Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление





1.4.1. Сущность автоматизации управления в сложных системах

Под управлением в самом общем виде будем понимать процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком (группой людей) или устройством.

К задачам управления относятся целеполагание, стабилизация, выполнение программы, слежение и оптимизация.

Задача целеполагания - определение требуемого состояния или поведения системы.

Задача стабилизации - удержание системы в существующем состоянии в условиях возмущающих воздействий.

Задача выполнения программы - перевод системы в требуемое состояние в условиях, когда значения управляемых величин изменяются по известным детерминированным законам.

Задача слежения - удержание системы на заданной траектории (обеспечение требуемого поведения) в условиях, когда законы изменения управляемых величин неизвестны или изменяются.

Задача оптимизации - удержание или перевод системы в состояние с экстремальными значениями характеристик при заданных условиях и ограничениях.

Часто для обозначения управляющих воздействий используют понятие «руководство». Будем считать, что руководство — это управление чужой работой в организационных, социальных, экономических системах.

В широком смысле под управлением понимается организация тех или иных управленческих процессов для достижения намеченных целей.

Управляемая система призвана обеспечивать целенаправленное функционирование объекта управления при изменяющихся внутренних и (или) внешних условиях.

Неуправляемой системе целенаправленное функционирование не свойственно.

Примеры управляемых систем: движение автомобиля, работа предприятия (фирмы) по принятому плану или в соответствии с определенными стимулами, рыночная система цен как средство целенаправленного воздействия на производство и потребление в народном хозяйстве.

Примеры неуправляемых систем: движение ветра и другие стихийные явления в природе, выигрыш или проигрыш в лотерее и т.п.

В системе, структура которой установлена её целевой ориентацией, управление сводится к поддержанию расчетных значений выходных параметров при отклонениях внешних условий и внутренних параметров от расчетных. Так устроено большинство технических управляемых систем.

В экономической системе выбор и формирование как структуры, так и способа функционирования являются задачами управления, обеспечивающими динамику социально-экономического развития. Однако соотношение типов задач – формирование производственно-организационной структуры самой системы и способа её функционирования – различно на разных уровнях иерархии управления.

Важную роль при этом играет устойчивость функционирования, выживаемость системы при изменяющихся внешних условиях.

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (функции преобразования содержания информации);

2) рутинные функции обработки информации;

3) функции обмена информацией.

1.4.2. Структура системы с управлением

Рассмотрим общую принципиальную схему системы управления. Любое управление предполагает наличие объекта управления (управляемой системы), аппарата или других средств, которые непосредственно осуществляют процессы управления, и внешней среды.

Объект управления производит определенные действия для реализации намеченных целей. Сложность объекта управления зависит от количества, структуры входящих в него элементов и природы взаимосвязей между ними. В процессе функционирования объект подвергается воздействию внешней среды, которая может способствовать или препятствовать достижению целей.

Основное назначение управляющей системы – поддерживать установленный и по каким-то свойствам признанный нормальным режим работы объекта управления (устойчивость), а также обеспечивать нормальное функционирование его отдельных элементов в условиях воздействия внешней среды.

 
 

Объект управления вместе с управляющей системой образует замкнутую систему управления. X – вектор воздействия внешней среды на объект управления; Y – вектор реакции системы на воздействие X.

Обратная связь – это связь, с помощью которой управляющая система воздействует на объект управления. Входным сигналом для обратной связи является выходной сигнал системы Y. Если этот сигнал не соответствует целям управления замкнутой системой, то управляющая система вырабатывает воздействие обратной связи – вектор ΔX, которое вместе с X поступает на вход объекта управления.

1.4.3. Обратная связь

В правильно работающей системе сигнал обратной связи – вектор X + ΔX должен способствовать улучшению качества функционирования замкнутой системы управления. Количественные оценки степени достижения цели в модели управления даются в виде значения целевой функции (функционала), а условия, в рамках которых функционирует система, - в виде ограничений модели. Цель оптимального управления – нахождение наилучшего, с точки зрения принятого условия, критерия оптимизации. Для конкретных ситуаций при выборе способа управления, хозяйствования или ведения деятельности он реализуется в виде экстремального значения функционала.

В технике воздействия управляющих систем на объекты управления осуществляются через обратную связь с помощью разного рода усилителей, рулевых приводов и других механизмов. В экономике это могут быть изменения рыночных цен, государственных заказов, курсов валют, процентных ставок, курсов акций и других ценных бумаг – т.е. факторы управления процессами производства и распределения продукции.

Обратная связь является средством гибкого управления, когда конкретное управляющее решение вырабатывается в зависимости от сложившейся ситуации – возмущения установленного функционирования системы.

1.4.4. Система без обратной связи

Не в каждой системе управление осуществляется с помощью обратной связи. Т.е. управляющее воздействие не всегда бывает связано с конкретным состоянием на выходе системы. Простейшая из таких систем без обратной связи – управление уличным движением с помощью светофора. В этом случае движение регулируется по заранее заданной программе переключения цветов светофора независимо от фактического потока автомобилей, т.е. состояния системы на выходе. Другие примеры управления без обратной связи: уставы, кодексы, инструкции и наставления, регламентирующие управляющие действия в заданных условиях. При этом может оказаться, что управленческое решение, принятое согласно регламентирующему документу, с учетом конкретной ситуации, характеризующей состояние системы на выходе, когда решение было принято, не является наилучшим по сравнению с другими возможными. Но оно тем не менее считается правомочным, так как в точности отвечает регламентирующему документу. Подобные случаи порождают порой ситуации, когда возникает альтернатива – принять решение «по закону» или «по совести». Решение «по совести» может отражать учет неординарных обстоятельств, уводящих в сторону от решения «по закону».

В каких случаях система управления создается с обратной связью, а в каких – без нее, зависит, прежде всего, от целей и ограничений функционирования системы. Здесь могут приниматься во внимание экономические условия альтернативных вариантов. Пример: управление уличным движением с помощью автоматически переключающегося светофора (без обратной связи) или регулировщика (с обратной связью).

1.4.5. Резюме

Итак, в структуре системы управления выделяются:

- объект управления – непосредственное устройство, агрегат, подсистема общей системы, в которой реализуется цель функционирования всей системы;

- управляющая система – орган (или субъект) управления, фиксирующий параметры объекта управления и вырабатывающий при необходимости управляющие воздействия на объект управления для приведения его функционирования к режиму, который в соответствии с целью управления принято считать нормальным. Если достижение такого режима в условиях имеющихся ресурсов системы невозможно, то в качестве нормального может быть принят режим, минимально отклоняющийся от желаемого;

- обратная связь – это объект, подсистема, с помощью которой реализуется воздействие управляющей системы на управляемый объект.

Эти объекты в совокупности формируют замкнутую систему, находящуюся под воздействием внешней среды, которая может способствовать или препятствовать достижению целей системы. Представленное схематическое описание замкнутой системы управления весьма упрощенно и отражает только принцип её построения. В действительности каждый из указанных элементов, в свою очередь, может включать объект, субъект управления с обратной связью или без нее. Вся система будет иметь, таким образом, иерархическую структуру. Подобное характерно для больших экономических систем.

Например, в системе управления отраслью (крупной фирмой) в качестве объекта управления следует рассматривать подведомственные министерству (центральному аппарату фирмы) предприятия, а управляющим органом будет аппарат министерства (фирмы). Обратная связь при этом осуществляется через систему учета, контроля и оперативного управления в отношении подведомственных предприятий. Каждое предприятие, являясь, таким образом, объектом управления со стороны министерства или руководства фирмы, в свою очередь, представляет замкнутую систему управления со всеми необходимыми структурными элементами. Объекты управления – это цехи, производственные участки; управляющая система - дирекция, заводоуправление; обратная связь осуществляется также через систему учета, контроля и оперативного управления со стороны руководства предприятия.

Если спускаться по этой иерархической лестнице, то по аналогичной схеме можно рассмотреть систему управления цехом. На макроэкономическом уровне такие иерархические построения могут быть многоступенчатыми.

Date: 2015-08-15; view: 707; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию