Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность





Рассматриваем историю правового регулирования ОРД в неразрывной связи с историей становления и развития российской государственности.

Отсюда в истории можно выделить следующие периоды правового регулирования ОРД:

1.правовая регламентация сыскной работы в Российской Империи (18-начало 20 века):

-регламентация розыска до преобразований Петра 1;

-правовая регламентация розыскной работы со времени преобразований Петра 1 до 60-х годов 19 века;

-нормативно-правовое регулирование ОРД с 60-х годов 19 века до начала 20 века (до марта 1917 года).

2.правовое регулирование ОРД в советкий период (середина 1918 г. – август 1991 г.):

-середина 1918 – конец 20-х годов (1927);

-второй этап (1928-1953 гг.);

-1954 – середина 70-х гг.);

-середина 70-х годов – август 1991 г.).

3.правовое регулирование ОРД в современный (постсоветский) период (с ноября 1992 по настоящее время).

Два переходных периода:

1.март 1917 – серидина 1918 г.

2.август 1991 – ноябрь 1992 г.

Первый период: должностные лица: тиуны, емец, доводчики, вирники, недельщики, намесники, волостетели, приставы, праветчики. Разбойный приказ, губные и земские избы, приказ Тайных дел,, губные старосты, особые обыщики, сыщики, обыщики.

Номативные акты: Русская Правда, Псковская Судная грамота 1467, Судебник 1497, Судебник 1550, Соборное Уложение 1649.

Петр 1: должностные лица: Тайная канцелярия розыскных дел, политическая полиция, институт сыщиков, Преображенский приказ, фискальная служба, фискалы, воеводы, полицейские канцелярии, генрал-полицмейстеры, доносители, судебные органы на местах.

1802 – создание МВД.

1810 – Министерство полиции.

1866 –сыскная часть при полицейском управлении Петербурга.

Должностные лица: Отдельный корпус жандармов, сыскная полиция, военная контрразведка.

Нормативные акты:

1.Временные правила об устройстве полиции в городе и уездах губерний от 25 декабря 1862 года.

2.Инструкция околоточным надзирателям 1867.

3.Положение об отдельном корпусе жандармов от 9 сентября 1867.

4.Инструкция полицейским урядникам от 19 июля 1878.

5.Положение о негласном полицейском надзоре от 1 марта 1882.

6.Об устройстве секретной полиции в Империи (1883).

7.Положение о начальниках розыскных отделений от 12 августа 1902 г.

8.Положение о районных охранных отделениях от 14 декабря 1906.

9.Положение об охранных отделениях от 9 февраля 1907.

10.Положение об Особом отделе 1907.

11.Инструкция чинам сыскных отделений 1910.

Советский период: должностные лица и органы: ВЧК – ГПУ при НКВД РСФСР – ОГПУ при СНК СССР и оперативно-розыскные подразделения рабоче-крестьянской милиции НКВД, Управление уголовного розыска.

Нормативные акты:

1. Инструкция по борьбе со спекуляцией.

2. Инструкция по наружному наблюдению.

3. Краткие указания ЧК для ведения разведки.

4. Положение об организации отделов уголовного розыска от 16 ноября 1918.

5. Об организации советской рабоче-крестьянской милиции.

6. Инструкция по уголовному розыску 1919.

7. Положение о секретно-оперативном отделе ГЧК.

8. Инструкция органам ВЧК на местах по ведению агентурной работы 1921.

9. УПК 1923.

Должностные лица и органы: ОГПУ, рабоче-крестьянская милиция, НКВД, Главное управление контрразведки Наркомата обороны СССР «СМЕРШ», МГБ, КГБ.

Нормативные акты:

1. Положение о рабоче-крестьянской милиции 1931.

2. Инструкция по постановке оперативного учета антисоветских элементов 1939.

Должностные лица и органы: МГБ – КГБ при СМ СССР, МООП – МВД СССР.

Нормативные акты:

1. Основы уголовного судопроизводства СССР 1958.

2. УПК.

3. Наставление по агентурной работе милиции 1974.

4. Наставление по агентурной работе оперативных аппаратов ИТУ МВД СССР 1974.

Должностные лица и органы: КГБ, Межреспубликанская служба безопасности, МВД.

Нормативные акты:

1. Инструкция по оперативному учету КГБ 1977.

2. Законы «О государственной границе», «О милиции», «Об органах государственной безопасности в СССР».

3. Инструкция о порядке регистрации, ведения дел оперативного учета и организации оперативно-справочной работы по ним 1984.

Статья 5. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства Республики Беларусь.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции издают по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

Оперативно-розыскная деятельность как государственно-правовая функция базируется на системе норм, содержащихся в различных источниках, разной регулятивной значимости. Правовое регулирование отношений, возникающих в этой деятельности, обеспечивает режим законности, направленность оперативно-розыскных мер на охрану законных прав и интересов граждан, общества, государства. В нормах права, на которых основана оперативно-розыскная деятельность, учтены научно познанные закономерности преступности, особенности совершения уголовно-нака­зуемых деяний и маскировки противоправной деятельности, а также наиболее эффективные организационно-тактические варианты осуществления оперативно-розыскных мер.

Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности понимается содержащаяся в законах и подзаконных нормативных актах система правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели и место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.

В иных видах правоохранительной деятельности вопрос о правовых основах не ставится. Такое положение обусловлено тем, что этим видам деятельности соответствуют аналогичные отрасли права (уголовно-процес­суальная, административно-процессуальная и т.д.). Оперативно-розыскная деятельность по своему содержанию носит комплексный многоуровневый характер. Отношения, возникающие при ее осуществлении, частично регулируются самостоятельными отраслями права. Конспиративный характер ОРД обусловливает необходимость принятия закрытых (в основном ведомственных) нормативных актов. Именно поэтому правовая основа оперативно-розыскной деятельности имеет сложную структуру, в которой выделяются правовые основы в широком и узком смысле данного понятия.

Правовую основу в широком смысле составляют нормы, которые непосредственно не регулируют оперативно-розыскную деятельность, однако содержат общие положения, имеющие принципиальное, основополагающее значение для ее осуществления. В первую очередь это нормы Конституции Республики Беларусь, которые содержат предписания о гарантиях прав и интересов граждан и общества, охране экономической основы государства.

Сюда же относятся нормы права, которые содержат указания о необходимости применения оперативно-розыскных мер, устанавливают основания уголовной ответственности, определяют перечень преступных деяний и ответственность за их совершение. Речь идет в первую очередь о нормах уголовно-процессуального и уголовного законодательства, но они, как и первые, непосредственно ОРД не регламентируют.

Так, в уголовно-процессуальном законодательстве определяются: задачи уголовного судопроизводства: обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу; поводы и основания для возбуждения уголовного дела; понятие и виды судебных доказательств и т.д. Нормы уголовного закона определяют понятие преступления; устанавливают основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности; формируют составы конкретных преступлений и т.д. Все это служит ориентиром в организации и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений.

3. Правовую основу в узком смысле данного понятия составляют нормативно-правовые положения, которые непосредственно регламентируют оперативную работу. Данные нормы содержатся как в законах, так и в подзаконных и ведомственных актах. Причем последним принадлежит доминирующая роль в нормативной регламентации ОРД.

К числу правовых норм данной категории в первую очередь относятся нормы Закона «О милиции». Так, в ст. 16, определяющей права милиции, говорится о возможностях применения технических средств в целях предупреждения и раскрытия преступлений, праве на производство досмотра граждан, транспортных средств и помещений, получения информации от должностных лиц и граждан и т.д. Ст. 17 Закона «О милиции» определяет цели ОРД, регламентирует отдельные аспекты применения оперативно-розыскных мер.

Закон «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» содержат ряд важных положений, непосредственно связанных с оперативно-розыскной функцией соответствующих оперативных аппаратов. Например, ст. 9 устанавливает основные направления деятельности органов государственной безопасности; ст. 12 конкретизирует задачи, решаемые с помощью оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы с преступностью, ст. 14 определяет права органов госбезопасности, в т.ч. и на осуществление различных оперативно-розыскных мероприятий; ст. 22 посвящена регламентации отношений с лицами, содействующими органам госбезопасности; и т.д.

Закон «О пограничных войсках Республики Беларусь» предусматривает организацию и ведение ОРД в качестве самостоятельной задачи погранвойск (ст. 2); предоставляет право на проведение оперативно-ро­зыскных мероприятий, осуществление административного задержания и досмотра граждан, подозреваемых в совершении правонарушений, а также на осуществление иных действий по обеспечению должного правопорядка на обслуживаемой территории.

К числу законодательных актов, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности, также относятся Законы «О государственных секретах», «О государственной охране», Декреты, Указы Президента Республики Беларусь по вопросам обеспечения борьбы с преступностью и охраны правопорядка.

Специфические особенности оперативно-розыскной деятельности и в первую очередь ее конспиративный характер обусловливают необходимость ведомственного нормативного регулирования широкого спектра вопросов применения сил, средств и методов ОРД. Согласно ч.1 ст.17 настоящего Закона сведения о системе и конкретных аспектах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности относятся к государственной тайне и подлежат рассекречиванию на основаниях и в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Именно поэтому ч. 2 настоящей статьи уполномочивает органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эти нормативные акты издаются на основании и во исполнение действующего законодательства для конкретизации требований Закона по отношению к различным институтам ОРД.

Нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, имеют закрытый (конфи­денциальный) характер. В этой связи для обеспечения соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности ч. 2 настоящей статьи устанавливает специальный порядок (обязательное согласование с Генеральным прокурором Республики Беларусь) их принятия.

 

№ 3

Основания появления в уголовном процессе подозреваемого, обвиняемого, их процессуальное положение. Значение совершенствования процессуального статуса подозреваемого и обвиняемого для решения задачи создания правового государства.

Подозрев – физ лицо, задерж по подозрен в соверш прест, либо лицо, в отнош кот орг угол преслед возбужд уг дело или вынес постан о примен меры пресеч до вынес постан о привл в кач обвин или о признан подозрев (УПК). (Меры пресеч примен только к подозрев или обвин). Подозр – не обяз уч уг проц. Срок задерж – 72 часа, при примен меры пресеч – 10 сут (включ срок задержан). По истечен сроков – освобождение, отмена меры пресеч (при признан судом или орг уг преслед подозрения необоснов – указ действ произв немедленно), предъявл обвин. Статус подозрев прекращ с мом вынес пост о привл в кач обвин или о прекращ угол преслед.

Права подозр – на защиту (обеспеч орг уг преслед); знать в чем подозрев (получ копию соответ постан: возб уг дела, прот или пост о задерж, призн подозрев, мера пресеч, о привл в кач обвин (обвин)); немедл получить письм уведомл о своих правах; уведомл родств о своем месте содерж; в случ задерж или примен меры пресеч в виде заключ под стражу получ беспл юрид консульт адвок в прис должн лица до нач перв допроса в кач подозрев; иметь защ или нескольк с мом объявл пост о возб прот него уг дела, признан подозрев, о задерж, прот задерж, пост о прим меры пресеч, (пост о привл в кач обвин (обвин), отказ от защ и защ самостоят, прекрат полномоч своего защ; общаться с защ наед и конфиденц без огранич; по ход защ быть допрош в его прис в теч 24 час с мом факт задерж (без врем и момента у обвиняемого); давать показ или отказ; представл доказ; заявл ходат и отводы; польз родн яз или переводч; (заявл о своей виновности или невин – обвин); возраж прот действ орг уг преслед с внесен в прот след действ; знаком с прот проц действ с внесен замечан; подавать и отзыв жалобы (в т.ч. подан защ); обжал в суд зад, закл под страж, принуд помещ в псих; (знаком с мат уг дела с мом получ увед об оконч предв расслед, выпис свед в люб объеме, с разреш копировать, за исключ свед, касающ безопасн уч уг проц; участв в суде 1 инстанц, а по усмотрен суда и при касс, надзорн и по вновь открывш обстоят; знаком с прот суд засед с внесен замеч; выступ в суд прен с речью и репликой (если сам осущ защ); произн последн слово; получ от орг уг преслед копии док, затраг его интересы; пример с потерп по делам частн обвин; возраж прот заявл, действ, решений др. участн суд разбир – обвин); получ возмещ вреда, прич незак действ орг вед уг проц, если подозрен не подтверд – быть реабилитир. Закон представ осущ права несоверш или недееспос подозрев.

Обяз подозрев – являтся по вызовам, подчин закон распоряж орг уг пресл, участво в след и проц действ.

Основания: 1. Задерж по непосредств возникш подозр в соверш прест (лицо застигн присоверш ООД или непоср после соверш; очев, в т.ч. и пострад прямо указ на лицо или захватят его при стоверш, попытке скорыться непоср после соверш; на лице или при нем, в его жилище, авто и т.д. обнар явн следы, указ на прич к соверш ООД; др. достат основ подозр лицо в соверш ООД при услов, что лицо пыт скрыться или не имеет пост места жит или прож в др. местн или не устан его личн). 2.ВУД (, налич достат данн, указ на призн прест при отсутств обстоят, исключ произв по делу, уг дело возбужд в отнош лица, подозрев в соверш прест – см выше аналог основ). 3. Меры пресеч (собр доказ дают достат основ полагать, что подозрев может скрыться от орг уг преслед, воспрепятствов предв рассл, соверш ООД);

Обвин – физич лицо, в отнош кот вынес постан о привлеч в кач обвин. По делам частн обвин – лицо, относ кот судом принято заявлен о соверш им прест. Стат обвин прекращ с мом прекращ уг преслед, осуждения (всут в зак силу полн или част обвин прег), оправд (вступл в зак силу полн оправдат приг). Привл в кач обвин в силу принц през невин не предреш оконч выводов о его виновн. Привл лица в кач обвин – начало обвин деят в отнош конкретн чел.

Значение – появл нов уч уг судопроизв – обвин-го, в связи с деян кот вед все произв по делу, кот обрет совок прав (распростр и на суд стадии уг проц), позвол ему защищ (несвоеврем привлеч в кач обвин сущ огранич реализ ему законом прав. А когда привлек? Проблема); с мом привл в кач обвин орг уг преслед имеет право на примен мер проц принужд (пресечен и иных); постан о привл в кач обвин опред пределы суд разбират; привл в кач обвин конкретизир действ орг уг преслед по изоблич лица.

Основан привлечен – достат доказ, указ на: 1. совершен ООД, предусм уг зак, 2. налич в действ лица, соверш деян, сост прест; 3. на отсутств обстоят, исключ произв по делу.

Права обвин – во многом аналогичны подозрев (см. выше), исключит приведены в скобках.

Громов Н. А. Институт привлечения к уголовной ответственности. Саратов. 1991.

Карнеева Л. М., Чувилев А. А. Обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемого. М., 1976.

Липец А. Я., Сивачев А. В., Осин В. В. Законность и обоснованность предъявления обвинения. М., 1988.

Строгович М. С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности. М., 1984.

Шимановский В. В. Привлечение в качестве обвиняемого. Л., 1983.

Date: 2015-07-25; view: 817; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию