Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Стратегия города Ноябрьска разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г





 

Стратегия города Ноябрьска разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2011 № 49-ЗАО «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа», учитывает основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Уральского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», Стратегии экономического и социального развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года и плана мероприятий исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года.

Мощным заделом для данной Стратегии выступили утвержденный в 2013 году новый Генеральный план города, обновленные в 2013 году муниципальные целевые программы по развитию отдельных направлений экономики и социальной сферы города Ноябрьска.

Стратегия включает оценку состояния городской экономики, характеристику текущих процессов экономического и социального развития, цели и задач, приоритетных направлений развития города на среднесрочную перспективу до 2025 года. Стратегия определяет основные ориентиры для органов местного самоуправления, корпоративных структур, местного предпринимательского сообщества, структур гражданского общества, потенциальных инвесторов в объекты городской экономики и является базой для реализации муниципальных программ, отраслевых планов, инвестиционных и социальных проектов.

Город Ноябрьск – один из самых зрелых в молодом Ямало-Ненецком автономном округе. Основные производственные активы – месторождения нефти – вышли на этап падающей добычи. Основные направления развития города, его социальная и культурная среда, архитектурный облик – уже сформированы. Город обеспечен базовыми коммуникациями (аэропорт, железная и автомобильная дороги). В сложившихся условиях прорывные решения в сфере стратегического развития муниципального образования город Ноябрьск могут быть связаны с переосмыслением, переоценкой имеющегося потенциала развития города, со свежим взглядом на сложившиеся отрасли и компетенции жителей, с синергетическим эффектом от их неожиданной новой комбинации.

В первую очередь, на этом пути необходимо избавиться от ряда распространенных заблуждений и мифов в области социально-экономического развития северных городов и Ноябрьска, в частности.

Миф 1. Стоимость сырья, материалов и рабочей силы – главные факторы успешного развития бизнеса. В индустриальную эпоху было привычным связывать успех экономического развития города с его положением относительно источников сырья, транспортных магистралей, дешевизной рабочей силы и т.д. По мере развития транспорта, однако, роль данных факторов снижалась. Сегодня зачастую выгоднее привезти продукты первой необходимости за сотни и тысячи километров, чем наладить их производство в режиме самообеспечения. Ключевыми факторами экономического развития становятся институциональные: местные экономические правила игры, политика власти, законодательство, системы льгот и т.п.

Даже разработка новых нефтяных месторождений, как показывает опыт разных стран, зависит от конъюнктуры мирового рынка, местной общественно-политической обстановки, политики отдельных компаний. Что касается малого бизнеса, то его развитие почти полностью определяется не традиционными экономическими факторами (допустим, стоимостью сырья и материалов, транспортными издержками), а местной институциональной средой. Ключевые факторы развития современного бизнеса:

· сплоченность и высокий уровень доверия внутри местного сообщества, позволяющий эффективно развивать деловые контакты на местном уровне;

· открытая политика власти, прозрачная законодательная среда, позволяющая участникам экономического процесса четко осознавать «правила игры»;

· предпринимательская активность, чувство уверенности в своих силах, креативность местного сообщества (зачастую в городах с пассивным местным населением успешно действуют предприятия неместных уроженцев, просто не побоявшихся открыть бизнес на «сонной» территории);

· локальный патриотизм и поддержка земляков, заставляющие предпочитать бизнес на родине экономически более оправданным вариантам[1];

· компетенции, распространенные в местном сообществе[2];

· режимы налоговых и иных льгот. В зонах с особыми экономическими режимами успешно развиваются производства, размещение которых на данной территории идет в разрез с традиционными экономико-географическими правилами удешевления доставки сырья и материалов; налоговые и иные льготы нередко перевешивают традиционные экономико-географические факторы размещения.

Миф 2. Инновационный прорыв связан исключительно с внедрением новых производственных технологий. Это не так: существует много примеров, когда территории с высоким уровнем развития технологий (наукограды) отстают в развитии из-за неспособности местного сообщества найти прикладное применение научным разработкам и наладить высокотехнологичный бизнес. Экономический прорыв происходит при вливании бизнес-компетенций, с приходом менеджеров (хрестоматийный вариант – с возвращением местных уроженцев, получивших бизнес-образование за рубежом). Ключевым фактором становится взаимодействие различных факторов городского сообщества – ученых, производственников, бизнесменов и местной администрации.

Миф 3. Ресурсы решают все. Из истории экономического развития различных стран и регионов известно, что в значительном числе случаев наличие богатых ресурсов в долгосрочной перспективе тормозило развитие территории, поскольку в этих условиях пропадал стимул к инновационному развитию. И наоборот, зачастую толчок к созданию фирм, к появлению нового производственного направления был связан с отсутствием ресурсов, с необходимостью удовлетворить местные потребности нетривиальным путем[3].

Миф 4. Целесообразность развития пищевой промышленности определяется себестоимостью продукции. Это не совсем так: местные, свежие продукты – важнейший фактор обеспечения качества городской среды, а также здоровья населения. В современном мире набирает популярность движение здорового питания, важнейшей частью которого является потребление местных, свежих продуктов; магазины «здоровой еды» пользуются спросом, несмотря на высокие цены. В северных условиях, когда крайне сужена возможность компенсировать нехватку свежих продуктов в торговой сети за счет собственного огорода, производство местных пищевых продуктов – это не столько коммерческая, сколько социально значимая отрасль. Кроме того, предприятия пищевой промышленности – обычно успешные объекты производственного туризма (особенно для школьников).

Миф 5. Большой город более устойчив. Значительную роль в экономическом развитии играют не только численность населения, но и его плотность. Растянутые в пространстве города сложнее в управлении, обслуживание протяженных коммуникаций сопряжено с большими издержками. Наличие удаленных и изолированных районов приводит к разобщенности, в удаленных районах возникают своеобразные «гетто», иногда – криминальные группировки; территориальная разобщенность снижает общий уровень доверия в местном сообществе. Более успешными нередко оказываются компактные города. В кризисной ситуации обычно не только фирмы отказываются от непрофильных активов, но и города – от удаленных районов.

Миф 6. Города выживают в одиночку. На самом деле, межмуниципальные отношения – важный ресурс интенсификации экономического развития – если они связаны не только с организацией гастролей и т.п., но реальным хозяйственным взаимодействием. Глубоко институционализированные межмуниципальные связи позволяют оптимизировать процессы удаления и переработки отходов и охраны окружающей среды, противодействия экстремизму, наркомании и другим негативным явлениям, способствуют распространению инноваций и др.

Миф 7. Культура – это средство цивилизованного проведения досуга; необходимая, но затратная сфера городского бюджета. Даже если не принимать в расчет возможность развития культурных индустрий (дизайн, платные выставки и др.), культура оказывает колоссальное влияние на городское развитие. Во-первых, она обеспечивает привлекательность города для наиболее квалифицированных, креативных кадров, чувствительных к разнообразию культурной жизни. Во-вторых, специфическая местная (не-гастрольная) культура способствует формированию чувства родины, локальной идентичности, полноценности города. Неслучайно в России внимание к развитию краеведения особенно велико именно в молодых городах Севера и Сибири. В-третьих, культурные события – это важнейший коммуникационный повод, в результате которого формируется сплоченность городского сообщества; у участвующих в совместных культурных мероприятиях повышается уровень доверия друг к другу, налаживаются коммуникации, имеющие нередко продолжение в бизнесе. В-четвертых, активное и творческое участие в культурной жизни формирует привычку к креативному решению проблем, творческому поиску; активная культурная жизнь считается важнейшим признаком креативных городов. В-пятых, в современном обществе культура просто неотделима от других сфер городского развития – в т.ч. обустройства городского ландшафта[4], образования, досуга, спорта, продвижения определенных стилей питания (национальные кухни, здоровое питание и др.), развития некоторых производств (например, мебель для массовых мероприятий) и др.[5] В-шестых, культурные события способны стать фактором развития туризма и коммерческой прибыли не столько на самой культуре, сколько на сопутствующих услугах (размещение, питание, сопутствующие товары и др.).

Миф 8. Местный вуз дает мощный толчок развитию города. Отчасти это так. Однако, взятый сам по себе, местный вуз на Севере (в России и в других странах), как правило, помогает лишь для временной задержки молодежи в городе (до окончания учебы); в него сложно привлечь хороших специалистов. Для того чтобы образовательные учреждения стали фактором экономического развития северного города, они должны быть подкреплены созданием и других элементов научно-образовательного кластера (включая базу для проведения практик, передовые информационные центры, уникальное оборудование и др.). Эти элементы формируют уникальные условия работы, привлекательные для талантливых кадров.

Миф 9. Туризм – это отдых на юге. Здесь сразу два заблуждения. Во-первых, туризм не обязательно связан с перемещением на юг: многие южане, напротив, с удовольствием посещают туристические объекты, основанные на северной экзотике: снежные и ледовые фестивали, национальные деревни коренных народов, музеефицированные лагеря золотодобытчиков и т.п.; в Финляндии действует специальный отель для наблюдения полярного сияния (через прозрачную крышу). Ради экзотики многие преодолевают значительные расстояния (например, японцы посещают север Финляндии). Во-вторых, туризм не обязательно связан с отдыхом. Многие города специализируются на конгрессном туризме, принимая крупные форумы и конференции (классический пример – Давос). Города, обладающие спортивной инфраструктурой высокого класса (например, биатлонный центр в Ханты-Мансийске), ежегодно принимают сотни и тысячи гостей за счет спортивного туризма (приезд спортсменов на сборы, спортсменов и зрителей на соревнования).

Ключевой отраслью городской экономики туризм становится преимущественно в малых городах – однако вносить значительный доход в городской бюджет туристическая отрасль может и в стотысячном городе.

Миф 10. Отток населения – это потеря людских ресурсов. Безусловно, отток населения – это потеря человеческого капитала. Однако у оттока населения есть и иная сторона: местные уроженцы получают новые знания, опыт, ресурсы. Если удается сохранить связь «диаспоры» с родиной, то она становится мощнейшим ресурсом местного развития – через консультации для соотечественников, финансовую помощь, организацию бизнеса на родине и т.д. Практически все наукоемкие отрасли в современной Юго-Восточной и Южной Азии были созданы бывшими эмигрантами.

Миф 11. Временное жилье – бич Севера. Действительно, временное, некомфортное жилье радикально снижает качество жизни тысяч северян, десятилетиями проживающих в общежитиях. Однако, корень проблемы – попытка решить ее в дуальной схеме «или закреплять население, или вахтовать». Между тем, сама природа существования в условиях Севера подразумевает необходимость встроенных механизмов трансформации и адаптации к меняющимся условиям. Природная среда Севера адаптирована под меняющиеся климатические условия. Современные глобальные изменения климата, на самом деле, – типичный процесс для Арктики, на протяжении тысячелетий подверженной колебаниям средней температуры, влажности, уровня океана: в зависимости от условий границы природных зон многократно смещались то к югу, то к северу, и соответственно, природные системы сжимались и расширялись в пространстве.

Аналогично, высочайшая зависимость хозяйственной деятельности от внешних условий, от конъюнктуры мирового рынка – характерная черта развития локальных сообществ в любом арктическом районе мира. Необходимо осознать, что пульсация темпов социально-экономического развития – нормальное для Арктики явление, и оптимальная социально-экономическая стратегия здесь – не противостояние тенденциям, а адаптация к ним. На смену линейному мышлению, свойственному индустриальному этапу развития экономики («и на Марсе будут яблоки цвести») необходима значительно более гибкая подстройка под постоянно меняющиеся природные и социальные условия, важность которой многократно возрастает в условиях Севера.

Важнейший элемент такой подстройки – использование временного жилья. Временность здесь не должна означать снижение качества – оно должно быть легко возводимым или мобильным, включать основные элементы комфорта для современного человека (удобства, обогрев), иметь невысокую стоимость. Именно попытка во что бы то ни стало избавить северные города от временного жилья за счет возведения дорогих и некомфортных в условиях Севера и вечной мерзлоты панельных домов («как на Земле») приводит к тому, что тысячи северян десятилетиями проживают в деревянных общежитиях. Необходимо четкое разделение стратегий проживания на Севере и формирование соответствующей городской среды и архитектурно-планировочных решений: комфортное (в идеале – индивидуальное) жилье для постоянного проживания и параллельное быстрое развитие временного, дешевого жилья, позволяющего снять, например, дефицит служебных квартир для приглашенных специалистов и при этом сэкономить средства для возведения капитальных строений для тех, кто планирует закрепляться на Севере.

 

Date: 2015-08-15; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию