Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Риски и ограничения развития города в финансовой сфере; бюджетная политика города
Задачи развития бюджетной политики Ноябрьска в 2008-2012 гг. заключались в стимулировании увеличения собственных налоговых доходов муниципалитета от местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц). Объемы денежных средств по уплате земельного налога с юридических лиц примерно постоянны в 2008-2012гг. (при возрастании суммы налога, не поступившей в бюджет в связи предоставлением льгот налогоплательщикам). Суммы начисленного земельного налога для физических лиц возрастали устойчиво на протяжении 2008-2012 гг. Это связано с увеличением количества налогоплательщиков, которым начисляется налог, и числа учтенных земельных участков. Это отражает работу местной власти по земельно-имущественным отношениям, обеспечение введения местного налога на недвижимость, массовой оценке земельных участков для формирования объективной налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (рис. 17-18).
Рис. 17. Структура начисления земельного налога по юридическим лицам (руб.) Источник: данные Администрации муниципального образования город Ноябрьск.
Рис. 18. Структура начисления земельного налога по физическим лицам (руб.) Источник: данные Администрации муниципального образования город Ноябрьск.
Важнейшей частью формирования доходной части местного бюджета является налогооблагаемая база налога на доходы физических лиц (НДФЛ). После падения налогооблагаемой базы в 2009 г. и стабилизации в 2010 гг., в 2011-2012 гг. произошел некоторый рост налогооблагаемой базы, связанный с преодолением последствий мирового финансово-экономического кризиса (рис. 19).
Рис.19. Динамика налогооблагаемой базы НДФЛ (тыс. руб.) Источник: данные Администрации муниципального образования г. Ноябрьск. Охарактеризуем более подробно основные тенденции бюджетной политики за последние годы. В целях повышения эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств особое внимание в 2008-2012гг. было уделено повышению уровня результативности бюджетных расходов. Осуществлялось планирование бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которое позволило: - осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, - сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности бюджетных расходов, закрепленных за конкретными главными распорядителями бюджетных средств муниципального образования. Предоставление бюджету муниципального образования межбюджетных трансфертов позволило Администрации города Ноябрьска эффективно и качественно выполнить свои обязательства перед населением. В 2009 году впервые из окружного бюджета бюджету муниципального образования город Ноябрьск была предоставлена межбюджетная субсидия в области жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающая проведение единой последовательной государственной политики в указанной области и модернизацию отрасли в целом. За период 2008-2012гг. произошел переход к бюджету, формируемому в рамках программно-целевого метода. Доля расходов местного бюджета, осуществляемых программно-целевым способом устойчиво росла: в 2009 году - 5,7%; в 2010 году - 13,6%; в 2011 году - 18,0%. В 2012 году доля расходов местного бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов местного бюджета (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий) составила 63%; по отношению к 2011 году показатель увеличился на 15%[35]. Приоритетные направления бюджетной политики г. Ноябрьска с 2008 года: · обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета; · инвентаризация нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, формирование перечня расходных обязательств и оценка степени эффективности бюджетных расходов, закрепленных за конкретными главными распорядителями бюджетных средств муниципального образования; · внедрение новых технологий в организацию бюджетного процесса, в т.ч. программно-целевой способ планирования и исполнения бюджета; · повышение качества предоставления и доступности муниципальных услуг, повышение результативности услуг. В этой связи в 2011 - 2012 годах Администрацией города реализовывалась Программа повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Ноябрьск на период до 2012 года, утвержденная постановлением Администрации города от 22.04.2011 N П-466. Программа была направлена на оптимизацию деятельности Администрации города по выполнению муниципальных функций и оказанию муниципальных услуг при обеспечении финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета муниципального образования в долгосрочной перспективе.[36] Реализация многосторонней бюджетной политики позволяет устранить основные риски в бюджетной системе города: риски несбалансированности бюджета муниципального образования при условии формирования дефицитного бюджета; планирования бюджетных ассигнований под повышенные расходные обязательства без проведения особо тщательной оценки их целесообразности и эффективности; снижение отдачи от использования бюджетных средств из-за ухудшения качества оказываемых муниципальных услуг. Другие риски оперативно можно минимизировать: риск снижения профессионального уровня муниципальных служащих может быть минимизирован за счёт проведения специального обучения, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих; риск возрастания усилий на обеспечение качества принятия решений по вопросам бюджетной политики может минимизироваться дополнительными консультациями. Третья группа рисков является для органов местного самоуправления "малоуправляемыми": нестабильность экономики и глобальных рынков, кризис денежной и финансово-кредитной системы страны, изменения в бюджетном и налоговом законодательстве на федеральном и региональном уровнях. В целом, после снижения поступления доходов в бюджет в 2008-2009 гг., в период 2010-2012 гг. управление описанными рисками проводилось эффективно, что отражалось на положительном формировании доходной части муниципального бюджета и социальной направленности расходов. Так, в 2008 г. в бюджет поступило доходов на сумму 7 577 432 тыс. руб., за 2009 год в бюджет муниципального образования поступило доходов на сумму 6 634 761 тыс. рублей, что составляло 86,7 % к фактическому уровню 2008-го года. Из общей суммы доходов в 2009 году налоговые доходы составили 30,5 % или 2 019 604 тыс. рублей; неналоговые доходы – 9 % или 600 291 тыс. рублей; поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 60,5 % или 4 014 866 тыс. рублей. По итогам 2010 года отмечался рост налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет. Так, за 2010 год рост составил 9,2% по сравнению с 2009 годом. Из налоговых доходов по-прежнему наиболее объемным оставался налог на доходы физических лиц. Его доля в объеме налоговых и неналоговых поступлений в 2010 году составляла более 63%. Положительные итоги исполнения бюджета муниципального образования создали финансовую основу для увеличения объема социально значимых расходных обязательств, в части увеличения заработной платы и перехода на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, индексации мер социальной поддержки населения. За 2011 год в бюджет Ноябрьска поступило доходов на сумму 11 509 211 тыс. руб., что составило 99,8 % к плану года, в том числе: налоговых доходов – в сумме 2 284 017 тыс. руб. или 104,5 %; неналоговых доходов – 789 748 тыс. руб. или 102,7%; безвозмездных поступлений – 8 435 446 тыс. руб. или 98,3 % - всего, в том числе: поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ – 8 359 983 тыс. руб. или 99,0%. План по наполнению доходной части бюджета в 2012 г. был исполнен на 95 %, что объясняется невыполнением обязательств по уплате ресурсоснабжающими организациями арендных платежей за пользование муниципальным имуществом. В 2012 году по сравнению с 2011 годом снизились поступления налоговых доходов на 12 %. Основное снижение произошло по налогу на доходы физических лиц (с 1 845 539 тыс. руб. до 1 510 742 тыс. руб.), государственной пошлине (с 48 633 тыс. руб. до 20 638 тыс. руб.). Причинами снижения являются: по НДФЛ - уменьшение с 1 января 2012 года норматива отчислений в местный бюджет с 50 до 40 %; по государственной пошлине - в связи с передачей из местного бюджета в федеральный бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств. Поступление неналоговых доходов в 2012 году снизилось в сравнении с 2011 годом на 55 %, или на 432 767 тыс. руб. В основном уменьшились доходы: - от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства на 92 % или 304 878 тыс. руб. - на основе изменений в Федеральное законодательство (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»), доходы от платных услуг поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений; - от продажи материальных и нематериальных активов на 45 % или 16 751 тыс. руб.
Количественные оценки формирования доходной части бюджета в 2008-2012 гг. представлены в табл. 12.
Таблица 12
|