Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XII. Различия между семиотиками в составе функций 239формации значительно ниже, чем в передаче объективно-логической информации. Указанная закономерность находится в противоречии с распространенными представлениями о том, что поступки, взаимоотношения и судьбы людей подспудно определяются эмоциональной стороной их жизни. Согласно наивной картине мира, Ум всему голова. Однако со временем, по мере отхода от наивной картины человека, люди все более замечают ту правду жизни, согласно которой Ум всегда в дураках у сердца (Ларошфуко). Внимание к эмоциональной стороне жизни приходит позже, чем внимание к словам, особенно написанным (которых не вырубишь топором). Д.С.Лихачев говорил, что Телевидение позволило увидеть глаза, лицо человека, и это не менее важно, чем рассмотреть в телескоп звезду. Люди больше доверяют устной речи, разговору глаза в глаза, чем напечатанному тексту. Телевидение расширяет возможности восприятия информации об эмоциональном, внутреннем и, следовательно, истинном отношении человека к своей теме и к собеседнику. Поэтому все больше ценится устная публичная речь — как залог большей открытости, вольной или невольной искренности, большей концентрированности психологически значимой информации. Проявления эмоциональной стороны жизни эфемерны, однако люди все более внимательны к ним. Развитие фотографии, кино, средств аудио- и видеозаписи расширяет каналы, по которым распространяется психологически важная информация. В современной культуре растет эмоционально-психологическая насыщенность общения в его наиболее значимых видах — в повседневном межличностном, педагогическом, религиозном общении; в массовой коммуникации; в искусствах. Информационные технологии позволяют «остановить мгновение», а люди с основанием видят в эмоциональном «стоп-кадре» «момент истины» о человеке.
Фатическая (контактоустанавливающая) функ- ция. Иногда общение как бы бесцельно: говорящим не важна та информация, которую они сообщают друг другу, они не стремятся выразить свои эмоции или воздействовать друг на Друга. Пока им важен только контакт, который подготовит дальнейшее, более содержательное, общение. В таких случаях язык выступает в своей фатической функции (варианты термина: ассоциативная функция, функция контакта). Фатическая функция является основной в приветствиях, поздравлениях, в дежурных разговорах о погоде, городском транспорте и других общеизвестных вещах. При этом собеседники чувствуют своего рода нормы допустимой глубины или остроты таких разговоров: например, упоминание о вчерашней телевизионной передаче не перерастает в 240 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕ М разговор по существу ее содержания или художественного решения. Иными словами, общение идет ради общения, оно сознательно или обычно неосознанно, направлено на установление или под-' держание контакта. Содержание и форма контактоустанавливающего общения варьируются в зависимости от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений говорящих, однако в целом такие речи стандартны и минимально информативны. Ср. клишированность поздравлений, начальных и конечных фраз в письмах, избыточность обращений по имени при разговоре двоих и вообще высокую предсказуемость текстов, выполняющих фатическую функцию. Однако информативная недостаточность таких разговоров отнюдь не означает, что они не нужны или не важны людям и обществу в целом. Сама стандартность, поверхностность и легкость фатических разговоров помогает устанавливать контакты между людьми, преодолевать разобщенность и некоммуникабельность. Характерно, что детская речь в общении с ровесниками выполняет вначале именно фатическую функцию. Трехлетние дети еще не знают, что бы такое им сказать или услышать друг от друга, да и понять они друг друга еще не в состоянии, но тем не менее лопочут каждый о своем, потому что стремятся к контакту1. Зоопсихологи отмечают элементы фатического общения у животных, в особенности у певчих птиц. Однако в биокоммуникации, по-видимому, трудно разделить фатические и более прагматические проявления. Например, «приветственное» ржание лошадей или первые призывные знаки самца, обращенные еще не к конкретной самке, а ко всему стаду (например, демонстрация яркого хвоста павлином), — это не только установление контакта, но и проявления эмоционального или побудительного характера. Впрочем, и по отношению к речевому общению людей имеется более широкое понимание «фатического дискурса». Так, Н.Д.Арутюнова, включая в фатическое общение эмоциональную, артистическую и интеллектуальную речь, определяет его как «п р а з д н о р е ч е в ы е» жанры (fatic discoursis): «Праздноречевая деятельность <...> не имеет <...> практической цели, но очень важна как регулятор психического состояния людей, их взаимоотношений; она развивает художественные задатки, тренирует интеллектуальные способности. Именно праздноречевые жан- 1 Иначе в общении с родителями: онтогенетически оно начинается с информативно-побудительных «сообщений» — плача/крика в качестве проявления голода, боли, страха, дискомфорта. В первых фразах ребенка чаще выражается побуждение, чем информирование. «Мака!» — это 'хочу молока', 'дай молока', а не 'вот молоко'. Фразы вроде «Би-би» («автомашина»), если это не требование 'дай машину' (игрушку), обычно связаны с «узнаванием» предмета, т.е. с включением его в класс уже известных ребенку предметов (в данном случае автомашин)-
|