Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция ХИ. Различия между семиотиками в составе функций 229зер, будучи необходимым звеном в биологическом (физиологическом) цикле особи, является вместе с тем и сообщением — информацией, необходимой для продолжения биологического существования особи (особей). У людей процесс языкового общения не является биологически релевантным. Характерно, что эволюция не создала специального органа речи и в этой функции используются органы, первоначальное назначение которых было иным. Разумеется, речевое общение требует определенного физиологического обеспечения, однако эта материальная (артикуляционно-акустическая) сторона процесса общения не является физиологически необходимой. С биологической нерелевантностью языкового общения у людей связана такая черта большинства языковых знаков, как отсутствие «природной» (первичной) мотивированности плана выражения знака по отношению к его содержанию (см. п. 52 — 53). Преобладание немотивированных знаков — ценное качество семиотики: оно позволяет ей быть открытой и легко пополняться новыми знаками. В эпилоге «Войны и мира», в рассказе о графине Ростовой, резко и глубоко постаревшей после смерти сына и мужа, Л. Толстой представляет речевое общение как физиологическую потребность организма. В ее жизни не видно было никакой внешней цели, а очевидна была только потребность упражнять свои различные склонности и способности. Ей надо было покушать, поспать, подумать, поговорить, поплакать, поработать, посердиться и т.д. только потому, что у ней был желудок, был мозг, были мускулы, нервы и печень. <...> Она говорила только потому, что ей физически надо было поработать легкими и языком. <...> Когда нужно было дать упражнение органу голоса, — это бывало большей частью в седьмом часу, после пищеварительного отдыха в темной комнате, — тогда предлогом были рассказы все одних и тех же историй и все одним и тем же слушателям1. Это утрированная картина: речь не имеет прямой физиологической релевантности, однако верно, что некоторое количество ежедневного общения является для человека психологической необходимостью. Этот обязательный минимум неодинаков у «общительных» и «замкнутых», однако в принципе продолжительное отсутствие общения чревато для личности психологическими проблемами. 1 При всей жесткости (для 1860-х гг.) и почти физиологичности описания старости, оно заканчивается гуманными и мудрыми словами: «Это состояние старушки понималось всеми домашними. <...> Только совсем дурные и глупые люди да маленькие дети из всех домашних не понимали этого и чуждались ее».
232 Часть четвертая СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ ционального и рационального содержания), присуща всем семио-тикам и присутствует в каждом коммуникативном акте, занимая, таким образом, в иерархии функций применительно ко всему семиотическому континууму вершинные позиции. Вместе с тем любое сообщение не только «информирует», но и выполняет иные функции, связанные с задачами конкретного коммуникативного акта и «разрешенные» возможностями данной семиотики. В таблице 12 представлены различия между семиотиками в составе тех функций, которые они могут выполнять. Количество знаков «плюс» соответствует степени типичности функции для данной семиотики: 1) три знака — функция обязательна; 2) два знака — функция не обязательна, но обычна (присутствует в большей части сообщений/произведений, создаваемых средствами данной семиотики); 3) один «плюс» — функция возможна, но присутствует в меньшей части сообщений/произведений; 4) знак «минус» — функция нехарактерна. В полученной таким образом градации отражается не только состав, но и иерархия функций применительно к отдельным семиотикам. Комментарии и иллюстративный материал к таблице 12 содержатся в п. 82 — 93. Три предпосылки участия семиотики в познава-■ тельных процессах. Степень участия конкретной семиотики в познавательных процессах зависит от трех факторов: 1) значимость (релевантность) для познания мира плана содержания семиотики (см. п. 82); 2) возможность (связанная с наличием уровня комбинирования знаков) строить знаковые последовательности (тексты / произведения) и хранить их в долговременной памяти коллектива (строка В в таблице 12; п. 82); 3) участие знаков и знаковых последовательностей в мозговых процессах продуцирования нового знания (строка С в таблице 12; п. 83). А. План содержания семиотики как «словарь» (набор) «стартовых» для познания значений. Все семиотики обладают тем или иным «словарем» значений. Его состав определяет своеобразие конкретной семиотики и крут решаемых с ее помощью задач (ср. составы значений в системе дорожных знаков; в жестовом языке обезьян; в семиотике географической карты и др.). Для участия семиотики в познании необходимо, чтобы ее знаки обладали значением, релевантным для познания мира. Такое значение должно быть в достаточной мере общим, объективным и по своей значимости оно должно выходить за пределы момента коммуникации (т.е. не быть «сиюминутным», если обратиться к терминологии п. 66). Характеристики плана содержания разных семиотик, представленные в лекции XI, позволяют решить, какие из них могут участвовать в познании, а какие — нет. Из-за
|