Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обоснование медико-социальной работы





Кризисное положение общества настоятельно требует преодоления общего состояния дезадаптации личности, социального одиночества и депривации, роста тревожности и различных девиаций, усугубляющих течение как острых, так и хронических заболеваний, патологических состояний, формирующих дополнительные сложности в осуществлении лечебно-профилактических мероприятий в условиях резкого снижения здравоохранительного и социального потенциала семьи, личности, общества в целом.

В этой связи возникла целесообразность обоснования медико-социальной работы как современной стратегии медико-социальной помощи населению Российской Федерации. Обоснованием медико-социальной работы явились:

1. Материалы ООН о значимости развития социальной политики, направленной на обеспечение экономической и социальной защиты населения в условиях кризиса, и необходимости отработки механизма реализации социальных гарантий граждан, в том числе с участием здравоохранительных учреждений.

2. Стратегия ВОЗ в целях достижения «здоровья для всех к 2000 году», обосновывающая важность интеграции медицинской и социальной деятельности в этом направлении, а также необходимость развития межсекторального сотрудничества.

3. Результаты отечественных комплексных научных исследований проблем здоровья и образа жизни, раскрывающих методологические и методические основы изучения здоровья населения, отдельных групп, семьи, индивидуума, проблем здоровья и образа жизни и факторов, их обуславливающих.

4. Современные подходы к реформированию здравоохранения в Российской Федерации, позволяющие создать правовой механизм ответственности и заинтересованности за состояние здоровья населения со стороны государства и гражданина, предприятия, лечебно-профилактического учреждения и других социальных субъектов; особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации на основании многофакторной социальной политики, учета адресности социальной поддержки, оказания социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведения социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Исторические корни благотворительности и милосердия в России, позволяющие рассматривать их как этапы становления и основу отечественной медико-социальной работы. Необходимость учета зарубежного опыта профессиональной социальной работы, сложившегося в последние десятилетия в экономически развитых государствах (схема 1).

Документальные источники и результаты социально-гигиенических исследований дают уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах.

Специалистами ООН всесторонне рассматриваются проблемы обеспечения насущных жизненных потребностей населения при определении приоритетных направлений и целей социальной политики, а также реализации стратегии улучшения качества жизни.

В документах ООН обращается особое внимание на важность содействия всеобъемлющему обеспечению населения комплексом услуг по восстановлению и укреплению здоровья, что приобретает приоритетное значение в условиях кризисного социально – экономического развития общества. При этом отмечается, что в целях удовлетворения основных потребностей всех слоев населения необходимо расширение интегрированных мероприятий, направленных на охрану здоровья и социальное благополучие граждан. В этом контексте предусматривается обеспечение полного и равного доступа наиболее уязвимых групп населения, в том числе лиц, находящихся в кризисных жизненных ситуациях, к социальным услугам, в особенности к образовательным, юридическим и здравоохранительным.

В докладе Экономического и Социального Совета ООН о мировом социальном положении в 1993 г. подчеркивалось, что серьезной проблемой в странах с переходной экономикой становится дефицит возможностей обеспечения равного доступа к медицинскому обслуживанию. Была показана важность ориентации социальных затрат на удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся на фоне резкого роста спроса на социальные услуги и ограничения их удовлетворения из-за дефицита ресурсов.

 

Схема 1. Обоснование медико-социальной работы.

 

Материалы ООН о стратегических целях социального развития     Стратегия ВОЗ по достижению здоровья для всех к 2000 году   Результаты отечественных социально – гигиенических исследований   Современные концепции реформирования здравоохранения и социальной защиты населения   Исторические корни становления социальной помощи в России и зарубежный опыт социальной работы
Достижение возможно высокого уровня здоровья и социального благополучия.   Удовлетворение жизненных потребностей человека.   Обеспечение социальных гарантий граждан.         Определение общественного здоровья.   Задачи и возможные пути достижения здоровья.   Межсекторальное сотрудничество в охране здоровья.   Адекватное развитие служб медико – санитарной помощи.       Социально – гигиенические основы изучения здоровья населения.   Социальная направленность охраны здоровья.   Ориентация на здоровый образ жизни.   Место и роль системы здравоохранения в СССР.       Официальные материалы и документы.   Современные концепции реформирования здравоохранения в РФ.   Современные концепции реформирования системы социальной защиты населения         Истоки социальной помощи и этапы её становления.   Зарубежный опыт социальной работы.   Место и роль социальной работы в учреждениях здравоохранения    

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕДИКО – СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Концепция медико-социальной работы       Базовая модель медико-социальной работы       Модель специалиста по медико-социальной работе     Организационно – методические вопросы подготовки кадров     Программно – методическое обеспечение подготовки специалистов  

 

Следует также заметить, что первоочередной целью глобальной стратегии достижения «здоровья для всех к 2000 году», принятой ВОЗ, является обеспечение равного доступа к системе здравоохранения.

 

В материалах Всемирного банка отмечается, что во многих странах с переходной экономикой в связи с интенсивными процессами развития бедности, социального расслоения общества на фоне социальной дезинтеграции и дезадаптации большинства населения конкретизация адресности социальной помощи является не только необходимым направлением в целом политической реформы, но и важным условием успешности реформирования, как системы социального обеспечения, так и здравоохранения.

На специальной сессии Комиссия социального развития ООН также подчеркнула большую значимость усиления социальной защиты, содействия социальной интеграции, уменьшения уязвимости и расширения возможностей трудоустройства групп населения с особыми потребностями, к числу которых следует отнести и больных тяжелыми формами заболеваний. Согласно итогам встречи на высшем уровне в 1996 г. ООН привлекает внимание к определению основных человеческих потребностей, которое включает ведущие параметры качества жизни.

ВОЗ рассматривает потребности в области здравоохранения как совокупность слагаемых множества комплексных факторов, отражающих не только медицинские аспекты охраны здоровья, но и непосредственно связанные с ними социально-экономические проблемы: образ жизни и привычки, сопряженные с риском для здоровья; проблемы эмоционального характера и родственные им; сексуальное и репродуктивное здоровье; биологические и медицинские проблемы. При этом характер нужд в области здравоохранения определяется возможностями не только индивидуума, но и его непосредственного окружения, общества в целом.

Стратегия ВОЗ в целях достижения «здоровья для всех к 2000 году» ориентирована на такой уровень здоровья населения, который позволит жить продуктивно в социальном и экономическом плане. При этом специалистами ВОЗ предусматривается реализация нескольких взаимосвязанных аспектов, а именно:

  • обеспечение справедливости в области охраны здоровья;
  • увеличение продолжительности жизни путем предоставления людям возможностей для полноценного развития и использования своих физических, умственных и социальных способностей;
  • обеспечение более здоровой жизни путем снижения заболеваемости и инвалидности;
  • продление сроков жизни с помощью мероприятий, способствующих увеличению ожидаемой продолжительности жизни.

Данная основополагающая стратегическая направленность деятельности по обеспечению “здоровья для всех” опирается на положения и принципы Алма-Атинской декларации и Оттавской хартии по укреплению здоровья. Согласно материалам Оттавской хартии, здоровье — это позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные, а также физические возможности человека. В этой связи в документе также определено, что укрепление здоровья должно быть задачей не только сектора здравоохранения, но и других секторов, отвечающих за социальное благосостояние.

Важное место в достижении “лучшего здоровья”, согласно ВОЗ, отводится решению проблем отдельных конкретных уязвимых групп населения (инвалидов, детей и молодежи, а также пожилых и престарелых). Кроме того, подчеркивается, что такие заболевания, как рак, сердечно-сосудистые болезни, другие хронические заболевания, а также охрана психического здоровья требуют выработки не только специфических направлений, но во многом единых подходов профилактики, лечения, обеспечения качества жизни для лиц, сталкивающихся с такого рода серьезными кризисными жизненными ситуациями.

Приоритетным направлением стратегии ВОЗ в целях “достижения здоровья для всех” является политика, способствующая укреплению здоровья. Она опирается на формирование здорового образа жизни населения и развитие реальных практических действий по сохранению и укреплению здоровья.

Согласно оценке ВОЗ, в настоящее время назрела необходимость в проведении научных исследований, касающихся эффективных и приемлемых способов получения данных о потребностях, связанных с алкоголизмом и наркоманией, в целях проведения соответствующих медико-социальных мероприятий.

ВОЗ считает необходимым, для удовлетворения основных здравоохранительных потребностей населения, содействовать адекватному развитию служб медико-санитарной помощи. При этом важны как интеграция их деятельности, обеспечение доступности и качества обслуживания, так и соответствующее ресурсное обеспечение. Все это требует нового подхода к подготовке и процессу обучения кадров медико-социальных служб охраны здоровья, расширению их знаний в области основ здоровья, социальных и поведенческих наук, а также более широкому знакомству с реальными потребностями и интересами населения.

Опыт свидетельствует, что осуществление социальной работы с лицами, имеющими инвалидность, необходимо проводить на основе и с учетом нормативно-правовой базы мирового сообщества. К таким основополагающим документам относятся Декларация социального прогресса и развития (1969 г.), Декларация о правах инвалидов (1971 г.), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

Общей основой и руководством для принятия мер в области защиты прав инвалидов, предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Инвалиды, в соответствии с Декларацией, имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение их инвалидности, характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане. Это в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая как можно менее отличалась бы от жизни здоровых людей.

Особую важность для социальных работников имеет пятый пункт Декларации, провозглашающий, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность. При организации социальных служб для инвалидов учитывается, что они имеют право на экономическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уровень жизни. При этом они имеют право на медицинское, психотерапевтическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, на консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволяют им максимально проявить свои возможности и способности и ускорить процесс их социальной интеграции или реинтеграции.

Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей, или в условиях их заменяющих, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Если пребывание инвалида в социальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его возраста.

Изучение литературы показывает, что исследователи достаточно всесторонне рассмотрели влияние различных комплексных социально-гигиенических, медико-организационных, психологических и социальных риск – факторов на здоровье и образ жизни, а также современные механизмы развития адаптационных или дезадаптационных процессов в сложных жизненных ситуациях.

О.П. Щепин, Н.В. Дмитриева, Р.В. Коротких подчеркивают, что здоровье человека обеспечивает его социально-значимое существование и в этом смысле выступает жизненно необходимой объективной потребностью. Авторы обращают внимание на то, что все условия жизнедеятельности индивидуума, социальные способы удовлетворения потребностей с необходимостью проявляются в состоянии его здоровья, а условия и способы удовлетворения этих потребностей выступают в качестве реальных здравоохранительных факторов.

Ю.П. Лисицын, привлекая внимание к необходимости выработки концепции стратегии и тактики охраны и улучшения здоровья населения России, базируясь на существующих проектах, указывает на основное положение для стратегии здравоохранения — определение этой отрасли как сферы социальной политики. При этом особую значимость имеет (согласно этой концепции) не только обеспечение и увеличение средств и сил, повышение качества медицинских услуг, но и охрана и повышение уровня здоровья населения, оцениваемого как медико-социологическими показателями (индекс здорового образа жизни — ЗОЖ — потенциал общественного здоровья), так и медико-демографическими, и медико-статистическими. Ю.П. Лисицын подчеркивает, что главный вопрос для решения стратегических задач — обусловленность общественного здоровья. Автор определяет стратегическую роль профилактических программ на основании формирования ЗОЖ и оздоровления внешней среды, которые должны идти по двум направлениям: преодоление факторов риска и формирование факторов ЗОЖ.

При этом отметим, что, согласно данным Г.И. Куценко, Л.М. Новиковой, более 60% опрошенных семей москвичей указали на недостаточную информированность по вопросам ведения здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья и на отсутствие рекомендаций по этим вопросам со стороны обслуживающих их участковых врачей. 70 % респондентов не получали от участковых врачей достаточной информации об изменениях в состоянии их здоровья.

О.П. Щепин отмечает, что существует противоречие между необходимостью усиления социальной роли здравоохранения и невозможностью улучшить состояние здоровья населения только усилиями государства в связи с ухудшением ситуации в экономике страны, в самом здравоохранении, его материально-технической базе и трудовом потенциале.

В последние годы были опубликованы работы, посвященные реформированию здравоохранения Российской Федерации, имеющие концептуальный характер. При этом многие авторы подчеркивают, что стратегия реформирования здравоохранения должна быть направлена на смягчение социально-гигиенических риск – факторов.

Так, А.И. Вялков, рассматривая научно-организационные аспекты реформы здравоохранения Хабаровского края, отмечает, что она должна носить всеобъемлющий характер, т.е. затрагивать все субъекты, заинтересованные в охране здоровья населения (государство, предприятия, медицинские учреждения, граждан). При этом подчеркивает автор, важно предусмотреть:

  • наращивание трудового и демографического потенциала не только через экономическое раскрепощение людей в сфере материального производства, но и активную самореализацию человека в деятельности по укреплению здоровья;
  • формирование качественно новых общественных отношений с ориентацией на конечный социально значимый результат, в первую очередь повышение уровня общественного здоровья, здоровья отдельных социальных групп населения, здоровья индивида;
  • обеспечение равной высокой социально-экономической защищенности всех людей, независимо от состояния их здоровья.

 

О.П. Щепин, В.С. Нечаев, анализируя стратегические направления реформ в здравоохранении, считают целесообразным соответствующие изменения в системе медицинского образования и подготовки медицинских кадров. Переориентация медицинского образования на удовлетворение потребности отдельных регионов и территорий в необходимых им специалистах, по мнению авторов, является приоритетным вопросом для современной России. Авторы подчеркивают важность разработки учебных программ по подготовке семейного врача, медицинского персонала по оказанию медико-социальной помощи, а также подготовки специалистов в области экономики и управления здравоохранением.

И.В. Поляков считает, что успешность процессов реформирования здравоохранения и социального обеспечения во много зависит от степени интеграции усилий различных фондов социальной защиты населения, развития межотраслевого подхода к организации медицинской помощи. Основные направления современных здравоохранительных реформ должны учитывать весь комплекс условий существования индивида, семьи, коллектива, общества. Необходимо эффективное функционирование организационной структуры, объединяющей в одно целое все компоненты, определяющие уровень здоровья популяции.

Современные особенности процессов воспроизводства населения, характер преимущественной патологии, социальная незащищенность большинства населения, экологическое и санитарное неблагополучие в регионах Российской Федерации, как отмечает автор, предопределили необходимость трансформации оказания медицинской помощи с особым акцентом на увеличение ее доступности непосредственно для семьи и в этой связи объединения на этом уровне элементов лечения и профилактики, медицинской и социальной помощи, усиления роли первичной медико-санитарной помощи населению.

Разделяя такой подход, представляется необходимым поиск новых современных форм оказания медико-социальной помощи населению, которые бы являлись наиболее адекватными для существующих организационных структур. Это позволило бы рассматривать предлагаемые новые медико-социальные технологии с точки зрения функциональной модели и не ставить вопрос создания новых служб в условиях дефицита финансовых средств для существующих учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или других отраслей.

Для теоретического обоснования функциональной модели медико-социальной работы особый интерес представляет концепция развития медико-социальной помощи населению в Российской Федерации, подготовленная в 1992 г. авторским коллективом НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН. Необходимо отметить, что в данной работе был обобщен большой исследовательский материал и на начальном этапе замены одной общественной системы другой в условиях нарастающего кризиса разработаны основные положения концепции развития на современном этапе и на перспективу нового вида службы — медико-социальной помощи населению; намечены методические подходы к определению потребности в ней.

Главной задачей работников службы медико-социальной помощи, отмечено в данной концепции, является помощь людям сознательно контролировать и улучшать собственные жизненные ситуации в целях долгосрочной профилактики расстройств и улучшения здоровья. Нам представляется, что такой подход является принципиально важным в построении функциональной модели медико-социальной работы. Предлагаемые в концепции функции социальной поддержки и психологической помощи использованы при создании базовой модели медико-социальной работы.

Следует отметить, что сформулированные авторами в 1992 г. факторы, сдерживающие реализацию проблем медико-социальной помощи, являются актуальными и в настоящее время, их перечень в полной мере относится и к социальным работникам, участвующим в оказании этого вида помощи. К этим факторам относятся трудности, связанные с вовлечением в социальную защиту и медико-социальную помощь всех заинтересованных правительственных и неправительственных структур, отсутствие надлежащей инфраструктуры, ответственной за проведение программных мероприятий в целях обеспечения интегрированной медико-социальной помощи, недостаточная изученность взаимозависимости развития здравоохранения, социального обеспечения, социальной защиты населения и др.

О.П. Щепин, В.С. Нечаев показывают, что введение медицинского страхования способствует усилению реальной ответственности работодателей, государственных властных структур и самих граждан за состояние общественного здоровья и за проведение мероприятий, направленных на его сохранение и укрепление. Авторы подчеркивают, что первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) должна ориентироваться на лечение и предупреждение основных распространенных заболеваний, на обеспечение местного населения необходимыми лекарственными средствами, на проведение иммунизации и элиминацию факторов риска внешней среды, защиту здоровья матери и ребенка, на социально-медицинскую защиту пожилых и престарелых, инвалидов, а также на организацию и проведение постоянного гигиенического обучения местного населения. В перспективе первичная медико-социальная помощь должна шире опираться на профилактику, лечение и реабилитацию на местах.

И.П. Каткова, затрагивая проблему доступности медицинской помощи в условиях медицинского страхования, отмечает, с одной стороны, рост потребности населения в сфере здравоохранения из-за существующих потерь потенциала здоровья, с другой — снижение ориентации здравоохранительных служб на профилактику заболеваний в связи с усиливающимся стремлением в обществе к меркантильности, прагматизму, материальному благополучию “любой ценой”. Автор считает одним из важнейших социально-психологических факторов снижения доступности лечебно-профилактической помощи отсутствие достаточно выраженной потребности для различных контингентов населения.

В.З. Кучеренко, Л.Е. Сырцова, анализируя проблемы профилактики в условиях реформ здравоохранения, выделяют факторы, препятствующие ее решению. Среди них авторы называют общественно-экономическую нестабильность, социальную незащищенность значительной части населения, стихийную миграцию и ее последствия, отсутствие единой концепции профилактики, несовершенство законодательства, недостаточное государственное финансирование и малую роль других источников, отсутствие интереса со стороны страховых компаний, а также слабую материально-техническую базу иных отраслей хозяйственного комплекса и др.

П.И. Сидоров, В.З. Кучеренко, А.М. Вязьмин отмечают, что социальные работники в здравоохранении — это неиспользованный резерв профилактической медицины. При этом следует подчеркнуть, что в концепции развития здравоохранения и медицинской науки, подготовленной Минздравмедпромом России, Российской академией медицинских наук и Госкомсанэпиднадзором России, отмечается, что кадровая политика формируется с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. На базе медицинских учебных заведений необходимо организовать систему подготовки кадров социальных работников.

Анализ перечисленных факторов ориентирует нас на то, чтобы в процессе выработки основных концептуальных положений медико-социальной работы учитывать не только помощь патогенетической направленности — восстановление здоровья, но по возможности придать ей профилактическую направленность — сохранение и укрепление здоровья.

Н.В. Дмитриева, Р.В. Коротких привлекают внимание к обострению противоречия между ограниченными ресурсами здравоохранения и доступностью медицинской помощи. Причем особая напряженность, считают авторы, создается в группах престарелых, хронически больных, тяжелобольных. Анализируя развитие первичной медико-санитарной помощи в России, авторы подчеркивают необходимость новых требований к подготовке медицинских кадров, неотделимых от развития рациональных кооперативных связей с работниками социального обеспечения и служб милосердия. Авторы отмечают, что приоритетное развитие ПМСП должно ориентироваться на обеспечение общедоступности медицинской помощи, гуманизацию медицинской практики на фоне происходящих перемен в здравоохранении России.

О.П. Щепин, Н.В. Дмитриева, Р.В. Коротких, обращаясь к теоретическим и организационным аспектам первичной медико-санитарной помощи в России, базируясь на результатах собственного исследования, предусматривающего разработку и обоснование приоритетных форм организации ПМСП в отдельных регионах, совершенствование межсекторального сотрудничества в обеспечении ПМСП, подчеркивают большое значение усиления взаимодействия между медицинскими учреждениями и структурными подразделениями оздоровительного, социального и другого профиля. Авторами на основе изучения состояния социальной и медико-социальной помощи населению сельских районов была выработана программа социальной защиты и поддержки населения. При этом подготовка социальных работников способствовала значительному расширению объема социальной помощи на дому, увеличению числа обслуживаемых одиноких, престарелых граждан и инвалидов. Кроме того, возросла выявляемость семей из групп социального риска и появилась возможность более полного определения их потребностей в медико-социальной помощи и поддержке.

В развитии ПМСП в России авторы видят общие приоритетные проблемы, а именно: принцип участковости и участковый врач; введение института общей практики (семейных врачей); место медицинской сестры в системе ПМСП; включение социальных работников в эту систему. Авторы считают, что ПМСП в своей основе должна опираться на межсекторальное сотрудничество в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи населению, причем роль социальных работников в оказании такой помощи и социальной защите одиноких, больных, пожилых людей, инвалидов, детей — сирот, беженцев и других наименее социально защищенных групп населения будет неуклонно возрастать. Исследователями делается вывод о необходимости определения правового статуса социального работника в решении основных проблем, затрагивающих оплату их труда и взаимодействие с медицинскими работниками и другими службами охраны здоровья и медико-социального благополучия граждан.

Одной из приоритетных проблем современного здравоохранения, считает Г. И. Куценко является дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи, призванной обеспечить основные медико-санитарные потребности населения путем предоставления ему доступных и приемлемых медицинских услуг, качественной медицинской помощи. При этом автору представляется важным в ходе анализа перспектив развития первичной медико-санитарной помощи населению в отдельных регионах России не только ориентироваться на выработку предложений по совершенствованию форм межсекторального сотрудничества в обеспечении ПМСП, но и принимать во внимание социальные и этические аспекты этой проблемы.

О.В. Гринина отмечает, что изменение семейной структуры населения нашей страны и динамика повозрастной рождаемости выдвигают ряд медико-социальных проблем семьи, требующих комплексного решения и объединения усилий медицинских, социальных, педагогических работников, самого населения. По данным исследований кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Российского университета дружбы народов, на территориальном участке городской поликлиники доля семей, относящихся к приоритетным в вопросах оказания медико-социальной помощи, достигает 40—50%. Из них только 20% — семьи, приоритетные по своей структуре: неполные, многодетные, а также пожилые одинокие люди. Кроме того, 20—30% семей имеют негативные факторы медико-социального риска. Эффективность работы медицинского персонала с семьей зависит от уровня его знаний медико-социальных проблем семьи.

Разделяя точку зрения о том, что семья должна являться объектом особого внимания социальных работников, нами признается актуальным развитие программ подготовки врачей, среднего медицинского персонала, социальных работников по этим вопросам. Современные аспекты медико-социальной работы, отмечает О.В. Гринина, должны найти широкое освещение в программах обучения специалистов медицинского, медико-социального и социального профилей. Результаты данного исследования, а также исследований других авторов позволили нам при составлении учебных программ подготовки специалистов по социальной работе выделить значительный раздел, посвященный медико-социальным аспектам планирования семьи, охраны материнства и детства, социальной работе с семьей.

Д.И. Кича, О.В. Гринина целью изучения структуры и уровня медико-социальных, здравоохранительных потребностей семьи видят анализ внутренних закономерностей их формирования, выявление дисгармонии между потребностью в здоровье и возможностью ее реализации, создание путей оптимального решения медико-социальных вопросов семьи. Изучение “профиля здоровья”, “профиля патологии” семьи, определяют авторы, позволит установить “тип реакции” семьи, что дает основание выделить приоритетные направления деятельности оптимального удовлетворения потребностей семьи в медико-социальной помощи и поддержке.

Комплексное социально-гигиеническое, исследование состояния здоровья и образа жизни более 2000 семей с детьми в Москве показало, что существенное влияние на их здоровье оказывает психологический внутрисемейный микроклимат, определяющийся взаимоотношениями между родителями и другими членами семьи, наличием или отсутствием вредных привычек членов семьи, участием родителей в воспитании детей.

О.В. Гринина отмечает, что потребность семьи в медико-социальной помощи зависит от комплекса показателей, характеризующих здоровье семьи, ее структуру, возраст и образование членов семьи, уровень экономического обеспечения, соотношение семейных и несемейных форм жизнедеятельности, образ жизни всей семьи в целом и отдельных ее членов. Следовательно, автор считает, что различные семьи требуют специфически дифференцированных форм и методов медико-социальной помощи. Например, выявление медико-социальных потребностей семей должно проводиться с учетом жизненного цикла развития семьи и определения фазы (стадии) развития семьи.

Разделяя точку зрения автора, мы отмечаем необходимость использования дифференцированного подхода при составлении мероприятий, выполняемых специалистом по социальной работе, с учетом специфики конкретной семьи и тех сложных жизненных ситуаций, в разрешении которых он принимает участие.

В последние годы несколько концептуальных работ было посвящено реформе системы социальной защиты населения в Российской Федерации. Это обусловлено переходом от бюджетно-распределительной модели социальной политики к новой — многофакторной, производительной, принципы которой апробированы практикой экономически развитых государств и связаны с таким понятием как “социальное государство”.

Министерством социальной защиты населения в 1992 г. была разработана концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми. В ней определены цели и стратегия социальной политики в области социальной защиты населения, предложена система срочной социальной помощи малообеспеченным гражданам и семьям с детьми, определены формы и виды социальной помощи, механизм реализации системы социальной защиты.

Перспективной моделью системы социальной защиты населения, предложенной в концепции министерства, планируется реорганизация сети врачебно-трудовых экспертных комиссий в учреждения государственной медико-социальной экспертизы. При этом предусматривается основывать экспертизу на новом понятии инвалидности в соответствии с международной концепцией — нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящим к значительному ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной помощи.

Необходимо отметить, что в процессе реализации этой модели в штатах создаваемых бюро медико-социальной экспертизы предусмотрены специалисты по социальной работе, что позволило рассматривать проводимые нами исследования через призму практических подходов при определении функций такого специалиста и построении базовой модели медико-социальной работы.

Авторским коллективом НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов была предложена концепция социальной защиты инвалидов.

В данной концепции авторы рассматривают социальную защиту инвалидов как многоуровневую систему мер — экономических, организационных, правовых, медико-социальных, психологических, — имеющих своей целью обеспечить инвалидам равные возможности со здоровыми людьми, способствовать их интеграции в общество. Очевиден масштабный подход к решению проблем реабилитации и стремление рассматривать реабилитацию через систему разноплановых мероприятий.

Предлагаемые мероприятия медицинской, социальной и трудовой реабилитации в рамках индивидуальных программ реабилитации инвалида для нашего исследования представляют интерес в нескольких аспектах. Первый из них — необходимость координации деятельности специалистов, занимающихся тем или иным видом реабилитации, и обеспечение преемственности в их работе; второй поиск модели специалиста, который мог бы владеть знаниями и умениями, позволяющими ему осуществлять комплексные реабилитационные мероприятия.

При изучении второго аспекта — поиска модели специалиста — для нас представляет интерес предложенная В. Гаптовым, Т. Алферовой, Е. Савостиной и другими стратегия подготовки врача – реабилитолога. Авторы считают, что необходима новая модель медико-социальной помощи населению, затрагивающая ее организацию, управление и медицинское образование. Они полагают, что базой для такой новой модели может послужить реабилитационная концепция медицины и здравоохранения, а предпосылкой ее вживания в реально существующую систему медико-социальной помощи населению является подготовка специалистов с соответствующим мировоззрением. Таким специалистом авторы видят врача – реабилитолога.

Л.Ф. Безлепкина отмечает, что в Российской Федерации до недавнего времени социальные услуги оказывались только пожилым людям, инвалидам и детям-сиротам и заключались в основном в помещении их в стационарные учреждения. Нарождающаяся социальная служба активно приступает к решению проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, “социального сиротства”, бездомности, социальной помощи одиноким людям на дому, детской инвалидности и ряда других. Идет активный процесс создания территориальных центров помощи семье и детям, центров психологопедагогической и экстремальной психологической помощи по телефону, социальных приютов для детей и подростков, центров реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, детей с ограниченными возможностями. Создаваемые учреждения надо рассматривать с точки зрения их возможностей обеспечить медико-социальные потребности нуждающихся.

Одним из важных методических выводов в исследовании проблем формирования потребностей молодежи является признание необходимости в ходе совершенствования ПМСП детям в Российской Федерации создать отделения медико-социальной помощи, одной из главных задач которых является работа среди подростков и их семей по формированию активного ответственного отношения к здоровью. Такой подход на практике позволит обеспечить интеграцию медицинской и социальной деятельности для наиболее эффективного осуществления превентивных мероприятий по обеспечению здоровья и социального благополучия. Для обеспечения возможности оказания своевременной адекватной и эффективной медико-социальной помощи, как отмечает Е.В. Андрюшина, целесообразно создание системы мониторинга для анализа реальных проблем жизнедеятельности семьи, оценки ее потенциальных оздоровительных ресурсов.

Большинство отечественных авторов, обращаясь к особенностям деятельности социальных работников в учреждениях здравоохранения, заключают, что именно социальные работники информируют врачей о факторах хронизации патологии, препятствующих эффективности лечения, снижающих ориентацию семьи и индивидуума на здоровый образ жизни, нарушающих социальных статус пациента. Значительная роль отводится социальным работникам в профилактике возникновения факторов медико-социального риска, обеспечении эффективного и рационального выполнения репродуктивной функции, рождении здорового потомства, формировании здорового образа жизни.

В условиях социально-экономического кризиса в России социальная работа в учреждениях здравоохранения приобретает все большее значение как существенный элемент профилактической деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни населения и укрепление здоровья.

А.М. Шабров, И.В. Поляков, И.М. Акулин, рассматривая концептуальные направления построения современной модели первичной медико-санитарной помощи населению мегаполисов, отмечают, что консультативно-диагностические центры должны стать частью комплекса учреждений медико-социальной сферы: больницы сестринского ухода, пансионаты для престарелых граждан, реабилитационные центры и др. Авторы подчеркивают, что важное значение будет иметь оптимизация совместных усилий врача общей практики или социального работника общеврачебной практики с учреждениями медико-социальной помощи.

В.К. Овчаров, В.О. Щепин подчеркивают, что проблемы здравоохранения, условия формирования здоровья населения составляют важную основу дальнейшего развития социальной сферы, успешности реализации на практике экономических реформ. Для улучшения качества и доступности ПМСП в Российской Федерации следует, согласно мнению авторов, повысить роль врачей общей практики, социальных работников в системе здравоохранения, что позволит обеспечить соответствие объемов и качества предоставляемой медико-социальной помощи реальным потребностям населения.

Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий: медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических, призванных укреплять социальную защищенность населения, особенно самых уязвимых его слоев. Это междисциплинарная сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социального обеспечения, являющихся базой медико-социальной помощи.

В.К. Овчаров делает вывод о том, что происходящая в последнее время дифференциация населения предполагает значительные изменения в обосновании столь же дифференцированных мер социальной защиты, особенно на уровне групп семей, населения или больных. В ином случае, отмечает автор, потери общества из-за высокой заболеваемости и преждевременной смертности будут значительно выше, чем экономические.

И.П. Каткова, Н.А. Кравченко отмечают необходимость реформ сложившейся общественной организации здравоохранения, поиска новых форм взаимодействия комплекса экономических, социальных, правовых, экологических и других структур, ответственных за здоровье. Кроме того, авторы рассматривают в этом ключе и определение “метрики здоровья” человека, семьи, коллектива, социальной группы, нации, общества в целом.

Создание службы медико-социальной поддержки семьи, по их мнению, является одной из наиболее приоритетных задач современного периода. При этом развитие системы социальной защиты населения, семей может способствовать смягчению стресса, облегчению решения кризисных жизненных ситуаций и должно проходить адекватно сформировавшимся потребностям в медико-социальной помощи. Эти мероприятия должны способствовать укреплению социальной защищенности населения, особенно самых уязвимых его слоев, создать принципиально новые условия для решения медико-социальных проблем.

Авторам представляется особенно важной ориентация всей деятельности медико-социальных служб на семью. Они считают посемейный, а не контингентный подход (за исключением организованных контингентов населения в специальных учреждениях) наиболее значимыми для оказания медико-социальной помощи одновременно в достаточном объеме разным возрастным группам населения и для осуществления профилактики социальных отклонений, девиантного поведения, различного рода аномальных явлений. Подчеркивается, что расширение сети и структуры отделений, специализированных центров медико-социальной помощи населению должно способствовать созданию социально-правового и экономического механизма заинтересованности личности и семьи в здоровье и здоровом образе жизни, воспитании здорового потомства. Важнейшей функцией учреждений медико-социальной помощи авторы видят активное вовлечение самого населения в реализацию программ поддержки семьи и осуществление на практике формулы: “личность — семья — труд — общество — личность”.

Актуальность дальнейшего развития медико-социальной помощи и поддержки граждан во многом обусловлена необходимостью расширения мер социальной защищенности, как на уровне всего населения, так и на индивидуальном уровне, в семье, коллективе.

В современных исследованиях специалистов в области социальной гигиены и организаторов здравоохранения справедливо обращается внимание на интегративную роль специалиста по социальной работе в ходе практической реализации медицинской и социальной деятельности по охране здоровья (Каткова, Кранченко; Гринина; Андрюшина и др.). Это позволило авторам аргументировать и представить рекомендации, направленные на предупреждение или уменьшение возможных неблагоприятных проявлений изучаемых ими явлений, заболеваний или состояний.

Проанализированные исследования раскрывают необходимость решения проблем здоровья в связи со значительным сокращением потенциала жизнедеятельности, что подчеркивает необходимость поиска новых подходов к созданию современных медико-социальных технологий в условиях социально-экономического и политического кризиса.

В этой связи следует особо отметить ряд научных исследований, выполненных в последние годы, в которых определяются приоритеты и раскрываются особенности формирования современных здравоохранительных, медико-социальных, социальных потребностей населения, различных групп, индивидуума (Венедиктов; Гринина; Жданова, Васильева; Каткова, Кранченко; Кича; Лебединская, Кошовская; Лешкевич; Щепин и др.).

Д.Д. Венедиктов предлагает при системном анализе и моделировании индивидуального здоровья использовать критерии адаптации, защищенности и функционирования. Автор предлагает искать возможности анализа и измерения таких трудно формализуемых критериев, какими являются психическое здоровье, а также “духовность” здоровья.

Для предлагаемой концепции медико-социальной работы важно и мнение Л.Л. Максименко о том, что надо изучать состояние здоровья не только в отдельных возрастно-половых группах, но и в динамике — на протяжении перехода из одной возрастной группы в другую. Такой подход перспективен, так как он, хотя и опирается на оценку индивидуальных возможностей и ответственности за здоровье, но в то же время дает и своеобразную “возрастную” оценку состояния здоровья, которую вполне можно рассматривать как своего рода этапную оценку эффективности взаимодействия врача, пациента, семьи, общества.

В условиях развития социально-экономического кризиса в течение последних лет А.А. Саградов отмечает снижение значимости здоровья в сознании населения, что говорит об уменьшении предрасположенности к ведению здорового образа жизни из-за ограниченных социально-экономических и социально-психологических возможностей общества.

Д.И. Кича предлагает уровень выполнения медицинской функции семьей оценивать показателями структуры и уровней заболеваемости членов семьи, ее образа жизни, условиями лечения и реабилитации заболеваний, создаваемыми семьей больному члену, знанием и выполнением основных гигиенических требований к развитию детей. Нами также обращалось внимание на эти вопросы в процессе экспериментальной апробации модели деятельности специалиста по медико-социальной работе.

Согласно мнению Д.И. Кича, О.В. Грининой, медико-социальные потребности семьи можно обозначать как постоянную необходимость в предметах, услугах или условиях для поддержания оптимального здоровья и благополучия, подкрепленную активным осознанным стремлением личности или семьи к здоровью. Д.И. Кича считает, что поиск конструктивных решений проблемы медико-социальных потребностей определяется необходимостью планирования, прогнозирования и сиюминутного удовлетворения потребностей населения в здоровье. Особый акцент во многих работах делается на необходимость их комплексного рассмотрения в целях развития межведомственной деятельности, что особенно важно в кризисных социально-экономических условиях России.

Нами разделяется точка зрения ряда авторов о том, что современные потребности различных групп населения, в том числе возникающие в связи с кризисными жизненными ситуациями, могут найти наиболее адекватные решения только на основе высокого уровня социальной работы, включающей комплекс взаимосвязанных мероприятий по медико-социальной, социально – экономической, социально-психологической, правовой помощи семье, коллективу, индивидууму. Это создает благоприятные предпосылки для профилактики нарушений соматического и психического характера, проявлений социальной депривации, а также совершенствования реабилитации и адаптации.

О.Г. Фролова подчеркивает, что социальная помощь в здравоохранении в современных условиях часто рассматривается с позиции взаимодействия между пациентом и его окружением, социальной системой в целом.

Я.Д. Погорелов, И.Э. Чудинова отмечают возрастание изначальной роли медико-социальной помощи населению, направленной на улучшение его здоровья, путем совершенствования инфраструктуры служб здравоохранения, смещения акцента с экстенсивности развития отрасли в сторону ее интенсивности, что может в наибольшей степени содействовать обеспечению равнодоступности медико-социальной помощи.

Данные научной литературы предоставляют достаточно полный перечень медико-социальных проблем и сложных жизненных ситуаций, в решении которых необходимо участие квалифицированных специалистов по социальной работе для оказания необходимой эффективной медико-социальной помощи.

 

Date: 2015-07-25; view: 3683; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию