Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метасемиотика в науках и искусствах как свидетельство их семиотической зрелости





Обобща­ющий термин метасемиотика построен по той же структурно-семантической модели, что и термин метаязык. Если метаязык — это 'язык второго порядка Я11', предназначенный для описания (прояснения, характеристики) 'языка первого порядка Я1', то со­ответственно метасемиотика — это некоторая 'семиотика второго порядка Z11', с помощью которой исследуется 'семиотика перво­го порядка Z1'. Например, средства, с помощью которых обсуж­дают семиотику кинематографа, •— это./метасемиотика кино; сред­ства, с помощью которых объясняют и совершенствуют семиоти­ку картографирования, составляют л*елшсемиотику картографи­рования и т.д.

В п. 79 говорилось о том, что понятие метаязыка в лингвистике и семиотике возникло под влиянием логики и математики, в ко­торых соответствующие метатеории со своим терминологическим и символическим аппаратом создавались как средство п р о в е р -к и объектных теорий. Именно металогика позволила объяснить и тем самым разрешить ряд античных парадоксов и софизмов, по­казав, что в их основе лежит смешение языка и метаязыка1. В той мере, в какой разные науки и искусства дорастают до способно­сти к самоанализу, к рефлексии над своим познавательно-комму­никативным инструментарием, в них формируется своя метасе­миотика.

В искусствах функции метасемиотики выполняют три класса

семиотических феноменов.

Во-первых, это произведения соответствующего искусства о данном искусстве, например, стихи о поэте и поэзии; автопорт­рет художника за мольбертом; балет, отображающий балетную школу или постановку балета (как в одном из балетов Дж. Балан-чина); кинофильм о съемках фильма (как «Всё на продажу» (1969) Анджея Вайды) и т.п.

Во-вторых, это средства записи произведений соответствую­щих искусств с помощью специальных знаковых систем — таких

" Это смешение, например, объясняет тупик, в котором оказался стражник > городских ворот, получивший приказ топить всех, кто на вопрос^ зачем он идет в город скажет правду, и вешать тех, кто скажет неправду. Путник ответил ctZhh^ Я иду, чтобы быть повешенным. Если его действительно повесить, то окГеХчто он сказал правду и тогда его надо топить. Но в этом• ^ ™юы-вается, что он солгал, и тогда его следует повесить и т. д^Смсшсние языка и метаязыка часто используется для создания комического эффекта Н^мер в кинокомедии Григория Александрова «Волга-Волга» (1938) начальник-бюро кра^приказывает водовозу «прокричать» через Волгу депешу: Бывалов. Кричи: ^р^™кретнЫ Водовоз (очень громко). Кричи: Совершенно секретно! Бывалов. Да не кричи кричи, а кричи: Совершенно секретно, и т.д.


246 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

как ноты в музыке; средства записи танца и терминология хорео­графии; средства презентации и анализа произведений архитек­туры и изобразительных искусств. В-третьих, это вербальная реф­лексия над соответствующими искусствами — в виде их теории, истории, критики, учебных руководств.

Патрис Пави насчитывает пять разновидностей метатеатраме-тапьес): 1) «театр в театре» (спектакль, сюжетом которого является представление пьесы; во Франции такие опыты известны с конца XV в.);

2) «картина восприятия пьесы» (у Шекспира, Мариво, Пиранделло);

3) «осознание высказывания» (толкование, комментирование пьесы ре­жиссером и актерами); 4) «операция мета» («внешняя» критика спек­такля или театра); 5) «постановка» (представление не только пьесы, но и режиссерско-актерской работы по подготовке спектакля), порожден­ная «тенденцией не разделять подготовительную работу (над текстом, персонажами, пластикой) и конечный результат» (Пави 1991, 176—177, 349-350).

Подобно тому как формирование метаязыковых навыков в он­тогенезе означает рубеж между детством и школой, так в истории познания и коммуникации развитие метасемиотических средств ведет к интеллектуальной зрелости действующего субъекта (ис­следователя, художника).

 

Эстетическая (художественная, или поэтиче-■ екая) функция. Якобсон в работе «Лингвистика и поэтика» писал о поэтической (или эстетической) функции речи/языка, однако эстетическая функция присуща также и другим семиотикам, поэтому обзор функций разных зон семио­тического континуума был бы неполным без анализа их эстети­ческих возможностей.

В таблице 12 эстетическая функция отмечена для всех культур­ных семиотик (кроме искусственных) и отсутствует в биологи­ческих системах связи.

В любой семиотике эстетическая функция связана с внимани­ем к «сообщению ради самого сообщения» (Якобсон [1960] 1975, 201 — 202), т.е. скорее к форме выражения некоторого содер­жания, чем к самому содержанию. В отличие от левополушарной метасемиотической рефлексии эстетическое отношение, вклю­чающее непосредственное, иногда иррациональное чувство, основано на механизмах правого полушария.

Эстетическое отношение к языку проявляется в том, что гово­рящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словес­ную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравить­ся или не нравиться, восхищать своей ладностью, точностью, про­никновенностью в суть вещей, красотой. Эстетическое отношение


Date: 2015-07-25; view: 742; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию