Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Болонский процесс в России





Еще несколько лет назад наша общественность бурлила, обсуждая вступление России в Болонскую конвенцию. Консерваторы предостерегали, что мы таким образом окончательно разрушим нашу национальную высшую школу, имевшую высокие показатели эффективности. Либералы, наоборот, говорили, что пора нам входить в единое европейское образовательное пространство.

Минобрнауки, не обращая внимания на реакцию общественности, с завидным упорством проводило реформу в жизнь. Наконец, к 2012 году процесс завершился. Казалось бы, по всем основным параметрам российские вузы, подведомственные Минобрнауки[2], стали соответствовать европейским стандартам: в них были введены двухуровневая система (бакалавриат – магистратура), курсы по выбору, система кредитов (зачетных единиц), балльно-рейтинговая система. Наконец, на уровне руководства государства была провозглашена академическая мобильность и приняты некоторые меры по ее юридическому и финансовому обеспечению.

Фактически же Болонская реформа в России провалилась, и не только потому, что она втихую саботировалась на местах. Советник правительства Гайдара по вопросам экономических реформ Джеффри Сакс, анализируя причину провала «шоковой терапии» в России, сказал знаменитые слова: «Мы положили больного на операционный стол, вскрыли ему грудную клетку, но у него оказалась другая анатомия»[3]. Оказалось, что и российская высшая школа обладает другой анатомией, отличной от анатомии западных университетов, поэтому всякие попытки реформировать ее на основе зарубежных рецептов обречены на неудачу.

Бакалавриат и магистратура на Западе и в России [4]

Западный бакалавриат имеет не только количественные (четыре года обучения против пяти), но и качественные отличия от российского специалитета. Бакалавриат на Западе называют undergraduate (подготовительное образование)[5]: это лишь подготовка к магистратуре, дающей более глубокое специализированное образование. Бакалавриат дает не законченное профессиональное образование, а только первичное «общее высшее образование»[6]. Западные вузы на уровне бакалавриата не готовят врачей-терапевтов или учителей математики, как это делали советские и российские вузы, когда в них был специалитет[7].

Бакалавриат в Европе и США делится на академический и профессиональный. В академическом готовят бакалавров наук (Bachelor of Science) и бакалавров искусств (Bachelor of Arts). Но диплом бакалавра наук (Bachelor of Science) значит скорее, что человек изучал естественные и точные науки в широком смысле слова. Формально будущий бакалавр наук получает более узкую специализацию (например, является бакалавром наук в области биологии), однако специализация эта далеко не такая углубленная, как у студента российского биофака, хотя бы потому, что западный студент может выбирать себе курсы и, скажем, вместо того чтобы изучать микробиологию, записаться на курс истории. Точно так же дело обстоит и со степенью бакалавра искусств (Bachelor of Arts), с которой человек может работать в самых разных сферах, а не только по своей специальности.

Профессиональный бакалавриат готовит бакалавров архитектуры, инженерии, бизнес-администрирования, но и здесь речь идет об общем образовании. Там готовят просто образованных людей с широким кругозором и минимальной специализацией, причем, как правило, для сферы бизнеса. В США подавляющее большинство профессиональных бакалавров – бакалавры управления бизнесом. Обладателю диплома бакалавра для получения хорошей должности придется продолжить учебу в магистратуре или в специальной школе (типа медицинской). Зато бакалавру легко сменить профессию, ведь глубокой профессиональной специализации у него нет. Именно это и является преимуществом с точки зрения рынка: на рынке постоянно происходит смена технологий, технических новинок, способов организации производства и т. д. И чем уже специализация у человека, тем сложнее его переучивать.

При поступлении в бакалавриат вуза западный студент не обязан выбирать себе специализацию – достаточно ведущей основной дисциплины (major). И даже это не обязательно: в случае сомнений можно выбрать сразу несколько таких ведущих дисциплин. Более того, руководство вуза настаивает на этом: младшекурсник должен попробовать себя в разных областях[8]. Вплоть до конца второго курса западный студент слушает в основном дисциплины по выбору (и минимум обязательных курсов по ведущей дисциплине) на самых разных факультетах. Его даже трудно отнести к конкретному факультету. В этом суть философии образования, положенной в основу западного бакалавриата – Liberal Arts and Sciences. И лишь на старших курсах соотношение профессиональных и выбираемых студентом дисциплин «по интересам» изменится в пользу профессиональных. Однако все равно узкой специализации у студента не будет, например, если он будет изучать математику как обязательную дисциплину, то это все равно будет общая элементарная математика[9].

Магистратура же называется на Западе graduate (выпускное образование). Она дает более узкоспециальное, практическое образование. Продолжается она от одного до трех лет, и поступают в нее далеко не все, кто окончил бакалавриат. Специалисты, получившие диплом магистра (мастера), высоко ценятся на рынке труда и, конечно, получают больше бакалавров. Магистратура открывает путь в докторантуру (впрочем, в ряде вузов для этого достаточно бакалавриата). Именно магистратура больше всего напоминает российское традиционное высшее образование с его уклоном в специализацию[10]. Точного аналога бакалавриата у нас вообще нет.

Бакалавриат, появившийся в России после нашего присоединения к Болонскому процессу, – это вовсе не западный бакалавриат. Это наш родной российский специалитет, только ужатый до четырех лет. В России первокурсник бакалавриата сразу начинает получать знания в узкой специальной области. На физфаке ему читают физику и высшую математику, а на филфаке – общее языкознание и теорию литературы[11]. Программы подготовки бакалавров первого и второго курса физического и филологического факультетов в российских вузах не совпадают более чем на две трети (общими лишь являются такие предметы, как философия или история Отечества). В связи с этим и переход с одного факультета на другой в России затруднен, равно как и выбор дисциплин на другом факультете. Студент второго или третьего курса бакалавриата по физике, даже если бы ему позволили выбрать спецкурс на филфаке, ничего бы в нем не понял, потому что это узкоспециальный курс, освоение которого предполагает изучение всех остальных дисциплин, читаемых на филологическом факультете начиная с 1-го курса. Вместе с тем суть бакалавриата – в самостоятельном формировании студентом своей образовательной траектории. У бакалавра на Западе, в отличие от магистра, гораздо больше предметов по выбору, чем обязательных профессиональных предметов. Предназначение бакалавра – не работать в узкой профессиональной нише, а гибко перестраиваться, приспосабливаясь к конъюнктуре рынка. Поскольку у нас, в СССР, рынка фактически не было (а в тех областях, где он был, например в случае продажи колхозниками излишков своего хозяйства, вузовская подготовка не требовалась), не было и социальной потребности в бакалавриате.

Сейчас обстановка в определенной степени изменилась. В России возник развитый рынок услуг (прежде всего связанный с продажей ширпотреба, бытовой аппаратуры и т. д.). Это и могло бы стать нишей для российского бакалавриата, который разумно было бы организовать на базе многочисленных экономических вузов и факультетов. Наши бакалавры менеджмента, управления бизнесом, связи с общественностью могли бы работать в сетях магазинов по продаже бытовой аппаратуры, мебели, в администрациях рынков, в рекламных агентствах, в сфере шоу-бизнеса. Получаемое ими общее высшее образование позволяло бы им перестраиваться и приспосабливаться к конъюнктуре рынка. А в таких принципиально нерыночных областях, как образование, медицина, госуправление, желательно было бы оставить наш российский специалитет. Однако у нас теперь готовят и бакалавров педагогики (чего нет даже в США, где бакалавриата недостаточно, чтобы получить право преподавать в средней школе).

Наше государство просто отождествило бакалавриат и специальное профессиональное высшее образование. Согласно Федеральному закону РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» «Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего профессионального (выделено мной. – Р. В.) образования». Фактически государство признало приравнивание бакалавриата и урезанного (по объему образовательных программ) профессионального высшего образования.

Российская магистратура отличается от западной и по предназначению. На Западе магистратура дает выпускнику бакалавриата профессиональную специализацию. У нас студент получает специализированное профессиональное образование уже в бакалавриате. Магистратура вследствие этого превращается в своеобразное преддверие аспирантуры. Наша магистратура выпускает не высококвалифицированных специалистов для производства, бизнеса, государства, сферы здравоохранения и т. д., а ученых и вузовских преподавателей низшего звена. Российский выпускник магистратуры – это ассистент без степени, который чаще всего идет в аспирантуру и после защиты кандидатской диссертации становится полноправным преподавателем.

Итак, переноса западного двухуровневого образования на российскую почву не получилось. У нас сохранилась наша традиционная модель: специалитет – аспирантура. Только специалитет ужали до четырех лет, и теперь он называется бакалавриатом, а аспирантуру, наоборот, растянули на пять лет, и теперь она имеет два цикла: магистратуру (два года), которая завершается защитой «пробной» магистерской диссертации, и собственно аспирантуру (три года), которая завершается защитой «настоящей» кандидатской диссертации.

Date: 2015-07-22; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию