Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность





Глава 4. Правовой статус лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

 

 

Статья 18. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

К подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий могут привлекаться на добровольной основе отдельные лица с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, которые стали им известны при подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, социального и должностного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, судей, прокурорских работников, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций.

 

Многовековая практика борьбы с преступностью свидетельствует, что применяемые государственными структурами специальные средства и методы нередко оказываются эффективными, особенно в тех случаях, когда речь идет о заранее продуманной и планируемой преступной деятельности, тщательной маскировке криминальной активности конкретных лиц, сокрытии следов совершения преступлений, активном противодействии правоохранительным органам.

В таких ситуациях едва ли не единственным путем получения ценной разведывательной информации и решения иных задач оперативно-розыск­ной деятельности является привлечение к участию в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий отдельных лиц, не являющихся штатными сотрудниками соответствующих государственных органов. Такое сотрудничество может иметь разовый или систематический характер и осуществляться на гласной (открытой) либо конфиденциальной (конс­пиративной) основе.

Конкретные формы сотрудничества граждан с оперативными аппаратами различны. Физические лица могут оказывать содействие в качестве экспертов или специалистов при исследовании и оценке интересующей оперативных работников проблемы, а также предоставлять информацию и оказывать непосредственную помощь в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Главным условием правомерности такого сотрудничества является его направленность на решение задач оперативно-розыскной деятельности.

Добровольность в оказании помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, является основополагающим положением (принципом) института сотрудничества граждан с оперативными аппаратами. Он означает сознательное принятие решения об оказании содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий соответствующим лицом. Такое решение может быть принято самостоятельно (в инициативном порядке) либо являться следствием согласия на мотивированную просьбу оперативных работников.

По желанию конкретного человека орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан обеспечить конфиденциальность (тай­ну) истинного содержания сложившихся между ними отношений. Принцип конспирации выступает здесь, во-первых, как гарантия соблюдения законных прав и интересов граждан, во-вторых, в качестве необходимого организационно-тактического условия эффективной помощи общественности в борьбе с преступностью.

Конфиденциальность сотрудничества обеспечивается использованием комплекса правовых, организационных, оперативно-розыскных, технических и иных мер с целью недопущения расшифровки истинного содержания отношений, сложившихся между конкретным человеком и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, перед должностными лицами и гражданами. Условия и порядок предания гласности подобной информации установлен ч. 2 ст. 17 Закона, а также специальными ведомственными нормативными актами.

Немаловажен тот факт, что, согласно ч. 1 комментируемой статьи, обязанность соблюдения конспирации возлагается не только на соответствующие государственные органы, но и на оказывающих им содействие лиц. Они обязаны сохранять в тайне служебную информацию, ставшую им известной в ходе сотрудничества, равно как и нести ответственность за качество сообщаемых сведений, их соответствие реальной действительности.

Осуществляющие оперативно-розыскную деятельность сотрудники име­ют право заключать контракты с лицами, оказывающими им содействие. Вторая часть комментируемой статьи определяет общие условия контрактной формы сотрудничества граждан с оперативными аппаратами. Наряду с добровольностью и конфиденциальностью (по желанию лица) обязательными правовыми условиями заключения контракта являются совершеннолетие (достижение 18-летнего возраста) и дееспособность конкретного субъекта. Указанные ограничения обусловлены комплексным характером возникающих при контрактной форме сотрудничества отношений, которые регулируются нормами настоящего Закона, трудового законодательства, а также подзаконных нормативных актов. В Законе отсутствуют иные ограничения (гражданство, национальность, пол, вероисповедание, политические убеждения и т.д.), препятствующие заключению контракта. Обязательным тактическим условием контрактной формы сотрудничества является возможность лица оказывать систематическую (постоянную) помощь в борьбе с преступностью либо содействовать в решении особо сложной задачи (например, раскрытии тяжких, серийных, вызвавших большой общественный резонанс преступлений).

Заключение контракта (договора) порождает определенные правовые последствия, главными из которых являются права и обязанности сторон. Типовые формы контракта, порядок его заключения и расторжения регламентируется ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Это обусловлено необходимостью сохранения в тайне сведений о личности негласного сотрудника и иной конфиденциальной информации. Однако во всех случаях по своей форме и содержанию контракт должен отвечать соответствующим требованиям трудового законодательства.

Для контрактной формы конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными аппаратами ч. 3 ст. 18 устанавливает ряд дополнительных ограничений. Запрещается использовать содействие на конфиденциальной основе следующих категорий лиц: 1) депутатов всех уровней; 2) судей; 3) прокурорских работников; 4) адвокатов; 5) священнослужителей и представителей официально зарегистрированных организаций. Подобный запрет следует рассматривать как одну из дополнительных гарантий соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности с целью недопущения возможности неправомерного влияния на законотворчество, отправление правосудия, деятельность религиозных организаций.

Говоря об используемом в Законе термине «прокурорские работники», следует отметить, что речь идет о следователях и прокурорах всех уровней. Запрет на заключение контракта не распространяется на технический и иной вспомогательный персонал органов прокуратуры, непосредственно не реализующий функцию предварительного следствия и надзора за соблюдением законности.

Особо следует отметить, что Закон не запрещает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, устанавливать отношения конфиденциального сотрудничества без заключения контракта с вышеназванными категориями лиц.

Статья 19. Содействие должностных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Должностные лица государственных органов, учреждений, организаций, предприятий, воинских частей в рамках своей компетенции обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

 

Настоящая статья устанавливает обязанность должностных лиц любого уровня предприятий, учреждений, организаций и воинских частей, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывать в пределах своей компетенции необходимую помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Такое содействие может носить как инициативный характер, например, сообщение администрации о признаках преступной деятельности, так и являться следствием соответствующей просьбы со стороны оперативных аппаратов.

Конкретные формы и содержание возможной помощи должностных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, различны и зависят от реально складывающейся ситуации. Правомерной является просьба о помощи со стороны оперативного аппарата, которая: 1) соответствует целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также компетенции конкретного оперативного аппарата; 2) не противоречит нормам законодательства Республики Беларусь; 3) находится в пределах служебных полномочий конкретного должностного лица. В иных случаях должностное лицо вправе отказать оперативным работникам и в случае необходимости обжаловать их действия в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

 

Статья 20. Социальная и правовая защита лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыск­ную деятельность, находятся под защитой государства.

Государство гарантирует лицам, содействующим на контрактной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье, имущество указанных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей или близких родственников эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты, которые в декларациях о доходах не указываются.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в их трудовой стаж. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными актами Республики Беларусь.

В случае гибели (смерти) лица, сотрудничавшего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, из средств республиканского бюджета по решению руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выплачивается единовременное пособие в размере до десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) и в соответствии с законодательством Республики Беларусь назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, телесных повреждений, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества по состоянию здоровья, ему выплачивается из средств республиканского бюджета по решению руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, единовременное пособие в размере до пятилетнего денежного содержания и в соответствии с законодательством Республики Беларусь назначается пенсия по инвалидности.

 

Настоящая статья определяет статус и нормативные основы механизма социальной и правовой защиты лиц, содействующих (содейст­во­вавшим) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также устанавливает соответствующие гарантии.

В ч. 1 ст. 20 государство берет на себя обязанность обеспечить защиту личности, а также всего комплекса законных прав и интересов лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам, от возможных неправомерных действий должностных лиц и граждан, вызванных сотрудничеством с органами правопорядка.

Вместе с тем большинство норм данной статьи не распространяется на лиц, ранее сотрудничавших с оперативными аппаратами. Однако бывшие негласные сотрудники нередко подвергаются угрозам, шантажу, физическому насилию и т.п. в связи с их конфиденциальным содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Думается, что на бывших негласных сотрудников согласно духу и смыслу Закона должны распространяться гарантии обеспечения их безопасности, предусмотренные ч. 3 и ч. 6 настоящей статьи.

Лица, содействующие в той или иной форме (конфиденциальной или гласной, контрактной или бесконтрактной) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выступают субъектами специфических правоотношений, которые охраняются и контролируются соответствующими государственными органами. Необходимость создания специальной системы правовой и социальной защиты указанных лиц обусловлена наличием потенциальной угрозы совершения противоправных действий в отношении их (имущества, родных, близких и т.д.) со стороны представителей криминальной среды, спецслужб иностранных государств и т.п. Наряду с этим наличие специального механизма социальной и правовой защиты является одним из факторов повышения эффективности сотрудничества граждан с оперативно-розыскными подразделениями.

Заключение органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, контракта с тем или иным лицом выступает юридическим фактом возникновения специфического правоотношения, в котором каждая из сторон наделяется соответствующими правами и обязанностями. Государство гарантирует лицам, оказывающим содействие проведению оперативно-розыскных мероприятий на контрактной основе, выполнение как общих (вытекающих из требований Закона), так и специальных (предусмот­ренных соответствующим контрактом) обязательств.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, разрабатывают типовые формы контрактов, которые утверждаются специальными ведомственными нормативными актами. Типовой контракт содержит следующие реквизиты: наименование сторон; цель заключения (сотруд­ничество); права и обязанности сторон; срок действия; условия расторжения и продления; размеры и формы вознаграждения; особые условия и т.д. Контракт подписывается обеими сторонами и скрепляется печатью конкретного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Обеспечение непосредственного выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, возлагается на государственный орган, его заключивший. К числу важнейших из них относятся: сохранение конфиденциальности факта сотрудничества; создание условий для выполнения заданий оперативных аппаратов; выплата вознаграждений и компенсаций за выполненную работу; оказание правовой, материальной и иной помощи; обеспечение защиты от преступных посягательств в связи с выполнением задания и т.д. В контракте могут оговариваться специальные условия (в т.ч. обязательства), которые не должны противоречить действующему законодательству Республики Беларусь.

Ч. 3 и ч. 6 комментируемой статьи содержатся нормы, конкретизирующие обязательства государства по обеспечению безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыск­ную деятельность. В случаях возникновения реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье, имущество указанных лиц, а равно членов их семей или близких родственников в связи с выполнением заданий оперативных аппаратов органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принять все необходимые меры в целях предотвращения подобных посягательств и привлечения виновных к ответственности. Комплекс таких мер может включать в себя: физическую и имущественную охрану; перемену места жительства и работы; проведение оперативно-розыскных мероприятий, следственных и иных действий по установлению и привлечению к ответственности конкретных лиц; материально-техническую помощь и т.д. Порядок проведения специальных мероприятий по обеспечению безопасности самих лиц (а также членов их семей и близких родственников), сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяется законодательными и ведомственными нормативными актами.

В нормах ч. 3 и ч. 6 ст. 20 говорится о лицах, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, т.е. о тех, кто на момент возникновения реальной угрозы находится в фактических и правовых отношениях с соответствующим органом. Однако угроза безопасности конкретного лица в связи с оказанием содействия соответствующим огранам может возникнуть и спустя значительный промежуток времени, когда отношения сотрудничества фактически и юридически прекращены. Думается, что в таких случаях согласно общему смыслу и духу Закона, а также профессиональным, морально-этическим нормам органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принять все необходимые меры по защите жизни, здоровья, имущества ранее сотрудничавших с ними лиц (членов их семей, близких родственников) от противоправных посягательств, вызванных выполнением заданий оперативных аппаратов.

Ч. 4 комментируемой статьи устанавливает право лиц, оказывающих содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, на получение вознаграждения и, применение к ним иных мер материального характера. Таким правом обладают лица, сотрудничающие с оперативно-розыск­ными подразделениями как на контрактной, так и на бесконтрактной основе. Основания, порядок, размеры, виды и другие вопросы финансового обеспечения сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, регламентируются соответствующими ведомственными нормативными актами.

В целях обеспечения конфиденциальности факта сотрудничества конкретного человека с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, Закон разрешает не указывать в декларации о доходах соответствующие материальные выплаты.

Для лиц, сотрудничающих на контрактной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, ч. 7 и ч. 8 настоящей статьи предусматривают дополнительные меры их социальной защиты.

В случае гибели (смерти) указанных лиц в связи с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семья погибшего и лица, находившиеся на его иждивении, имеют право на получение единовременного пособия в размере его десятилетнего денежного содержания и пенсии по случаю потери кормильца. Главным условием приобретения такого права является наличие непосредственной причинно-следственной связи между фактами преждевременной смерти конкретного лица (на­сильственной, ненасильственной, в результате несчастного случая) и его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий по заданию оперативного аппарата. Для приобретения права на получение социальных выплат не имеет значения, наступила ли гибель (смерть) контрактанта непосредственно в ходе подготовки либо проведения оперативно-розыск­ного мероприятия (комплекса мероприятий), либо спустя непродолжительное или продолжительное время после его окончания. Аналогичным образом решается вопрос о выплате единовременного пособия и назначении пенсии по инвалидности лицу, сотрудничавшему по контракту, при получении им телесных повреждений в связи с участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, исключающих возможность дальнейшего выполнения условий контракта. Дополнительным условием возникновения права на получение соответствующего пособия и пенсии в случаях гибели (получения увечья) контрактника непосредственно в процессе подготовки и проведения оперативно-розыскного мероприятия является факт наличия специального задания оперативного аппарата, выполнение которого повлекло указанные негативные последствия (гибель, увечье).

Подготовка документов, необходимых для получения пособия и назначения пенсии, осуществляется оперативным аппаратом, с которым непосредственно сотрудничал гражданин. Решение о выплате единовременного пособия принимается руководителями органов, указанных в ст. 7 Закона, по представлению соответствующего оперативно-розыскного подразделения. Пенсии по случаю потери кормильца и инвалидности назначаются в общем порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

№ 9

Date: 2015-07-25; view: 1391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию