Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Досократики





Условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э.

Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда к досократикам ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, так как большинство софистов были современниками Сократа и он с ними активно спорил. Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков.

Со времен Аристотеля Фалес Милетский считается первым философом греции. Он – представитель милетской школы (из чего все? Фалес первый обратился к миру природы. Изучая ее, философы Милета выдвинули две основополагающие идеи, легших в основе их учений. Первая – идея постоянства материи. Любое вещество может, не подвергаясь полному разрушению и исчезновению, испытывать множество изменений, Например, даже при усыхании согретой воды или сгорании твёрдых тел, процессах, наиболее походящих на уничтожение, не происходит полного уничтожения вещества, которое преобразуется в водяные пары или дым и пепел. Таким образом, материя неистребима, а её уничтожение только кажущееся. Во-вторых, милетские философы задались вопросом, действительно ли окружающий нас мир так разнообразен, как это показывает чувственное восприятие, или его можно свести к ограниченному числу элементов или даже к одному из них? Оказалось, что можно. На современных компьютерах 4,5 мн. цветов. Используя только 2 цвета: красный и синий, можно достигнуть такое кол-во. Древние же мыслители свели всё многообразие веществ к четырём: земле, воде, воздуху и огню. В современном мире считают, что сущечтвует только 4 элемента: твердые, жидкие, газообразные тела и плазма. Но Фалес считал, что все это – вода. А почему? Никто не знает, т.к. не сохранилось подлинных документов, подтверждающих его высказывание. Приходится только гадать.), к которой также принадлежит Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа. Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит.

Фалес 640/624 — 548/545 до н. э.

Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде. Космос один. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному [строю вещей]. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой) Фалес представляет душу виде тонкого эфирного вещества. Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарением это воды. Земля в центре вселенной. При уничтожении земли рухнет весь мир.

Анаксимандр (ученик Фалеса) 610 — 547/540 до н. э

Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой «О природе».

Ввел термин «закон».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Землю окружают исполинские трубчатые кольца – торы, наполненные огнем. В самом близком кольце, где огня меньше имеются отверстия – звезды. Во втором кольце – луна. В третьем – Солнце.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Философ считал Вселенную подобной живому существу. Впервые заговорил об абстрактном. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное начало – апейрон (это бескачественная материя, всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное).) – которому присуще непрерывное движение. Вселенная - живое существо. Анаксимандр полагал, что в начале мира в 'апейроне' каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса - свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане. Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей.

Анаксимандр впервые ввёл в философию понятие «архэ», (само первовещество) лежащего в основе всех вещей первоначала, которым является апейрон (apeiron) - единая, вечная, неопределённая, т. е. бескачественная, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего и выделяющая противоположности светлого и тёмного, тёплого и холодного.

Анаксимен (ученик Анаксимандра) 585/560 — 525/502 до н. э.

Последний представитель милетской школы.

Как ранее Фалес и Анаксимандр, первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. Анаксимен материализует апейрон, чисто абстрактное определение своего учителя. Анаксимен по-прежнему использует субстанциональный(самостоятельный, само по себе) термин Анаксимандра, но атрибутивно. Воздух у Анаксимена так же беспределен, то есть апейрон; но первоначало у Анаксимена понимается уже в дополнении с прочими свойствами, которые есть у воздуха. Т.о. воздух Анаксимена одновременно отвечает идеям и Фалеса (абстрактное первоначало, мыслимое как конкретная природная стихия) и Анаксимандра (абстрактное первоначало, мыслимое как таковое, бескачественно). Воздух у Анаксимена — самая бескачественная из всех материальных стихий; прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно/невозможно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух — это качественное первоначало, хотя во многом является образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, универсальным содержанием. Всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Анаксимен, был убежден, что «не богами создан воздух, а что они сами из воздуха». Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца. Солнце — [плоское небесное] тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты (которые Анаксимен отличал от звезд и которые, как он считал, возникают из земных испарений) движутся космическими ветрами.

Диоген Аполлонийский 499/498 до н. э. Несмотря на то, что Диоген жил в одно время с Сократом, официально он причисляется к досократической традиции.Как и Анаксимен, Диоген считает первичной материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление. Все вещи, по Диогену, являются продуктом различных превращений воздуха. Его учение подытоживает всю философию ионийской школы. Из несуществующего ничто не возникает и в несуществующее ничто не разрушается. Земля кругла и утверждена посредине, составлялась она из теплого круговращения, а затвердела от холода.

Ксенофан 570 – 475 до н.э.

Считается основателем Элейской школы и учителем Парменида. Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения:

Истинный бог един, всевидящ, всемогущ. Правит миром силой мысли,без физического усилия. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне.

В чувственно-физическом мире начало – земля, корни которой простираются в бесконечность.

Морское дно поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах.

Небесные светила – сгустившиеся и воспламенившиеся испарения.

Солнце каждый день новое и для каждой местности свое.

Полагал, что Земля появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений.

Date: 2015-08-15; view: 351; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию