Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемные положения связанные с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности





Статья 16. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут являться поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, предоставляться органу дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которых находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процес­суаль­ного законодательства Республики Беларусь, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств.

Предоставление данных о результатах оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд производится на основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыск­ную деятельность, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные при сборе соответствующих данных, учитываются при вынесении решений, перечисленных в пунктах 1–4 и 6 части второй статьи 9 настоящего Закона.

Результатами оперативно-розыскной деятельности следует считать данные (сведения, информацию), полученные при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Эти сведения должны отражать обстоятельства совершенного преступления, а также другие обстоятельства, имеющие значение для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного процесса.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы по различным направлениям. Поэтому очевидно, что такие результаты могут стать известными довольно широкому кругу лиц (особенно при использовании их в сфере уголовного процесса как деятельности гласной). В то же время результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть отнесены к государственной тайне. Поэтому здесь необходимы некоторые уточнения.

В основе оперативно-розыскной деятельности лежит такой принцип, как сочетание гласных и негласных методов и средств. Поэтому правомерно сказать, что те результаты оперативно-розыскной деятельности, которые получены гласными методами и средствами, не могут составлять государственную тайну. Кроме того, факт проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий и полученные при этом результаты не подлежат разглашению лишь на этапе ведения дела оперативного учета. После его завершения такие результаты перестают носить негласный характер. Но есть и такие результаты (сведения) оперативно-розыскной деятельности, которые и после завершения дела оперативного учета нельзя предавать гласности, поскольку они составляют государственную тайну. Такие сведения при любых обстоятельствах остаются государственной тайной. Предание их гласности допускается лишь с согласия соответствующих лиц в письменной форме и в случаях, предусмотренных законами. Поэтому использование результатов оперативно-розыскной деятельности, составляющих государственную тайну, независимо от временных факторов может иметь место при соблюдении указанных выше условий.

В интересах уголовного процесса результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы по следующим направлениям:

в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;

для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Беларуси, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств;

для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от исполнения наказания.

Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности означает передачу в установленном законом, а также ведомственными нормативными актами порядке в распоряжение органа дознания, следователя, прокурора или в суд конкретных оперативно-служебных материалов. После определения значимости их для уголовного дела предоставленные оперативно-служебные материалы должны быть непременно приобщены к уголовному делу. Если бы это не предполагалось, то надобность в предоставлении органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности просто бы не возникла.

Сказанное не означает, что органы предварительного расследования не вправе использовать в качестве ориентирующей информации сведения, полученные оперативно-розыскным путем, но по объективным причинам им не предоставленные. В интересах полного и быстрого раскрытия преступления способами уголовного процесса следователю (лицу, производящему дознание) должна быть обеспечена реальная возможность знакомиться с материалами, полученными при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Для предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности соответствующие оперативно-служебные материалы изымаются из органа, осуществляющего эту деятельность, и передаются в ведение других правоохранительных органов. В результате этого они становятся доступными для определенного круга должностных лиц и граждан, вовлекаемых в сферу уголовного процесса. Данное обстоятельство не должно причинять ущерба интересам оперативно-розыскной деятельности. Постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о направлении ее результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд должно стать важной гарантией, обеспечивающей эффективность оперативно-розыскной деятельности в будущем.

Если следователь (дознаватель, прокурор, судья) считает, что предоставленные оперативно-служебные материалы не имеют значения для уголовного дела или по каким-либо объективным причинам не могут быть использованы в его интересах, он возвращает такие материалы обратно.


№ 17

Актуальные вопросы приостановления дознания и предварительного следствия по различным основаниям. Проблемные вопросы возобновления приостановленного расследования.

Приостановление предварительного расследования — это процес­суально оформленный временный перерыв в производстве по уголов­ному делу, обусловленный наличием обстоятельств, препятствующих продолжению расследования.

 

В учебнике Уголовного процесса под редакцией профессора А.С.Кобликова, издательства СПАРК, Москва, 1995г., авторы ссылаясь на работу В.МБыкова и В.Д.Ломовского Приостановление производст­ва по уголовному делу. М. Юрид. лит., 1978 г., указывают, что приостановление предварительного следствия - это предусмотренный уголовно-процессуальным законом временный перерыв в предварительном расследовании уголовного дела, обусловленный отсутствием обвиняемого или невозможностью его участия в производстве по уго­ловному делу. Определение дано в соответствии с УПК РСФСР, УПК РБ не соответствует (ч. 5, 6).

В определении однозначного взгляда нет. Вестник Академии за 2001 год, №1, статья Постникова- преподавателя кафедры нашей УПР.

· Рыжаков- перерыв основное слово в определении, т.е. похоже на Кукрешевское. Также считают Дъяченко, Трошкин, Тетерин и др.

· Дроздов (ред Кобликова) перерыв обусловленный отсутствием обвиняемого и т.д.

И вот Постников считает, что это урегулированный УПК РБ оформленный решением следователя, дознавателя, обусловленный предусмотренными в законе основаниями при наличии условий временный перерыв в производстве по уг делу, во время которого указанные должн лица как непосредственно, так и через органы дознания принимают меры к устранению обстоятельств, вызвавших приостановление.

А временный перерыв называют лишь юридически, т.к. выносится постановление, а согласно УПК ст.274 меры принимаются, т.е. следователь. орган дознания не прекращает свою деятельность. а лишь изменяет ее форму и принимает меры к устранению препятствий, помешавших продолжению расследования и его окончание.

 

Явление это негативное, так как нарушается обычный порядок и сроки ведения следствия. А после приостановления проблемой является то, что не всегда принимаются все возможные меры по розыску преступника для возобн дела и его затем окончания.(Постников)

Основаниями для приостановления предваритель­ного расследования являются (ст. 246 УПК):

1) не установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

2) обвиняемый скрылся от органа уголовного пре­следования либо по иным причинам не установле­но его местонахождение;

Постников говорит о том, что это основание является следствием:

- несвоевременного избрания меры пресечения или ее неадекватности

- неизучена личность

- несвоевременно объявлен в розыск

- слабая доказательственная база

3) местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рас­смотрением вопроса о выдаче иностранным госу­дарством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту произ­водства предварительного расследования;

4) временное психическое или иное заболевание об­виняемого, препятствующее его участию в произ­водстве процессуальных действий и удостоверен­ное врачом, работающим в государственном медицинском учреждении;

В статье Постникова указан ученый Яцкевич А.Г. «Произв-во по прим-ю прин-х мер мед-го хар-ра», Веды, Мн., 99 год., который считает, что основаниями для приостановления в отношении лиц, заболевших временным расстройством душевной деятельности м.б.:

- непродолжительность

- помещение добровольно в псих больницу при этом следователь может полагать, что обвиняемый не скроется и не совершит новое преступление.

- если лицо сов преступление не является опасным для общества

5) невозможность производства следственных дей­ствий, без которых не может быть принято реше­ние об окончании предварительного расследования;

Нередко необоснованно прекращаются дела из-за невыполнения всех возможных следственных действий органом. (Постников) Это положения является обоснованным. но видимо неправильно сформулировано – расплывчато. Не указано насколько д.б. расследовано уг. дело на момент приостановления (получается что это орган определяет самостоятьельно и мотивирует свой выбор)

Для приостановления достаточно справки (Жогин, Фактулин), другие считают надо суд-мед экспертизу (Курчинян), Постников за справку, если временное, а не продолжительное. Но тогда ему вопрос а что временное.

 

6) не обнаружение безвестно исчезнувшего лица

Данный в законе перечень оснований приостановления предварительного расследования расширительному толкованию не подлежит.

 

Наличие указанных оснований должно быть подтверждено доказательствами. Если следователь усомнится в фактических данных, подтверждающих данные факты, он может назначить судебно-психиатрическую экспертизу. В соответствии с частью 2 статьи 235 УПК по­местить лицо в государственное медицинское учреждение для проведения су-дебно-психиатрической экспертизы можно только по постановлению следова­теля, органа дознания с санкции прокурора в порядке ст, 227-229 УПК.

Однако одних оснований недостаточно для принятия решения о приоста­новлении расследования. Необходимо еще и наличие установленных в законе условий. Единства взглядов на определение нет, но Постников считает, что это попределенные требования закона, соблюдение которых обязательно при решении вопроса о приостановлении предварительного следствия. Эти условия подразделяются на общие и частные.

Общими условиями для всех выше указанных оснований являются:

во-первых, достоверно установленное наличие общественно опасного деяния, предусмотрен­ного Уголовным кодексом;

во-вторых, выполнение следователем, дознавателем всех следственных действий, которые можно произвести до приостановления предварительного расследования; и,

в-третьих, принятие всех возможных мер к устранению обстоятельств, препятствующих расследованию.

Частные условия — это такие условия, которые относятся не ко всем, а к отдельным основаниям приостановления производства по делу.

· приоста­новление дела по таким основаниям, как не установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, когда обвиняемый скрылся от органов уголовного преследования или местонахождение его не установлено, не обна­ружение безвестно исчезнувшего лица, возможно только по истечении сроков расследования, а в остальных случаях — и до истечения этих сроков;

· в тех случа­ях, если обвиняемый скрылся и местонахождение пребывания его не установле­но, в случае решения вопроса о выдаче обвиняемого иностранным государством и если обвиняемый заболел психическим или иным заболеванием, до приостановле­ния расследования необходимо вынести постановление о привлечении лица в качес­тве обвиняемого,

· по второму, третьему и шестому основаниям, кроме того,— принять все меры к розыску скрывшегося обвиняемого либо к установлению места его пребывания и по обнаружению безвестно отсутствующего (ст. 246 УПК).

В том случае, когда указанные основания и условия отсутствуют, но факт совершения преступления доказан с достоверностью, речь может идти только о продлении сроков расследования.

 

Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования (ст.246 УПК)

 

При наличии оснований и соблюдении условий следователь, дознаватель выносят постановление о приостановлении предварительного расследования. Если по делу привлекаются несколько обвиняемых, а основания для приос­тановления расследования относятся только к некоторым из них, то следова­тель, дознаватель вправе выделить дело в части этих обвиняемых в отдельное производство и приостановить его, но при соблюдении условия выделения уго­ловных дел, т. е. чтобы выделение дела не отразилось на полноте и объектив­ности расследования. При отсутствии указанного условия выделение дела не­допустимо и поэтому приостанавливается производство по всему уголовному делу.

Приостановив производство по уголовному делу, следователь, дознаватель письменно уведомляют об этом потерпевшего, гражданского истца, гражданско­го ответчика и их представителей и одновременно разъясняют им право на обжа­лование постановления о приостановлении дела прокурору. Если дело приоста­новлено по основаниям, указанным в пунктах 3—5 части 1 статьи 246 УПК (в связи с решением вопроса о выдаче обвиняемого иностранным государством, бо­лезнью обвиняемого или невозможностью производства следственных действий), об этом уведомляются также обвиняемый, его защитник и законный представитель.

Приостановление предварительного расследования означает запрет производ­ства следственных действий по приостановленному делу. Вместе с тем закон предписывает следователю принять меры к розыску скрывшегося обвиняемого, который производится по поручению следователя органом дознания. Об этом вы­носится или специальное постановление об объявлении розыска скрывшегося ли­ца или указывается в постановлении о приостановлении расследования. К поста­новлению прилагается справка о личности разыскиваемого лица с подробным описанием его внешности, о его связях, возможных местах пребывания и встреч и т.д. Однако, прежде чем объявлять розыск обвиняемого, следователь, дознаватель обязаны убедиться в том, что обвиняемый действительно скрылся или по иной причине его местопребывание не установлено. В частности, следует исключить смерть этого лица, нахождение его в больнице, в местах лишения свободы и т. п.

Проблемные вопросы возобновления не знаю. Спросим на консультации.

 

Быков В. М., Ломоновский В. Д. Приостановление производства по уголовному делу. М., 1978.

Боголюбская Т. В. Деятельность следователя органов внутренних дел по розыску скрывшихся обвиняемых. М., 1986.

 

Date: 2015-07-25; view: 582; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию