Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право Англии в период средневековья





В раннефеодальный период до нормандского завоевания в Англии, как и в других странах, право формировалось на основе правовых обычаев, записей, которые дошли до нас в виде Правды Этельберта (VI в.), Правды Ина (конец VII в.), Правды Альфреда (IX в.), Законов Кнута (XI в.). По своему содержанию они во многом схожи с другими варварскими правдами.

Сказывался на развитии права и такой источник, как нормативные акты, составлявшие королевское законодательство. Последнее постепенно повышало свою роль в связи с тем, что было более подвижным и гибким. Именно с помощью нормативных актов получают правовое закрепление не только процесс феодализации общества, но и усиление власти короля и его администрации.

После нормандского завоевания продолжали существовать те же два источника права с той лишь разницей, что королевские судьи стали унифицировать правовые обычаи, приспосабливая его нормы к новым условиям. Подобная деятельность королевской администрации со временем привела к складыванию «общего права» Англии, нормы которого, как правило, содержались как в королевских приказах, издававшихся по каждому конкретному делу, так и в записях суда, т.е. с XI в. на формирование права Англии большое влияние стал оказывать такой источник, как правовой прецедент.

«Общее право», основу которого составляли «модернизированные» нормы правовых обычаев, не способно было в условиях бурного развития экономики, общества и государства в период сословно-представительной монархии эффективно регулировать общественные отношения. В связи с этим в XV в. наряду с «общим правом» стало складываться «право справедливости», основанное на решениях особого суда – «суда справедливости», созданного в XIV в. для рассмотрения лордом-канцлером жалоб, поступавших на имя короля. В отличие от «общего права», «право справедливости» признавало приоритет не нормы правового обычая, а норм закона, но при одном условии – они должны были соответствовать принципу справедливости. В противном случае суд выносил решение, руководствуясь лишь этим принципом. Безусловно, «право справедливости» было более подвижным, гибким, реагировавшим на изменение понятия «справедливость», и в определенной мере устраняло недостатки, свойственные «общему праву», но не отменяло его. И «право справедливости», и «общее право» – это две составные части английской правовой системы, дополнявшие друг друга.

На протяжении XV–XVII вв. вырабатывались в судебной практике правила устранения коллизий между нормами «общего права» и «права справедливости», а также принципы определения и характерные черты самого понятия «справедливость», которыми обязаны были руководствоваться в своей деятельности «суды справедливости».

«Общее право» и «право справедливости», основанные на прецедентах, составляли отличительную черту складывавшейся английской правовой системы, получившей позднее название «англосаксонская система права».

Но параллельно с «общим правом» и «правом справедливости» развивалось в Англии и статутное право, в основе которого были нормы действовавшего законодательства (декреты, ассизы, хартии, ордонансы, статуты). Формирование статутного права не только ограничивало сферу применения «общего права», но в периоды реформ приобретало особо важное значение (Кларендонская ассиза 1166 г., Великая хартия вольностей 1215 г., Вестминстерский статут 1285, 1330, 1360 гг. и др).

Таким образом, право феодальной Англии было сложным по своей структуре, ибо помимо отраслей права имело еще и своеоб-разные три составные части в виде «общего права», «права справедливости» и статутного права, которые по мере развития общества и государства постепенно складывались и, дополняя друг друга, содействовали поддержанию правопорядка в надлежащем состоянии.

"Кровавое законодательство"

Аграрный переворот и развитие рыночных производственных отношений в сельском хозяйстве обусловили большие изменения в английском обществе. Мануфактурные предприятия и хозяйства новых дворян не могли обеспечить работой огромное количество обездоленных крестьян. Города заполонили нищие, огромные массы людей искали работы и, не находя ее, воровали или старцювалы. В начале XVII в. в Лондоне насчитывалось 50 тыс. нищих. Король Генрих VIII начал издавать законы, направленные против побирания. Собирать милостыню позволялось только немощным и старым; тех, кто мог работать, били кнутом и обязывали возвращаться домой. Если задерживали второй раз - снова били и отрезали половину уха. Кого задерживали третий - казнили как преступника.

Король Эдуард VI "Улучшил" эти законы. Тот, кто не работал, отдавался в рабство тому, кто на него донес. Хозяин имел право принуждать его к любой работе, продавать, дарить и т.д. Если раб бежал, то за первую побег ему выжигали на лбу или щеке клеймо и отдавали в пожизненное рабство. За вторую побег ставили второе клеймо, за третью - казнили как государственного преступника. Английские хроники пишут, что за годы правления Генриха VIII был казнен 72 тыс. бродяг и нищих. К истории эти законы вошли под названием "Кровавое законодательство ".

 

«Общее право»

Формирование "общего права" было связано с деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей (при Генрихе II, XII в.). Оно рассматривало прежде всего "тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц.

Кроме того, рассматривались ими и "общие тяжбы" или "тяжбы народа" по жалобам, поступающим к королю. Одним из первых центральных королевских судов и стал суд "общих тяжб", созданный в 1180 году. В начале XIII в. функции разрешения дел по жалобам королю перешли в "Суд королевской скамьи". Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права и создавать "общее право" с помощью королевской канцелярии, которая издавала специальные приказы, как правило по заявлению потерпевшей стороны, которые содержали требование к обидчику или шерифу исполнить его и устранить нарушенные права жалобщика. Затем стали издавать специальные судебные приказы, требование которых было обращено непосредственно к обидчику - явиться "перед нами или нашими судьями в Вестминстере" и дать ответ на жалобу, то есть опровергнуть или признать нарушение прав другого лица.

Со временем в приказах стал четко формулироваться вид требования, иска; приказы стали классифицироваться по определенным видам правонарушений. Истец, таким образом, получал уверенность, что если нарушение его прав, нашедшее выражение в соответствующем приказе, будет доказано в суде, то он выиграет дело.

Так как на ранней стадии формирования "общего права" королевские приказы издавались по каждому конкретному случаю, то уже к началу XIII в. их накопилось так много, что в них трудно было разобраться. В связи с этим в XIII в. стали издаваться своеобразные справочники по "общему праву" - реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юридической форме.

Стороны с этого времени не могли свободно обосновывать свои права, а обязаны были опираться на эти образцы, что неизбежно должно было привести к окостенению системы приказов, к сокращению притока новых формул исковых требований. Так и произошло. Если лорд-канцлер как глава королевской канцелярии выпускал какой-либо приказ по собственной инициативе, то судьи часто отказывались его применять. Ограничения издания новых приказов нашли отражение в Оксфордских провизиях в 1258 году, в период обострения борьбы крупных феодалов (баронов) с королем.

Поток жалоб, поступавших к королю и не находивших судебной защиты, был столь велик, что он заставил английского короля Вестминстерским статутом 1285 года предписать лорду-канцлеру как хранителю "реестра приказов" расширить действие "общего права" путем выпуска новых приказов по аналогии, подобных прежним. "Реестр приказов" пополнился после этого универсальным иском "применительно к данному случаю". Но и с помощью этих временных мер предусмотреть все жизненные ситуации было невозможно. "Общее право" продолжало окостеневать. С XV в. канцлер уже не составлял формулу приказа, она писалась самостоятельно истцом, который только обращался за печатью короля.

Другим каналом формирования норм "общего права" стала сама практика королевских судов. Записи по судебным делам, сначала в форме краткого, затем подробного заявления сторон и мотивировки судебного решения, велись с момента возникновения института разъездных судей. С начала XIII в. судебные протоколы стали публиковаться в "Свитках тяжб". Содержащиеся в них материалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того или иного обычая и могли быть использованы в последующей судебной практике в качестве прецедента. Хаотичный характер записей, однако, крайне затруднял возможность судей отыскать в них нужные им сведения. С середины XIII в. эти сведения о наиболее важных судебных делах судьи стали черпать из официальных отчетов - "Ежегодников". В 1535 году на смену им пришли систематизированные судебные отчеты частных составителей.

Вместе с публикацией материалов судебных дел стала формироваться и теория судебного прецедента, еще далеко не завершенная в это время. Руководящий принцип, закрепленный в предшествующем решении королевских судов по определенному правовому вопросу, стал приобретать постепенно силу образца при рассмотрении аналогичных вопросов в будущем.

В XIV в. в Англии бурно развиваются рыночные, частнособственнические отношения, но они не находят адекватного отражения в нормах "общего права", формализм которого препятствует этому. Почему же готовые рецепты регулирования частнособственнических отношений римского права в это время не были востребованы в Англии? Ответ надо искать прежде всего в истории формирования английских судов.

Нормандское завоевание приблизило Англию к интеллектуальной жизни континента. Первые английские судьи, те же клирики и чиновники, были открыты для восприятия высоких достижений римской правовой культуры. Но с конца XIII в. при Эдуарде I их стали назначать из профессионалов. Именно тогда складываются замкнутые корпорации судей с принадлежащими им подворьями, где готовились будущие судьи и правозаступники (баристеры и солиситоры). Монополизировав в своих руках охрану английского миропорядка, они выступали, защищая прежде всего свои профессиональные интересы, ярыми апологетами "общего права", доказывая его несравненные преимущества перед правом римским. При этом утверждалось, что они не создают право, а лишь открывают его извечно существовавшие нормы. К тому же самобытная система "общего права" уже в XIV в. занимала прочные позиции в этой стране.

Результатом формализма, дороговизны, медлительности, общей неспособности "общего права" решительно трансформироваться в связи с меняющимися историческими условиями стало появление в Англии в XIV в. "суда справедливости" и последующего формирования еще одной правовой системы, "права справедливости".

«Право справедливости»

Возникновение "суда справедливости" было связано с деятельностью лорда-канцлера - "проводника королевской совести", который сначала от имени короля, а с 1474 года - от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся на "плохое правосудие", на то, что их обидчики не преследовались, а они не защищались в судах "общего права".

На основе обращения потерпевших к королю с просьбой "ради Бога и милосердия" защитить их права лорд-канцлер стал издавать приказы о вызове под страхом штрафа обидчика в канцлерский суд, где без формальной процедуры разбирались жалобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. В начале XIV в. при Эдуарде II аппарат при лорде-канцлере окончательно превращается в суд, не связанный нормами "общего права", а руководствующийся нормами "справедливости".

"Право справедливости" не обладало жесткой детерминированностью, оставляя решение многих вопросов на откуп судей, что неизбежно должно было привести к созданию ряда принципов, ограничений, соответствующего "инструментария" справедливости. Эти принципы и стали создаваться по мере того, как накапливались решения "судов справедливости". Судебные отчеты по рассматриваемым делам начали публиковаться поздно, с 1557 года, когда резко возросло количество дел в судах справедливости.

Основные принципы "права справедливости", часть которых была заимствована из "общего права", сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней.

Основные принципы "права справедливости":

·"право справедливости" - это "милость короля", а не исконное право потерпевшего. На "право справедливости" нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав, так как оно носит дискреционный характер, то есть зависит от усмотрения суда;

·"право справедливости" не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на "общем праве", если только эти лица не совершили каких-либо неправомерных действий, вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах;

·там, где возникает коллизия между нормами "права справедливости", действует норма "общего права";

·там, где возникает коллизия прав по "праву справедливости", следует защищать те права, которые возникли раньше по времени;

·равенство есть справедливость. Тот, кто ищет справедливости, должен сам поступать справедливо;

·"право справедливости" признает приоритет закона, но не допускает ссылки на закон в целях достижения бесчестных намерений и пр.

"Право справедливости" создавалось не для того, чтобы заменить "общее право", а чтобы придать ему большую эффективность путем отхода от старых формальных правил, создать средства защиты нарушенных прав и интересов в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами "общего права". Если сначала "право справедливости" дополняло "общее право", то со временем, в силу изменившихся исторических условий, оно стало приходить в прямое противоречие с ним. Столкновения между "судами справедливости" и судами "общего права" начались в 1616 году, когда был поставлен вопрос о том, может ли "суд справедливости" выносить решение после соответствующего решения суда "общего права" или вместо него? Резко конфликтную ситуацию вызвали прежде всего приказы канцлерского суда, запрещающие исполнение некоторых решений судов "общего права".

Яков I, предпоследний абсолютистский король в Англии, решил этот конфликт в пользу "суда справедливости", судьи которого отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха, имеющего право вмешиваться "через своих слуг" в отправление правосудия. Им был издан указ, что нормы "права справедливости" имеют преимущественное значение.

Особый характер развития прецедентного права потребовал обращения и к трудам английских правоведов, которые очень рано стали выполнять роль гидов в лабиринтах двух систем английского права.

Date: 2015-07-25; view: 811; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию