Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция ХИ. Различия между семиотиками в составе функций 229





зер, будучи необходимым звеном в биологическом (физиологи­ческом) цикле особи, является вместе с тем и сообщением — информацией, необходимой для продолжения биологического су­ществования особи (особей).

У людей процесс языкового общения не является биологиче­ски релевантным. Характерно, что эволюция не создала специ­ального органа речи и в этой функции используются органы, пер­воначальное назначение которых было иным. Разумеется, речевое общение требует определенного физиологического обеспечения, однако эта материальная (артикуляционно-акустическая) сторо­на процесса общения не является физиологически необхо­димой. С биологической нерелевантностью языкового общения у людей связана такая черта большинства языковых знаков, как от­сутствие «природной» (первичной) мотивированности плана вы­ражения знака по отношению к его содержанию (см. п. 52 — 53). Преобладание немотивированных знаков — ценное качество се­миотики: оно позволяет ей быть открытой и легко пополняться новыми знаками.

В эпилоге «Войны и мира», в рассказе о графине Ростовой, резко и глубоко постаревшей после смерти сына и мужа, Л. Тол­стой представляет речевое общение как физиологическую потреб­ность организма.

В ее жизни не видно было никакой внешней цели, а очевидна была только потребность упражнять свои различные склонности и способно­сти. Ей надо было покушать, поспать, подумать, поговорить, попла­кать, поработать, посердиться и т.д. только потому, что у ней был желу­док, был мозг, были мускулы, нервы и печень. <...> Она говорила толь­ко потому, что ей физически надо было поработать легкими и языком. <...> Когда нужно было дать упражнение органу голоса, — это бывало большей частью в седьмом часу, после пищеварительного отдыха в тем­ной комнате, — тогда предлогом были рассказы все одних и тех же исто­рий и все одним и тем же слушателям1.

Это утрированная картина: речь не имеет прямой физиологи­ческой релевантности, однако верно, что некоторое количество ежедневного общения является для человека психологиче­ской необходимостью. Этот обязательный минимум неодинаков у «общительных» и «замкнутых», однако в принципе продолжи­тельное отсутствие общения чревато для личности психологиче­скими проблемами.

1 При всей жесткости (для 1860-х гг.) и почти физиологичности описания старости, оно заканчивается гуманными и мудрыми словами: «Это состояние старушки понималось всеми домашними. <...> Только совсем дурные и глупые люди да маленькие дети из всех домашних не понимали этого и чуждались ее».


 

 



 

 

 

 

 

 

    Состав и иерархия функций [, присущих разным семиотикам    
Функции, выполняемые семиотикой (социума или стада) в жизни сообщества и/или индивида (особи) Основные классы знаковых систем, различающиеся по своему генезису
Биосемио­тики Культурные семиотики (являются плодом социальной истории человечества)
Естественные (но не врожденные) семиотики Примеры искусственных семиотик
Языки животных Жесты, пантомими­ка, интонация Поведение, одежда, этикет Рели­гии Искус­ства Естественные (этнические) языки Математи­ческая символика Географиче­ская карта Дорожные знаки
                 
А Передача актуаль­ной информации 4-4-4- 4-+4- +4-4- +++ +4-4- +++ - -
1 В Передача прош­лого опыта - - - +++ +++ ++ ++ + +
1 С Участие в про­дуцировании нового знания - - - 4-4-4- +++ +++ 4-4-4- +  
" D Регулятивная функция 4-4-4- ++ + 4-4- ++ 4-4- - ++ +4-4-
Г Е Эмотивная функция 4-4-4- 4-4- + + +++ 4-4- - -
F Метаязыковая функция - - - 4- + + 4-4- +  
G Фатическая функция 4-4- + 4- + + + - ~
Н Эстетическая функция - 4- 4- 4- ++++ + - -

232 Часть четвертая СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

ционального и рационального содержания), присуща всем семио-тикам и присутствует в каждом коммуникативном акте, занимая, таким образом, в иерархии функций применительно ко всему семиотическому континууму вершинные позиции. Вме­сте с тем любое сообщение не только «информирует», но и вы­полняет иные функции, связанные с задачами конкретного ком­муникативного акта и «разрешенные» возможностями данной се­миотики.

В таблице 12 представлены различия между семиотиками в со­ставе тех функций, которые они могут выполнять. Количество знаков «плюс» соответствует степени типичности функции для данной семиотики: 1) три знака — функция обязательна; 2) два знака — функция не обязательна, но обычна (присутствует в боль­шей части сообщений/произведений, создаваемых средствами данной семиотики); 3) один «плюс» — функция возможна, но присутствует в меньшей части сообщений/произведений; 4) знак «минус» — функция нехарактерна. В полученной таким образом градации отражается не только состав, но и иерархия функций применительно к отдельным семиотикам. Комментарии и иллю­стративный материал к таблице 12 содержатся в п. 82 — 93.

 

Три предпосылки участия семиотики в познава-■ тельных процессах. Степень участия конкретной се­миотики в познавательных процессах зависит от трех факторов: 1) значимость (релевантность) для познания мира плана содер­жания семиотики (см. п. 82); 2) возможность (связанная с наличи­ем уровня комбинирования знаков) строить знаковые последова­тельности (тексты / произведения) и хранить их в долговремен­ной памяти коллектива (строка В в таблице 12; п. 82); 3) участие знаков и знаковых последовательностей в мозговых процессах про­дуцирования нового знания (строка С в таблице 12; п. 83).

А. План содержания семиотики как «словарь» (набор) «стар­товых» для познания значений. Все семиотики обладают тем или иным «словарем» значений. Его состав определяет своеобразие кон­кретной семиотики и крут решаемых с ее помощью задач (ср. со­ставы значений в системе дорожных знаков; в жестовом языке обезьян; в семиотике географической карты и др.).

Для участия семиотики в познании необходимо, чтобы ее зна­ки обладали значением, релевантным для познания мира. Такое значение должно быть в достаточной мере общим, объективным и по своей значимости оно должно выходить за пределы момента коммуникации (т.е. не быть «сиюминутным», если обратиться к терминологии п. 66). Характеристики плана содержания разных семиотик, представленные в лекции XI, позволяют решить, ка­кие из них могут участвовать в познании, а какие — нет. Из-за


Date: 2015-07-25; view: 738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию