу влияния музея с вынесением экспозиции в окружение, в места сосредоточения публики. Для открытой экспозиции отводятся покрытия развитых цокольных этажей, специальные подиумы и площадки. Иногда экспозиция располагается по рельефу на разных, в том числе и заглубленных, уровнях, чтобы экспонаты можно было рассмотреть в разных ракурсах. Наиболее распространены живописные планировочные структуры, при которых экспонаты свободно расположены на открытых газонах среди групп деревьев. Движение зрителя строиться по определенному пейзажному направлению.

Рекреационная зона предназначена для отдыха после осмотра экспозиции, может совмещаться с входной зоной в случае достаточной изолированности последней от города, а также может смыкаться с открытой экспозицией.

Хозяйственная зона предназначена для размещения инженерных служб, необходимых музею: теплового пункта, трансформаторной подстанции, а также складов и гаражей. Необходимо отметить, что современные тенденции направлены на отказ от развитой хозяйственной зоны: технические помещения, по возможности, следует встраивать в подвальные и цокольные этажи здания. Размещение хозяйственной зоны целесообразно со стороны приема и отправки музейно-выставочных экспонатов.

Основные виды деятельности музеев.

Основными видами деятельности музеев являются: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительская деятельность.

Формирование и хранение коллекций. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник – основа различных по виду музеев. Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз. Первая ступень – определение и классификация материала, его возможное использование для дальнейшей научной обработки и культурно-просветительских целях, размещение поступлений в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций. Для проведения научной работы сотрудникам музея и специалистами фондов необходимо обеспечить доступность всех материалов фондовых коллекций.

Основу деятельности музея составляет постоянная экспозиция. Она формируется преимущественно из подлинных экспонатов, прошедших предварительную научную обработку.

Архитектурное пространство музея включает экспозиционные залы и открытую экспозицию. В составе помещений целесообразно проектировать вводный зал, где посетители могут получить информационно-справочные материалы о коллекции музея и о здании.

Выставочная деятельность является оперативной формой участия музея в современной жизни, выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей. Существуют две основные формы проведения выставок: внутри музея и передвижные, что определяет необходимость специальных выставочных залов и транспортных средств. Основные требования к выставочным залам:

- близость к вестибюлю, возможность беспрепятственного изолированного доступа (без прохождения через другие помещения);

- нейтральность пространственного и художественного решений;

- возможность легкой и быстрой трансформации.

При залах целесообразно предусматривать помещения для хранения выставочного оборудования и инвентаря, проектировать в фондохранилищах специальное помещение для передвижных выставок, максимально приближенное к служебному входу.

К культурно-просветительской работе относится организация выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, семинаров, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работа кружков, что обусловливает необходимость включения в структуру музея клубных помещений – кинолекционного зала, кружковых, а также универсальных пространств.

Хранение коллекций включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах и фондах музея. Хранение организуется по видам экспонатов. Основной частью является консервация и реставрация экспонатов. В зависимости от величины музея и его значимости предусматривается одна реставрационная мастерская или комплекс мастерских и лабораторий.

Прогрессивной формой обслуживания нескольких музеев у условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ и лабораторий.

 

Объемно-планировочное решение.

Здания музеев проектируются высотой 1-3 этажа (как правило, 2 этажа), при этом предпочтительным является горизонтальное функциональное зонирование. При использовании вертикального функционального зонирования рациональным представляется ступенчатое размещение экспозиции. Особая роль отводится коммуникациям: лестницам, пандусам, коридорам, галереям – они должны активно участвовать в формировании внутреннего пространства и режиссуры движения, являясь либо продолжением осмотра, либо осмысленными паузами.

Организациями видов деятельности музея, освещенных выше, и всех функциональных процессов, включаемых в здание музея, соответствуют следующие основные функциональные блоки:

- входная группа помещений;

- экспозиционная часть;

- кинолекционный зал;

- административные, рабочие и подсобные помещения, библиотека;

- лаборатории и мастерские;

- фондохранилища;

- технические помещения.

 

Функциональные блоки здания и требования к их проектированию.

Входная группа помещений.

Вестибюль является важным коммуникационным узлом, с которого начинается развитие архитектурного пространства музея. Именно здесь начинаются и заканчиваются маршруты осмотра, а посетитель получает первые впечатления от музея.

Необходимо отметить, что особенность входной группы музейного здания или комплекса заключается в том, что она должна быть одновременно рассчитана на единовременное массовое (плановые экскурсии) и немассовое (индивидуальный осмотр) посещение. В связи с этим функционально и планировочно вестибюль должен включать: гардеробы, места для сбора экскурсионных групп и индивидуальных посетителей, помещения информационного обслуживания, отдыха, контроля, кассы по продаже билетов, буфеты, торговые учреждения по продаже каталогов, книг и сувениров, санитарные блоки. В вестибюле желательно предусматривать помещение для дежурных экскурсоводов.

Из вестибюля должен быть организован удобный доступ в экспозиционные, выставочные и кинолекционный залы, в помещения администрации и кружковые комнаты. Как правило, помимо главного вестибюля для посетителей в музеях проектируется служебный вестибюль для персонала.

Гардероб располагается в уровне главного входа в здание таким образом, чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами, коммуникационными узлами, лестницами и лифтами при многоэтажном построении экспозиции.

Помещение контроля делит вестибюль на две зоны: доконтрольную и законтрольную. До контроля размещается распределительный вестибюль с гардеробом, кассами, информационными службами, киосками или магазинами, буфетом, курительными и санитарными блоками, за контролем – входы в основные пространства музея: выставочные и экспозиционные залы, фондохранилища, лаборатории и мастерские. В небольших музеях касса, киоск и контроль могут быть объединены. В вестибюле проектируются также посты охраны, включая пожарный. В крупных музеях предусматривается медпункт.

Буфет, который рассчитывается на обслуживание сотрудников и посетителей музея, должен иметь кратчайшие связи с вестибюлем здания и удобную загрузку. В состав помещений буфета должны входить обеденный зал с раздаточной стойкой, подсобное помещение и моечная посуды.

Экспозиционная часть.

Экспозиционные залы – основное помещение музея, которое и формирует архитектурную композицию здания и его художественный образ. Архитектурно – пространственное построение залов – их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством – определяется назначением и спецификой экспозиции.

Функционально и технологически экспозиционные залы должны быть связаны с фондохранилищами и мастерскими. В случае расположения их разных этажах в здании предусматриваются грузовые лифты или подъемники для транспортировки экспонатов.

Наиболее распространенным типом композиции здания музея является расположение экспозиции вокруг центрального вводного зала на втором и третьих этажах. Расположение экспозиции выше третьего этажа нежелательно, что не исключает в конкретных условиях строительства многоэтажных комплексов.

Залы художественных музеев желательно проектировать с естественным освещением и ориентацией световых проемов предпочтительно на северную сторону горизонта; по условиям экспонирования произведений графики целесообразно предоставление им специальных залов.

Экспозиционная площадь на одного посетителя составляет 3-4 кв.м. Высота рядовых экспозиционных залов принимается равной 4-5 м, больших залов – 6-8 м, высота экспозиционного пояса 1,5-1,7 м на расстоянии 0,8-0,9 м от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20 -50 м. Загрузка площади экспозиционного пояса экспонатами принимается равной 50-60%. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным двойной высоте экспоната. Целостность зрительного восприятия экспозиционного пространства ограничивается 24 м.

Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для дидактических экспозиций, в меньшей степени – для художественных музеев. Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Маршрут осмотра и система освещения могут стать определяющими моментами в построении композиционных схем. Чтобы свести воедино научные, содержательные и функционально-технологические вопросы организации экспозиции требуется разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение в натуре. При размещении экспозиции в многоэтажном здании на разных этажах предпочтительна организация маршрута сверху вниз. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо.

Выставочные залы (залы временных выставок) – неотъемлемая часть современного музея. Выставочная экспозиция тематически ограничена и потому носит более частный характер. Потому если постоянная экспозиция музеев обновляется раз в 7-10 лет, то экспозиция выставок меняется через месяц – два. Выставочные залы должны быть приспособлены к установке самых разнообразных конструкций и оборудования. Выставочный зал должен быть максимально приближен к вестибюлю или даже иметь самостоятельный вход. При выставочных залах желательно предусмотреть специальные помещения для хранения инвентарного экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, для различных подготовительных работ.

Пространственное построение музея может быть различным в зависимости от множества факторов, его диктующих. Однако наиболее характерным современным подходом является использование универсального пространства с гибкой планировочной структурой и возможностью трансформации. Залы музеев могут быть как открытыми во внешнюю среду, иметь идеальную связь с природой (прием галереи), так и изолированными от окружения, обеспечивая сосредоточение лишь на объекте экспозиции.

 

 

Кинолекционный зал.

Блок помещений кинолекционного зала включает: кинолекционный зал с эстрадой, киноаппаратную, комнату при эстраде, фойе при кинозале, которое может быть объединено с вестибюлем. Кинолекционный зал целесообразно располагать вблизи от вестибюля для обеспечения возможности автономного от режима работы экспозиции использования. Кинолекционный зал может служить для проведения тематических кинопоказов, семинаров и конференций для школьников и взрослого населения. Кроме кинопроекционных устройств в зале должны быть небольшое возвышение для демонстрации экспонатов, доска и приспособление для развески картин и наглядных пособий, созданы условия для показа диапозитивов и видеофильмов.

 

Административные, рабочие, подсобные помещения, библиотека.

Эта группа помещений должна располагаться обособленно от зоны постоянной экспозиции и иметь свой служебный вход со служебным вестибюлем.

Кружковые и студийные комнаты предназначаются для проведения самых различных занятий, поэтому в них нужно предусмотреть возможность трансформации, приспособления для работы различных групп. Работа музейных кружков и студий основана на изучении материалов музейных фондов и технологии музейных лабораторий. Это не означает, что кружковые комнаты должны размещаться в непосредственной близости от них. Наоборот, их следует удалить друг от друга, так как здесь собирается много людей и помещения становятся источником шума.

Рабочие помещения – кабинеты и общие комнаты, предназначенные для администрации и сотрудников музея. Их желательно располагать вблизи входа – главного и служебного. Рабочие комнаты научных сотрудников могут быть сгруппированы вместе или рассредоточены, находясь около тех отделов, где ведется основная работа.

Научная библиотека музея является хранилищем не только текущей научной литературы, но и редких изданий, входящих в коллекции. Она обслуживает в основном сотрудников музея. Для научной работы предназначены специальные кабинеты, расположенные рядом с библиотекой.

Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей. Необходимо отметить, что в современном музее функции научной библиотеки существенно расширены в основном за счет двух параметров:

- современные средства хранения информации подразумевают наличие в научной библиотеке компьютерных залов, в т.ч. со свободным доступом в Интернет;

- научная библиотека предназначена в отдельных своих частях для пользования посетителями музея.

 

 

Лаборатории и мастерские.

Лаборатории и мастерские призваны обеспечить нормальную деятельность музея. Их состав может быть различным в зависимости от характера экспозиции. Как правило, это реставрационная мастерская, модельная и макетная мастерские, столярная, слесарная мастерская, фотолаборатория. Наиболее сложную и ответственную работу ведет реставрационная мастерская-лаборатория, которая должна быть удобно связана с фондохранилищем.

Таксидермическая мастерская должна быть представлена рабочей комнатой, оборудованной письменным столом, книжным шкафом и препараторской.

Художественная мастерская должна быть светлой и просторной, ориентированной на север. Располагаться в закрытой зоне музея с хорошей связью с экспозиционными залами, фотолабораторией и особенно поделочной мастерской. В поделочной мастерской ведутся все текущие работы по оборудованию экспозиций и фондохранилища: переплетные, столярные, слесарные, электротехнические малярные и др.

 

 

Фондохранилища.

Фондохранилище – это блок помещений, включающий собственно хранилища по различным видам экспонатов и вспомогательные помещения: помещение приема экспонатов, изолятор, дезинфекционную камеру, фототеку и научный архив, рабочие комнаты и др.

Размещение и оборудование фондохранилищ, их соотношение с остальными помещениями – проблема первостепенной важности для все музеев. От этого зависит сохранность коллекций, возможность полноценного проведения исследовательской работы.

Все музейные экспонаты подлежат строгому документальному учету и научному описанию с целью обеспечения сохранности, раскрытия исторического, научного и художественного значений, создания условий для их широкого показа в экспозиции музея и на выставках, использования в научно-просветительской работе и научных целях.

Специально оборудованные хранилища должны быть удобно связаны с экспозиционными залами. Их расположение в структуре здания должно обеспечивать возможность перспективного расширения.

В хранилищах следует предусматривать специальные места для работы сотрудников с соответствующим оборудованием и освещением. Фондохранилища разделяются на отдельные секции по видам хранимых материалов для создания оптимального режима хранения каждого. Различают следующие виды фондовых материалов: живопись; графика; документы и памятники письменности; скульптура и архитектурные фрагменты; стекло, фарфор, керамика; металл; одежда, ткани, ковры; изделия из дерева, в т.ч. мебель; археологические коллекции; нумизматика; фото-, кинофонд; сейфовое хранение драгоценных металлов, орденов и других уникальных экспонатов. Режим хранения направлен также на предупреждение повреждений и случаев хищения. В связи с этим предусматривается соответствующая структура помещений и их оборудование.

Хозяйственные и технические помещения музея должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать необходимый для них технологический режим помещений: температурный, влажностный, световой, санитарный, так как главной задачей музея является предупреждение или сведение к минимуму процессов старения предметов основного фонда.

 

 

Организация внутреннего пространства музея.

Основной этаж музея предназначен для размещения экспозиций. Во многих зданиях он расположен на уровне тротуара или несколько приподнят. Высоко расположенный главный этаж создает определенные эксплуатационные трудности. При выборе уровня основного выставочного этажа необходимо учитывать транспортировку экспонатов, их освещение, перемещение посетителей.

В музеях с выставочной площадью до 1000 кв.м помещения часто располагают в одном горизонтальном уровне. Распространенный вариант объемно-планировочной композиции – объединение вспомогательных залов. Функциональное разделение на две группы закрепляется введением внутреннего дворика для экспозиций под открытым небом. Все помещения получают естественное освещение. Кольцевая экспозиция вокруг двора обеспечивает четкий график движения.

При специфических условиях строительства (сложный рельеф местности, своеобразие коллекций и пр.) возможна корректировка такой схемы. В случаях, когда площадь основного первого этажа недостаточна для экспозиции, под экспозиционные залы отводят второй этаж. На первом этаже может размещаться также часть административных помещений. Комнаты администрации вместе со служебными помещениями хранилищ часто образуют отдельный вертикальный блок. На втором этаже может располагаться библиотека. Существует музей, где используется совмещение в одном зале экспозиции и библиотеки, что является эффективным в небольших музеях с научной, учебной, воспитательной точек зрения.

Наиболее универсальным приемом для демонстрации экспозиции является зальная планировочная структура с анфиладным и кольцевым графиком движения. При этом могут чередоваться залы, различные по габаритам и организации внутреннего пространства. При проектировании зоны постоянной экспозиции музея необходимо предусматривать достаточно гибкое решение, рассчитанное на наилучшее восприятие экспонатов, при этом зоны рецепции должны сочетаться с зонами релаксации. Своеобразную группу образуют музеи-панорамы, в которых требуется круговой обзор.

Горизонтальное функциональное зонирование характерно для небольших музеев. Одноэтажная композиция здания создает максимум удобств, как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и в отношении освещения. Преимуществом этого типа планировки является также возможность тесной связи с природой, трансформацией и расширением музея в целом и отдельных его разделов.

Для крупных музеев в основном используется вертикальное функциональное зонирование: верхние этажи отводятся под экспозицию, которая формируется вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала. Хранилища, административные помещения, лекционный зал и различные помещения обслуживания занимают нижние этажи. При таком решении вестибюль является композиционным узлом, с которого начинается развития пространства по вертикали.

Еще в xix веке распространились две схемы организации внутреннего пространства музеев - радиальная и сегментная.

При радиальной схеме в центре музея находится постоянная экспозиция для основной массы посетителей, по радиусам размещаются отраслевые отделы для специалистам, комнаты для занятий и хранилища.

При сегментной схеме музей состоит из нескольких объемно-пространственных элементов, возводимых поочередно по мере необходимости. Каждый такой элемент содержит выставочную зону и помещения для хранения. В крупных музеях эти элементы могут развиться до отдельных специализированных музеев.

Для музея характерна относительная стационарность экспозиции и определенный график движения. Планировка должна быть простой, в ряде случаев должна предусматриваться возможность выборочного осмотра части экспозиции. Драматургия восприятия экспонируемого материала диктует в каждом конкретном случае свои пути решения интерьера музея:

-организация центрального ядра- распределительного пространства;

-дифференциация пространства в зависимости от запросов посетителей.

Архитектура экспозиционных залов влияет на объемно-планировочное и образное решение всего здания. Залы должны быть приближены к посетителю, а пешеходные коммуникации максимально сокращены и облегчены, Принцип экономии помещений, которые определяет построение музея от вестибюля до экспозиции, должен соблюдаться и в самих залах. Поскольку движение в зале начинается от входа,рассмотрим, как его расположение влияет на маршрут движения. Для тупиковых залов положение входа несущественно. После осмотра по периметру зритель снова возвращается ко входу. Холостых переходов нет. В проходных залах при расположении дверей на одной оси выгоднее оказывается их размещение по широкой стороне. Диагонально расположенные двери обусловливают самый длинный холостой проход. Промежуточное пространство между залами не должны быть просто коммуникационными. Они должны создавать паузы для отдыха, разрядки от эмоциональной нагрузки, возникающей при осмотре экспозиции.

Экспозиционное оборудование музея также разнообразно как и экспозиция.Оно играет весьма важную роль в формировании облика интерьера зала. Не выступая в музее в качестве самостоятельной художественной ценности, оно должно выполнять важнейшую художественную функцию, заключающуюся в формировании такой предметной среды, которая при разнообразии приемов демонстрации экспонатов обеспечивала бы стилевое и композиционное единство всей экспозиции музея. Единство оборудования должно преодолеть пестроту экспонатов.

В концептуальном плане трактовка интерьерных пространств музеев решается разными путями. Наиболее традиционный тип внутреннего пространства музея, замкнутый и самодостаточный, в современных проектах часто вытесняется более открытым и комплексным. Это более органично отвечает идеологии музея как универсального центра искусств и более демократичного пространственного объекта – части окружающей среды. Это стремление к открытости выражается на разных уровнях. Важное значение приобретает игра открытых и закрытых пространств, а также акцент на использовании «полузакрытых» пространств как метафоре подвижности и неоднозначности современного искусства. Если традиционно остекление применялось для разного рода коммуникаций и буферных пространств (атриумов, переходов, холлов), то в современной практике авторы все чаще прибегают к раскрытию экспозиционных пространств, добиваясь неожиданных эффектов дополнительных визуальных связей (с парковым окружением, с городом).

Экспозиционное оборудование в музеях очень разнообразно, как разнообразна и сама экспозиция, однако один принцип присутствует всегда: оно должно быть максимально незаметным, не привлекая к себе внимания.

В структуре музея очень существенно соотношение между постоянной экспозицией и временными выставками. Действительно, музей, которому нечего прибавить к ранее созданному, неизбежно превращается в музей в нарицательном значении этого слова. В современной практике есть музеи, деятельность которых целиком основана на организации временных выставок. Именно выставочная зона посвящена временному и преходящему, что находит отражение и в архитектуре зданий. Наиболее часто в процессе развития комплекса композиция приобретает сложный, расчлененный характер. В современной практике проектирования авторы изначально закладывают развитию пространственную структуру комплекса.

 

Конструктивное решение.

Развитие новых конструкций расширило представление о морфологии архитектурного языка музеев, и сложные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитектуре современных музеев заметное место наряду с более простыми, традиционными.

Конструктивное решение здания музея может трактоваться в двух направлениях: как следование чисто утилитарным (функциональным) потребностям и как важный элемент архитектурно-композиционного решения объекта. В первом случае конструктивное решение призвано обеспечить удобное функционирование комплекса, что касается в первую очередь крупногабаритных пространств (атриумов, экспозиционных и концертных залов, а также надежной и целесообразной организации фондохранилищ.

Для организации свободных перетекающих пространств в интерьере сооружения целесообразно использование каркасной схемы. Это решение, характерное для модернизма, позволяет изящно решать архитектуру минимальными средствами, предоставляя при этом полную свободу в поисках иных решений (применение всевозможных навесных панелей, использование декора). Применение ферм постепенно вытесняется использованием пространственных покрытий. Перекрытия на основе гигантских рам (на этаж) позволяют использовать междуэтажное пространство для подсобных помещений и запасников.

Использование большепролетных пространственных конструкций целесообразно для перекрытия безопорных пространств, при этом они всегда сообщают зданию дополнительную образную выразительность как в интерьере, так и во внешнем облике.

 

 

Выставки

Выставки служат для коммуникативных связей, обмена опытом; главная специфика и назначение выставок – выявление и демонстрация новых достижений в той или иной области.

По планировочной структуре можно выявить следующие типы построения выставочной экспозиции:

- регулярное осевое;

- радиально-кольцевое;

- свободно-живописное.

Выставочные павильоны, как правило, небольшие, площадь хранилищ определяется в зависимости от характера выставляемого материала. Постоянно меняющаяся экспозиция – главное отличие выставок от музеев. Требования осмотра выставочной экспозиции – те же, что для экспозиционных и выставочных залов музеев. Блок хозяйственных помещений выставок более развит, чем блок этих помещений в музеях: в его состав входят крупные мастерские (столярная, слесарная) для монтажа экспозиции.

По пространственной структуре можно выявить следующие типы выставочных зданий:

- централизованные отличаются компактностью плана и функционально свободным универсальным пространством;

- децентрализованные состоят из отдельных блоков, дифференцирующих тематические разделы выставки.

Объемно-планировочное решение выставок должно выполняться таким образом, чтобы обеспечивать изменение тематики, должно быть гибким, предусматривать в случае необходимости принудительный график движения, исключающий пересечение встречных потоков. Высота регламентируется, высота обслуживающих помещений выставок – 3,3 м.

Выставка как средство демонстрации достижений всегда несет в себе определенную новизну: известные достижения строительной техники, представленные именно на выставках, полотна знаменитых художников, выполненные специально для выставок. Часто павильон сам трактуется как выставочный экспонат – с этой точки зрения подход к решению архитектурного облика выставки в целом можно отождествить с подходом к созданию единого произведения.

В настоящее время актуальной тенденцией является создание на базе музеев и выставок многофункциональных, универсальных центров искусств, которые включают в свой состав музейно-выставочные, клубные и досугово-развлекательные помещения, школы искусств, медиатеки.

 

.

 

 

Список литературы

1. Архитектурное проектирование зрелищных зданий, М., 1990

2. Миловидов Н. Н. Культурно - просветительные здания, М., 1987

3. Капустян Е. Д. Клубные и досугово-развлекательные учреждения, М., 1975

Date: 2015-08-15; view: 15739; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию