Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XVI. Семиотика звука. Музыка. 333






 


Общепризнано, что эмоционально-чувственное содержание музыки проникает в самую глубину сознания слушателя, включая физиологические и подкорковые телесно-подсознательные глуби­ны. Это видно по наблюдаемым эмоциональным реакциям слуша­телей. Однако пока нет свидетельств о восприятии абстрактно-мыс­лительных, количественных или логических аспектов музыки не­искушенным слушателем. Скорее всего, музыка как «формула уни­версума» или как «модель чистого мышления» открывается не слу­шателям и не музыкантам в состоянии творчества, а теоретикам музыки. Логико-математические и философские аспекты музыки принадлежат ее глубине, не воспринимаемой непосредственно.

Содержание музыки, предельно абстрактное, обобщенное и «не отделимое» от выражающих его звуков, непереводимо ни на язык слов, ни в зримые «картинки» окружающей жизни. Содер­жание музыки не денотативно в той мере, в какой денотативно вербальное высказывание или произведение неабстрактной жи­вописи. Напомню определение денотата музыкального знака, пред­ложенное Б. М. Гаспаровым: денотат мотива вторичен, произво­лен от звучания, а не первичен, как в знаках языка и других семио-тик(см. пп. 118.4).

Согласно другим концепциям, музыкальный знак вообще не денота­тивен. Именно в отсутствии у музыкальных знаков денотатов Н. И.Жин-кин видел объяснение выдающейся чувственно-эмоциональной выра­зительности музыки. В докладе в Московской консерватории «Музыка и речь» (прочитанном в начале 1960-х гг.), называя музыку способом «транс­портировки чувств», Жинкин так говорил о ее неденотативности: «При помощи музыкальных правил, организующих звуковой материал, пере­даются наиболее дорогие для человека чувства. Для этого из музыки ис­ключаются денотаты, исключаются значения. Оставляется только смысл. Не так важно, по поводу чего я грущу, на что надеюсь, и эта надежда меня радует. Эту надежду можно перевести в бесконечном множестве вариантов, в тысячах слов. <...> Потому-то музыка так и волнует челове­ка, что в ней запечатлевается самое дорогое, что есть в нем, — это он с а м...» (Цит. по комментариям к другой работе Н. И.Жинкина; см.: Жинкин 1984, 147 [публикация С.И.Гиндина]).

Содержание музыки абстрактно, но это не отвлеченность чис­ловых соотношений — это абстрактность обобщения схожих чувств. В интонации нет значений, но есть эмоциональный смысл. Об­ращаясь к опыту восприятия поэзии, Н. И. Жинкин писал: «Если из поэтического произведения убрать смысловое содержание и ос­тавить только интонационную форму, т. е. просто "промычать" сти­хотворение, то мы увидим, что интонационная форма не лишена своего смысла. Мы узнаем в ней радость или грусть, вопрос и сомнение, надежду и ожидание. Следовательно, интонационная форма, хотя и фундируется на логическом сообщении,


может быть оторвана от него и свободно переходить с одного со­общения на другое. Больше того, она сама может стать сообщени­ем. Так, одно и то же логическое сообщение может быть произне­сено на разные интонационные лады. <...> Таким образом, музы­ка действительно выражает мысль, ибо несет в себе интонацион­ную форму, которая имеет смысл, потому что является формой чувства» (Жинкин 1985, 79 — 80).

 

Семиотическая революция в музыке: изобре-■ тение нотной записи как начало музыковеде­ния. Создание графических средств, позволяющих зафиксировать музыку на бумаге (или, как в древности, на папирусе или глиня­ных дощечках), по своей значимости — это революционное со­бытие в истории музыки и коммуникации. Однако в иеторико-хронологическом плане оно отнюдь не было революцией, но дли­тельной эволюцией и, следовательно, не столько изобретением, сколько постепенным развитием и совершенствованием графи­ческих средств передачи звучания.

История средств записи музыки обнаруживает их тесную связь с развитием письма в целом: первые системы языкового и музы­кального письма появляются в одних культурах и принадлежат одному типу письма. Записи музыки, как и записи речевых сооб­щений, начинались с рисунков, которые постепенно эволюцио­нировали в направлении к пиктографии и иероглифике. Первые рисуночные и иероглифические жреческие записи музыки были найдены в Древнем Египте. В Древнем Вавилоне музыкальное пись­мо, как и языковое, было слоговым и клинописным. В Древней Греции, которая явилась европейской родиной буквенно-звуко-вого письма, музыку записывали с помощью букв греческого ал­фавита, фиксируя различия в высоте звуков. К греческим и ла­тинским буквенным изображениям нот (вначале в прямоугольных начертаниях) и восходят современные ноты.

В VI—VII вв. в европейской церковной музыке появляется нёвменная нотация, или невмы1. Это запись музыки, в которой, как на диаграмме, изображалось восходящее и нисходящее движение мелодии, но при этом общие высоты звуков не определялись. Нёвменная запись выстроена по одной линии, в ней присутствует наглядное движение тона, т.е. имеет место иконическая передача звучания. Позже горизонтальных линий стало Две, в XI в. — четыре. Это было изобретением итальянского музыканта и теоретика музыки Гвидо Аретинского, наставника монастырской пев­ческой школы в Ареццо; от него также идут слоговые названия шести

1 Слово невмы происходит от средневек. лат. пеита, которое связано с греч. Рпёита 'дыхание'; форма единственного числа нёвма — это отдельный значок в нёвменной записи.


334 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ ___________________

ступеней звукоряда — ут, ре, ми, фа, соль, ля, в котором позже слог ущ заменили на до и добавили слог си (см.: ЭслМуз 1985, 202; Чередничен­ко 1994, II, 17-18).

В русской музыкальной культуре разновидность невменной нотации известна как крюковое письмо (крюки, или знамёна); древнейшие памят­ники крюкового письма (руководства по знаменному распеву церковному осмогласному пению) относятся к XI в.

В XIII—XVII вв. появляется мензуральная нотация (от лат. mensura 'мера'), в которой наглядно передавались высоты звуков и их длительности, а также длительность пауз. В XVI в. квадратные головки нотных знаков ок­руглились; появились «белые» (незаполненные) и «черные» (заполнен­ные) нотные знаки; нотный стан стал 5-линейным, что позволяло объе­динить наглядность невм со звуковысотной точностью буквенных запи­сей. По мере развития многоголосия стали записывать в разных строках (одна под другой) партии разных голосов и объединять их общей на­чальной чертой. В целом линейная нотация позволяет точно и исчерпы­вающе передавать звуковую фактуру музыкального сочинения с той пол­нотой, которая обеспечивает его безупречное воспроизведение.

В XVI в. в Венеции появляются партитуры1 нотные записи всех голо­сов многоголосного музыкального произведения. В партитурах в опреде­ленном порядке, одна под другой, записываются партии всех синхронно звучащих голосов и инструментов. Например, в партитуре для симфони­ческого оркестра партии отдельных групп инструментов записываются в следующем порядке (сверху вниз): деревянные духовые, медные духо­вые, ударные и струнные смычковые. Оперные, балетные, вокально-хо­ровые партитуры последовательно включают записи всех синхронно ис­полняемых инструментальных, вокальных и танцевальных партий.

Создание средств записи музыки имело выдающееся значение в ее истории. По своим революционизирующим последствиям изоб­ретение нотной записи вполне сопоставимо с изобретением письма в истории языковой (речевой) коммуникации.

Во-первых, музыкальная нотация создает автономию музыкаль­ного произведения от исполнительской традиции. Графическая (беззвучная) запись позволяет, например, поставить оперу толь­ко по партитуре и либретто, вне традиции ее исполнения на дру­гих сценах. Независимое от исполнителей существование (сохра­нение) музыкального произведения в культуре означает более надежную трансляцию достижений музыкального творче­ства в пространстве и времени; становится возможным «заочное», не непосредственное, не прямое музыкальное общение.

Во-вторых, музыкальная нотация способствует резкому возра­станию объемов музыкального творчества и потребления музыки,

1 Партитура— от лат. pars, partis 'часть', а также ряд производных значений, в том числе '(политическая) партия', '(театральная) роль'; позднелат. partes 'го­лоса'; итал. partituга 'разделение, распределение'.


Date: 2015-07-25; view: 636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию