Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Викинг XX века 1 page





 

Пять мозолистых обветренных рук взялись за шест, подняли развевающийся норвежский флаг и первыми водрузили его на географическом Южном полюсе…

Р. Амундсен

 

Наша планета, как известно, наряду с Северным полюсом (СП) имеет Южный полюс (ЮП) – условную точку, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии. На ЮП (так же как и на СП) нет географической долготы, а значение широты составляет 90°, нет и обычных сторон горизонта – в любом направлении только север.

 

Территориально ЮП располагается в пределах Полярного плато Антарктиды – самого южного материка, занимающего центральную часть Антарктики (обширного района земного шара, омываемого морями Южного океана). Антарктида, площадь которой составляет около 13,5 тыс. км2, характеризуется особыми климатическими условиями: низкой температурой воздуха (минимальная температура зимой составляет ниже -80 °C, летом – ниже -15 °C),[40]сопровождаемой сильными ветрами, снежными бурями и туманами. Вследствие этого материк и близлежащие к нему острова имеют покровное оледенение (здесь сосредоточено 90 % льда всего земного шара, а в районе ЮП его толщина составляет 2850 м). Полярный день длится 179 суток (с 23 сентября по 21 марта), а полярная ночь – 186.

Предположения о существовании южного континента высказывались еще античными мыслителями, которые полагали, что в Южном полушарии находится соединенный с Африкой материк, противостоящий и уравновешивающий северные континенты. Отсюда он получил и свое название – anti arctos (противостоящий медведю, т. е. Арктике). Все еще неизвестная Антарктида появилась на географических картах раннего средневековья под названием Terra Australis Incognita – Земля Южная Неведомая. После того как португалец Ф. Магеллан в 1519–1521 гг. открыл южные оконечности Американского континента, неведомый материк стали изображать на картах занимающим всю южную полярную область.

 

В течение двух веков мореплаватели неоднократно предпринимали попытки найти Антарктиду, но это никому из них не удавалось. Кругосветное путешествие английского мореплавателя Дж. Кука в 1772–1775 гг. в значительной степени было посвящено поискам Антарктиды. В январе 1774 г. Дж. Кук, встретив в районе, который впоследствии получил название моря Амундсена, сплошной ледяной барьер, остановился и повернул обратно. Через год он вновь был в антарктических водах, открыл остров Южная Георгия и Землю Сандвича. Однако Антарктиды Дж. Кук так и не нашел, что послужило ему поводом поставить под сомнение возможность существования материка, «который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания…». Южное полушарие, по его мнению, к тому времени было «достаточно обследовано», а дальнейшим поискам неизвестного материка, «который на протяжении двух столетий… привлекал внимание некоторых морских держав и был излюбленным предметом рассуждений для географов всех времен», положен конец. «Если кто обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия не принесут никакой пользы.»

Ошибочные выводы Дж. Кука значительно затормозили дальнейшие поиски Антарктиды – после его заявления почти полвека исследовательские экспедиции к неведомому материку не посылали. Опровергнуть утверждения Дж. Кука удалось только русским военным морякам И. Ф. Крузенштерну, Г. А. Сарычеву, В. М. Головнину и др. Основываясь на научных данных, они были убеждены в том, что Антарктида реально существует, и выступили инициаторами организации Морским министерством экспедиции для ее открытия с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

В декабре 1819 г. русская экспедиция в составе двух кораблей (шлюп «Мирный», командир и руководитель экспедиции капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен; шлюп «Восток», командир лейтенант М. П. Лазарев) достигла Южной Георгии, затем, взяв курс на юго-восток, открыла три вулканических острова, обследовала Землю Сандвича, оказавшуюся архипелагом (новое название – Южные Сандвичевы острова), и 28 января 1820 г. была у берегов «льдинного материка», в точке с географическими координатами 69°21 ю. ш. и 2° 14 з. д. Так состоялось открытие Антарктиды: существование ледового континента перешло из области легенд в реальность, стало научно доказанным фактом.

Проведя зимовку в Австралии, в октябре 1820 г. экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена снова была в Антарктике и в 1821 г. завершила ее круговой обход морем. Во время плавания были открыты остров Петра I и Земля Александра I, проведены различные научные наблюдения, обогатившие науку важными сведениями о природе, водах и климате южной полярной области, выполнены астрономические определения, позволившие создать точные карты антарктического побережья. По данным магнитных наблюдений, впервые проведенных в Антарктике, Ф. Ф. Беллинсгаузен вычислил местоположение Южного магнитного полюса на 1820–1821 гг.[41]

В 1831–1933 гг. английский мореплаватель Дж. Биско также совершил плавание вокруг Антарктиды и открыл Землю Эндерби, острова Аделейд и Биско. В период 1838–1842 гг. сразу три экспедиции из разных стран смогли впервые высадиться на территорию ледового материка и провести уникальные научные исследования. Так, французская экспедиция Ж. Дюмон-Дюрвиля высадилась на Землю Адели, открыла Землю Луи Филиппа, Землю Жуанвиля и Землю Клари. Американская экспедиция Ч. Уилкса открыла Землю Уилкса. Английская экспедиция Дж. Росса открыла Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор, а также море и ледяной барьер, названные именем руководителя. После этого в Антарктике наступил полувековой период затишья.

Интерес к южному ледовому континенту вновь возрос в конце XIX в. Это было обусловлено тем, что в Арктике – из-за хищнического истребления – резко уменьшилось поголовье китов. С целью их добычи у берегов Антарктиды побывало несколько промысловых судов.

24 января 1895 г. на ледовый берег (в районе мыса Адэр) впервые за полвека сошли моряки с норвежского китобойного судна «Антарктик» (капитан Л. Кристиансен). Три года спустя у берегов Антарктиды на судне «Бельгика» впервые зимовала бельгийская научно-исследовательская экспедиция 1897–1899 гг. под руководством лейтенанта флота барона Адриена де Жерлаша.

Однако всемирное внимание к Антарктиде привлекло соперничество путешественников, стремившихся достичь ЮП. Первый санный поход в глубь этого громадного ледника (до отметки 82°17 ю. ш.) совершила экспедиция англичанина Р. Скотта в 1901–1904 гг. В ходе ее были открыты полуостров Эдуарда VII, Трансарктические горы, шельфовый ледник Росса, исследована Земля Виктории и др. В конце декабря 1908 г. – начале января 1909 г. англичанин Э. Шеклтон прошел от пролива Мак-Мердо на юг до отметки 88°23 ю. ш. Первой же достигла ЮП экспедиция норвежца Р. Амундсена (14 декабря 1911 г.), второй – экспедиция англичанина Р. Скотта (18 января 1912 г.).

Заметим, что первыми из российских подданных на берег Антарктиды ступили в январе 1911 г. русский Д. С. Горев и украинец А. Л. Омельченко[42]– участники вспомогательных партий во второй экспедиции Р. Скотта (первый в качестве каюра, второй – погонщика маньчжурских пони, на которых предполагалось добраться до ЮП). Об этих наших соотечественниках напоминают сегодня названия на карте Антарктики: бухта Омельченко на Берегу Отса, остров Горева вблизи Берега Правды в море Дейвиса и пик Дмитрия на полуострове Росса.

В 1928 г. в Антарктиде появился первый американский самолет, а через год под управлением адмирала Р.Бэрда он пролетел над ЮП. Кстати, этот бесстрашный адмирал в 1928 г. на самолете облетел СП, а в 1930-х гг. провел одиночную зимовку на первой выносной метеорологической станции в глубине шельфового ледника Росса.

В начале 1930-х гг. планировалось проведение советской научной антарктической экспедиции. В ходе ее предполагалось выполнить океанографические, гидрографические и гидрологические работы в водах Южного океана, геологические и геоморфологические исследования, гляциологические и аэрометеорологические наблюдения на материке, обследовать обширный район, лежащий от Земли Эндерби на западе и моря Росса на востоке. Были намечены и участники экспедиции. Однако она не состоялась, поскольку власти Южно-Африканского Союза отказались снабдить советские корабли топливом.

В 1940—1950-х гг. в Антарктике была создана сеть зарубежных наземных станций и баз для ее изучения, обеспечения и поддержки экспедиций. Так, участники американских экспедиций «Хайджамп» (1946–1947) и «Уиндмилл» (1947–1948) выполнили аэрофотосъемку побережья и провели астрономо-геодезические работы, необходимые для создания точных географических карт, а также открыли Берег Котса и оазис Бангера. Участники англо-шведско-норвежской экспедиции (1950–1952) с помощью сейсмических приборов определили мощность ледяного покрова Антарктиды в районе Земли Королевы Мод, обнаружили новые горные цепи, а также провели аэрофотосъемку значительной территории.

Скоординированные систематические исследования Антарктики начались с 1955 г., важную роль в их организации и проведении сыграл заключенный в 1959 г. международный Договор об Антарктиде. 11 стран мира создали на ледниковом щите, островах и побережье 57 баз и пунктов, откуда осуществлялись внутриконтинентальные походы и комплексные научные наблюдения. В этой работе активное участие приняли также ученые нашей страны. В частности, в 1955–1957 гг. была успешно осуществлена 1-я Советская Антарктическая экспедиция (САЭ) под руководством М. М. Сомова – выдающегося океанолога и полярного исследователя.

На 1-ю САЭ было возложено: изучение влияния атмосферных процессов в Антарктике на общую циркуляцию атмосферы Земли; исследование основных закономерностей перемещения антарктических вод и связи их с общей циркуляцией вод Мирового океана; составление физико-географического описания Антарктики и современных ледников Антарктиды, геологической характеристики и истории антарктической области, биогеографической и гидрографической характеристик Антарктики; создание в 1955–1956 гг. научной опорной базы на материке и организация полярных станций; изучение особенностей геофизических явлений в Антарктике; изыскание новых районов для советского китобойного промысла, а также изучение методов обеспечения исследований в Антарктике.[43]

В 1956 г. были открыты научная обсерватория Мирный, станции Оазис и Пионерская, в 1957 г. – станции Восток и Комсомольская, в 1958 г. – станции Советская и Полюс недоступности[44](так называется наиболее удаленная от берегов Антарктиды точка).

Примерно в этот же период были осуществлены две американские экспедиции «Дипфриз-I» и «Дипфриз-II», в ходе которых была развернута база в Мак-Мердо, открыты станции Амундсен-Скотт,[45]Бэрд, Халлетт и Уилкс.

8 января 1956 г. в Антарктиде впервые приземлился американский самолет. В ноябре 1957 г. начался трансконтинентальный поход англо-новозеландской экспедиции по маршруту станция Шеклтон – ЮП – станция Амундсен-Скотт. 4 января 1958 г. вспомогательная партия во главе с новозеландцем Э. Хиллари на тягачах достигла ЮП со стороны моря Росса, 20 января на ЮП ступил основной отряд под руководством англичанина В. Фукса.

В октябре 1958 г. советский летчик В. М. Перов на самолете Ил-12 совершил полет по маршруту станция Мирный – станция Советская – ЮП – станция Мак-Мердо.

26 декабря 1959 г. ЮП покорили участники санно-тракторного похода под руководством А. Г. Дралкина – начальника 4-й САЭ. Они прошли по маршруту станция Комсомольская – станция Восток – ЮП.

В целом же в период 1955–2006 гг. состоялось пятьдесят две САЭ (с 1991 г. – Российские Антарктические экспедиции).[46]По результатам их работ на географические карты была нанесена огромная территория побережья и внутренних районов Восточной Антарктиды, а также обширные акватории Южного океана. На этих картах, составленных по данным аэрофотосъемок, сейсмо– и радиолокационного зондирования толщины ледникового покрова, а также эхолотных промеров, появились сотни новых ранее неизвестных географических объектов. Изучение геологического строения участков суши, не покрытых льдом, а также некоторые данные о строении погребенной подо льдом территории Антарктиды, полученные геофизическими методами исследований, позволили составить первую в мире сводку по геологии древней гондванской антарктической платформы. Аэрометеорологические наблюдения дали сведения для составления достаточно полной климатической характеристики Антарктики, в том числе и внутриматериковых районов, прежде совершенно не изученных. Благодаря гравиметрическим исследованиям удалось уточнить сведения о фигуре Земли в южнополярной области, получить современные данные о характере земной коры и ее новейших колебаниях. Сейсмические наблюдения существенно пополнили сведения о состоянии земной коры в этой области. Параллельно с этим с судов и самолетов экспедиций изучались водные массы и биологическая жизнь Южного океана, проводилась аэрофотосъемка побережья Восточной Антарктиды и др. Большой вклад в дело изучения Антарктиды в XX в. внесли и зарубежные полярные исследователи.

К настоящему времени количество ученых и специалистов разного профиля, работавших в Антарктике, составляет если не сотни, то многие десятки тысяч. Немало представителей различных стран побывало и на ЮП. Однако первым из тех, кто добрался до него, был норвежец Р. Амундсен – знаменитый полярный исследователь, моряк и летчик, человек исключительного мужества и самообладания, посвятивший свою жизнь благородному делу исследования Арктики и Антарктики.

 

Руаль Амундсен (Roald Engebreth Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 г. в Видстене (провинция Эстфолл, уезд Борге). Он был младшим из четырех сыновей четы Амундсенов: Енса – потомственного капитана дальнего плавания, владельца судоверфи и Густавы – дочери судебного пристава. Через три месяца после рождения Руаля вся семья переехала жить в Христианию (с 1924 г. – Осло), но с эстфоллским побережьем и родным домом, стоявшим у реки Гломмы, связи никогда не теряла. «Своей любовью к морю и тягой повидать белый свет… – пишет норвежский писатель Т. Буманн-Ларсен в своей книге «Амундсен» (2005), – Руаль обязан тому месту, где впадает в море самая большая река Норвегии, а такая национальная черта, как пристрастие к снегу и ходьбе на лыжах, сформировалась у него в столице – там, где наиболее глубоко вдается в базальтовое горное основание Христиания-фьорд. На этих двух столпах – море и снеге, мореплавании и ходьбе на лыжах – и зиждился будущий успех. Амундсена как полярного исследователя.»[47]

В 14 лет Руаль остался без отца, который скончался от болезни во время плавания. Старшие братья один за другим ушли в коммерцию и предпринимательство, а младший, склонный к уединению, нередко засиживался у книжного шкафа. Это увлечение весьма поощрялось его честолюбивой матушкой – она мечтала о научной карьере Руаля. Однако такая перспектива явно не устраивала ее любимца. «Когда мне было 15 лет, – пишет Р. Амундсен в своих воспоминаниях «Моя жизнь» (1927), – в мои руки случайно попали книги английского полярного исследователя Джона Франклина (британского адмирала, прославившегося арктическими экспедициями в начале 1820-хгг. и погибшего во время поисков Северо-Западного прохода в 1847 г. – Гл.), которые я проглотил со жгучим интересом. Эти книги оказали решительное влияние на избранный мною впоследствии жизненный путь…» Удивительно, что из всего прочитанного юношу больше всего потрясло описание лишений, испытанных адмиралом и его спутниками. Именно тогда в нем загорелось «странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания. на пути к широкому познанию доселе неведомой великой [ледяной] пустыни…». Некоторые биографы Р. Амундсена даже считают, что его с самого начала привлекали не лавры победителя, а ореол мученика. Едва ли можно с этим согласиться.

30 мая 1889 г. стал памятным днем в жизни норвежского народа. В этот день Ф. Нансен – 27-летний зоолог и будущая знаменитость мирового масштаба – возвратился из своего успешного гренландского похода. Триумфальная процессия Ф. Нансена по расцвеченной флагами столице произвела на 17-летнего Руаля не меньшее впечатление, чем поедание сэром Дж. Франклином «с сотоварищи» своих сапог во время их мучительного возвращения из полярных широт к берегам цивилизации.

В 1890 г. после сдачи выпускных экзаменов в гимназии Р. Амундсен покинул дом своего детства и вместе со своей няней «толстушкой Бетти» переехал ближе к королевскому дворцу. Здесь он, как считала его мать, стал готовиться к вступительным экзаменам на медицинский факультет столичного университета. На самом же деле он готовил себя к полярным путешествиям: штудировал соответствующую литературу, закаливался (даже в сильные холода зимой спал с открытыми окнами), занимался атлетической гимнастикой, летом играл в футбол, а зимой ходил на лыжах. «Первое условие, чтобы быть полярным исследователем, – это здоровое и закаленное тело», – писал он позже в своих мемуарах. Надо отметить, что здесь он добился заметных успехов: на медицинском освидетельствовании на пригодность к военной службе врачебная комиссия была в таком восторге от отлично развитой мускулатуры рослого юноши, что совсем забыла исследовать его зрение (Руаль с детства был близорук, но скрывал это от окружающих, поскольку считал, что очки и пенсне плохо сочетаются с идеальным образом потомка викингов).

8 1893 г. Руаль весьма посредственно выдержал «предварительные испытания» и был зачислен в университет, где был, по его словам, «хуже самого среднего студента». В действительности же прилежную учебу в университете он изображал только для успокоения своей матушки, которой «не хотел перечить».

9 сентября 1893 г. Густава Амундсен скоропостижно скончалась от воспаления легких, и это избавило ее от неминуемого открытия притворной деятельности ее любимого сына. Р. Амундсен незамедлительно и «с огромным облегчением» покинул столичный университет. Теперь открывалась реальная перспектива воплотить в жизнь его честолюбивые замыслы. Но предварительно ему пришлось отбывать недолгую воинскую повинность (по действовавшему тогда закону – всего несколько недель в году).

«Отбыв воинскую повинность, – вспоминает Р. Амундсен, – я немедленно предпринял дальнейшие шаги подготовки к специальности полярного исследователя. К этому времени я уже успел прочитать по этому предмету все книги, какие только мог раздобыть, причем меня поразила одна слабая сторона, общая для большинства прежних полярных экспедиций. А именно: их начальники не всегда были судоводителями, вследствие чего в отношении навигации им почти всегда приходилось передавать управление судном в руки более опытных мореплавателей. При этом неминуемо оказывалось, что тотчас по выходе в море у экспедиции появлялось два начальника вместо одного. Это, безусловно, всегда вело к разделению ответственности между начальником экспедиции и капитаном, откуда беспрестанно возникали трения и разногласия, а следствием этого являлось ослабление дисциплины среди подчиненных участников экспедиции. Возникали две партии: одна состояла из начальника экспедиции и научных сотрудников, а вторая из капитана и судового экипажа. Поэтому я заранее решил никогда не становиться во главе экспедиции, прежде чем не буду в состоянии избежать этой ошибки. Все мои стремления были направлены к тому, чтобы самому приобрести необходимые знания и опыт в управлении судном и выдержать экзамен на капитана. Тогда я смог бы руководить моими экспедициями не только в качестве исследователя, но и в качестве судоводителя и таким образом избежал бы этого разделения…»

Весной-летом 1894 г. Р. Амундсен в должности матроса команды зверобойного судна «Магдалена» был на промысле тюленей в Северном Ледовитом океане, по его отзывам, занятии интересном и даже веселом, и заслужил прибавления к своему имени титула «путешественника по полярным морям». В 1895 г., пройдя путь от матроса до шкипера, Р. Амундсен сдал экзамен на штурмана. После этого он еще несколько раз ходил в разные плавания, набираясь необходимых ему морских навыков и знаний.

В январе 1896 г. его имя впервые появилось в прессе: в норвежских газетах было опубликовано сообщение о пропаже двух лыжников на Хардангерском плоскогорье. Речь шла о братьях Руале и Леоне Амундсенах, пытавшихся пересечь это плоскогорье с востока на запад и, очевидно, заблудившихся. К счастью, через три недели они благополучно вышли к местечку Болкешё, однако Р. Амундсен до конца своих дней считал, что это приключение (где братья едва не погибли, а сам поход превратился в борьбу за выживание) было едва ли не самым рискованным за его полную опасностей жизнь.

Летом 1896 г. Р. Амундсен подал заявку в готовящуюся бельгийскую антарктическую экспедицию в качестве матроса на судно «Бельгика». «Поход, – писал он брату Леону, – рассчитан на два года и должен быть весьма интересным, поскольку будет первым в своем роде (основная цель экспедиции состояла в исследовании района Южного магнитного полюса. – Гл.).»

Осенью того же года вся Норвегия восторженно встречала Ф. Нансена и экипаж легендарного «Фрама». «Современные викинги» сначала прошли морем от Христиан-фьорда на восток вдоль северного побережья Евразии до Новосибирских островов, затем дрейфовали во льдах на запад. От параллели 84°00 с. ш. Ф. Нансен в сопровождении лейтенанта Ф. Йохансена на собачьих упряжках попытался добраться до СП, но из-за абсолютной непроходимости льда был вынужден остановиться на отметке 86°13 с. ш. Тем не менее после этого подвига во льдах норвежцы обрели небывалую уверенность в себе.

С начала зимы 1897 г. Р. Амундсен был в Антверпене, где изучал курс навигации и нидерландский язык – его неожиданно утвердили первым штурманом (фактически старшим помощником капитана) в составе антарктической экспедиции. Но через три месяца ему пришлось спешно покинуть гостеприимный город: хозяйка дома, где он жил, покончила с собой, отравившись угарным газом. Как утверждает писатель Т. Буманн-Ларсен, до этого у 25-летнего Р. Амундсена завязался роман с этой женщиной. Теперь она была мертва, но ее муж был жив, и оставаться молодому Дон Жуану было небезопасно. Пожалуй, этот трагический случай оставил глубокий отпечаток в последующей жизни Р. Амундсена – он никогда не был женат.

Бельгийская антарктическая экспедиция 1897–1899 гг. (руководитель лейтенант флота барон А. де Жерлаш, командир «Бельгики» лейтенант артиллерии, гидрограф Ж. Лекуант), снаряженная Брюссельским географическим обществом, но состоявшая из представителей нескольких стран, открыла новую и весьма бурную эру в освоении южного ледового континента. Для Р. Амундсена же этот первый поход в Антарктику стал подлинным университетом, обучившим его искусству не только полярных исследований, но и выживания в экстремальных условиях.

Путь от берегов цивилизации к белой пустынной неизвестности был не близким. Судно «Бельгика», выйдя из Антверпена 16 августа 1897 г., к концу января следующего года приблизилось к одной из выступающих частей Антарктики – Земле Грейама. «Эта местность… далеко не вся была нанесена на карту, – вспоминает Р. Амундсен, – и мы. провели некоторое время у этих берегов, после чего вышли, наконец, через пролив в Южный Ледовитый океан…» 22 января во время шторма, когда море бросало судно, словно щепку, смыло за борт молодого матроса норвежца А. Винке. Спасти его не удалось – он погиб от стужи, прежде чем его пепельно-серое лицо исчезло в пучине. Это была первая тяжелая потеря.

«В 3 часа пополудни 23 января, – пишет в своей книге «Мое обретение полюса» врач экспедиции американец Ф. Кук, в будущем покоритель СП, – странный белый туман появился на небе по направлению к югу. Немного позже какие-то неопределенные очертания суши выделились из него. Эта картина занимала все пространство обзора с запада на восток. Вершины были скрыты дымкой, из которой исходил особый отблеск, характерный для этих широт. По мере приближения мы убедились, что суша не представляет бесконечную стену льда, но имеет грубые, какие-то рваные очертания под покровом льда, заканчивающегося у берега. Здесь было несколько обширных заливов, один из которых прямо по курсу вел к югу. Тщательно изучая имевшиеся карты, мы считали, что можем определить свое положение, но это было ошибочное впечатление.»

26 января была совершена первая высадка на сушу – на остров Ту Хаммокс, где Р. Амундсен испытал свои лыжи, возможно, впервые в Антарктике. Позже подобные высадки совершались более двадцати раз.

«В самом начале долгой полярной зимы мы оказались крепко зажатыми в антарктических льдах, дрейфующих в. Южном Ледовитом океане, – вспоминает Р. Амундсен. – Положение наше было гораздо опаснее, чем может показаться на первый взгляд, так как мы не были подготовлены для зимовки в Антарктике. Первоначальный план нашей экспедиции заключался в том, чтобы продвинуться в течение лета до местонахождения Южного магнитного полюса на Земле Южной Виктории и там высадить для зимовки четырех человек, снабженных соответствующими запасами, в то время как судно с остальными членами экспедиции должно было провести зиму в цивилизованных странах, а с наступлением весны вернуться за этими товарищами. Для зимовки намечены были румынский ученый [гидробиолог Э. Раковец], его помощник поляк [метеоролог А. Добровольский], доктор Кук и я. А теперь весь экипаж корабля очутился перед возможностью зимовки здесь без соответствующей зимней одежды, без достаточного продовольствия для стольких людей, и даже ламп было так мало, что их не хватало по числу кают. Перспективы были действительно угрожающие.

Тринадцать месяцев простояли мы во льдах, словно в тисках (дрейф «Бельгики» проходил в редко посещаемой людьми части моря Беллинсгаузена, примерно на параллели 70° ю. ш., с многочисленными петлями и попытками двинуться вспять. – Гл.)… Ни один человек из всего экипажа не избегнул цинги, и все, за исключением троих, впали в полное истощение от этой болезни. Заболевание цингой было большим бедствием. Доктор Кук (оценивший состояние экипажа как «безнадежное в море безнадежности». – Гл.) и я. знали. что этой болезни можно избежать, употребляя в пищу свежее мясо. Поэтому после ежедневной работы мы провели немало трудных часов, охотясь за тюленями и пингвинами. Однако начальник экспедиции питал к этому мясу отвращение, доходившее до нелепости. Он не только отказывался есть его сам, но запретил и всей команде. В результате мы все заболели цингой. Начальник и капитан заболели так тяжко, что оба слегли и написали. завещания. Тогда руководство экспедиции перешло ко мне. Я тотчас же выбрал немногих еще трудоспособных людей и велел откопать тюленьи туши, зарытые в снег подле корабля. Филейные части были немедленно вырезаны, и повар получил приказание оттаять и приготовить их. Все бывшие на борту с жадностью съели свою порцию, не исключая и начальника экспедиции.

Удивительно было наблюдать действие, вызванное такой простой переменой пищи. В течение первой же недели все начали заметно поправляться.»

После цинги на экспедицию навалилась другая напасть: полярная анемия, развивающаяся вследствие долгого пребывания людей в условиях темноты, вынужденной изоляции, неполноценного питания, низкой температуры, высокой влажности, ураганных ветров и пр. Один матрос долго находился на грани безумия, не вынес страданий и тихо скончался магнитолог лейтенант Э. Данко.

Этот жуткий период в жизни зимовщиков писатель Т. Буманн-Ларсен назвал настоящим кошмаром. «Вся экспедиция стала героической импровизацией дилетантов, оказавшихся на грани выживания, – пишет он. – В краю, к которому немногие тамошние обитатели приспосабливались тысячелетиями, человек должен был найти свое место всего за одну полярную ночь. Не считая чрезвычайно занятого врача (самого опытного полярника, никогда не терявшего самообладания и собственного достоинства. – Гл.) к этому ледяному аду приспособился только один человек.» Это был Р. Амундсен, который, похоже, нашел свое место в жизни. 30 мая, когда полярная ночь достигла кульминации, старпом зафиксировал в своем дневнике, что солнце повернуло вспять. «Разумеется, я буду рад снова увидеть его, однако все это время я чувствовал себя на удивление хорошо и ни капельки по нему не скучал. Напротив. Я понял, что давно стремился к жизни в подобных условиях. Меня привел сюда не детский каприз, а зрелое размышление. Я ни о чем не жалею и надеюсь, что у меня хватит сил и здоровья для дальнейших трудов в избранном направлении.»

Р. Амундсен не уносился, подобно большинству его спутников, в царство безумия и депрессии. Он, напротив, активно трудился, обретая ценный опыт полярного исследователя: изучал лед, особенности жизни и питания в высоких широтах, обдумывал оптимальную экипировку путешественника во льдах и пр. Во всех своих делах и начинаниях он, конечно, полагался на себя, но везение, как, впрочем, и невезение, зачастую относил к воле Божьей. «Велика сила твоя,

Господи, и вечна милость Твоя, – писал он в дневнике после очередной передряги. – Как многажды прежде, это Ты провел нас через это испытание. Покрывай и дальше нас рукою своею.» Такую религиозность, если не сказать детскую веру, Р. Амундсен сохранил на всю оставшуюся жизнь.

Со временем болезни и смертные страхи перед неизвестностью стали постепенно отступать, люди взбодрились, появилась надежда. В этот период началось строительство павильонов для магнитных и астрономических определений. Как показали результаты измерений, в конце мая 1898 г. «Бельгика» находилась на отметке 71°36 ю. ш. Рекорд, установленный англичанином Дж. Куком в 1774 г. (71°10 ю. ш.), был побит. Это был престижный результат экспедиции.

Date: 2015-07-25; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию