Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация по расположению рецепторов, предложена английским физиологом И. Шеррингтоном





Лекция №2.

Тема: Познавательные процессы и их роль в жизнедеятельности человека.

 

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. В своей совокупности они обеспечивают познание как процесс и как результат.

К познавательными психическими процессами относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Именно позна­вательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

Познавательные психические процессы
Сенсорно-перцептивные Когнитивные
Ощущение Восприятие Внимание Память Мышление Воображение Речь

 

(2) Протекая одновременно, эти процессы взаимодейству­ют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, и не как картинку, изображенную на каком-то эк­ране, а именно как мир, находящийся вне нас и явно воспринимаемый, а также внутренний скрытый и не воспринимаемый. Благодаря познавательным процессам мир предстает перед нами в его временной целостности и непрерывности, как нечто существовавшее в прошлом, существующее в настоящем и имеющее перспективу в будущем.

Таким образом, все знания самого высокого порядка, включая знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности.

(3) Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д., и их преобразования в нервные электрические импульсы.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг.

(4) Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. Анализаторы состоят из следующих частей: рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам; корковых проекционных зон головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химичес­ким агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.

(5) Классификация ощущений осуществляется по различным признакам. Мы рассмотрим классификацию по модальности (виду анализаторов) и классификацию по участию ощущений в построении образа мира и регуляции поведения человека.

Классификация по модальности выделяет пять традиционных классов ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.

Ощущения
Зрительные Слуховые Осязательные Обонятельные Вкусовые
тактильные температурные болевые    
             

Зрительные ощущения. Раздражителем для органа зрения являет свет (электромагнитные волны длиной от 300 до 800 миллимикронов)

Все цвета можно разделить на две группы: хроматические и ахроматические. К ахроматическим относятся белый, черный цвет и все оттенки серого, к хроматическим — все остальные. Человек может различать до 180 цветовых тонов и более 10 000 оттенков между ними. Цветовым ощущениям может соответствовать определенный эмоциональный тон: красный — возбуждает, вызывает тревогу, черный — угнетает, зеленый — действует успокаивающе и т.д.

Слуховые ощущения. Раздражителем для органов слуха являются звуковые волны, которые имеют частоту, амплитуду и форму колебаний. Поэтому слуховые ощущения отражают высоту звука (определяется частотой колебания), громкость (определяется амплитудой) и тембр (определяется формой звуковых колебаний), длительность (время звучания) и темпоритмический узор последовательно воспринимаемых звуков. Колебания частотой ниже 16—20 Гц называйся инфразвуком, свыше 20 000 Гц — недоступны для восприятия и являются ультразвуком.

Осязательные (кожные) ощущения включают в себя 3 различных вида ощущений: тактильные (прикосновения и давления); температурные (тепло, холод) и болевые. Благодаря тактильным ощущениям мы получаем информацию о поверхности предмета: гладкая, липкая, жирная и т.д.

Сильное давление на некоторые участки поверхности могут вызвать болевые ощущения. Болевая чувствительность сигнализирует о вреде, наносимом раздражителем. Рецепторы болевой чувствительности расположены на коже глубже, чем тактильные рецепторы, причем в местах скопления большого количества тактильных рецепторов болевых рецепторов меньше. Таким образом, те участки кожи, которые больше используются для ощупывания, наименее болезненны.

Температурные ощущения, связанные с регулированием теплового обмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на поверхности кожи очень неравномерно, к холоду максимально чувствительна спина, наименее — кожа груди.

Кожные ощущения возникают в результате воздействия механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Например если кончиком карандаша, слегка прикасаясь к коже, медленно провести по закрытым векам, то время от времени будет возникать мгновенное ощущение холода.

Обонятельные ощущения. Частицы пахучих веществ, попадая на обонятельные рецепторы, расположенные в верхней части носовой полости, вызывают обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают из комбинации шести основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. В повседневной деятельности, характеризуя какой-либо запах, его зачастую сравнивают с эталонным (сирени, розы, лимона и т.д.).

У современного человека обоняние играет меньшую роль, чем у наших предков, однако при поражении некоторых анализаторных систем (зрительной и слуховой) обоняние приобретает особое значение. Так, слепоглухие пользуются обонянием как зрячие — зрением: ориентируются по запаху в пространстве, узнают знакомых людей.

Вкусовые ощущения. Растворенные (в воде или слюне) вкусовые вещества, попадая на рецепторы (вкусовые точки языка), вызывают вкусовые ощущения. Различают четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. Участки языка по-разному чувствительны: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому — края языка, к горькому — область корня языка. Вкусовая чувствительность прямо связана с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении или пресыщении — понижается.

Классификация по расположению рецепторов, предложена английским физиологом И. Шеррингтоном.

Эта классификация ощущений наиболее популярная и до настоящего времени. Все ощущения были разделены англичанином на три основных класса: экстероцептивные, проприцептивные и интероцептивные.

Экстероцептивными называют ощущения, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, находящиеся на поверхности тела (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.), при этом они делятся на дистантные (зрительные и слуховые) и контактные (вкусовые, осязательные и т.д.), в зависимости от характера физического раздражителя (световая волна, твердое вещество)

Проприоцептивные ощущения возникают благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. Проприцептивные ощущения отражают движение и относительное положение частей тела. Они участвуют в формировании у человека так называемой «схемы тела». Проприоцепция обеспечивает регуляцию мышц (при движении и в покое) с учетом состояния и положения органа движения и мышцы. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.

Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренней сре­ды организма (жажда, голод, удушье). Эти ощущения составляют орга­ническое чувство — самочувствие человека. Как правило, они не осоз­наются до тех пор, пока не происходит существенного нарушения нор­мального состояния организма. Возникновение интероцептивных ощущений сопровождается яркими эмоциональными переживаниями.

С точки зрения данных современной науки, принятого разделения ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся, например, температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.

(1) Восприятием (перцепцией) - наз. отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Отличие восприятия от ощущения. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. В восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимае­мых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Date: 2015-07-27; view: 552; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию