Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приведите примеры приемов параллельной работы над звукопроизношением и над формированием лексико-грамматической стороны речи





Важным разделом коррекционной работы по преодолению несформированности звуковой стороны речи является дифференциация оппозиционных звуков (звонких — глухих, свистящих — шипящих и т.д.). Одним из специальных приемов, является прием шифровки. Суть его заключается в том, что диктуемые учителем слова, содержащие дифференцируемые звуки, ребенок записывает в тетради при помощи определенных значков (например, слова, содержащие звук с, обозначаются квадратиком □; слова, содержащие звук з— кружочком О). Правильность записи проверяется устно — индивидуально или коллективно. Затем ребенок, используя запись, самостоятельно подбирает слова. При этом особое значение следует придавать развитию у детей умения контролировать друг друга: правильно ли (соответственно графической записи) названо слово.

В целях подготовки детей с ОНР к усвоению морфемного состава слова (что будет основной задачей следующего этапа работы) упражнения по автоматизации и дифференциации поставленных звуков целесообразно проводить в специфической форме.При закреплении навыков дифференциации аффрикат ц—ч одновременно путем неосознанных наблюдений ребенок накапливает лексико-грамматические средства языка.Ученику предлагают вставить в слова пропущенные буквы (больни.., огуре.. и т.п.), а затем преобразовать данные слова так, чтобы них содержался звук ч(больница — больничный), произнести их, четко артикулируя изучаемые звуки, произвести анализ, составить с преобразованным словом словосочетание или предложение.Можно в процессе дифференциации звуков ч—щ предложить детям внимательно послушать слова: щепок, щетка, ящик, определить, одинаковый ли звук слышится во всех словах. Далее, по заданию логопеда, дети изменяют слова так, чтобы они обозначали маленький предмет (щеночек, щеточка, ящичек), и определяют, что изменилось в звуковом составе слова, а также местонахождение звуков ч—щв слове.

Такую же работу можно проводить при дифференциации других звуков, а также в процессе изучения отдельных звуков.

След. Прием при различении звуков ч—ш, с—щ можно предложить детям изменить слова так, чтобы они имели увеличительное значение: к-ч — рука — ручища, волк — волчище; с—щ — нос — носище, усы — усищи.

В процессе выполнения подобных заданий происходит уточнение и накопление лексического запаса, упорядочение грамматического строя речи и практическое освоение морфемных элементов слова. Эффективность работы учителя по преодолению нерезко выраженного общего недоразвития речи находится в прямой зависимости от того, как он сумеет связать формирование у детей полноценных звуковых обобщений с усвоением соответствующего программного материала. При этом следует помнить, что для данной группы детей недостаточно только установление связи между языковым явлением и соответствующим грамматическим термином. Они нуждаются в более прочном усвоении грамматических понятий и соответствующих им терминов. В процессе этой работы каждый грамматический термин должен быть введен в активную лексику ребенка.

 

17. Почему слуховое восприятие является важнейшим фактором развития речи и подготовки детей к овладению грамотой?

Указывая на большое значение слухового восприятия в жизнедеятельности и в развитии речи детей, исследователи отмечают, что слуховое восприятие у них формируется постепенно, и развивается в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух.

Исследователи, указывая на тесную связь формирования слухового восприятия с развитием речи, отмечают, что слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи. Для его нормального функционирования необходимо развивать у ребёнка слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух.

Большое влияние на развитие речи, как отмечает исследователь Р.В.Тонкова - Ямпольская, оказывает крик ребёнка, во время которого активизируются специфические зоны коры. При крике ребёнок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию. Здесь отчётливо видна роль слуха в развитии речи малыша.

Прислушиваясь к речи взрослого, ребёнок сам начинает воспроизводить звуки и слоги, овладевая всеми звуками языка.

Восприятие речи в дальнейшем приводит к умению понимать речь окружающих. Оно позволяет ребёнку слушать то, что ему говорят, понимать слова и фразы, выполнять указания и, самое главное, самому пользоваться речью. С другой стороны, восприятие речевых звуков способствует развитию активной речи ребёнка: благодаря подражанию звукам взрослых ребёнок первого года жизни сначала произносит отдельные звуки, затем у него появляется гуление, лепет, и, наконец, первые слова.

Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен первый год жизни, так как чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Слуховое восприятие, интенсивно развиваясь в период младенческого возраста, «становится одним из компонентов сложных межанализаторных связей, обеспечивающих в дальнейшем реализацию различных функций слухового восприятия: регулятивную, когнитивную, коммуникативную».

 

18.У ребенка нарушено произношение звуков «с», «ш», «ц», «р», «л». Составьте план работы с данным ребенком, определите последовательность постановки звуков и видов упражнений.

1. С согласный, ротовой, твёрдый, глухой, щелевой, язычно-зубной звук. Подготов. упр: Дыхательные. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. у пр для губ. Улыбка. Заборчик. Трубочка. Хоботок. Упр для языка. «Лопаточка» «Чашечка» «Иголочка», «Горка» «Трубочка» «Грибок» «Часики, «Качели» «Почистить зубы, «Лошадка «Вкусное варенье». Межзубный сигматизм. При нём кончик языка не упирается в нижние резцы, а просовывается между зубами.1. Ребёнку предлагают соединить зубы и, глядя в зеркало произнести звук С, иногда лучше давать ИС или ИСИ. 2.При помощи зонда с длинной петлёй логопед удерживает язык ребёнка в нужном положении, и просит сказать С. Губно-зубной сигматизм. При нём в образовании щели участвует, кроме языка нижняя губа, которая сближается с верхними резцами, при этом вместо звука С, слышится звук похожий на Ф. Предлагается ребёнку произнести звук С, а логопед или сам ребёнок оттягивает вниз нижнюю губу, либо нажимает на подбородок и оттягивает его вниз. Боковой сигматизм. При нём струя выдыхаемого воздуха идёт не по жёлобку, а выходит в боковую щель. Этапы:.Отрабатывается широкий, распластанный язык. Удержание широкого распластанного языка под счёт. Отрабатывается воздушная струя (при этом язык, может быть, просунут между зубами). Шепелявое межзубное С первично закрепляется в слогах и словах. Исправление межзубного сигматизма. Шипящий сигматизм.При этом виде сигматизма, кончик языка не упирается в нижние резцы, а оттянут в глубь рта. Спинка языка резко выгнута к твёрдому нёбу и жёлобок по ней не образуется, по этому воздушная струя не идёт направленным потоком, а как бы растекается по языку, и вместо свиста слышится шум. Похожий на мягкое Ш.Используют те же два этапа: 1. Отрабатывается межзубное положение (во многих случаях бывает нужно отработать его в слогах и словах). 2. Исправление межзубного сигматизма. Носовой сигматизм.Для этого нарушения характерно то, что язык оттянут вглубь рта. Корень языка поднят вверх и смыкается с мягким нёбом, которое в свою очередь опущено низко. Таким образом, открывается проход для воздушной струи в носовую полость. То же самое, что и при боковом сигматизме.

2. «Ц» – согласный, глухой, ротовой, твёрдый, смычно-щелевой, переднеязычный.Звук «Ц» ставится после звука «С». Ребёнку предлагают в быстром темпе произносить звуки «Т» и «С». Если нет «Т» и «С», то ставим механическим способом: просим произнести звук «Т» и быстрым движением зонда, опускаем язык за нижние резцы. 3.«Ш» – согласный, ротовой, твёрдый, глухой, щелевой, язычно-передне-нёбный звук. 1)при ненарушенном произнесении «Р» можно поставить «Ш» и «Ж» от этого звука. Ребёнок произносит слог «ра» и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шёпотном произнесении «ра» слышится «ша», а при громком «жа». 2)Постановка от звука «С». Ребёнок несколько раз произносит слог «са» и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъёма языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормального «Ш», логопед фиксирует внимание ребёнка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук «А» (в результате слышится слог «ша»). Ребёнок произносит слог «Ра» при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.3) Механический способ. Ребёнок произносит несколько раз слог «Са», и логопед вводит под язык зонд. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъёма до появления нормально звучащего «Ш». Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребёнка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении «ша» с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребёнка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.4) По подражанию. Логопед отчётливо произносит звук «Ш», ребёнка просят внимательно вслушаться и повторить этот звук. 5) Постановка «Ш» от звука «Т». Ребёнка просят произносить звук «Т» с прерыванием, вытянуть губы вперёд (если необходимо, то можно помочь руками). 4. «Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук. 1)по подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает. 2)Постановка «Р» от звука «Ж». Ребёнку предлагается произносить «Ж» протяжно, при несколько открытом рте, не округляя губы, при этом язык постепенно перемещается вперёд к дёснам верхних резцов, так может получиться прекативное «Р» с недостаточной вибрацией. Для усиления вибрации рекомендуется подключить сочетание этого звука со звуком «Т». 3)Под упражнение «Грибок». Ребёнка просят сделать «Грибок», а затем сильно дунуть так, чтобы струя воздуха разорвала смычку между языком и передней частью нёба. Таким способом может получиться одноударный звук «Р». 4)Постановка от сочетания «ДЖ» либо от звука «Д». Ребёнка просят произносить сочетание звуков «ДЖ» или звук «Д», а логопед зондом делает движения вперёд – назад, вправо – влево под передней частью языка. Этот способ эффективен при мягком и расслабленном языке.5) Постановка «Р» от сочетания «ТД». Ребёнка просят по очереди произносить звуки «Т» и «Д» в сочетании «ТД» или «ТДД» в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков «Д» и «Т» ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация .5. «Л» – согласный, твёрдый, звонкий, ротовой, смычно-проходной, язычно-зубной звук. 1)По подражанию 2)Использование близких по артикуляции гласных звуков «А», «Ы», «У». От звука «А». Ребёнок тянет звук «А», при этом ритмично и многократно прикасается к верхней десне. От звука «У». Ребёнок тянет звук «У», при этом совершает ритмичные движения языком вперёд назад, также прикасаясь к верхней десне. 3)С механической помощью. Ребёнка просят прижать язык к верхним зубам или губе и произносить протяжные звуки (гудеть), логопед в это время осторожно сдвигает шпателем кончик языка к верхней десне.4) В случаях, когда «Л» заменяется на «Н» или «N», у ребёнка не образуется боковых щелей, т.е. боковые края языка прижаты к коренным зубам. Ребёнку предлагают положить поперёк языка пластмассовую палочку или тесёмку. Логопед просит ребёнка погудеть, и в это время с помощью тесёмки или палочки отгибает боковые края языка.5) Если замена «Л» на «В», то необходимо наряду с вышеперечисленными способами, нужно приучить ребёнка опускать нижнюю губу вниз.

 

Date: 2015-08-15; view: 619; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию