Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XIII. Типы строения знаковых систем 265





лое целое, что она не состоит из «членов» и не делится на части (отрезки), поэтому ее трудно понять1.

В звуковой коммуникации отдельных биологических видов на­личествует разное количество знаков. Например, у собаки — око-до 30 звуковых знаков (лая, рычания, визга, поскуливания), у волка — около 20, у петуха — 15, у гуся — 23 (Акимушкин 1999, 133); относительно обезьян этологи называют разные данные в интервале 15—40 знаков. Но ни один вид животных не обладает способностью из отдельных простых знаков строить более слож­ные высказывания. Поэтому приведенные цифры называют не только количество знаков, которыми располагает конкретный вид животных, но и количество разных звуковых сообщений, доступ­ных его представителям.

Не выходят за пределы одноуровневых семиотик «языки» так­же и певчих птиц, хотя в их пении есть явления, внешне похожие на «синтаксис», т.е. на комбинирование элементарных звучаний. Орнитологи констатировали, что в часовом пении соловья 20— 30 элементарных созвучий-интонаций многократно повторяются в разных сочетаниях, однако эти комбинации исходных элемен­тов не связаны с новым значением. Е. Н. Панов сравнил их со сто­хастической («случайной») музыкой, которую генерирует компь­ютер (Панов 1980, 159).

Языки жестов, поз и мимики в коммуникации и обезьян, и людей также являются одноуровневыми семиотиками.

101Черты строения паралингвистики, поведения и этикета: разнообразие подсистем; линей­ность, не имеющая синтаксиса; многоканальность. Пара­лингвистика и поведение представляют собой чрезвычайно ши­рокие области семиотических явлений. Границы паралингвисти­ки, теоретически говоря, трудно провести2; в реальности ее гра-

1 Ср. некоторые выразительные контексты: «Звуки человеческой речи отли­
чаются от крика животных, от пения птиц и вообще от всякого звука в окружа­
ющей природе особенным свойством, известным под именем членораздельно­
сти» (Буслаев Ф.И.
Историческая грамматика русского языка. — М., 1875. — С. 22);
«Утратил [помещик] даже способность произносить членораздельные звуки и ус­
воил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипе­
ньем и рявканьем» (Салтыков-Щедрин); «Гаврюшка вернулся с Трехсвятского
пьяный в лоск, так что получил способность выражаться членораздельно только
на следующий день» (Мамин-Сибиряк)» (Цит. по: ССРЛЯ, XVII, 1098-1099).

2 Ср. предельно широкое понимание паралингвистики у Т.М.Николаевой и
Б- А.Успенского: «...мы отнесем, очевидно, к паралингвистике такие случаи, ког­
да человек расхаживает по комнате, излагая другому свою мысль, или барабанит
пальцами по столу при разговоре. <...> Но у нас нет оснований, вообще говоря,
Не относить к паралингвистике такие случаи, когда человек разговаривает, зани­
маясь уборкой комнаты или гуляя и т.д.» (Николаева, Успенский 1966, 68 — 69).


266 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕ М

ницы совпадают с границами поведения (но поведение вклю­чает не только паралингвистические проявления). В свою оче­редь поведение — это вся та часть жизни человека, которая проходит «на людях», включая семью, школу, работу и отдых (в той мере, в какой работа и отдых связаны с взаимодействием с другими людьми), магазины, транспорт, развлечения, боль­ницы и проч.

А. С точки зрения семиотики паралингвистические средства общения отличаются замечательной пестротой. Это связано с их переходным — между природой и культурой — характером, их многочисленностью и постоянной высокой значимостью в ком­муникации, что обусловливает их присутствие в семиотике пове­дения и этикета, а затем — и в «отражательных» семиотиках ис­кусств.

Пестрота паралингвистики обусловливает ее сложное строение, т.е. наличие в ней множества субстанциональных (оптических, звуковых и др.), семантических и функциональных подсистем. Назову важнейшие из тех противопоставлений (различий), кото­рым соответствуют группировки (классы) паралингвистических явлений.

Во-первых, различение знаков, передаваемых по разным сен­сорным каналам: воспринимаемые глазом мимика, жесты, поло­жение тела, взгляд (движение или выражение глаз) и восприни­маемые ухом индивидуально-ситуативные черты интонации (ко­торые соответствуют полу, возрасту, физиологическому состоя­нию и психологическому настрою говорящего, его отношению к собеседнику и к предмету речи); к двум названным каналам во многих ситуациях добавляется третий или четвертый (осязатель­ный или вкусовой).

Во-вторых, паралингвистические знаки разнообразны по сво­ей мотивированности. Здесь есть: а) безотчетные и непроизволь­ные знаки-симптомы (ситуации, о которых говорят «не смог сдер­жать улыбки»; или «дрожь в голосе», с которой не в силах совла­дать говорящий); б) знаки иконического характера, имитирую­щие или подчеркивающие определенное содержание (ср.: он шум­но вздохнул с деланным сочувствием; президенты задержали (зафик­сировали) дружеское рукопожатие перед теле- и фотообъектива­ми); в) конвенциональные знаки-кинемы (символы), многие из которых сохраняют связь с семантикой «омонимичных» им зна­ков-симптомов (ритуальный поцелуй, профессиональная улыбка стюардессы в отличие от неритуального поцелуя и улыбки), в то время как другие знаки не только легко «прочитываются», но и метонимически или метафорически «этимологизируются» гово­рящими (показал кулак в знак угрозы); г) целиком условные зна­ки-символы (без мотивации, ощутимой в современной культуре)'


Date: 2015-07-25; view: 808; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию