Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия культуры. Единство и многообразие культур. Структура культуры





Культура - совокупность религий, традиций, материальной и духовной жизни. Культура это мир человека, только ему свойственный способ деятельности, в процессе которого он одухотворяет созданные им предметы, очеловечивает природу, среду его обитания. Культура зарождается, живёт и умирает.

Сущность культуры раскрывается через ряд противопоставлений. В самом широком смысле культура – это то, что создано деятельностью человека. В этом отношении культура, как искусственная среда, противоположна природе как естественной среде. Однако, не все, что делает человек можно назвать культурой. Культуре противоположно варварство или дикость. Культура – это создание и сохранение позитивных ценностей, накопление достижений, умений человека. Варварство проявляется либо в неумении обращаться с ценностью, либо в разрушении позитивных ценностей, накопленных ранее. Культуру иногда противопоставляют цивилизации. В этом смысле культура охватывает духовные ценности, а цивилизация – материальные.

По формам существования выделяется субъективная культура и объективная. Объективная культура – это совокупность тех вещей, которые способствуют развитию личности. В этих вещах воплощены, опредмечены определенные способности и умения человека. Они уже преобразованы человеческой деятельностью. Табурет, автомобиль, картина – все эти вещи не существуют в природе самой по себе. Их нужно было придумать, замыслить, воплотить замысел в материале. Субъективная культура – это достигнутая мера развития человеческой личности, те способности, потребности и умения, которые представлены в человеке. Также и многие качества человека не даны от природы. Они усваиваются и развиваются только в процессе освоения культурного наследия. Даже прямохождение человека генетически не запрограммировано. Ему нужно учиться.

По составу культура делится на материальную, духовную и художественную. Их различие коренится в характере тех потребностей, которые они удовлетворяют.

Техника, экономика, политика обслуживают в большей степени материальные потребности. Религия, философия, искусство и т. д. – духовные потребности. Духовная культура существует прежде всего, в идее системы знаков, символов. Художественная культура воплощается в самых разнообразных видах искусства и творчества человека.

Освальд Шпенглер выделяет восемь основных культур:

· Индийская

· Китайская;

· Вавилонская;

· Египетская;

· Античная (Древнегреческая);

· Арабская;

· Русская;

· Западноевропейская

 

Функции культуры в обществе многообразны.

1. Аксиологическая функция. Культура – система ценностей, норм и правил поведения, представленных в символической форме.

2. Коммуникативная функция. Культура обеспечивает коммуникацию (общение) между людьми и социальное наследование – передачу опыта от одного поколения к другому.

3. Человекотворческая (гуманистическая) функция культуры выражается в том, что культура выступает как необходимое средство воспитания и образования личности.

4. Инструментальная функция. Культура – это совокупность приемов и способов человеческой деятельности.

 

Культура и цивилизация.

Культура тесно связана с цивилизацией. Понятие «цивилизация» многозначно, Есть 6 смыслов этого слова:

1. Цивилизация как материальная часть культуры.

2. Цивилизация как этап развития общества, наступающий после дикости. Обычно связан с наличием письменности и государства.

3. Иногда цивилизация и культура используются как тождественные, взаимозаменимые понятия.

4. Цивилизация как обозначение типа культуры, сложившегося в определенном регионе или в определенную эпоху. Например, египетская цивилизация, средневековая цивилизация и т. п.

5. Цивилизация как последний этап в развитии культуры, по теории О. Шпенглера.

6. Цивилизация в глобальном смысле. Например, земная цивилизация, инопланетная цивилизация.

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, цивилизация - определенный уровень развития материальной и духовной культуры а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.

Культура Цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует как живое целое. Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры - творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

 

Согласно Н. А. Бердяеву между культурой и цивилизацией могут возникать противоречия. Культура, как поиск, создание и сохранение духовных ценностей, нуждается в цивилизации как материальной основе для своей деятельности. Однако бывает так, что цивилизация вместо того, чтобы быть средством для культуры стремиться стать самоцелью. Тогда материальные ценности выдвигаются на первый план, а духовные остаются в тени.

Важным вопросом является вопрос о будущем человеческой цивилизации. Этим занимается дисциплина под названием футурология (наука о будущем). Существует не несколько сценариев развития человечества. Американский мыслитель Самюэль Хантингтон предсказывал столкновение цивилизаций. Прежде всего, оно может произойти между западной, православной, мусульманской и китайской цивилизациями.

 

Date: 2015-07-25; view: 866; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию