Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение неторговых предпринимателей всех типов





по видам экономической деятельности, % (2010) [50]

  Новый Уренгой Ноябрьск
Всего зарегистрированных неторговых предпринимателей, ед. (%) 1650 (100%) 2087 (100%)
В том числе:    
Операции с недвижимостью, аренда 439 (26,6%) 486 (23,3%)
Строительство 396 (24,0%) 210 (10,1%)
Транспорт, связь 391 (23,7%) 952 (45,6%)
Предоставление коммунальных, социальных, персональных услуг 169 (10,2%) 251 (12,1%)
Обрабатывающая промышленность 157 (9,5%) 99 (4,7%)
Гостиницы, рестораны 84 (5,1%) 79 (3,8%)
Добыча полезных ископаемых 11 (0,7%) 3 (0,1%)
Сельское, лесное хозяйство 3 (0,2%) 7 (0,3%)

 

Профиль новоуренгойского предпринимателя – более маскулинный (промышленно-строительный); профиль ноябрьского предпринимателя, наоборот, более сервисный.

По четвертому критерию – отношение к риску и неопределенности – трудно сопоставить два городских сообщества по имеющимся информационным источникам. Будем считать, что эти показатели для обоих городов сопоставимы – хотя доминирование мужчин и б о льшая доля вахтовиков в Новом Уренгое, чем в Ноябрьске, позволяет предположить, что в первом городе и более высокая терпимость к риску в местном сообществе.

Различия в предпринимательском профиле между городами обозначаются и в секторе услуг. Уровень достатка и мобильности у сообщества Нового Уренгоя выше, чем в Ноябрьске. (Здесь выше и выручка на одного работника малого предприятия, лучше их оснащенность оборудованными помещениями, существенно выше их инвестиции в основной капитал.) Неудивительно, что в Новом Уренгое поэтому выше уровень развития «досугового» общепита (по сравнению с Ноябрьском здесь существенно больше число мест в ресторанах, кафе, барах), но меньше число фирм бытового сервиса (социально укорененных).

Даже с учетом фактора меньших доходов населения неразвитость сферы «досугового» общепита является крупным недостатком Ноябрьска и, соответственно, стимулом для предпринимательского проникновения и роста в этих рыночных нишах.

Сила позитивных экстерналий в городах одного размера, как показывают наши наблюдения, зависит от плотности населения: при прочих равных условиях, в более компактных городах естественно ожидать и б о льшую силу позитивных экстерналий всех видов (эффектов нечаянного заражения, подхватывания, использования новшеств другими субъектами местной экономики). По крайней мере, можно утверждать, что развитие предпринимательства с этим связано: среди тюменских северных городов-стотысячников самая высокая плотность у Нефтеюганска (около 8 человек на га), он и лидер по числу предпринимателей на тысячу жителей. Ноябрьск следует за ним по показателям плотности (5,9) и по показателям активности предпринимателей. Новый Уренгой имеет плотность 4,8 чел. на га, ниже ноябрьских показателей – и чуть хуже показатели предпринимательского движения. С другой стороны, Норильск и Воркута, которые очень сильно отстают от тюменских северных городов по плотности населения, также сильно отстают и по развитию малых и средних предприятий.

«Естественное» преимущество Ноябрьска в том, что его городская среда достаточно компактна по сравнению с другими городами-стотысячниками российского Севера и Арктики – это тот потенциал, который позволяет получить скорую и сильную отдачу от правильно настроенных местных институтов поддержки предпринимателей.

 

Цель развития предпринимательского сектора Ноябрьска состоит в превращении его в мощный драйвер инновационной реструктуризации городской экономики и комфортизации городской среды. В прежней макроэкономической теории экономического роста он всецело зависел от деятельности крупных индустриальных предприятий, способных получить эффекты экономии на размере, на масштабе операций. Новый экономический рост в существенно большей степени зависит от микроэкономических факторов – географического положения, агломерационного эффекта, уровня предпринимательской энергии местного сообщества. Рост генерируется от коллективных предпринимательских усилий горожан, от новых видов экономической деятельности и инновационной специализации на новых продуктах, процессах, технологиях и рынках, которые они в состоянии сгенерировать.

Микродеятельность конкретных городских предпринимателей никогда ранее в такой степени не была источником экономического роста, как теперь. Но чтобы ее потенциал был полнокровно использован, мало изолированной активности отдельных фирм. Нужна их увязка в локализованной местной производственной системе, настроенной на создание позитивных экстерналий от одной малой фирмы к другой, от одного предпринимателя к другому.

На зарубежном Севере почти нет крупных городов. Именно беспрецедентные для зарубежного Севера размеры российских северных и арктических городов делают практически безальтернативным использование экстерналий для экономического роста и развития: ведь в малых городах и экономиках они попросту не могут возникнуть. Можно сказать и иначе: малые «герметичные» города-заводы несут меньше издержек от того, что в «крепостях» их градообразующих предприятий не могут возникнуть перетоки знания, экстерналии, полезные для всей городской экономики.

Но эти издержки охранительных корпоративных рубежей существенно выше в более крупных городах. Без экстерналий при сохранении корпоративной герметичности такой моногород в современных условиях неизбежно будет сжиматься (инновационная модернизация градообразующего предприятия сразу же ставит вопрос избыточной численности занятых на нем). И только экономические экстерналии, перетоки знания, подхватывание новшеств, их распространение по инновационной сети, позволяют надеяться на стабилизацию и рост городской экономики и численности населения.

Сегодня успешные городские экономики отличаются от неуспешных прежде всего масштабами сгенерированных внутри позитивных экстерналий. Этот масштаб в существенной степени зависит от развитости слоя индивидуальных, малых и средних предприятий, способных распространять экстерналии: именно предприниматели, как отмечают многие авторы, способны выполнить эту ключевую роль в продуцировании побочных эффектов от экономической инновационной деятельности.

В ноябрьской экономике можно обозначить три проблемы, из-за которых гасятся экстерналии: недостаточно эффективное взаимодействие власти, научных подразделений и малого бизнеса; «китайская стена» между крупными градообразующими корпоративными структурами и малым бизнесом; недостаточное взаимодействие между самими малыми предприятиями внутри городской производственной системы. Соответственно эти три проблемы и определяют три основные задачи – стратегические направления городской стратегии развития предпринимательства.

Потенциал взаимодействия власти, научно-образовательного комплекса и местного предпринимательства. Как показывает зарубежный и передовой отечественный опыт, потенциал муниципально-частного партнерства не исчерпывается избирательно распределяемыми грантами, налоговыми льготами и льготными кредитами.

Работает правило: чем в большей степени местная власть опирается в своем взаимодействии с бизнесом на созданные им самим структуры, на самоорганизующиеся силы местных кредитных, товарных, земельных, ресурсных рынков и на поддержку предпринимателей через них, а не напрямую - тем, при прочих равных условиях, зрелее эти отношения. В Ноябрьске пока действуют прямые, директивно определяемые самой властью, формы поддержки. Их эффективность не очень высокая. Для формирования каскада положительных эффектов нужны более косвенные формы и более мощное участие самого бизнеса в определении приоритетов, институтов и способов поддержки.

Включение сил рыночного саморегулирования гарантирует, что муниципальная поддержка малого бизнеса не будет бюрократически заорганизована. Требуется глубокая ревизия и обновление мер поддержки городского предпринимательского, уход от фаворитизма к более демократичным сетевым формам поддержки союзов и ассоциаций индивидуальных и малых предприятий.

Необходимо реализовать не отдельные мероприятия, а пакет мер, дружественных к городским предпринимателям: упрощение получения разрешений и уменьшение стоимости подключения предприятий к инженерным коммуникациям (в том числе электросетям); обеспечение свободного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации об объектах муниципального имущества (в том числе земельных участков), незавершенного строительства; радикальное сокращение времени на регистрацию нового предприятия и др.

Есть и три конкретных, болевых точки городской экономики, в которых потенциал взаимодействия местной власти и бизнеса абсолютно не реализован. Во-первых, это городская система образования. Нельзя признать нормальным нежелание руководителей городского образования иметь дело с предпринимательством даже в тех остродефицитных направлениях, в которых их приход позволил бы существенно сократить дискомфорт для населения города.

Однако проблема становится еще масштабнее, если признать современное полное самоустранение городской системы образования из формируемых в городе реалий рыночной, предпринимательской экономики. Ведь местная система образования, как показывает зарубежный и российский опыт, способна активно влиять на желание детей становиться предпринимателями, на формирование в городе среды, дружественной к предпринимателям, на интеллектуализацию местного бизнеса за счет формирования многочисленных «мостиков» сотрудничества с городскими предпринимателями.

Этот потенциал сегодня упущен. Проблема настолько значима, что речь должна идти о формировании целостной стратегии адаптации (разворота) местной системы образования, в целом научно-образовательной сферы, к новым реалиям предпринимательской экономики Ноябрьска на долгосрочную перспективу.

Во-вторых, должна быть радикально увеличена поддержка стартующих предпринимателей, в первую очередь даже не столько предпринимателей «поневоле», вынужденных своим безработных положением (как показывает зарубежный и российский опыт, из их числа очень редко получаются успешные бизнесмены) - но новичков, осознанно сделавших свой рискованный выбор.

Приоритетно поддерживать старт-апы в новых обрабатывающих отраслях промышленности, интеллектуальных деловых услугах, образовании, социальных и бытовых услугах, ориентированных на широкий рынок. Нужны специальные стимулы для чиновников, которые занимаются поддержкой предпринимательских проектов в этих сферах, значимых для инновационного развития городской экономики. Время регистрации нового предприятия/юридического лица в городе должна быть сопоставима с регистрацией физического лица по новому месту жительства.

В-третьих, значение новой муниципальной предпринимательской политики настолько велико для успеха инновационной модернизации городской экономики, что требуется признание этого и выделение особого комитета по предпринимательству внутри городской власти. Работа по выращиванию малого бизнеса в городе должна быть, с одной стороны, предметом ответственности отдельного подразделения администрации; с другой стороны - вменена в обязанности всем подразделениям местной власти. Собственно предпринимательский комитет работает прежде всего как сводный координатор – при том, что вся конкретная работа осуществляется по отраслевым и функциональным подразделениям власти (например, молодежная политика и предпринимательство, образование и предпринимательство, медицина и предпринимательство, ЖКХ и предпринимательство и др.).

Конечно, исключительно важно помочь предпринимателям в их инновационном поиске новых возможностей для своего развития – новых рынков, товарных групп, технологий и бизнес-процессов.

Очень важно в текущем режиме реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, оперативно ликвидировать возникающие узкие места и использовать новые возможности в городской экономике для развития предпринимательского сектора. Для этого, чтобы постоянно возникающая новая информация не терялась, должны быть созданы муниципально-частные советы по предпринимательству с широким представительством всех слоев городского предпринимательского движения при исполнительной и законодательной власти.

Взаимодействие большого и малого бизнеса внутри городской производственной системы. В современном инновационном процессе, от которого напрямую зависит рост и развитие городской экономики Ноябрьска, крупные и малые фирмы органично дополняют друг друга: первые осуществляют постепенные (инкрементальные) новшества, по мере возможностей уклоняются от рисков; вторые способны к «подрывным», радикальным новшествам и готовы принимать риск. Чтобы это остро необходимое для динамичного развития Ноябрьска разделение труда в местной производственной системе состоялось, нужно сломать сегодня существующую «китайскую стену» корпорации-крепости.

Здесь нет общих решений, путь каждого города к совместной деятельности, партнерству крупных и малых фирм специфичен и зависит от конкретных обстоятельств места и времени. Но без стратегии разгерметизации градообразующих предприятий-ресурсных нефтегазовых корпораций у Ноябрьска не будет ни экстерналий, ни инновационного развития, ни экономического роста.

Теоретической основой для реализации стратегии разгерметизации является интеллектуальное преодоление прежней теории экономической базы, согласно которой городскую экономику формируют два основных сектора - базовый («союзной специализации»), вся продукция которого ориентирована на вывоз, и сектор «поддержки», который обслуживает местные нужды (населения и фирм) и лишь перераспределяет ранее созданный базовыми отраслями финансовый поток внутри городской экономики. Оба сектора функционально обособлены друг от друга, и взаимодействуют в результате перемещений человеческих, вещественных, энергетических и финансовых ресурсов внутри городской экономики.

Нарождение слоя малых предприятий, которые нередко одновременно работают и в базовом, и в секторе поддержки; аутсорсинг градообразующих фирм, когда ранее находившиеся внутри них подразделения становятся фирмами сектора «поддержки»; переход фирмами, которые ранее выполняли сугубо обслуживающие функции на местном рынке, в разряд «экспортоориентированных» и работающих на широких уже внешних рынках - все эти процессы приводят к обрушению прежней «китайской стены» и смешению базовых фирм и фирм поддержки внутри городской производственной системы.

Можно наметить несколько направлений, по которым будет осуществляться в прогнозный период стратегия разгерметизации крупного городского бизнеса Ноябрьска. Во-первых, это формирование спин-офов из ресурсных корпораций-градообразующих предприятий «Ноябрьскнефтегаз» и «Газпром-добыча-Ноябрьск». Во всем мире «крупные фирмы полагают экономически выгодным передать задачу поиска радикальных инноваций независимым агентам, вместо того чтобы самостоятельно разрабатывать их – ввиду того, что независимые изобретатели и предприниматели получают значительную часть своего вознаграждения в форме морального вознаграждения. Платежи данного типа не влекут за собой дополнительных затрат для крупных компаний - покупателей предоставляемых услуг»[51].

Представляется, что для формирования таких спин-офов есть объективные причины ввиду меняющихся свойств стареющих нефтегазовых активов ноябрьской нефтегазоносной площади. После 40 лет основные сливки здесь уже сняты, новые месторождения более глубокого залегания, более сложной геологической структуры и нередко конденсатного состава.

Конденсатность ресурсов, которая вынуждает создавать перерабатывающие производства близко к местам добычи, формирует предпосылки для развития здесь нефтегазохимических производств. А последние, как и целлюлозные производства, дают возможности бесконечным технологическим рекомбинациям с получением широкого спектра конечной продукции - малотоннажной нефтегазохимии - аналогично как в другом случае малотоннажной лесохимии на целлюлозе. Эту необходимую гибкость производственного процесса как раз и могут обеспечить малые спин-офы, каждый на своей конечной продукции, своей технологической цепочке. Например, разработка валанжанских и ачимовских горизонтов газовых месторождений, которая уже технологически возможна, но пока инерционно откладывается на будущее ввиду беспрецедентной глубины залегания пластов, содержащих смесовое газовое сырье метана, этана, пропана, бутана, что является естественной основой для прихода малых промышленных компаний (например, каждая – на технологическую цепочку «своего» газа).

Спин-офы градообразующих фирм могут сыграть важнейшую роль в их постепенной разгерметизации и более активном включении потенциала крупных местных компаний в местную производственную систему. От местных властей требуется «открытая» промышленная политика, стимулирующая инновационный поиск всех субъектов местной производственной системы, как крупных, так и малых.

Во-вторых, это давно ожидаемый приход малого бизнеса в истощенные активы нефтегазовых месторождений юга Ямала (так называемый проект нового освоения пяти тысяч малодебитных и бездействующих скважин). Как нами было отмечено, этот проект может реализовываться в двух схемах: 1) путем создания «Ноябрьскнефтегазом» дочерних фирм, специально сориентированных на отработку локализованной площади с истощенными скважинами (целесообразно получить статус особой экономической зоны для смягчения действующей налоговой системы под систему истощенных нефтегазовых месторождений); 2) прихода на эти площади сети независимых фирм малого нефтегазового бизнеса. Второй вариант в настоящий момент выглядит менее реалистичным, однако в долгосрочной перспективе он может быть реализован, в том числе за счет получения экономической самостоятельности прежде дочерними фирмами Ноябрьскнефтегаза.

Реализация любого варианта будет означать существенное увеличение числа малых предприятий в производственной системе города, которые начнут взаимодействовать с градообразующими компаниями и другими предприятиями малого и среднего бизнеса города. Это во всех случаях означает наращивание экономической активности, внутренней динамики перетоков знания и потому позитивно для городской экономики.

Развитие предпринимательства напрямую связано со структурными преобразованиями внутри градообразующих компаний Ноябрьска. Зачастую эти преобразования связывают лишь с расширением территориальной экспансии – работой на новых рынках добычи углеродов России и мира. Однако неизбежны и внутренние преобразования компаний в самом Ноябрьске. Эти преобразования (прежде всего децентрализация управления, аутсорсинг и инновационная модернизация) будут призваны адаптировать организационную и технологическую структуры компаний к реалиям неуклонного истощения месторождений и усложнения условий добычи. Очевидно, что любое преобразование неизбежно вызовет к жизни новые формы взаимодействия с малым производственным бизнесом Ноябрьска в промышленности и производственных услугах, переконфигурирует внутреннюю структуру городской производственной системы.

В-третьих, это масштабное использование технических решений, инженерных кадров, основных производственных фондов, которые ранее входили в контур градообразующих предприятий, совсем в неожиданных для них направлениях городской деятельности – жилищно-коммунальном хозяйстве, теплоэнергообеспечении, логистике и др. Успех этого направления зависит от предпринимательской активности - энергичном опробывании новых рыночных ниш с опорой на инженерные компетенции нефтегазодобычи. И опять успех этого направления зависит от преобразования градообразующих предприятий из закрытых корпоративных крепостей в открытые инновационные производственные системы.

Закрытость корпоративных градообразующих структур внутри местной производственной системы есть важнейший тормоз позитивным экстерналиям, обогащающим местную экономику инновационными прививками, создающим в ней новую динамику, новый тонус для развития. Успех их разгерметизации зависит от усилий одновременно в нескольких обозначенных областях.

Есть еще один специфический аспект взаимодействия малого и крупного производственного бизнеса в Ноябрьске – это конкуренция мировых нефтесервисных грандов Шлюмберже, Халибертон и местных малых структур производственного сервиса. Пока это взаимодействие невыгодно и разрушительно для местного малого бизнеса. Не найдены организационные решения, которые укрепят российские предприятия и защитят их от мощного конкурентного давления мировых грандов – не ценой утраты ими стимулов к инновационной модернизации, но для сохранения отечественного нефтесервиса как такового.

Сети и инновационного инфраструктура для взаимодействия малого бизнеса между собой. Как правило, основной приоритет муниципальной поддержки – это фирмы, обращенные на удовлетворение потребностей городских домохозяйств. Созидательный для городской экономики потенциал межфирменной контрактации, коммуникации предпринимателей друг с другом при этом обычно недооценивается. После исследований многочисленных российских городов нам неизвестны случаи муниципальной поддержки межфирменных контрактов предпринимателей друг с другом. Но это ведь тоже один из способов стимулирования экстерналий внутри городской производственной системы. Особое значение имеет контрактация с инновационными фирмами, потому что в ее результате новшество широко подхватывается внутри городской экономики, порой совершенно неожиданным образом, в неожиданных направлениях экономической и социальной сферы.

До недавнего времени Ноябрьск существенно отставал в развитии сетевой инфраструктуры, обеспечивающей межфирменную контрактацию, взаимодействие малых предпринимателей друг с другом на компактной локализованной площадке. Например, по совокупной площади бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, научных парков, инновационно-технических центров уступал в три и более раза меньшим по численности соседним монопрофильным городам Губкинскому и Муравленко.

Ситуация начала меняться с созданием в городе бизнес-инкубатора, призванного переломить ситуацию с поддержкой новых и молодых малых предприятий. Дальнейшее развитие бизнес-инкубатора с целью расширения перечня имеющихся здесь видов экономической деятельности (возможно, и за пределы списка, утвержденного Минэкономразвития России) – приоритетное направление формирование межфирменной городской предпринимательской сети. Создание бизнес-инкубатора знаменует переход муниципальной власти от атомарных к сетевым и всегда более эффективным формам поддержки предпринимателей. Очень важно наряду с «экспериментальной отработкой пилотных бизнес-идей и проектов»[52], стимулировать внутреннее взаимодействие предпринимателей между собой внутри самого бизнес-инкубатора, чтобы сформировать синергию возрастающей отдачи от усилий муниципальной власти.

Другое направление создания инновационной предпринимательской сети в городе – это формирование и развитие технопарка[53]. Предусматривается его создание в среднесрочной перспективе ближайших трех-пяти лет как открытого акционерного общества (учредители окружная и муниципальная власти). Структурно технопарк должен состоять из бизнес-инкубатора, лаборатории инновационных идей (разработка проектов), управляющего совета экспертов, технологической лаборатории, образовательного центра и сервисных фирм. Остается открытым вопрос, с каким научно-образовательным центром в Тюменской или Екатеринбургской области будет постоянно сотрудничать ноябрьский технопарк – ведь, как показывает мировой опыт, нужна прочная опора на структуру-генератора технологических новшеств.

В положениях о технопарках нередко фигурирует задача обмена знаниями и технологиями между резидентами. Однако эти перетоки знания чаще происходят не планово, а спонтанно, в рамках реализации совместных межфирменных проектов или неформальной коммуникации профессионалов, например, в кофейне. Поэтому целесообразно не делать акцент на формальных центрах трансфера технологий в технопарке, но одновременно создавать во всех его структурных подразделениях атмосферу активной неформальной коммуникации предпринимателей друг с другом.

Еще одним направлением является создание местного венчурного фонда в пакете с поисковой сетью из предпринимателей, представителей диаспоры местных жителей в городах России и мира, призванной идентифицировать новые возможности на рынках, в товарных группах, бизнес-процессах и технологиях для ноябрьского бизнеса.

Предпосылки для создания местного венчурного фонда в Ноябрьске благоприятны ввиду того, что здесь уже создана плотная банковская среда из многих банковских филиалов. Венчурный фонд может быть создан из банковского пула (при наличии согласия на это основных коммерческих банков города), в результате муниципально-частного партнерства или как структура, инициированная городскими предпринимателями.

Во имя чего нужно взаимодействие власти, малого и крупного бизнеса между собой в Ноябрьске? Чтобы успешно вести коллективный, с потребителями и поставщиками, инновационный поиск новых возможностей для местного бизнеса: того знания, которое может быть быстро и эффективно коммерциализировано фирмами местной производственной системе в новом товаре, технологии и процессе, востребованных на местном и внешних рынках.

Нельзя сказать, что такой поиск субъекты местной экономики не ведут. Например, Ноябрьскнефтегаз - новых природных активов по всему миру, в России, Якутии, Красноярском крае. Но это обособленный корпоративный поиск.

А здесь речь идет о коллективном широком поиске субъектов местной производственной системы как в Ноябрьске, так и за его пределами. Институты местной экономики, в том числе ее авангардных инновационных структур в виде бизнес-инкубатора и в перспективе технопарка, венчурного фонда должны поощрять его поощрять (самообнаружение новых возможностей для местного бизнеса).

Конкурентное преимущество Ноябрьска состоит в его большей открытости ввиду удобного экономико-географического положения по сравнению с другими крупными городами Ямала, прежде всего Новым Уренгоем. Инновационный бизнес может и должен делаться здесь на более высокой степени открытости городской экономики и политической системы. Другое преимущество состоит в накопленном еще в советское время мощном пуле квалифицированных инженеров, технических кадров высшей квалификации, способных к неординарным решениям местных проблем в добычной, коммунальной сфере, энергосбережении и др.

Возникает вопрос, как могут быть реализованы обозначенные стратегические задачи развития ноябрьского предпринимательства? В нескольких уже хорошо известных и новых, обнаруживаемых поисковой сетью, проектах.

Проблема энергосбережения и энергоэффективности настолько значима для всех арктических городов округа, что Ноябрьск может выступить здесь инициатором общих алгоритмов проекта, которые могут далее подхвачены в соседних городах округа. На смену разрозненным усилиям отдельных предпринимателей должна прийти целостная муниципальная политика в рамках формирования в городе демонстрационной зоны энергоэффективности, в которой будут кластеризованы усилия местной власти, бизнеса и местного сообщества в деле создания единого комплекса производств и производственного сервиса, сориентированных на энергосбережение. Ноябрьск уже имеет здесь важные заделы в виде недавно построенной городской парогазовой станции, попыток создания своих изоляционных, энергосберегающих строительных материалов.

Создание новой отрасли обрабатывающей промышленности на основе индустрии переработки отходов с целью производства новых строительных материалов. Отметим, что в Новом Уренгое уже существует три завода по переработке отходов, в Ноябрьске пока нет ни одного. Вопрос назрел, и требует поиска технических и организационных (институциональных) решений. Преимущество города в этом проекте – Ноябрьск является крупнейшим в округе рынком для этого производства.

Освоение низкодебитных и бездействующих «старых» скважин. Несмотря на объективные трудности его развертывания, оно объективно назрело для города и в том или ином варианте будет запланировано к реализации.

Создание логистического центра межрегионального значения. Ноябрьск здесь не ограничивается ролью гигантского склада для всего округа, но продолжает осуществлять и расширяет поставки своими экспедиторскими фирмами продуктов и товаров в другие части округа. В этом город использует преимущества транзитного, не тупикового, положения в системе соседних населенных мест.

Развитие социального (гуманитарного) предпринимательства, нацеленного на комфортизацию местной среды до среднероссийского уровня. В моногородах России правилом является существенное отставание качества городской среды по сравнению со средним уровнем по стране – при лучших показателях финансового благополучия населения. Кратное увеличение тепличного производства овощей, в котором используются новейшие достижения городской электроэнергетики и мер по энергоэффективности, представляется просто безальтернативным. Целесообразно плавно уменьшать внутригородские контрасты в обеспеченности торговыми площадями, активно формировать «коммуникационные площадки» для предпринимателей – число ресторанов, кафе, баров, которых хронически не хватает в Ноябрьске. Перспективные для развития направления также психологическое консультирование (важно и в условиях старения населения), частные детские сады, платная медицина и др.

Ключевой идеей в разработке механизмов реализации стратегии развития городского предпринимательства является представление о том, что дееспособные институты для генерирования устойчивого экономического роста могут быть созданы в Ноябрьске еще до того, как аналогичные институты возникнут во всей стране. После успехов Силиконовой долины в США, Бангалора в Индии, Ксынчу на Тайване эти идеи захватили научное и экспертное сообщество[54].

Настойчивые усилия местной власти по развороту всех действующих муниципальных институтов в направлении, дружественном предпринимательству, могут быть очень конструктивны для перенаправления энергичных людей из других сфер местной экономики и политики в предпринимательство.

Институты, вознаграждающие усилия предпринимателей, могут включать: популяризацию идей предпринимательства среди молодежи в рамках новой городской молодежной политики; передовой опыт успеха местных предпринимателей, которым они делятся с другими; укрепление местной предпринимательской инфраструктуры, нацеленной постепенно передать функции поддержки от власти к организациям предпринимателей; формирование научно-образовательных структур, которые создают или ведут поиск нового знания, новых рынков, технологий и бизнес-процессов для адаптации их в Ноябрьске; передачу части муниципальных активов (в том числе земельных) на льготных условиях для использования предпринимателями.

Важнейшим показателем хода реализации стратегии является рост доли работающих в малых и средних предприятиях (% от общей занятости). Этот показатель к 2020 году должен быть не менее 25%.

Другой качественный показатель состоит в том, что за прогнозный период 2015-2020 годов Ноябрьск в результате усилий инновационных предпринимателей, коллективного инновационного поиска субъектов местной экономики должен стать инновационным лидером в Ямало-Ненецком автономном округе, используя для этого все свои встроенные, так и рукотворно, институционально, созданные конкурентные преимущества.

Date: 2015-08-15; view: 316; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию