Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Балльно-рейтинговая система в России





В одном пакете с Болонскими нововведениями в российских вузах была введена и балльно-рейтинговая система (БРС) (правда, не централизованно, а распоряжениями администраций факультетов и учебно-методических управлений вузов, но при этом в разных вузах принципы БРС примерно одинаковы)[22].

На Западе нет отдельной БРС, ее функции выполняет уже рассмотренная нами кредитная система. Для того чтобы получить кредит, студент должен набрать определенное количество баллов (как правило, за сданные письменные работы). Система оценок достаточно дифференцированная:

A – «Превосходно». Оценка, которой нет аналога в российской системе оценок, констатирует выдающийся исключительный уровень владения материалом;
B – «Очень хорошо». Соответствует нашему «отлично», что означает выполнение всех требований, предусмотренных программой;
C – «Хорошо». Соответствует нашему «хорошо» и предполагает, что студент усвоил предмет на высоком уровне, но имеет незначительные пробелы в знаниях и умениях;
D – «Удовлетворительно». Выше, чем наше «удовлетворительно», но ниже чем «хорошо». Предполагает освоение данного предмета на неплохом уровне и пробелы в познаниях, не имеющие существенного характера, которые студент может заполнить затем сам;
E – «Посредственно». Соответствует нашей оценке «удовлетворительно» и предполагает наличие у студента общих представлений о прослушанном предмете;
Fx – «Условно неудовлетворительно». Наше «неудовлетворительно», которое предполагает, что студент не знает предмета, но может его изучить.
F – «Безусловно неудовлетворительно». Оценка, не имеющая аналогов в российской системе оценок, фактически это «неудовлетворительно» без права пересдачи означает, что студент лишен способностей, которые необходимы для овладения этим предметом (либо допустил грубые нарушения профессиональной этики вроде плагиата))[23].

Если студент западного вуза сдаст обязательный предмет на оценку ниже D и элективный на оценку ниже Е, то кредиты за этот предмет он не получает. Но это не означает, что он не будет осваивать программу дальше, пока не сдаст этот предмет. Он может выбрать другой предмет и получить за него те же кредиты, а если предмет обязательный, он может сдать его позже или просто сменить специализацию и сдавать другие обязательные предметы. В случае если студент получает по обязательным предметам оценку F или если большинство предметов сданы им на оценки ниже D и E, администрация порекомендует ему сменить специализацию или вуз. Но это не равнозначно нашему отчислению из вуза, студент может сдавать в этом вузе некоторые элективные предметы, которые потом ему зачтут в другом вузе.

В советских вузах главным и для студента, и для преподавателя были сдача (прием) зачета или экзамена. Никто не обязывал преподавателя оценивать знания студентов посередине семестра. В течение семестра в обязательном порядке контролировалась лишь посещаемость.

В реальности, конечно, каждый преподаватель имел свой собственный журнал, куда он вносил оценки за ответы студентов на семинарских занятиях. Преподаватель по желанию мог провести контрольную или коллоквиум. По результатам работы в семестре преподаватель мог выставить зачет или экзамен «автоматом». Но делать это или нет, сколько ставить «автоматов» за сколько выступлений на семинарах, учитывать при этом или нет посещаемость, заставлять ли отрабатывать пропущенные занятия и как их отрабатывать – все это было в ведении преподавателя.

Наконец, на самом экзамене или зачете преподаватель учитывал работу студентов в семестре, но опять-таки ни один нормативный документ не вменял ему это в обязанность.

С введением БРС в большинстве (прежде всего провинциальных) вузов[24] ситуация изменилась. За семестровый курс, который оканчивается зачетом или экзаменом, студент может и должен получить определенное количество баллов. Так, за семестровый курс, который заканчивается экзаменом, в университете, где преподаю я[25], каждый студент может получить не больше 80 баллов (70 + 10 поощрительных). Эти 70 баллов складываются из балов за посещаемость, выступлений на семинарах, решение задач, написание рефератов (это называется текущий контроль), а главное – за сдачу «рубежного контроля» (тестирование, контрольные работы). «Рубежный контроль» производится трижды в семестр после окончания каждого модуля (элементарного цельного куска изучаемой дисциплины; материал семестрового курса должен состоять из трех модулей). Дополнительные поощрительные 10 баллов присуждаются за особые заслуги студента, например, за участие в работе научных конференций, научную публикацию и т. д.

На самом экзамене преподаватель может поставить студенту не более 30 баллов. Итого максимальное количество баллов равно 100 (студенты, получившие 80 балов, в семестре экзамен не сдают, потому что 80 балов и так означают «отлично автоматом»). Студент, получивший от 80 до 100 баллов, получает оценку «отлично», от 60 до 80 – оценку «хорошо», от 45 до 59 – оценку «удовлетворительно» и до 45 – «неудовлетворительно».

Студенты, не набравшие минимального количества баллов, вообще к сдаче экзамена не допускаются (пока они не наберут их путем «отработок», т. е. выполнения индивидуальных заданий).

Примерные рейтинги (с указанием, сколько баллов и за что ставит тот или иной преподаватель) утверждаются на заседании кафедры.

Итак, БРС нацелена на то, чтобы заставить работать студента в течение семестра: посещать занятия, выступать на семинарах, писать рефераты и т. д. Наилучшие шансы на сдачу зачета и экзамена при этой системе имеет средний добросовестный студент, пусть даже он не блещет талантами. Напротив, талантливый студент, который не посещал занятия или не проявлял на них активность, но готовился самостоятельно, либо вовсе не имеет шансов быть допущенным к экзамену, либо получит на экзамене низший балл.

В этом состоит противоречие с духом Болонской реформы. На Западе упор делается на самостоятельную работу студентов, сам бюджет учебных занятий в западных вузах кардинально отличается от нашего. Так, у британских студентов в неделю лишь 16 аудиторных часов, а у наших – целых 40[26]. БРС ориентирует на работу в аудиториях, а не дома или в библиотеке. Но главные отличия в ином.

Во-первых, на Западе низкая оценка не означает, что студент теперь не может продвигаться дальше по «образовательной вертикали», пока не исправит оценку. У нас это именно так. Неудовлетворительная оценка все равно по какому предмету – будь это обязательный курс или курс по выбору – означает, что студента скорее всего не переведут на следующий курс. Во-вторых, наша система в отличие от западной жестко регулирует учебную деятельность студента, требуя от него обязательного посещения занятий, участия в семинарах и т. д. Причина в том, что подавляющее большинство наших студентов поступают в вуз не по влечению к какой-либо науке или профессии, а по требованию родителей, из нежелания служить в армии, стремясь еще несколько лет пожить «на всем готовом». Мотивировки к самой учебе у них нет, учиться их заставляют администрация вузов и преподаватели. Однако отчислить их тоже нельзя, большинство платит за обучение, и эти «коммерческие деньги» составляют значительную часть бюджетов вузов (бюджетное финансирование сокращается каждый год). Кроме того, Минобрнауки жестко связывает количество студентов и преподавателей вузов: отчисление студентов ведет к сокращению профессорско-преподавательского состава. Наконец, новое поколение студентов склонно упрекать преподавателей в необъективности на экзаменах, а новое поколение преподавателей, выросших из таких студентов, действительно зачастую имеют низкую квалификацию. БРС в этих условиях есть оптимальный выход из положения. Она позволяет не отчислять тех студентов, которые являются случайными людьми. От них требуется лишь подчинение учебной дисциплине. С другой стороны, она снимает с преподавателя груз нравственной ответственности за поставленные «липовые» оценки (или избавляет его от необходимости делать выбор, затруднительный из-за скудных знаний самого преподавателя).

Итак, система оценок на Западе предназначена для унификации и конвертации полученных составных частей образования: оценки А, С, D говорят об уровне знаний независимо от того, каково содержание предметов, где они изучались, каково было поведение студента. Система оценок в России (баллы, преобразующиеся в привычные нам оценки от «отлично» до «неудовлетворительно») – это инструмент зачета служебного принудительного труда (вроде трудодней в колхозе). Они говорят о том, что студент имеет или не имеет права продолжить учебу, получать стипендию и в итоге стать обладателем диплома (обычного или «красного») с перспективой поступить в аспирантуру и самостоятельно выбрать место работы.

Date: 2015-07-22; view: 645; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию