Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XII. Различия между семиотиками в составе функций 233бедности, «сиюминутности» или субъективности «стартовой» семантики знаков, в познании не могли бы участвовать следующие семиотики: 1) все языки животных; 2) значения жестов, поз и мимических движений человека; 3) поведенческие знаки; 4) некоторые искусственные семиотики (дорожные знаки, пиктограммы, знаки обслуживания и некоторые другие). Знаки всех прочих классов семиотик обладают значением, достаточным для их участия в познании. Как было показано в лекции XI, план содержания языка (т.е. система языковых значений, лексических и грамматических) в совокупности составляет языковую картину мира, которая по глубине и степени адекватности отображения мира ближе всего к обыденному сознанию как одной из форм общественного сознания. В отличие от научной картины мира, в языковой семантике запечатлены не понятия, а коллективные представления о явлениях мира; языковая картина мира, в отличие от научной, наглядна и поверхностна, но тем не менее в целом она не противоречит научной картине (о редких случаях противоречия между языковыми представлениями и научными понятиями см. в п. 71). В познавательной деятельности человека в филогенезе и онтогенезе языковая семантика выступает как первая, опорная и стартовая (в процессах познания) система коллективных представлений о мире. Б. Для участия в познании семиотика должна обладать возможностями строить из элементарных знаков тексты (произведения), которые могут храниться в коллективной памяти социума. Возможность создавать знаковые последовательности (тексты) на основе правил сочетания знаков имеется только в уровневых семиотиках (см. лекцию XIII). Если исходный «словарь» семиотики в процессах познания можно сравнить с «библиотекой значений», то возможность строить и хранить знаковые произведения сопоставима с ценностью для познания «библиотеки текстов»1. Уровневое строение семиотики позволяет ей быть средством хранения и передачи общественно-исторического опыта народа из поколения в поколение. Естественные языки представляют собой оптимальный по наглядности пример многоуровневой семиотики, в которой информация хранится двояким образом: во-первых, в виде «библиотеки значений» и, во-вторых, в виде «библиотеки текстов» (в которых путем комбинации элементарных значений выражена более сложная и объемная информация). Объем информации, содержащейся ' Термин тексты следует понимать в лингво-семиотическом плане тх. как любые произведения данной порождающей системы (семиотики) - устные или письменные. 234 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТ ЕМ в «библиотеке текстов», в тысячи раз превосходит совокупную информацию «библиотеки значений». Чтобы представить различия между той информацией, которая хранится в самом языке («библиотека значений»), и информацией, хранящейся при помощи языка («библиотека текстов»), надо сравнить, с одной стороны, те сведения о мире, которые можно извлечь из самого полного описания языка (т. е. из его толкового словаря и грамматики), а с другой, — те сведения о мире, которые аккумулированы во всем сказанном и написанном на этом языке. Начало такого сравнения можно видеть в п. 71, где сопоставлены лексическая семантика слова звезда и содержание астрофизического понятия, стоящего за термином звезда. Однако следует подчеркнуть, что это именно только начало сопоставления двух информационных объемов, которое все же позволяет «почувствовать разницу». Полная информация о феномене 'звезда' существенно шире, чем содержание соответствующего научного понятия (поскольку понятие — это квинтэссенция научного знания, но далеко не полное знание людей о соответствующем объекте). Я возвращаюсь к подробно представленному в п. 71 примеру со звездой единственно из экономии места. Но для читателя, надеюсь, не составит труда, даже м ы с л е н н о, т. е. без обращения к лингвистическому словарю и энциклопедии, сравнить, например, те представления о грозе, громе, молнии, тумане, росе, радуге, песке, воде, электричестве и др., которые складываются у человека до обучения, т.е. только на основе контекстуального понимания значения слов гроза, гром, молния, туман, роса, радуга, песок, вода, электричество и т.д., и то понимание соответствующих явлений природы, которое формируется у человека из рассказов родителей, учителей, книг. В какой мере разные семиотики участвуют в про-■ цессах познания? Как показано в таблице 12, в познании не участвуют те семиотики, на которых не созданы «библиотеки текстов» и которые поэтому не используются в сохранении и трансляции опыта из рода в род: это биосемиотики, мимика и жесты, а также знаки дорожного движения и большинство пиктограмм. Однако коренная причина их неучастия в познании связана не с информационной недостаточностью таких знаков, но с недостаточной абстрактностью их значения и с недостаточной условностью их формы. Фундаментальное отличие сознания человека от познавательной деятельности животных состоит в том, что человек в познании выходит за пределы чувственного опыта. Его сознание способно отразить глубину, сущность вещей и отношений, недоступ-
|