Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пекция XII. Различия между семиотиками в составе функций 241





рЫ и могут быть квалифицированы как свободное и непринужденное 0бшение людей» (Арутюнова 1998, 652).

Разумеется, это совсем другая система функций (по сравнению с предложенной Якобсоном). Но в ней, как кажется, нет того, в чем Якоб­сон видел суть фатических высказываний, — «установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи ("Алло, вы меня слышите?"), привлечь внимание собеседника или убедиться, что он слушает внимательно» (Якобсон [1960] 1975, 201). Между тем это особые знаки.

Знаки, призванные установить контакт с адресатом, четко выделяются в таких сложных и содержательно богатых семиоти-ках, как искусства и религии. Для успешной коммуникации в на­званных областях жизни важно, чтобы их проявления отнюдь не «сливались с жизнью», а напротив, в достаточной мере сохраня­ли свою отдельность. Это достигается разнообразными семиоти­ческими средствами — начиная от обособленного места располо­жения («локуса») храма, картинной галереи, театра (отдельность последнего, как известно, начинается с вешалки) и до рамки, которая превращает карандашный набросок в законченное про­изведение.

Ср. некоторые другие знаки фатического назначения: 1) указа­ния на жанр кинофильма в афише или рекламе; 2) дизайн книги, позволяющий по обложке определить круг ее читателей (дети, подростки или взрослые; мужчины или женщины), общий харак­тер содержания (развлекательная или «серьезная»; научно-попу­лярная, учебная или научная и т.д.); 3) имя автора и название хяртины/скульптуры; 4) концертно-театральная программа с ука­занием номеров, пьес, действующих лиц и исполнителей; вер­бальное изложение темы музыкального инструментального про­изведения; либретто оперы или балета; 5) позывные и звуковые заставки (начальные музыкальные фразы) радиопередачи или радиоролика; 6) логотип и другие элементы фирменного стиля газеты, журнала, телевизионного канала, программы и т.д., от­личающие их от конкурентов, и многое другое.

 
1 Сведения по истории и этимологии термина см. в п. 79.

Метаязыковая функция в языке: речевой ком- ментарий речи1. Подчеркивая обычность метаязы-ковых явлений в повседневном общении, Р.О.Якобсон писал: «На­подобие мольеровского Журдена, который говорил прозой, не зная этого, мы пользуемся метаязыком, не осознавая метаязыко-вого характера наших операций» (Якобсон [1960] 1975, 201 — 202). Метаязыковое использование языка обычно связано с каки­ми-то трудностями речевого общения; например, при разговоре


242 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕ М

с ребенком, иностранцем или любым другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разно­видностью языка или арго. Слыша незнакомое слово, человек может спросить, например: Что такое чартерный рейс! или Что за чер­ный откат? Эти вопросы и ответы на них — проявление метаязьь ковой функции языка/речи. Их цель — прояснить высказывание, сделать его более понятным.

Часто, однако, говорящий, не дожидаясь вопроса, стремится предупредить возможное непонимание и включает в свою речь попутные пояснения. В условиях, когда один из собеседников не полностью владеет используемым языком, время от времени ока­зывается нужным проверять надежность «канала связи» — напри­мер, убедиться, что первокласснику известно слово процент, иностранцу — выражение на всякий пожарный, бабушке, допус­тим, — слова фартит или аттестация. В таких случаях говорящие могут включать в свою речь попутные замечания о самой речи: пояснять слова и выражения, которые, по их мнению, не вполне понятны собеседнику.

В метаязыковых комментариях говорящие также могут оцени­вать слово или его уместность в речи, мотивировать свой выбор речения, подчеркнуть индивидуальные оттенки смысла. Ср. мета-языковое назначение вводных клише вроде так сказать, как го-ворится, фигурально выражаясь, выражаясь высоким штилем, ши­роко говоря, что называется, как говорят военные, было бы грубо­стью назвать это [так-то], извините за выражение, с позволения сказать, если говорить прямо, собственно говоря, по правде ска­зать, по счастливому выражению [такого-то], если угодно, скорее, дескать, мол, де и т.п.

Например, говоря Это, если угодно, настоящая капитуляция, го­ворящий подчеркивает рискованность, переносный характер и вме­сте с тем точность употребления слова капитуляция', слушающий же может переспросить, не согласиться, предложить свой выбор слова и тоже его прокомментировать: Ну, уж, капитуляция. Ско­рее, равнодушие.

Помимо «текущих» вставных характеристик речи самим гово­рящим, возникающих по ходу порождения высказывания {в сущ­ности говоря, как это модно сейчас называть, по словам моей ба­бушки, так называемый и т.п.), к метаязыковым средствам отно­сятся все те языковые средства, с помощью которых люди гово­рят и пишут о языке, — средства различения «своей» и «чужой» речи (включая кавычки и курсив); обозначения процессов и уча­стников речевого общения (говорить, болтать, ябедничать', пере­говорщик, шептун, краснобай)', названия проявлений речи (слово, пословица, диктант, совет, подсказка, писулька)', наконец, язы­коведческая терминология как относительно поздний, наи-


Date: 2015-07-25; view: 486; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию