Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, определение





Теоретико-методологические вопросы и предмет социальной работы как деятельности, продолжают обсуждаться и еще значительное время, будут оставаться одной из наиболее актуальных проблем в области обществознания и человекознания. Тем более что ход развития научного знания в современном обществе предъявляет особые требования к наукам, изучающим человека и общество. Все чаще перед представителями таких наук как социология, психология, социальная педагогика встают общие вопросы, связанные с индивидом, группой, обществом, которые не могут быть разрешены разрозненными усилиями.

Для специалистов по социальной медицине близкими являются взгляды группы ученых, работающих под руководством С.И. Григорьева, в частности их трактовка предмета социальной работы. По их мнению, «предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки являются закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации».

Нам представляется, что такое определение предмета социальной работы позволяет наиболее полно и органично сформулировать и обосновать особенности ее основных направлений, в том числе и медико-социального.

Практика социальной работы включает в себя множество видов деятельности, проявляющихся в широком спектре ее применения, и предполагает множество определений понятия социальная работа”.

Так, авторы отечественного “Общедоступного словаря по социологии, психологии и социальной работе” характеризуют ее как разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельностного существования личности.

Н.Г. Стойко рассматривает социальную работу как область активной деятельности человека, направленной на создание системы мер социальной защиты населения от различного рода социальных отклонений; Н.С. Данакин — как содействие людям в решении их личных проблем.

Ю.Е. Растов считает, что центральной системообразующей категорией в понятии «социальная работа» является категория «социальное благополучие», понимаемое как такое состояние взаимодействия жизненных сил человека и социальных систем, которое обеспечивает конструктивность разрешения социальных конфликтов, а поэтому выступает мерилом эффективности социальной работы. Категория “социальное благополучие”, с одной стороны, сопоставима с экономическим понятием “благосостояние (человека, группы, народа, общества)”, а также с “благополучием” в психологическом, педагогическом, этическом и иных аспектах; с другой — оно явно неадекватно им, значительно “богаче” и в отмеченном значении используется только в социальной работе. Из предлагаемой автором схемы можно заключить, что медико-социальную работу следует рассматривать как одно из направлений социальной работы, характеризующейся “собственными” формами организации и методами развития.

Отметим, что в соответствии с Государственным образовательным стандартом для выделения специализации определены два признака: первый — предмет или объект деятельности; второй отраслевой признак. Приведем пример рекомендованных направлений специализации, представляющих для нас особый интерес:

  • медико-социальная работа с населением;
  • социальная работа в учреждениях здравоохранения;
  • медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений.

Как видно, даже в направлениях специализации присутствуют два понятия: “медико-социальная работа” и “медико-социальная помощь”. Нам представляется, что первое понятие значительно шире второго и требует дополнительного толкования. С одной стороны, медико-социальную работу следует рассматривать как разновидность социальной работы, направленной на охрану и поддержку физического и психического здоровья (индивида, коллектива, населения), а с другой — это вид деятельности, направленной на достижение “социального благополучия”.

Более точно это можно оценить как достижение удовлетворенности или в определенной степени позитивного взаимодействия жизненных сил (жизненных потребностей) человека и социального института (семьи, медицинского учреждения, производственного коллектива, общества). Задача здесь заключается лишь в выборе форм, методов и средств измерения этого взаимодействия. Представляется особенно важным выбор средств объективизации процесса оценки.

Английские ученые Ш. Рамон и Т. Шанин определяют социальную работу как “организацию личностной службы помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить эти проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством”.

Роберт Л. Беркер считает, что практика социальной работы состоит из профессионального применения ценностей, принципов и техники (методов) социальной работы к одному (или более) из следующих пунктов:

  • помощи людям получить ощутимые услуги (обслуживание);
  • обеспечению консультирования и психотерапевтической помощи инвалидам, семьям, группам;
  • помощи сообществам или группам в обеспечении и улучшении социальной службы и здравоохранения;
  • участию в соответствующих правовых процессах.

Американская национальная ассоциация социальных работников определяет социальную работу как профессиональную деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели.

В “Глосарии терминов по медико-социальной помощи” Европейского регионального бюро ВОЗ дано следующее определение социальной работы: “Организованное социальное обслуживание, охватывающее широкий круг социальных проблем людей путем исследования конкретных случаев и использования других специализированных методов”. При этом принципиальным положением такого вида социального обслуживания — собственно профессиональной социальной работы — является наличие развитых социальных служб различных специфических направлений. В том же глоссарии медико-социальная работа определяется как “организованное социальное обслуживание в больнице или вне ее, с особым упором на связанные со здоровьем социальные проблемы”.

Предметом изучения социальной работы некоторые авторы считают социальные отношения, функционирующие в социальной сфере жизни общества и рассматриваемые в контексте всей совокупности общественных отношений.

Такой подход исключает сведение задач социальной работы только к обоснованию необходимости социальной помощи или же социальной защиты определенных слоев населения, к некоей совокупности суждений и рекомендаций по данной проблеме. Такое понимание упрощает ее сущностное содержание. Несомненно, что социальная помощь, равно как и социальная защита населения, является важной составляющей социальной работы как практической деятельности. Однако ее социальная суть значительно глубже и шире.

Целью социальной работы некоторые специалисты называют «улучшение функционирования клиента и его лучшая адаптация к условиям социального окружения» (Холлис и Вудс); “осуществление благоприятных перемен в жизни клиента” (Бернлер); «ограничение, уменьшение болезненности различных проблем, возникающих в жизни» (Сведнер). В качестве средств достижения указанных целей предлагаются: “высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения” (основной тезис социальных работников в Англии); “освобождение, развитие и изменение” (Бернлер); “различные, методы осуществления социальных перемен” (Сведнер); “изменения условий жизни и способа жизни человека” (Юнссон).

Интегрируя подходы отечественных и зарубежных авторов к определению сущностного содержания социальной работы, А.М. Панов выделяет три аспекта этого вида деятельности:

1. Оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, путем реабилитации, консультирования, использования других видов социальных услуг.

2. Развитие потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

3. Влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности человека, создание системы поддержки нуждающимся лицам.

При этом первые два аспекта составляют микроуровень, а третий — макроуровень социальной работы. На наш взгляд, данная обобщенная характеристика полностью отражает доминирующие на Западе представления, являясь своего рода «парадигмой» социальной работы.

Нам представляется, что указанные три позиции составляют основу и медико-социальной работы как качественно определенного направления медико-социальной помощи. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медико-социальная помощь предусматривает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Многие отечественные и зарубежные исследователи (Бернлер; Юнссон; Зимняя; Сведнер; Вагkег и др.) разделяют точку зрения, согласно которой социальная работа реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последней относятся различные виды добровольной помощи и взаимопомощи, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных социальных субъектов и социальной практики в целом.

Первоначально социальная работа как деятельность возникла именно в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, основанной на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся на уровне обыденной психологии.

По мнению С.И. Григорьева и других авторов, возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.

Цели и функции социальной работы формулируются отдельными авторами по-разному, в зависимости от их принципиального понимания сущности этого вида деятельности.

Длительное время на практике доминировали патерналистские подходы, ориентированные на конкретные формы помощи и опеки (материальные, организационные, лечебные и т.д.), когда субъект социальной работы (клиент, пациент) “благодетельствовался”, получая то или иное конкретное вспомоществование. Такой подход порождал у “клиентов” иждивенчество, пассивность, провоцировал отказ разрешить проблемную ситуацию собственными усилиями даже в случаях, когда те или иные возможности ее преодоления объективно, реально, существовали. На смену такому подходу пришел конструктивно-стимулирующий, ориентированный на динамическое взаимодействие с субъектом социальной помощи и его окружением, на поощрение и формирование его личной ответственности и активности и активности его микросреды в процессе выхода из кризисного положения. При этом подходе цели социальной работы определяются следующим образом:

1. Совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться с трудностями.

2. Помогать клиентам в обращении за необходимой помощью к официальным и неофициальным источникам.

З. Способствовать повышению эффективности этих источников.

Функции социальной работы аналогичны ее целям и в обобщенном плане могут быть представлены в следующем виде:

  • помогать людям в улучшении их способностей решать самостоятельно свои проблемы и справляться с трудностями;
  • помогать нуждающимся в установлении инициативных связей между ними и различными системами помощи;
  • способствовать улучшению взаимопонимания, совершенствованию и установлению новых отношений между людьми и социальными системами помощи;
  • способствовать распределению материальных ресурсов помощи;
  • выступать в роли агента социального контроля.

Для разработки основных положений медико-социальной работы представляет интерес американская классификация базовых систем организации социальной работы (социальной практики):

o Система проводников перемен — это социальные работники в агентстве, выполняющие функции непосредственных помощников своих клиентов в обеспечении перемен в их сознании, поведении и взаимоотношениях с микросредой (после тщательного анализа ситуации и причин ее возникновения).

o Система клиентуры — это люди, которые обратились к социальному работнику с просьбой о помощи в решении их проблем и затруднений: оформили с ним контракт или устное соглашение о сотрудничестве в разборе сложившейся ситуации.

o Система мишеней - это люди, на которых нацелено воз­действие.

o Система действия - это люди, объединившиеся для воздей­ствия на систему мишеней.

Такой комплексный подход позволяет объемно подойти к проблемной ситуации в целом, определить в ней место самого клиента, реальные мишени воздействия, направленного на пози­тивную динамику ситуации в целом, а также конкретные пути, способы и приемы действия.

Однако предлагаемые виды систем выглядят чрезмерно обобщенными и в определенной степени взаимопересекающимися (первая с четвертой, вторая с третьей). Концепция социаль­ной работы в целом, и медико-социальной работы в частности, может учитывать выделенные группы факторов, но основанием для нее должны стать помимо этого другие базовые элементы (нормативно-правовая база, место среди смежных видов дея­тельности, принципы организации, характеристика контингентов и ряд других).

Практическая социальная работа дифференцируется с раз­личных точек зрения. С точки зрения направленности, выбора функциональной цели существуют: социальное обеспечение де­тей; семейная социальная работа; социальная работа в здравоох­ранении и т.д.; в зависимости от "объектного" контингента или проблемной группы - работа с бедными, инвалидами, психиче­ски больными, безнадзорными детьми, больными алкоголизмом или наркоманией и т.д. В рамках современной социальной прак­тики все направления - и методологическое, и целевое, и ориен­тированное на группы или контингенты - тесно переплетаются, их объединяет общий приоритетный принцип - подход к "чело­веку в окружающей среде".

Общая перспектива для работников, практикующих в раз­ных областях конкретной социальной работы, реализуется, в ча­стности, в экосистемном подходе Ю.В. Валентика, О.В. Зыкова, М.Г. Цетлина. В его рамках взаимоотношения между чело­веком и окружающей средой рассматриваются с социально-функциональных позиций, при этом прицельно анализируются и прогнозируются возможности адаптации человека к условиям существования.

Главной задачей при применении экосистемной методики яв­ляется установление взаимосвязей между отдельными перемен­ными элементами, которые в своей совокупности составляют данный случай. Такой системный анализ берется в основу плана целесообразных действий социального работника, клиента и всех заинтересованных лиц.

Дифференциация специалистов-практиков социальной рабо­ты идет также на основе дихотомии "клиницисты'/'генералисты". "Клиницисты" ведут конкретную непосредственную рабо­ту, пользуясь при этом определенным набором психолого-психо­терапевтических методов. "Генералисты" имеют дело с отдель­ными личностями, семьями и группами населения, но не ограни­чивают себя конкретными сферами работы, постоянно занима­ются аналитической, административной и научной работой.

В любом случае "социальная работа сегодня - это динамич­ная, развивающаяся профессия, опирающаяся как на достиже­ния социальных наук, так и на исследования и практический опыт самих социальных работников. Деятельность последних регулируется этическим кодексом, а также правилами, относя­щимися к каждой конкретной специальности в социальной рабо­те. Единые официально установленные программы подготовки социальных работников различных профилей дают возмож­ность соединить благородный порыв помочь нуждающимся с на­выками и знаниями, необходимыми для претворения этого по­рыва в жизнь".

Под "этическим кодексом" имеются в ввиду этические про­фессиональные нормы, которыми руководствуются социальные работники в своих действиях, сформулированные в виде принци­пов поведения и обязательств, принимаемых на себя, например кодекс Национальной ассоциации социальных работников США, принципы и стандарты этики социальной работы Между­народной федерации социальных работников.

Date: 2015-07-25; view: 766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию