Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XII. Различия между семиотиками в составе функций 239





формации значительно ниже, чем в передаче объективно-логи­ческой информации. Указанная закономерность находится в про­тиворечии с распространенными представлениями о том, что поступки, взаимоотношения и судьбы людей подспудно опреде­ляются эмоциональной стороной их жизни.

Согласно наивной картине мира, Ум всему голова. Однако со временем, по мере отхода от наивной картины человека, люди все более замечают ту правду жизни, согласно которой Ум всегда в дураках у сердца (Ларошфуко). Внимание к эмоциональной сто­роне жизни приходит позже, чем внимание к словам, особенно написанным (которых не вырубишь топором).

Д.С.Лихачев говорил, что Телевидение позволило увидеть глаза, лицо человека, и это не менее важно, чем рассмотреть в телескоп звезду. Люди больше доверяют устной речи, разговору глаза в гла­за, чем напечатанному тексту. Телевидение расширяет возможно­сти восприятия информации об эмоциональном, внутреннем и, следовательно, истинном отношении человека к своей теме и к собеседнику. Поэтому все больше ценится устная публичная речь — как залог большей открытости, вольной или невольной искрен­ности, большей концентрированности психологически значимой информации.

Проявления эмоциональной стороны жизни эфемерны, одна­ко люди все более внимательны к ним. Развитие фотографии, кино, средств аудио- и видеозаписи расширяет каналы, по которым рас­пространяется психологически важная информация. В современ­ной культуре растет эмоционально-психологическая насыщенность общения в его наиболее значимых видах — в повседневном меж­личностном, педагогическом, религиозном общении; в массовой коммуникации; в искусствах. Информационные технологии по­зволяют «остановить мгновение», а люди с основанием видят в эмоциональном «стоп-кадре» «момент истины» о человеке.

87■

Фатическая (контактоустанавливающая) функ- ция. Иногда общение как бы бесцельно: говорящим не важна та информация, которую они сообщают друг другу, они не стремятся выразить свои эмоции или воздействовать друг на Друга. Пока им важен только контакт, который подготовит даль­нейшее, более содержательное, общение. В таких случаях язык вы­ступает в своей фатической функции (варианты термина: ассоци­ативная функция, функция контакта). Фатическая функция яв­ляется основной в приветствиях, поздравлениях, в дежурных раз­говорах о погоде, городском транспорте и других общеизвестных вещах. При этом собеседники чувствуют своего рода нормы допу­стимой глубины или остроты таких разговоров: например, упо­минание о вчерашней телевизионной передаче не перерастает в


240 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕ М

разговор по существу ее содержания или художественного решения. Иными словами, общение идет ради общения, оно сознательно или обычно неосознанно, направлено на установление или под-' держание контакта.

Содержание и форма контактоустанавливающего общения варьируются в зависимости от пола, возраста, социального поло­жения, взаимоотношений говорящих, однако в целом такие речи стандартны и минимально информативны. Ср. клишированность поздравлений, начальных и конечных фраз в письмах, избыточ­ность обращений по имени при разговоре двоих и вообще высокую предсказуемость текстов, выполняющих фатическую функцию.

Однако информативная недостаточность таких разговоров от­нюдь не означает, что они не нужны или не важны людям и об­ществу в целом. Сама стандартность, поверхностность и легкость фатических разговоров помогает устанавливать контакты между людьми, преодолевать разобщенность и некоммуникабельность. Характерно, что детская речь в общении с ровесниками выпол­няет вначале именно фатическую функцию. Трехлетние дети еще не знают, что бы такое им сказать или услышать друг от друга, да и понять они друг друга еще не в состоянии, но тем не менее лопочут каждый о своем, потому что стремятся к контакту1.

Зоопсихологи отмечают элементы фатического общения у жи­вотных, в особенности у певчих птиц. Однако в биокоммуника­ции, по-видимому, трудно разделить фатические и более праг­матические проявления. Например, «приветственное» ржание ло­шадей или первые призывные знаки самца, обращенные еще не к конкретной самке, а ко всему стаду (например, демонстрация яркого хвоста павлином), — это не только установление контак­та, но и проявления эмоционального или побудительного ха­рактера.

Впрочем, и по отношению к речевому общению людей имеется бо­лее широкое понимание «фатического дискурса». Так, Н.Д.Арутюнова, включая в фатическое общение эмоциональную, артистическую и ин­теллектуальную речь, определяет его как «п р а з д н о р е ч е в ы е» жанры (fatic discoursis): «Праздноречевая деятельность <...> не имеет <...> прак­тической цели, но очень важна как регулятор психического состояния людей, их взаимоотношений; она развивает художественные задатки, тренирует интеллектуальные способности. Именно праздноречевые жан-

1 Иначе в общении с родителями: онтогенетически оно начинается с инфор­мативно-побудительных «сообщений» — плача/крика в качестве проявления го­лода, боли, страха, дискомфорта. В первых фразах ребенка чаще выражается по­буждение, чем информирование. «Мака!» — это 'хочу молока', 'дай молока', а не 'вот молоко'. Фразы вроде «Би-би» («автомашина»), если это не требование 'дай машину' (игрушку), обычно связаны с «узнаванием» предмета, т.е. с включени­ем его в класс уже известных ребенку предметов (в данном случае автомашин)-


Date: 2015-07-25; view: 505; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию