Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура России XVIII века





В культуре России XVIII в. утвердились светские элементы. Пе­риод правления Екатерины II связывают с эпохой Просвещения. Ека­терина II вела переписку с французскими просветителями, обещала развивать просвещение, проводить реформы.

Представителем передовой культуры был выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он отстаивал развитие просвещения в России. По его инициативе в 1755 г. был основан Московский университет. В тот период еще не было четкой дифференциации наук, интересы Ломоносова были разносторонними.

Он увлекался астрономией, химией, физикой, сформулировал учение о корпускуле (молекуле), сформулировал закон сохранения массы ве­щества при химических реакциях. Он увлекался горными исследова­ниями, проделал тысячи опытов в химических лабораториях, пытался найти им применение на практике. Увлекся производством цветного стекла, составил из мозаики портрет Петра I и панораму Полтав­ской битвы. Ломоносов был поэтом, работал над усовершенствовани­ем русского языка.

В середине XVIII в. оформилась сословная система образования. Для дворян была создана сеть кадетских корпусов. В 1783 г. была открыта Российская Академия по изучению русской словесности во главе с Екатериной Дашковой.

Для купцов и мещан в городах открывали коммерческие, медицин­ские и другие школы, для детей духовенства — духовные семинарии; для детей рекрутов — солдатские школы для мальчиков.

В конце XVIII в. в губернских центрах стали создавать четырех­классные школы, в уездных — двухклассные школы.

Было обращено внимание на развитие женского образования. В Петербурге был открыт Смольный институт благородных девиц, а в Москве — Екатерининская гимназия.

Однако для крепостных крестьян школ не было.

В науке большую роль сыграли труды А.Болотова, который в сво­их работах изложил основы агрономии.

Историк В.Татищев написал "Российскую историю с самых древ­нейших времен".

С.Крашенинников составил "Описание земли Камчатка".

Русские механики сделали несколько важных изобретений. В 1735 г. Иван Моторин отлил Царь-колокол. Иван Ползунов на Ура­ле изобрел паровой двигатель. И.Кулибин соорудил механическую коляску, разработал проект одноарочного моста через Неву. Одна­ко многие изобретения в тот период не могли еще найти должного применения.

В литературе были известны два течения. Представителем сенти­ментализма был Н.Карамзин (автор повести "Бедная Лиза"). Пред­ставителями классицизма были М.Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский.

Переход к реализму связывают с поэзией Г.Р.Державина и с дра­матургией Фонвизина, который написал комедии "Недоросль" и "Бригадир.

Первый русский профессиональный театр был открыт в 1750 г. в Ярославле Ф.Волковым. В 1756 г. театр переехал в Петербург.

Создавались театры крепостных актеров (в Кускове, в Останки­не).

Архитектура еще играла видную роль в культуре. Основателем барокко в России был архитектор Б.Растрелли. Для стиля барок­ко характерно обилие украшений (многочисленные колонны, статуи, фантастический растительный узор, покрытый позолотой). В этом стиле были построены Зимний дворец, Петродворец, Екатерининский дворец в Царском Селе).

Основателем классицизма в русской архитектуре был Матвей Ка­заков. Для классицизма характерна сдержанность в украшениях, пря­мая линия фасада. Эти здания подражали архитектуре Древней Гре­ции и Рима. В классическом стиле были построены Московский уни­верситет, здание Сената, Дом дворянского собрания. Архитектор Ба­женов синтезировал достижения различных архитектурных стилей. По его проектам были построены дом Пашкова в Москве, Михайлов­ский замок в Петербурге.

В скульптуре наиболее известным мастером был Ф.Шубин. Он создал скульптурные бюсты Ломоносова, императора Павла, русских полководцев.

По проекту скульптора Фальконе был поставлен памятник Петру I, известный под названием "Медного всадника".

В живописи особых успехов достигли художники-портретисты. Появился жанр парадного портрета. Создавались портреты царей или крупных сановников, которых изображали в торжественной позе, при регалиях и наградах. Царей обычно изображали с державой и скипетром в руках, в горностаевой мантии.

Художник Левицкий создал парадный портрет Екатерины II, где изобразил ее в виде богини правосудия.

Художник Боровиковский создал парадный портрет князя Кура­кина. Большое внимание на международной выставке привлек пор­трет М.Лопухиной, который был воспринят как символ русской на­ции. Крепостной художник Аргунов создавал портреты крепостных актеров (например, певицы П.Ковалевой).

Развивалась общественно-политическая мысль. Идеологом дво­рянства был М.Щербатов, который критиковал Екатерину II за деспотизм, написал работу "О повреждении нравов в России".

В конце XVIII в. в России возникла просветительская антикре­постническая идеология. Просветители не были революционерами, они отстаивали развитие просвещения в России. Они видели, что крепостное право было тормозом развития страны, предлагали отме­нить его с помощью реформ. Десницкий, Поленов и другие подавали в Сенат записки, доказывали необходимость отмены крепостного права.

Выдающимся просветителем конца XVIII в. был Николай Ива­нович Новиков. Он основал крупное книгоиздательство, выпустил множество книг по ценам, доступным населению. Выпускал сатири­ческие журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек" и др., в кото­рых он высмеивал пороки существующего строя, переписку Екатери­ны II с французскими просветителями, тупоумие, невежество дворян­ства, доказывал необходимость отмены крепостного права; печатал в журналах переводные статьи, в которых доказывал преимущества наемного труда по сравнению с крепостным. Многие годы Новиков провел в тюрьме, освобожден был при Павле I, но ему было запрещено заниматься издательством.

В конце XVIII в. зародилась революционная идеология. Алек­сандр Николаевич Радищев был первым русским революционером-республиканцем. Получил образование в Лейпцигском университете. На формирование его идеологии оказали влияние французские и рус­ские просветители (знаком с Новиковым), буржуазные революции на западе, крестьянские войны в России. Радищев пришел к выводу, что самодержавие несовместимо с интересами народа, призывал к свер­жению самодержавия. Он являлся защитником интересов народа, в особенности крестьян. Его идеалом была крестьянская республика, где нет самодержавия, крепостного права, помещиков, вся земля рас­пределена между крестьянами. Работы Радищева: "Путешествие из Петербурга в Москву", ода "Вольность", "Рассуждение о том, что есть сын отечества". Радищев был направлен в Сибирскую ссылку, из которой его освободили при императоре Павле.

 

Date: 2015-07-25; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию