Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Киевское княжество Аскольда и Дира





Материалы для самостоятельной подготовке студентов

по теме «Возникновение и развитие Древнерусского государства (От Рюрика до Ярослава Мудрого)»

 

Содержание:

1. Как и когда возникло Древнерусское государство? Рюрик.

2. Киевское княжество аскольда и дира.

3. Олег.

4. Игорь.

5. Ольга (доклад).

6. Святослав — князь-воитель (доклад).

7. Владимир — креститель руси.

8. Ярослав. Расцвет руси.

Как и когда возникло Древнерусское

Государство?

РЮРИК

Информация, которую донесли до нас источники очень скупа. В «Повести временных лет» под 859 и 862 годами есть знаменитый рассказ о призвании варягов-руси.

859 год. «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».

862 год. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русь, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

 

Можно ли верить летописи?

Историки давно поняли, что в этом рассказе отражены реальные исторические события и люди, но много и вымысла.

Был ли Рюрик?

Имя Рюрик не вымышленное и имеет норманнское происхождение. Лингвисты считают, что так восточные славяне переиначили норманнское имя Рорик (Hroerekr; в переводе с древне-скандинавского языка, оно означает — «славный правитель»). То же касается имён Синеус и Трувор[1].

Был ли народ «Русь»?

Летописец считал, что «русь» — это этноним (название народа), такой же, как шведы или англы. Однако историкам не известен народ «русь». Такого народа никогда не было.

Но кого же тогда пригласили? Сегодня большинство лингвистов и историков не сомневаются, что словом «русь» восточные славяне называли варягов…

Мог ли Рюрик сесть в Новгороде?

Археологи установили, что Новгород возник лишь в начале X века. Во времена Рюрика города ещё не было! Летописец, живший в XI веке, этого не знал и поселил Рюрика там, где, по его мнению, он должен был обосноваться.

Где же сел Рюрик?

Янин.

Итак, что же мы можем сказать об образовании Древнерусского государства по ПВЛ.

В IX веке северные племена, жившие на севере Восточной Европы (словене, кривичи, чудь, меря) платили дань варягам. Видимо, варяги позволили себе какую-то несправедливость и были изгнаны за Балтийское море, в Скандинавию.

Далее, как сообщает ПВЛ, между племенами начались усобицы. Историки считают, что такое вполне могло быть, ведь на севере Восточной Европы к тому времени жило не мало племён и было достаточно тесно. Последними (на рубеже VIII и IX веков) сюда пришли словене, что ещё более усилило тесноту и напряжённость между племенами. Это могло стать причиной приглашения князя со стороны, который бы решал спорные конфликты и поддерживал мир между племенами.

Другой причиной призвания князя, не упомянутой летописцем, могла стать внешняя угроза со стороны варягов. Ведь вряд ли можно предположить, что изгнанные варяги, или какие-либо другие, не захотели бы восстановить контроль над такими выгодными торговыми путями и данниками. Славяне и финно-угры понимали, что их ожидают жестокие набеги и грабежи. Конфликт с варягами не завершился их изгнанием и нуждался в урегулировании.

В этих условиях племена обращаются к одному из конунгов — Рорику (или к трём конунгам-братьям) с предложением: конунг со своей дружиной будет обеспечивать их безопасность от других варягов, а они будут давать ему дань, как своеобразную плату за услуги по охране.

Таким образом, между Рориком и племенами был заключён договор — «ряд». Он был выгоден обеим сторонам. Рорик получал данников, которых не надо было заставлять платить дань, которые давали дань добровольно. Славяне и финно-угры получали защитника, который брал с них дань по оговоренной мере.

Прецеденты: Ролло.

Подобный взаимовыгодный союз и можно назвать государством. Рюрик и его дружина были группой людей, осуществлявших власть, защищавших население, а в замен получавших налоги (дань)[2].

ПВЛ сообщает, что после смерти своих братьев Рюрик рассадил по их городам, а также по другим городам (т. е. небольшим крепостям, возведённым специально в землях славянских и финно-угорских племён) своих наместников, которые правили от его имени и собирали для него дань.

Рюрик, согласно ПВЛ, умер в 879 году.

Его сменил Олег — второй князь Древней Руси. Но перед тем, как рассмотреть правление Олега, мы должны обратить внимание на другие важные события, связанные с именами Аскольда и Дира.

Киевское княжество Аскольда и Дира

(годы правления:?—882)

В летописи есть ещё одно сообщение, относящееся ко времени Рюрика, о котором мы не упомянули. ПВЛ сообщает, что двое «бояр» (дружинники, особо приближённые к князю) Рюрика — Аскольд и Дир, набрав дружину, отправились походом на Константинополь. Рюрик дал согласие на этот поход, рассчитывая, видимо, на богатую добычу, не малая часть которой досталась бы и ему. Но случилось всё иначе: Аскольд и Дир решили не возвращаться к Рюрику. Плывя по Днепру, они увидели на холме небольшое укреплённое поселение полян — Киев — и решили в нём обосноваться и править Полянской землёй.

В 860 г. корабли Аскольда и Дира появились у Константинополя. Округа столицы была разграблена, после чего пришельцы беспрепятственно ушли восвояси.

«Повесть временных лет» датирует этот поход 866 годом. В ней сказано, что Аскольд и Дир на 200 судах подошли к Константинополю и разорили его окрестности. В этот момент император с войском были в военном походе. Узнав о беде, император спешно вернулся и тайком пробрался в город. Вместе с патриархом они, помолившись, вынесли из церкви священную для христиан реликвию — ризу Богородицы и окунули её полу в море. (Византийцы верили, что Богородица была небесной защитницей Константинополя.) Тут же поднялся шторм и погубил флот руссов-язычников, мало кто из них спасся и вернулся в Киев. Так написано в ПВЛ. Но, как доказали историки, в этом рассказе реальные события представлены в сильно искажённом виде.

Поход состоялся 860 г. Была вторая половина июня (возможно, 18 число). На исходе дня к Константинополю подошли порядка 200 кораблей, а то и больше. Они стремительно вошли в бухту Золотой Рог[3], после чего высадившиеся из них пришельцы начали разорение предместий столицы… Свирепые незнакомцы грабили дома, храмы, купеческие склады, убивали всех, кто не успел бежать, не щадили никого.

Жители предместий, кто успел, ушли в город, под защиту неприступных стен. Самим предместьям власти столицы ничем не могли помочь, ибо ещё в начале июня император Михаил III, взяв большое войско и даже часть столичного гарнизона, ушёл в Малую Азию воевать с арабами. Византийский флот также был задействован в боевых операциях против арабов и норманнов в Эгейском и Средиземном морях.

В Константинополе находился глава церкви — патриарх Фотий, который в своих проповедях убеждал сограждан, что свирепый «народ с севера» — кара Божья за грехи. Жителям Константинополя, а также тем, кто успел укрыться за его стенами, оставалось лишь молиться и просить Бога о милосердии.

Вскоре византийцам показалось, что Бог откликнулся на их мольбы: чужеземцы, забрав добычу, отплыли. Видно в их планы не входила осада хорошо укреплённого города и встреча с войском императора, которое могло вернуться.

Как мы видим, русы ушли из под Константинополя непобеждёнными, без потерь и с богатой добычей.

 

Олег

(годы правления: 879—912)

У Рюрика был сын Игорь, но он был «ещё очень мал». Поэтому Рюрик передал княжение своему родственнику Олегу, а также обязал Олега заботиться о сыне — будущем князе. Имя Олега — также скандинавское (Хельг, Helg), что означает «предвидящий», «вещий».

Олег захватывает Киев и делает его столицей (882 год)

Летопись сообщает, что в 882 году Олег захватил Киев. В поход выступила не только княжеская дружина, но и отряды варягов-наёмников, а также отряды, состоявшие из подчинённых Олегу племён (чудь, словене, меря, весь, кривичи).

Подойдя к Киеву, он хитростью заманил Аскольда и Дира в ловушку, а затем приказал убить, и овладел городом.

В ПВЛ есть небольшой рассказ о том, как Олег применил хитрость для завладения Киевом. Подплывая к городу, «спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…».

Олег не стал возвращаться на север и обосновался в Киеве, собирая теперь дань ещё и с полян. Вскоре он совершил походы в земли древлян, северян и радимичей, также заставив их платить себе дань. Северяне и радимичи издавна платили дань хазарам. Олег запретил им впредь делать это, став для них новым каганом — именно этим титулом Олег и последующие киевские князья именовали себя.

Нельзя сказать, что господство Олега было тяжело для славян. Древляне платили «по черной кунице» с семьи. Радимичи и, возможно, северяне, платили «по щелягу, как и хазарам давали» («щеляг» — это, скорее всего, дирхем, т. е. серебряная арабская монета).

Таким образом, Древнерусское государство, раскинулось от Ладоги на севере до среднего течения Днепра на юге. Местопребыванием князя и дружины стал Киев.

 

Киев был выбран не случайно. Он стоял на военно-торговом пути, который связывал Русь с владениями Византии. Города Византийской империи, её столица Константинополь рассматривались русами двояко: как торговые партнёры и как объекты нападений, грабежей.

Каждый год в Киев со всех подчинённых земель свозились в виде дани огромные богатства: пушнина, мёд, воск. Лишь очень малая часть всего этого могла быть потреблена князем и дружиной. Всё остальное — горы мехов, мёда и прочего — было бесполезным, если это нельзя было продать и обратить в деньги и товары.

Киевскому князю и дружине требовался широкий торговый канал, по которому можно было бы ежегодно сбывать огромные объёмы товара. Такой канал мог быть налажен только с крупнейшим мировым торговым центром — Константинополем. (Напомним, что Хазарский каганат, с которым ранее Русь активно торговала, стал врагом Киева).

Однако в Константинополе русских купцов ждал не слишком любезный приём. И это не удивительно. В русах видели «варваров», язычников. Вероятно, не редки были вооружённые стычки между купцами из Руси и византийцами. К тому же, в Византии действовали жёсткие торговые правила, которые могли быть невыгоднымию и даже унизительными.

Все, кто торговал, должны были платить пошлины в пользу империи. К тому же купцы, приехавшие в Константинополь (неважно — из провинции империи или из другой страны) не имели права постоянно жить в столице, а их временное пребывание было жёстко ограниченно. Мы не знаем, какое время торговцы из Руси могли пребывать в Константинополе и его предместьях, но известно, что, «купцы из провинции могли оставаться в Константинополе лишь в течение месяца. Если они не успевали продать товар и закупить необходимое, эпарх менял цены, ускорял распродажу и предлагал иногородним тотчас покинуть столицу. Ослушников ждали конфискация, избиение, позорящая стрижка волос и изгнание. Иноземные же, сирийские, купцы могли торговать в Константинополе три месяца».

 

Думается, что русы — эти купцы-войны, которые в 860 году навели ужас на столицу империи не желали мириться с подобными условиями и отношением со стороны ромеев. Как бы то ни было, в 907 году состоялось ещё большее, чем 860, нашествие во главе с самим киевским князем Олегом. Причём, как показывает анализ ПВЛ, целью Олега был не только грабёж и взимание дани с Византии, но и установление максимально благоприятных и выгодных для Руси условий торговли и проживания купцов.

Поход Олега на Константинополь (907 год)

В ПВЛ сообщается, что вместе с княжеской дружиной в походе 907 года принимали участие варяги-наёмники, а представители племён словен, кривичей, чуди, мери, древлян, радимичей, полян, северян — и даже от вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, которые не были подчинены Киеву, но, видимо, выступили в поход как добровольные союзники. Часть воинов этого огромного войска плыла в ладьях, а часть шла по берегу.

Когда корабли приблизились к Константинополю, его жители перекрыли вход в залив Золотой Рог железной цепью. Тогда воины Олега высадились на берег и начали опустошать окрестности города, не щадя ни людей, ни домов, ни церквей.

В летописи есть рассказ о военно-технической хитрости Олега: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». Историки сомневаются в достоверности этого рассказа, в возможности такого предприятия, в его целесообразности и устрашающей силе. Олег, возможно, приказал своим воинам волоком перетащить суда по суше (подкладывая катки — отсюда «колёса»), чтобы миновать оборонительную цепь. Это, наверняка, произвело впечатление на греков. Однако мир был предложен греками не по этому, а потому, что у них не было в данный момент сил, чтобы прогнать Олега из под стен города и остановить разорение округи.

 

Византийцы запросили мира и предложили дань. Однако Олегу была нужна не только дань. Он был хозяином ситуации и воспользовался этим, чтобы максимально улучшить положение русских купцов, ежегодно приплывающих в Константинополь. Его послы заключили с императорами письменный договор, который дошёл до нас в составе ПВЛ.

Договор 911 года

В договоре значилось, что русские купцы могут торговать на рынке Константинополя «не уплачивая никаких сборов».

Более того, купцы из Руси получили невиданные привилегии:

- могли торговать в Константинополе и жить в его предместье до 6 месяцев в году;

- византийские власти обязывались каждый месяц выдавать русским купцам «хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды», устраивать баню;

- византийские власти обязаны были давать купцам-русам на обратную дорогу «еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно».

Византийцы же в свою очередь также настояли на своих условиях, которые Олег посчитал приемлемыми: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное,— сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек…». Требования византийцев были разумными. Видимо, между русскими и жителями империи часто происходили вооружённые стычки, в которых гибли люди и крепла взаимная вражда, осложнявшая торговлю.

Олег с победой вернулся в Киев.

Сведения о походе Олега на Константинополь в 907 году до нашего времени сохранились только в ПВЛ. Некоторые историки, на этом основании, ставили под сомнение сам факт похода или его успешность. Однако основным доказательством того, что поход был и завершился победой Руси является договор Руси с греками. Подобный договор, по справедливому замечанию Г. Г. Литаврина, «без военного давления со стороны Руси был абсолютно невозможен».

После смерти Олега в киеве начал княжить сын Рюрика — Игорь.

 

Игорь

(годы правления: 912—945)

 

Походы на Константинополь (по стопам Олега).

В 941 году он предпринял поход на Константинополь. Возможно причиной послужило нарушение прежнего договора Олега. Поход оказался неудачным. Греки сожгли множество кораблей при помощи «греческого огня».

Через 3 года Игорь собрал новое войско, а также заключил союз с печенегами, причерноморскими кочевниками. Вскоре они станут опасными врагами Руси, но пока союзники. В 944 году руссы появились на границе Империи, в устье Дуная. Византийский император через послов предложил мир и дань. Игорь советовался с дружиной и та согласилась на предложение Византии. Был заключен мирный договор, который закреплял положения договора Олега. Но не только. По договору Русь и Византия становились военными союзниками против враждебных государств и племен.

Гибель Игоря.

Игорь погиб в 945 году во время сбора дани в земле древлян. Согласно летописи, он, по настоянию дружины, два раза брал дань, нарушив обычай, и пошел в третий раз. Тогда древлянские старейшины и князь Мал, посоветовавшись, решили убить Игоря и избавиться от власти Киева. Когда это произошло, сын Игоря Святослав был еще очень мал, но считался уже князем. Его регентшей и фактической правительницей стала мать, жена Игоря – Ольга.

Ольга

(годы правления: 945 – 964)

Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа и привела древлян в повиновение.

Первая налоговая реформа.

После этого, как считают большинство исследователей, Ольга впервые установила фиксированный размер дани («И шла Ольга по Древлянской земле с сыном своим и с дружиною, устанавливая уставы и уроки»).

Крещение Ольги.

Ольга знаменита и тем, что первая из правителей Руси приняла христианство в самом Константинополе. Крестил её сам патриарх, а роль крёстного отца исполнил сам император Константин VII Багрянородный. При крещении Ольга была наречена вторым именем — Елена.

Что же стоит за этой поездкой и крещением?

Для летописца подобного вопроса возникнуть не могло, поскольку и так было всё очевидно: «мудрая» Ольга узрела истинность и спасительность христианской религии — потому и стала христианкой. Однако историкам такого объяснения не достаточно. Если Ольга была искренне верующей христианкой (а наверное так и было), то для того, чтобы стать таковой, искренне уверовать, необходимо было заинтересоваться новой верой, затем хорошо ознакомится с ней, проникнуться её духом. Для чего нужно было Ольге проявлять интерес к вере византийцев, ехать в далёкую страну и креститься?

Византийская империя была основным торговым партнёром Руси. От торговли с ней завесило богатство Руси и её военное могущество. Следовательно, Киев был заинтересован в максимально благоприятных условиях торговли с Византией. Когда это было не так, Олег и Игорь предпочитали добиваться своего силой (походы 907, 941, 944 годов). Ольга, возможно, решила действовать другим путём — она полагала, что устранение религиозного барьера между Русью и Византией существенно облегчит достижение торговых выгод для Руси.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию