Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I. «Путь», деструктивные секты и харизматические группы»





«Путь», деструктивные секты и харизматические группы»

 

Глава 1. О чем пойдет разговор

 

Благообразные ласковые женщины останавливают вас на улице и, протягивая листовку «Бог тебя любит», вступают в разговор: «Извините, можно вас на секундочку? Скажите, вы в Бога нашего единого верите?»

Под звуки цимбал и барабанов на перекрестках улиц танцуют и поют бритоголовые люди в шафранных туниках.

Под проливным дождем от машины к машине бегают мокрые подростки, предлагающие купить цветы.

Прилично одетые люди нервного вида знакомятся с людьми в холлах аэровокзалов, возбужденно призывая их вносить денежные пожертвования на программы изоляции жертв СПИДа.

Административные работники в костюмах-«тройках» сидят в состоянии гипнотического транса в банкетном зале отеля на групповом сеансе «пробуждения сознания», финансируемом руководством компании.

Домохозяйки посещают собрания, осваивая приемы квалифицированной вербовки людей в коммерческую пирамиду по сбыту продукции определенной фирмы.

Сотни студентов в университетской аудитории внимают речам новоявленного лидера, который обещает научить их левитировать и проходить сквозь стены, находясь в состоянии глубокой медитации.

Старшеклассники отправляют сатанистские ритуалы, «причащаясь» кровью и мочой для обретения силы и могущества.

Тысячи людей из разных слоев общества записываются на обучающие семинары, где переживают инсайты, во время которых подключаются к Нему через «канал», «открытый» предприимчивым лидером.

В грязи Джонстауна валяются жертвы массового суицида: более девятисот трупов отравленных мужчин, женщин и детей.

Люди в панической давке покидают станцию токийского метрополитена, спасаясь от отравления зарином.

Это лишь несколько наглядных примеров деятельности деструктивных сект, которые мы привыкли называть тоталитарными. (На Западе их принято называть деструктивными культами).

Есть ли среди ваших близких, родных, друзей или знакомых человек, который изменился до неузнаваемости, оказавшись втянутым в какую-нибудь закрытую группу? Да? Тогда вам следует знать, что радикальное изменение его личности вызвано мощнейшей психологической обработкой, жертвой которой он стал, примкнув к этому закрытому сообществу. Неизбежные приметы при-общения к деструктивной секте — это стирание личной истории, потеря индивидуальности и полное обезличивание.

По далеко неполным статистическим данным на 1996 год[1] на территории СНГ, в частности, в России и Украине, жертвами деструктивных сект стало более полумиллиона человек. Из них 70 000 человек входило в «Богородичный центр», около 60 000 считало себя «Свидетелями Иеговы», 48 500 человек входило в "АУМ Синрике» (до ареста Асахары), 10 000 были последователи «Белого Братства» (всего в мире их насчитывалось 144 000), 000 строили Шамбалу в «Общине единой веры» неистового Виссариона...

Что же касается США, то по самым приблизительным оценкам к началу восьмидесятых годов в этой стране насчитывалось коло трех тысяч деструктивных культов, в ряды которых входило три миллиона человек[2]. Самыми известными и многочисленными среди них были «Церковь Объединения» Сан Мюн Муна, Миссия Божественного Света» гуру Махараджи Джи, «Общество трансцендентальной медитации» гуру Махариши Махеша, «Церковь. сайентологии» Рона Хаббарда, «Международная коммуна динамической медитации» Бхагвана Раджниша (Ошо), «Общество сознания Кришны» Свами Прабхупады, а также скандально известные секты «Народный Храм» Джима Джонса, «Ветвь Давидова» Дэвида Кореша и «Семья» Чарльза Мэнсона.

Но деструктивные религиозные, политические и террористи-ческие секты представляют собой лишь одну из разновидностей самых обычных харизматических групп, к числу которых относятся религиозные и политические движения, группы саморазвития, целительства и духовного возрождения. Поэтому мы должны глубоко исследовать феномен харизматических групп, а потом разобраться, какие факторы позволяют считать харизматическую группу деструктивной.

Изучая харизматические группы, мы попытаемся понять, почему люди примыкают к ним и в чем причины удивительных трансформаций, которые происходят с людьми, вступившими в такие группы. Возможно, мы сумеем ответить на вопросы: почему члены харизматических групп радикально меняют взгляды, образ жизни и совершают несвойственные им поступки, которые приводят в смятение всех, кто их знает? Почему они могут обрить голову и отплясывать в скверах, превратиться в «наркоманов групповых инсайтов» или с энтузиазмом продавать за гроши безделушки? Почему они могут отречься от семьи, внезапно уехать за тысячу километров, изменить имя, исчезнуть, а порой ради группы пойти на убийство или самоубийство?

Какими бы странными ни казались эти трансформации, они вполне объяснимы с точки зрения групповой динамики и социальной психологии. Психологи выделили ряд принципов, которые активно действуют во всех харизматических группах.

Все харизматические группы обладают высокой степенью сплоченности, жестко регулируют поведение членов при помощи коллективной системы убеждений и приписывают трансцендентное начало лидеру группы и групповой миссии.

Все харизматические группы обладают поразительной способностью оказывать влияние на образ мыслей своих последователей, кардинально менять их систему ценностей, мировоззрение и поведение.

Но только деструктивные секты разрушают человеческую личность и все ее связи с внешним миром, применяя психологический контроль и технологии реформирования сознания.

Мы часто удивляемся поведению членов сект, продиктованному убеждениями, которые не совпадают с нашими собственными. Мы считаем непонятным поведение бритоголовых кришнаитов, которые разгуливают по улицам в шафранных туниках, продавая «Бхагавад-Гиту» и ароматические палочки. Мы не понимаем членов сект, которые целыми днями торгуют мелочевкой. И в этом нет ничего странного. Как только человек становится членом секты, он принимает новую систему убеждений. Поскольку эта система убеждений ассоциируется с групповой сплоченностью и определенной линией поведения, он перестает считать такое поведение необычным или неправильным, пусть даже оно шокирует окружающих.

Чтобы разобраться, проявляет ли харизматическая группа характерные качества деструктивной секты, не нужно лезть в ее теологию или идеологию. Нужно акцентировать внимание на том, чем занимается группа, а не на том, во что она верит. Не обходимо анализировать, как общаются люди в данной группе и как происходит обмен информацией с внешним миром, а не оценивать «правильность» групповой веры, политических взглядов или интерпретации Библии. Глупо давать оценки с позиции «я прав, а ты не прав», считать априори правильными только нашив взгляды и пытаться обратить «заблудших» в собственную веру. У каждого человека должна быть возможность самостоятельно исследовать разные точки зрения, думать, выбирать и создавать реальность в соответствии с его представлениями. Но право на меру и создание личного туннеля реальности не дает право использовать эту веру в разрушительных целях для прикрытия антигуманной деятельности. Иначе группы феминисток давно бы обезглавили сильную половину человечества, а секты сатанистов открыто совершали бы ритуальные убийства людей.

Необходимо также обратить внимание, какими методами человека затягивают в группу и удерживают в ней. Если в процессе вербовки, на «вводных лекциях» и после вступления человека в группу к нему применяют техники психологического контроля, позволяющие заменить его «истинную» личность на «сектантскую», то есть все основания считать такую группу деструктивной сектой.

В деструктивных сектах активно применяются техники модификации поведения с внушением фобий и зависимостей. Реформирование сознания происходит незаметно на основе провоцирования когнитивного диссонанса, гипнотического транса, внушения, нейролингвистического рефрейминга, информационной перегрузки, сенсорной депривации, нейрологического переимпринтирования, тоталитарного контроля эмоций, поведения, мыслей и информации.

 

Глава 2. Об искателях Пути, Истины и Высшей реальности

...Что же касается любого учения, провозглашающего Истину, то знай, что Истина невыразима.

«Алмазная сутра», 21.

Любое учение похоже на плот: с его помощью нужно перебираться на другую сторону руки, но это не значит, что его нужно повсюду таскать за собой.

«Мадждхима Никайя», 134-135.

Вас удручает хроническое безверие. Вы видите, что система общепринятых, экзистенциальных, принятых без доказательства, устойчивых и уютных представлений относительна и неполна, и в любой момент может рассыпаться, как карточный домик. Вы пытаетесь понять, как работает ваш мозг, создающий реальности и проецирующие иллюзии. Вы стремитесь вырваться за пределы этих реальностей и расширить сознание. Вы ищете Путь.

Незнание, догматичность убеждений и множественные иллюзии (верования, страхи и космологические представления) являются отражением культуры, в которую мы включены. Социокультурные убеждения и страхи создают барьер, за который мы не можем выйти, чтобы проверить, насколько они правильны. Так иллюзии остаются непроверенными и укрепляют страхи, которые их же и породили.

В целях выживания человек постоянно вводит себя в заблуждение, — создавая, поддерживая и укрепляя мир собственных иллюзий. Тогда почему мы так боимся смерти, которая на деле просто означает потерю иллюзий?

Никто не хочет мириться с представлением, что жизнь — это миг между рождением и смертью. Должна же быть в жизни какая-то цель! И пока мы не знаем этой цели, ее придумывают для нас пророки, предлагая веру в Своих Богов. Все религии и философские системы, в сущности пытались решить главную проблему, занимавшую умы человечества, - проблему смерти. Западные

религии обещают бессмерти е в «небесном царстве», куда смогут попасть лишь официально признанные обществом праведники. Восточные религии, трезво понимая, что человеческая жизнь неминуемо заканчивается болезнью, угасанием и смертью, предлагают пассивное смирение и отрешенность.

Тимоти Лири считал любые представления (и основанные на них иллюзии) полезными, здоровыми и плодотворными, если они жизнеутверждающи. При введении в восприимчивый мозг они сплавляются с другими представлениями, идеями и мыслями, эволюционируют и становятся мощной программой выживания. Но если в программное обеспечение проникает мысль-вирус, «здоровые» представления перерождаются в «злокачественные». Сот-пи миллионов несчастных людей живут по таким вирусным программам, как «избранный народ», «Христос — добрый пастырь», «первородный грех», «гнев Господний», «Аллах» и «царство небесное».

В туннеле реальности таких вирусов человек со слабым иммунитетом и без внутренних ориентиров легко управляем и внушаем. Хочешь высшей реальности и высшей истины? Пожалуйста! Нужно только верить в иллюзию спасения... и не выходить за территорию, ограниченную духовными пастырями.

Жаждой бессмертия искусно манипулируют разные идеологические институты, навязывая собственные правила игры. По мнению Тимоти Лири, Бытие, первая глава иудейско-христианской Библии, откровенно излагает стратегию манипулирования псевдобессмертием, в которой добро и зло используются в качестве «вывески», прикрытия, абстракции и хитрого тактического хода.

Как ни прискорбно, но любая монотеистическая религия по определению примитивна, поскольку создана для того, чтобы сфокусировать человеческое сознание на иерархии улья. Эта религия провозглашает, что есть лишь один Бог и лишь одна реальность. Следовательно, существуют только две точки зрения: правильная (и единственная), если она совпадает с точкой зрения власти улья, и еретическая, если она оппозиционна. Единственное, что требуется, — это подчинение. Слово «ислам» означает «подчинение». Основная поза в христианстве — коленопреклонение. Да будет воля Твоя!

Монотеизм не причиняет вреда законопослушным и религиозно настроенным гражданам, которые страстно желают снять с себя бремя ответственности и переложить ее на плечи всемилостивого Бога. Но монотеизм наносит огромный вред тем, кто эволюционирует дальше. Когда развитые личности совершают открытие, что «все едино», они начинают понимать, что «все реальности, которые я ощущаю, создает мой мозг». Это открытие пугает, поскольку новоявленный обладатель многоуровневого тела и сознания должен принять на себя всю власть и ответственность, которые безраздельно принадлежали Богу.

Принцип соответствия не позволяет считать священные писания лжеучениями, поскольку мы должны их толковать на трех уровнях: историческом, назидательном и духовном. Остается лишь одно: считать их ценными этологическими документами, помогающими определить эволюционную стадию развития общества, в котором они создавались.

Есть лишь один Бог, который создает вселенную и делает траву зеленой. Этот Бог - ваш мозг. Вы, как операторы собственного мозга, создаете модели вселенной и туннели реальности, метафоры восприятия и карты маршрутов, по которым хотите идти. Но мы упорно продолжаем считать божественное чем-то экзистенциальным, чем-то фактическим существующим, пусть даже где-то там. Но, как сказал Джозеф Кэмпбелл: «Бог - это всего лишь наше представление, это наш символ непостижимого и трансцендентного».

Слепая вера в официально указанного и провозглашенного Бога не предполагает духовного развития, она сдерживает расширение сознания и грозит смертью разуму, потому что узко понимаемый Бог всегда очерчивает территорию дозволенного. Стремление к духовному развитию и конструированию иллюзий часто совпадает с задачами харизматических лидеров установить господство над территориями и душами.

Когда человек перестает конструировать жизнеутверждающие иллюзорные реальности в поисках лазеек для духовного выживания, его духовные поиски могут оборваться в мрачных туннелях тоталитарных режимов, из которых, как потом выясняется, человек очень редко выбирается сам. Одним из таких тоталитарных туннелей реальности может стать харизматическая группа и деструктивная секта.

Глава 3. Что такое харизматическая группа

На протяжении истории человечества в разных уголках мира появлялись самые разные «пророки», обладавшие достаточной харизмой, чтобы привлечь к себе последователей. Что такое харизма? Во-первых, это редкое качество или умение общаться, приписываемое тем людям, которые демонстрируют исключительную способность увлекать за собой толпу. Во-вторых, это божий дар или приобретенная в результате самообучения психическая способность вызывать чудесные изменения в человеческом поведении. Итак, чтобы «пророк» мог стать харизматическим лидером, он должен обладать даром убеждения и способностью побудить людей к выполнению некой трансцендентной миссии, используя все доступные ему средства (в том числе и телевидение).

По мнению социолога Макса Уэбера, если харизматический лидер хочет достичь успеха и сохранить непререкаемый авторитет на протяжении долгого периода времени, он должен создать упорядоченную социальную структуру и обслуживающую ее систему негласных законов.

Трансцендентность миссии типичной харизматической группы отражается в ее обрядах и ритуалах, поэтому лидер должен создать базовые групповые традиции. Эти традиции, в которых лидер объявляется воплощением святости, предписывают группе руководствоваться неким стандартом поведенческих норм, чтобы успешно выполнять групповую миссию. Эти нормы распространяются на личную жизнь каждого члена группы и на совместную групповую деятельность. Любая социальная структура жизнеспособна на протяжении длительного периода времени только тогда, когда она организована, создает новые инициативы, следит за соблюдением порядка и разрешает повседневные конфликты. Поэтому в харизматической группе необходимо создать административный аппарат и четко обозначить иерархию власти.

В состав харизматической группы могут входить десятки, сотни и даже тысячи членов. Члены такой группы (а) коллективно разделяют определенную систему убеждений; (б) проявляют высокий уровень социальной сплоченности; (в) придерживаются строго установленных норм группового поведения; (г) приписывают харизматические (и даже божественные) качества лидеру группы и даже самой группе как социальному институту.

Несмотря на разницу в идеологии и ритуальном поведении, вес харизматические группы объединяет одна общая черта, которая характеризует процесс вступления в группу и опыт членства. Харизматические группы всегда возникают в тот период, когда общество с его традиционной системой ценностей не в состоянии решить серьезные социальные проблемы, которые встают перед личностью. Чаще всего люди вступают в харизматические группы в период сильного стресса - когда испытывают хроническую неудовлетворенность, переживают кризис отношений или ощущают, что не могут себя реализовать. Харизматические группы обычно привлекают новых членов, со давая атмосферу безусловной любви, признания и поддержки и предлагая особое мировоззрение, которое обещает решить все их экзистенциальные проблемы. Вступление в такую группу сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, глубокими изменениями в восприятии и, как правило, приносит эмоциональное облегчение. Антистрессовое действие и улучшение общего эмоционального состояния позволяет новообращенному члену считать группу состоятельной, а се миссию - великой.

Лидер труппы воспринимается как авторитетная фигура, обладающая знанием и способная разрешить вес проблемы человечества. В процессе взаимодействия с последователями лидер группы сам начинает верить в то, что ему предназначена великая миссия спасения человечества, и любое действие оправдывает групповой философией трансцендентальности его миссии. Это позволяет ему предъявлять такие требования к последователям, которые объективному постороннему наблюдателю кажутся противоправными и оскорбительными. Опираясь на догму или свод принципов, которые получены от лидера, группа с большой серьезностью относится к решению повседневных задач и участию во внутри групповых мероприятиях

Чем ближе завербованные в группу люди сходятся с остальными членами группы и чем сильнее разделяют групповые ценности, тем благополучнее в эмоциональном плане себя чувствуют; напротив, если они эмоционально отделяются от группы, то начинают испытывать глубокий эмоциональный стресс. Такие эмоциональные «качели» укрепляют в них желание подчиниться групповым нормам, поскольку конформизм подспудно сопровождается улучшением их эмоционального состояния.

Групповые нормы поведения обычно регулируют все сферы жизнедеятельности последователей (включая сферы сексуальных наклонностей, общения и интеллектуальных стремлений). Эти стандарты поведения определяют, что «правильно» и «неправильно», допустимо или недопустимо, желательно или нежелательно. Поскольку во всех этих сферах последователи предпочитают действовать сообща, они не считают ни коллегами, ни друзьями посторонних людей, не принадлежащих к данной группе, и стараются держаться от них подальше. Каждый член группы постоянно стремится добиваться все более высокого уровня признания группы и в полной мере соответствовать групповым ожиданиям.

Чтобы оставаться стабильной, харизматическая группа должна быть сплоченной социальной системой. В 1947 году Курт Левин определил групповую сплоченность как «некое силовое поле, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться». Сплоченность предполагает привлекательность группы для ее членов и глубокую взаимную симпатию между членами группы, которая укрепляет их связь друг с другом и порождает доверие. Для сохранения доверия между членами группы и их доброго отношения друг к другу нужно манипулировать их действиями, взглядами, и изгонять бунтарей, которых делают козлами отпущения. Все действия членов группы внимательно отслеживаются гласно или негласно назначенными наблюдателями. Члены группы подчиняются групповым нормам, безотчетно опасаясь ухудшения эмоционального состояния и подавленности, которые ассоциируются с сомнениями в истинности групповых ценностей. Фактически, основой групповой сплоченности служит эмоциональный аспект в системе групповых межличностных отношений.

Информация из внешнего мира фальсифицируется и редактируется, а ее подача строго дозируется, чтобы как можно сильнее сгладить противоречия между взглядами группы и общества в целом. Чтобы предотвратить дестабилизацию и заручиться преданностью членов, группа может придерживаться взглядов, которые не просто игнорируют реальность, но и противоречат большинству общественных норм. Явным показателем того, что идеалы группы заслуживают доверия, служит приход новых членов, поэтому многие группы ведут политику агрессивной вербовки.

«Пограничный контроль», который практикуется группой, призван защитить ее от внешней агрессии. Группа вынуждена бороться, чтобы сохранить собственную целостность и обрести признание или, по крайней мере, заслужить к себе терпимое отношение со стороны общества в целом, ибо в группе обычно представлено небольшое и инакомыслящее меньшинство. Чтобы защитить членов от ассимиляции, в группе насаждается подозрительное отношение к обществу в целом, а также к его представителям, не разделяющим ценности группы. Собственно говоря, всех людей делят на последователей и «чужаков», причем последние не считаются полноценными людьми, а если так, то ради стабильности группы как социальной системы их официально разрешено обманывать и ими можно манипулировать.

Харизматические группы могут входить в конфликт с окружающим обществом. Они пренебрегают интересами семей новообращенных, придерживаются агрессивной и даже параноидальной политики в отношении посторонних людей, которые подозреваются в недружественном отношении к группе. Идеологические позиции группы идут вразрез с идеологией общей культуры. С одной стороны, они манипулируют эмоциональной потребностью последователей принадлежать к сплоченной социальной системе. А с другой - предлагают последователям довольно причудливую идеологию, позволяющую окружить группу психологической стеной. Таким образом лидеру удается создать закрытую систему. Эта система успешно затягивает членов в глубокую воронку социального контроля, который требует абсолютной преданности и отказа от обычных социальных норм.

Исследуя поведение многих харизматических лидеров, психологам удалось выяснить, что, помимо харизмы, чаще всего они обладают незаурядным умом, находчивостью и предприимчивостью. Как правило, это ловкие, изобретательные, проницательные и образованные люди. Среди лидеров или в руководстве многих современных сект есть бывшие военные психологи, которые в свое время занимались разработкой психологических приемов ведения войны и прекрасно освоили техники воздействия на человеческое сознание. Многие лидеры стремятся управлять людьми так, чтобы они не подозревали, что ими управляют. Они умело внушают последователям веру в собственное могущество и контролируют их поведение через эту веру. Чаще всего они ощущают собственную неполноценность, и поэтому отчаянно цепляются за возможность утвердиться за чужой счет. Демонстрируя внешнюю власть над людьми, они отвлекаются от глубокого внутреннего конфликта.

Дальнейшее развитие харизматических групп, как правило, происходит по одному из следующих сценариев. Они могут стать бюрократическими организациями, когда харизма лидера-основателя приписывается иерархическому руководству группы. Они могут ассимилировать в общество, если руководство не придерживается тактики самозащиты и изоляции. Они могут войти в прямой конфликт с обществом из-за идеологических разногласий и агрессивной позиции с обеих сторон, что потенциально может привести к преступной деятельности группы. Во избежание негативных последствий эти группы могут переселяться в отдаленные места.

 

Глава 4. Что такое деструктивная секта

Не играйте с масками реальности, пока не научились обращаться с реальностью масок.

Р. А. Уилсон

Заглянув в толковый словарь, можно узнать, что «секта» — это религиозная община, или группа, отколовшаяся от господствующей церкви и отправляющая специфический культ, а «культ» - это религиозное служение божеству и связанные с этим обряды, то есть некая религиозная практика поклонения и обожествления. Секты как общины, более или менее радикально порвавшие с официальными, или государственными, церквями, весьма часто расходятся с ними не только в метафизических, но и в этических вопросах. Везде, где в той или иной форме существует официальная религия или в основу государственных (общественных) отношений положены определенные этические принципы, этика неотделима от политики. Поэтому секты часто бывают оппозиционны не только по отношению к церкви, но и по отношению к государственному и социальному порядку. В том же толковом словаре читаем, что сектой может называться и вполне светская группа лиц со своим собственным культом. Согласно второму определению, «секта» - это узкий круг людей, которые обособились от общества и замкнулись на узком круге интересов, поклоняясь определенной эстетической или интеллектуальной программе, тенденции или харизматической личности.

Итак, секта - это группа, которая характеризуется специфическим ритуалом поклонения богу или личности, изоляцией от «враждебной» социальной среды и наличием харизматического лидера.

Хотя странные убеждения и ритуалы секты еще не свидетельствуют о ее деструктивном характере, в современном мире слово «секта» приобрело крайне негативный оттенок и ассоциируется с опасной группой людей, возглавляемой «пророком», психопатом, шарлатаном, или бандитом.

Как уже говорилось, в деструктивных сектах к последователям систематически применяются современные методы психологической обработки и приемы воздействия на сознание, активно используются техники модификации поведения, эксплуатируется внутренне присущий человеку групповой конформизм и подсознательная потребность подчиняться авторитету. Кроме того, в деструктивных сектах широко практикуется обман, фальсификация и запугивание. Это позволяет поэтапно разрушить личность и, манипулируя мыслями, чувствами и поведением последователей, реформировать их сознание. В деструктивной секте нарушаются права человека. Активно воздействуя на сознание и подсознание людей с помощью ряда специальных техник, о которых мы будем подробно рассказывать, им прививаются фобии и зависимости, лишающие последователей возможности покинуть секту.

На сегодняшний день существует множество техник воздействия на нервную систему и мозг человека, то есть на человеческую нейрологию.

Все, что человек думает, помнит, осознает, чувствует и узнает, — это результат деятельности мозга. Каждый человек обучается и чувствует по-своему, потому что в процессе развития нервной системы в его памяти запечатлевается определенная информация (импринт). Каждый импринт определяет позитивный или негативный фокус для последующего формирования условных рефлексов (обуславливания). Именно импринты и условные рефлексы определяют, как человек воспринимает реальность. С помощью специальных техник человека можно ввести в состояние так называемой импринтной уязвимости, когда он становится повышенно внушаемым, и полностью его перепрограммировать. Создавая новые импринты и новые условные рефлексы, можно изменить систему представлений, сознание, восприятие реальности и модели мышления. Мозг как бы «переключается» и начинает работать иначе. Сознание человека изменяется и человек воспринимает лишь ту реальность, которую ему навязали. Начинается процесс автоматической фильтрации: сигналы, которые не вписываются в его новый туннель реальности, экранируются, а информация, которая хорошо увязывается с навязанной ему системой представлений, воспринимается как единственно верная. Применяя к людям методы нейрологического воздействия, секта «стирает» истинную личность и создает «новую» с «новым» сознанием [3].

Когда человек долгое время живет в «искусственной» реальности деструктивной секты, он теряет индивидуальность и живет в скорлупе «искусственной» личности, созданной сектой. Каждая личность характеризуется определенным набором убеждений, моделей поведения, стилем мышления и эмоциональными реакциями. В условиях психологической обработки и колоссального социального воздействия реальная личность человека, сформированная родителями, воспитанием, образованием, друзьями и его свободой выбора, насильно подменяется новой сектантской личностью. Человека погружают в такую социальную среду, где он вынужден отказаться от прежнего «Я». Чтобы функционировать в новой групповой реальности, он должен принять новый облик, который одобряется группой. Любая реальность, которая может напомнить ему о его прежней личности и вернуть прежнее представление о себе, искусственно устраняется. Даже если поначалу человек умышленно подыгрывает окружению, чтобы остаться в группе, со временем он неизбежно пропитывается тоталитарной идеологией, которая меняет его предыдущую систему представлений. Такой процесс изменения можно запустить в течение нескольких часов, но для его стабилизации, как правило, необходимо несколько недель. Любая тоталитарная система, и, в частности, деструктивная секта, стремится разрушить индивидуальную целостность человека и его самостоятельность в принятии решений.

Конституция гарантирует права на свободу совести и вероисповедания, на личные и гражданские свободы. Группа людей обладает правами на свободу религиозного сознания и беспрепятственное отправление обрядов, какими бы странными они ни казались обществу. Если люди хотят верить в то, что Махараджи Джи, Виссарион, Мария Дэви Христос, Элизабет Профет, Сан Мюн Мун, Махариши Махеш, Ошо, Джим Джонс, Чарльз Мэн-сон или Дэвид Кореш - мессия, это их право. Но (и это главное!) никто не имеет права вводить в их подсознание деструктивные установки, внушая веру в то, что указанный господин (или госпожа) - мессия. Никто не имеет права посягать на их свободы и деструктивно воздействовать на их личность с помощью психологического программирования и техник манипуляции сознанием.

После окончания второй мировой войны спецслужбы всего мира активно приступили к экспериментам в области нейропрограммирования личности и направленного изменения группового и индивидуального сознания. По признанию ЦРУ, уже в начале пятидесятых годов проводились секретные эксперименты под кодовым названием MK-ULTRA по исследованию влияния психоделиков, наркотиков, электрошока и гипнотических техник на человеческую психику.

Особый вклад в психологию внесли работы Курта Левина, который эмигрировал из нацистской Германии в США. Левин заложил основы такого направления, как групповая динамика, и занимался активным ее исследованием, ибо справедливо полагал, что основные изменения личности происходят не в индивидуальном, а групповом контексте. Он считал группу динамическим целым «со свойствами, отличными от свойств ее слагаемых или суммы этих слагаемых».

В шестидесятые годы в гарвардском университете под руководством проф. Тимоти Лири, одного из создателей теории трансакционного анализа и концепции групповой терапии, проводились исследования в области модификации поведения. Еще до войны Адлер говорил о значении социального окружения для личности и о том, что группа позволяет сформировать и модифицировать взгляды и суждения личностей, которые переживают кризис ценностей и целей. Но проф. Лири исходил из предположения, что мозг - это биохимическая электрическая система, которая обладает способностью воспринимать и конструировать разные реальности! Чтобы изменить сознание, нужно найти и грамотно использовать специальный «ключ». Этот ключ «открывает» нервную систему для исследования, а мозг для перепрограммирования. Он избавляет от обусловленности восприятия, помогает активизировать новые контуры нервной системы и расширяет сознание. Справедливость теории проверялась в серии экспериментов по психологической реабилитации и изменению поведения заключенных. Именно Тимоти Лири был автором призыва «turn on, tune in, drop out», который переводится как «включись, настройся, отстранись». «Включись» - активизируй свои нервные способности и генетические задатки, «настройся» — гармонично взаимодействуй с окружающим тебя миром, а «отстранись» — активно, избирательно и тонко «отслаивай» рефлекторные и подсознательные убеждения.

В конце шестидесятых психологи проявили интерес к возможности модификации поведения отдельных личностей и групп при проведении сеансов групповой психотерапии, основанных на методе свободных дискуссий. Групповая дискуссия, роль которой экспериментально и последовательно исследовалась все тем же Куртом Левином, позволяла столкнуть оппозиционные мнения, помогая участникам увидеть разные стороны проблемы, и уменьшала их сопротивление новой информации. Экспериментальные техники, которые разрабатывались из лучших побуждений, были призваны заставить людей отказаться от привычных схем поведения и мышления, развивать потенциальные возможности, скрытые резервы и выводить на уровень самоактуализации. На таких сеансах людей побуждали «раскрепощаться», избавляться от комплексов, рассказывать группе о самых интимных личных проблемах. Широкое распространение получила психотехника, в которой члена группы усаживали в центр круга, а каждый из присутствующих по очереди указывал ему на его недостатки и проблемы. Нет необходимости говорить, что без консультации опытного психотерапевта такая техника может глубоко травмировать человеческую психику и спровоцировать тяжелые психологические проблемы.

Кроме того, в результате развития системы нейролингвистического программирования (НЛП) большое количество людей познакомилось с техниками погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об этической стороне работы с подсознанием. Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, создатели модели НЛП, активно популяризировали эту технологию в качестве инструмента для расширения человеческих способностей. Эта модель была построена на основе модели стратегической психотерапии Мильтона Эриксона, в которой широко использовались трансовые и гипнотические состояния. Феномен гипнотического транса (или эриксонианского гипноза) вызывал измененное состояние сознания, в котором человек становился повышенно внушаемым и получал установки, вызывающие изменения его личности.


Если вначале групповые и индивидуальные методики испытывались только на добровольцах, многие из которых, кстати, положительно оценили этот опыт, то со временем некоторые техники просочились в массовую культуру и популярную психологию, став общедоступными. Их бесконтрольно применяли разные люди в самых разных целях. С помощью этих техник недобросовестные «гуру», жаждавшие богатства и власти, научились манипулировать последователями. Лидеры самых разных сект начали понимать, какие преимущества сулит использование новых методик воздействия на личность. Начала развиваться так называемая технология «культового менеджмента», на базе которой формировались современные деструктивные секты нового типа. В таких сектах к последователям применяется комплекс психологических мероприятий, позволяющих поддерживать у них определенное состояние сознания, формировать у них настройку на новый, культовый туннель реальности, а также полностью контролировать их эмоции, мысли, поведение, деятельность и связи с внешним миром.

В России и Украине разгул деятельности деструктивных сект начался в начале девяностых, когда пал тоталитарный режим и охранявший его «железный занавес». Именно тогда население лишилось пропагандистской идеологии, которая активно формировала общественное сознание и общественный туннель реальности на протяжении последних семидесяти лет. Тогда же был расформирован специальный отдел КГБ, который занимался проблемами психологического и религиозного терроризма и контролировал духовные потребности сограждан. Свято место пусто не бывает, и территорию России и Украины наводнили новые идеологи местного и заморского происхождения. Толпы на стадионах рукоплескали евангелистам и иеговистам, вступали в «Аум Син-рике», объединялись вокруг Марии Дэви Христос, ехали в сибирскую тайгу за «последнезаветчиком»-Виссарионом, превозносили дианетиков-сайентологов, обретали «сознание» Кришны», становились крестоносцами-мунистами, слушали речи американских телевизионных проповедников и зачитывались откровениями в переводных книгах «божественной дуады» Профетов. Все эти «пророки» новой эпохи успешно «ловили души» неопытных сограждан, рекламируя и тиражируя простые рецепты выживания, которые оказались весьма востребованными.

Новоявленные мессии продавали карты «новой реальности» с «маршрутами» самореализации и достижения гармонии, причем все пути однозначно вели к просветлению и спасению.

В США секты и «новые религиозные движения» расцвели пышным цветом во время культурной революции шестидесятых. Миллионы молодых людей, к которым примкнули и некоторые не догматически настроенные представители старшего поколения, оказались в этическом вакууме. Заполнять этот вакуум ринулись духовные «пастыри» и морализирующие мафиози - так называемые ловцы человеческих душ. Появился телевизионный евангелизм, популяризированный буддизм и хипповый индуизм. Пессимистические, полные ностальгии верования намеренно гасили взрывную волну расширения сознания, сопровождавшую десятилетие культурной революции. Дивергенция, индивидуализм и утопический оптимизм шестидесятых были насильственно уничтожены. Духовный бандитизм приобрел масштабы настоящей эпидемии, а Америка превратилась в дикий «духовный» Запад. За власть над душами жестоко конкурировали лидеры религиозных банд и идейно вооруженные пророки. Откуда-то всплыли гуру и свами, мастера и учителя, наставники и пророки, живые боги и богини. Но о реальном существовании деструктивных сект и об опасности, которую они представляют для личности, население Америки узнало только в семидесятые.

«Знакомство» произошло благодаря средствам массовой информации, которые забили тревогу и тем самым привлекли внимание общественности к этому феномену. Сначала Америку потрясло известие о похищении Патти Херст, дочери магната Уильяма Рэндольфа Херста III, которая вдруг стала «Таней» и членом Симбионской Армии Освобождения - левоэкстремистской террористической группировки. Потом стало известно о массовом суициде членов секты «Народный храм» в Джонстауне. Это заставило общество взглянуть на секты другими глазами. Над «престолом» лидера «Народного храма» Джонса висел плакат с лозунгом: «К тому, кто не помнит прошлого, оно приходит снова и снова». Хотя никто не знает, почему Джонс выбрал в качестве девиза именно это высказывание Джорджа Сантаяны, полезно задуматься о смысле этой фразы применительно к современным деструктивным сектам.

 

Глава 5. Не только религия

Хотя массовый суицид в Джонстауне потряс мир, в конце семидесятых мало кто понимал, что такое деструктивные секты и какую роль в разыгравшейся трагедии играл психологический контроль и манипуляция индивидуальным и групповым сознанием. А тем временем количество деструктивных сект и их членов продолжало непрерывно увеличиваться. На сегодняшний день существуют не только религиозные секты, но и секты, деятельность которых связана с политикой, психотерапией и коммерцией. Во всех этих сектах применяется психологическая обработка и контроль сознания, поэтому они попадают под определение деструктивных сект.

Наиболее известны и многочисленны религиозные секты, в основу вероучения которых положена некая религиозная или оккультная догма. Она может быть взята из Библии, синтезирована из восточных религий, заимствована из оккультных учений или же создана лидером секты. Такие секты создаются «живым богом» или его непосредственным «пророком», на которого снизошло «божественное откровение». На основе полученного «откровения» он начинает по-своему интерпретировать «Божью волю», а любая аргументированная критика не только не способна образумить «пророка», но, напротив, объявляется происками Сатаны. Иногда эти «живые боги» и «пророки» страдают психическими отклонениями и искренне верят в реальность собственных видений и галлюцинаций, которые описаны в любом учебнике по психиатрии. Как писал Уильям Джеймс, материалистическая медицина «приканчивает святого Павла, называя его эпилептиком, а видения по дороге в Дамаск - поражением нервного центра затылочного отдела коры головного мозга, вызывающим внезапное образование двигательных импульсов, объявляет святую Терезу Авилльскую истеричкой, а святого Франциска Ассизского — наследственным дегенератом». Впрочем, давайте вспомним, что мнение психиатров — лишь одно из многих других мнений, и не стоит относиться к нему как к истине в последней инстанции.

Самозваные «пророки» всегда заявляют, что посланы на землю с «особой» духовной миссией. Мы не знаем, что в действительности побуждает «пророков» заняться активной харизматической деятельностью: то ли искренняя и фанатичная вера в собственную пророческую миссию, то ли гордое прельщение и ложный духовный опыт, то ли желание удовлетворить личные амбиции и обогатиться. Но даже невооруженным глазом можно увидеть, насколько немощен их дух и слаба плоть.

О привязанности к «грубому материальному миру» этих «пророков» свидетельствует их роскошный образ жизни, недвижимость, в которую они вкладывают миллионы долларов и крупные предприятия, чьи акции они активно скупают.

Например, автопарк известного «динамического коммунара» Ошо состоял из девяноста двух роллс-ройсов, а доход его коммуны в Орегоне составлял более 100 млн. долларов. На счетах финансовой империи «преподобного» Сан Мюн Муна, в состав которой входила транснациональная промышленная компания, тысячи гектаров земельной собственности и недвижимость на всех широтах планеты, завод по производству оружия в Южной Корее, две влиятельные американские газеты «Нью-Йорк трибюн» и «Вашингтон таймc», хранилось более миллиарда долларов. Как выяснилось, организация Муна была основной силой, поддерживавшей деньгами и оружием силы «контрас» в Никарагуа. Мун вложил от семидесяти до ста миллионов долларов в экономику Уругвая, возможно, планируя превратить эту страну в первое культовое теократическое государство, откуда он начал бы двигаться к провозглашенной им цели: «завоевать и подчинить весь мир».

«Религиозные» деструктивные секты бывают «библейскими» и «сатанистскими». В последние годы СМИ привлекают внимание общественности к деятельности групп cатанистов, в которые активно затягивают подростков. Впечатлительные и жадно воспринимающие все новое и необычное молодые ребята, поклонники «тяжелого рока», фильмов ужасов и научной фантастики, пытаются найти свое место в жизни. В поисках силы и самоутверждения они попадают в секты, которые служат дьяволу, надеясь обрести в них власть и могущество.

Чаще всего их затягивают в секту обманом, например, приглашают на специально организованные вечеринки, где угощают галлюциногенными наркотиками, которые делают их более внушаемыми и уступчивыми при прохождении сексуальных обрядов посвящения в сатанисты.

Шаг за шагом вербовщик обретает власть над вербуемым, втираясь к нему в доверие и проверяя его лояльность. Только когда подросток считается «подготовленным», его непосредственно знакомят с ритуалами поклонения Сатане. На этом этапе он уже не может уйти, так как принимал участие во многих противозаконных действиях, то есть слишком много видел и знает. А если он был свидетелем или участником ритуала человеческого жертвоприношения, то даже если он сбежит, группа его найдет и убьет.

Часто в сводках международных новостей фигурируют так называемые «экстремистские организации». В сущности, это самые настоящие политико-террористические секты. Большинство людей даже не догадывается, какими изощренными методами туда вербуют людей и под каким нейрологическим контролем находятся их члены, что, собственно говоря, и отличает такие группы от групп обычных фанатиков-фундаменталистов. Эти группы формируются на основе определенной политической догмы. Группа, «Арийская Нация» муштрует бойцов в учебных «лагерях выживания», поддерживая доктрину превосходства белого большинства и планируя в перспективе захватить власть в США. Группа «Мув» была обстреляна гранатами со слезоточивым газом полицией Филадельфии после того, как в ее «закромах» обнаружили огромный арсенал оружия.

Ранним мартовским утром 1995 года 10 членов секты «Аум Сенрикё» принесли на станцию токийского метро пластиковые пакеты с отравляющим газом зарин, который впервые синтезировали немецкие ученые в нацистской Германии. [Зарин поражает центральную нервную систему и даже в малых дозах смертелен для человека.]

В результате газовой атаки двенадцать человек погибло, а множество людей временно ослепло и было парализовано. Во время обыска на тайных складах секты полиция обнаружила пятьсот металлических барабанов, в которых хранился цианид натрия, как известно, смертельный яд. В процессе расследования деятельности «Аум Сенрике» выяснилось, что секте принадлежат огромные арсеналы различного оружия и компьютерные лаборатории с дистанционно управляемой аппаратурой для автоматического запечатывания ядовитого содержимого в пластиковые мешки. Секта завербовала массу выпускников университетов, которые занимались исследованиями и разработками биологического оружия. Полиция обнаружила следы выращивания различных вирусных культур. «Аум» управляла тремя компаниями по закупке химического сырья. Находясь в Москве, руководство секты проявляло интерес к приобретению ядерного оружия. Есть также данные о том, что «Аум» купила крупный российский вертолет и приценивалась к российским танкам, подводным лодкам и военным самолетам.

Существует множество психотерапевтических и «просветительских» сект, называющих себя школами, движениями и фондами. Семинары и конференции они, как правило, проводят в актовых залах дворцов молодежи, университетов или залах для деловых встреч фешенебельных отелей. Участие в таких семинарах, обещающих «инсайты» и «просветления», может быть бесплатным, проводиться за символическую плату или же стоить сотни долларов. Такие секты активно используют техники манипуляции сознанием и психологического программирования, благодаря чему участники переживают «пиковые» ощущения. Большинство участников на этом останавливается, но всегда находится ряд людей, которых удается «обработать». Таких людей уговаривают записаться на курсы более высокого уровня, которые оплачиваются по более высокому тарифу. Выпускников таких курсов чаще всего втягивают в сеть школы, вернее, секты. После этого им велят приводить в нее друзей, родственников, сотрудников, не распространяясь о деятельности и программе группы, а тем, кто не справится, грозят изгнанием. Деятельность таких групп стала причиной нервных расстройств, исковерканных судеб, разрушенных семей, краха карьеры у их последователей, а также самоубийств и летальных исходов в результате «несчастного случая». У людей, возглавляющих такие группы, обычно весьма сомнительное, а иногда и криминальное, прошлое.

В девяностые годы широкую популярность приобрели сеансы психотренинга, на которых людей обучали методикам «расширения сознания». Группа «Форум», организованная Вернером Эрхардом, умело проводила рекламную кампанию, зазывая людей на сеансы психотренинга по созданию «новой реальности». Синтезировав популярные философии, от восточных религий до психоанализа, Эрхард разработал программу, которая якобы пробуждала у участников потребность встретиться лицом к лицу с их внутренними конфликтами, социальными проблемами и отказаться от застарелых иллюзий. Тренировочная программа длилась девять дней, и на протяжении этого срока людей эмоционально унижали, призывая дойти до состояния, в котором они, наконец, «все поймут», - состояния, напоминающего катарсис. Эрхард не пыл специалистом в области психиатрии, целительства или религии, но у него была хватка опытного торговца. За пять лет ему удалось протащить через свои семинары более восьмидесяти трех тысяч состоятельных и хорошо образованных людей, обещая «трансформировать их жизненную позицию и восприятие жизни». Впрочем, по оценкам самого Эрхарда, семинары «Форума» посетило более семисот пятидесяти тысяч человек, а более пяти миллионов человек финансировало его виртуальный проект «Всемирной борьбы с голодом». Эрхард утверждал, что если достаточно много людей «представит реальность, в которой нет болезней, голода и войн», то они исчезнут. Многие слушатели его семинаров становились «сессионными наркоманами» и соглашались заниматься неоплачиваемой вербовочной деятельностью в «Форум».

Во время тренингов в сознании людей происходили определенные изменения. На протяжении долгих часов их заставляли подчиняться странным и жестким требованиям, что якобы, помогало содрать с них оболочки психологической стабильности, которые обычно укрепляют нормальное состояние сознания. Им запрещалось иметь часы, общаться друг с другом, вставать с места, курить, есть и выходить в туалет. На протяжении целого дня поди сидели с закрытыми глазами и слушали оскорбления, обличения и непристойную брань из уст инструктора. Они находились в комнатах, куда не проникал дневной свет и где поддерживалась температура более сорока градусов по Цельсию. Кроме того, в группу специально «подсаживали» кликуш и людей, страдавших истерическими припадками, которые неожиданно начинали брызгать слюной и истошно визжать. Участники программы находились в состоянии крайнего физиологического и эмоционального дискомфорта.

Когда одна из слушательниц семинара, интеллигентная сорокапятилетняя женщина, во время семинара задала руководителю вопрос, он ответил: «Ну конечно, откуда же вам это знать! Вы же сидите среди жертв!» В ответ на вопрос, почему она там сидит, она объяснила, что страдает диабетом. Он тут же обвинил ее в том, что еще маленькой девочкой она «придумала» себе диабет, чтобы привлечь к себе внимание отца. Если бы она хотела избавиться от диабета, который сама себе «создала», то давно бы о нем забыла, потому что, подобно всем людям, обладает способностью «создавать новую реальность». Он унижал ее перед залом, но она пережила это унижение, потому что верила его словам. Она хотела жить без инсулина, поэтому отказалась от лекарства и начала создавать новую реальность... Из диабетической комы ее вывели врачи «скорой помощи».

У многих людей после сеансов психотренинга появились психические расстройства. Манипулируя человеческим стремлением познать другие измерения сознания, не уходя от реальной жизни, Эрхард выбросил на «духовный рынок» суррогатный «товар», обещавший «мгновенное просветление». Вызывая у аудитории ощущение расширения сознания, в действительности Эрхард прибегал к гипнотическим тактикам управления сознанием. Он обретал контроль над людьми, которые верили, что он и его семинары помогут им достичь просветления, и использовал их в качестве вербовщиков новых слушателей семинаров.

К концу семинара инструктор всегда спрашивал людей, «поняли» ли они. Одни слушатели говорили «да» и аплодировали. Другие говорили, что не уверены. Инструктор с ними беседовал, и они говорили, что «поняли». И, наконец, находились несколько человек, уверенные в том, что «не поняли». На это инструктор отвечал: «Прекрасно, именно вы как раз все и поняли, поскольку понимать было нечего». Все превращалось в фарс. Это приводило людей в состояние сильного эмоционального дискомфорта. И, тем не менее, большинство «выпускников» считало этот опыт позитивным и хотело принять участие в очередном семинаре.

В этих семинарах огромную роль играло измененное сознание участников, которое позволяло им преодолевать дискомфорт и унижение. Течение времени в обычном смысле останавливалось, и у людей возникали необычные ощущения. Инструктор цинично издевался над людьми, доводил женщин до слез, а мужчин -до бешенства. Люди начинали терять представление о реальном мире и даже о том, кто они такие. Как рассказал один из участников семинара, «и вдруг мне все стало ясно! Я был пленником моего собственного маниакального влечения всем помогать и делать добро. Инструктор был прав: я не должен зацикливаться на этой позиции. Я волен выбирать, как думать и как чувствовать, не оглядываясь на сорок лет программирования и кодирования. Затем вся комната исчезла, и меня перестали терзать мысли о том, когда это все закончится, и когда я смогу спокойно поесть и помочиться. Я почувствовал себя так, словно освободился из тюрьмы, в которой оттрубил сорок лет».

Коммерческие секты основываются на вере в догмат о природной алчности и жажде обогащения человека. Они обманывают людей и манипулируют ими, призывая работать за гроши или даже даром сегодня, чтобы обогатиться завтра. Среди них много «пирамид», или «многоуровневых» маркетинговых организаций, которые обещают огромные деньги, но в действительности лишь вымогают деньги у доверчивых людей, обдирая жертв как липку. Вскоре они уничтожают у человека веру в себя, лишают его чувства собственного достоинства и самоуважения, а человек с низкой самооценкой уже никому и никуда не жалуется. Успех предприятия зависит от набора новых людей, которые, в свою очередь, вербуют следующих. Среди коммерческих сект известны и такие, которые занимаются запугиванием людей, втягивая их в уличную торговлю газетами или в распространение журналов, косметики, посуды и прочих товаров по квартирам. Эти секты дают в местных газетах рекламу, призывая откликнуться тех, кто стремится к блистательной карьере, большой зарплате и увлекательным командировкам. Вербовщики из секты проводят «интервью» с желающими, резервируя для встреч номера в отелях, и отбирают, в основном, студентов. Если человек «подходит», он должен заплатить деньги якобы за стажировку. После этого людей загружают в микроавтобусы и увозят далеко от родных мест, где заставляют торговать косметикой или галантереей. Такими «горе-торговцами» манипулируют, их постоянно «держат на крючке», внушают им ощущение вины, страха и неполноценности, нередко подвергая сексуальному и физическому насилию. Эти люди становятся рабами «компании», и им приходится выворачивать карманы и отдавать последние деньги, чтобы оплатить «траты на проживание».

Глава 6. Ловцы душ

Из миллбрукской инструкции: «...Каждого странника с безумным взором, который стучит в огромную дубовую дверь особняка, размахивая небесным удостоверением, впускай, но внимательно к нему присматривайся...»

... Через пять лет жители Миллбрука стали искушенными экспертами и взирали на армады «посланцев Господа», ломившихся в ворота особняка, с равной долей сочувствия и скептицизма. Когда незнакомый паломник возвещал: «Я агент Господа», - его ласково спрашивали: «Ну, рассказывай, что у вас там новенького?»

Т. Лири, «Нейрополитика», глава «Нейрополитика бесстрашия».

 

Существует множество способов подвергнуть человека психологической обработке и втянуть в деструктивную секту.

Секты целенаправленно ищут (вернее, ловят) интеллигентных, одаренных, талантливых и преуспевающих людей. На успех обращения потенциального неофита гораздо большее влияние оказывают не доктрина или организация, а представляющие ее люди. Огромную роль играет личный контакт с умными, обладающими даром красноречия членами группы, которые рассказывают о головокружительных «творческих» перспективах и выглядят счастливыми, свободными, искренними, открытыми и преданными своему делу. Расширение и процветание многих сект свидетельствует о том, что они умеют готовить вербовщиков, то есть «показывать товар лицом».

Вербовщиков учат мгновенно оценивать, что собой представляет потенциальный неофит, и в расчете на него «преподносить» и «упаковывать» информацию о группе. Иначе говоря, их задача — заставить человека заглотнуть крючок с наживкой, где роль наживки играет информация, которая должна заинтересовать именно его. Вербовщики активно используют «модель четырех типов личности», согласно которой все люди делятся на четыре типа: мыслители, чувствующие, деятельные и верующие. Мыслителями считаются люди, которые решают жизненные проблемы преимущественно «головой», руководствуясь разумом; они в основном ориентируются на интеллект. Чувствующими считаются люди, которые в решении жизненных проблем руководствуются преимущественно эмоциями; они в основном живут чувствами. Деятельными считаются так называемые «люди действия». Верующими считаются люди, которые верят в духовное начало жизни.

При вербовке мыслителя используется интеллектуальный подход. К примеру, ему показывают фотографии лауреатов Нобелевской премии или философов, увлеченно обсуждающих различные проблемы на одной из организованных группой научных конференций, создавая иллюзию, что эти гиганты мысли поддерживают данное движение. В действительности изображенные на снимках люди зачастую не имеют ни малейшего отношения к секте и совершенно не интересуются вопросами, заявленными в повестке дня. Их появление на конференции продиктовано возможностью пообщаться с друзьями и коллегами, получившими такие же приглашения, причем совершенно бесплатно — спонсоры оплачивают им проезд в оба конца, проживание, и еще выдают солидный гонорар. Чем не стимул «поучаствовать»?

Чувствующие всегда «покупаются» на искренность, любовь и заботу, с которой к ним относятся вербовщики. При общении с такими людьми делается упор на эмоциональное благополучие членов группы, которые «живут одной большой и дружной семьей». С такими людьми всегда говорят об «истинной любви» в группе и отсутствии «понимания» в обычном мире. В групповых ситуациях чувствующие автоматически стремятся, чтобы группа их приняла, поэтому при вербовке им демонстрируют безусловную любовь, поддержку, приятие и одобрение.

Деятельные склонны принимать вызов и действовать. Они любят ставить перед собой цели и добиваться реальных результатов. Если, глядя на нищету и страдания людей, они хотят что-то сделать, чтобы покончить с этим уродливым явлением, им рассказывают, какие шаги предпринимает группа в данном направлении. Если их волнуют проблемы войн и национальных конфликтов, то им рассказывают, что данная группа – единственная организация, в которой разработан реальный план противодействия войнам и мирного урегулирования конфликтов (даже если такого плана не существует). Деятельным перечисляют сотни программ по стабилизации и возрождению «гибнущего» мира, которые финансирует и поддерживает группа.

Верующие люди ищут духовный смысл жизни и стремятся постичь Бога. Эти люди часто рассказывают вербовщикам о личном духовном опыте, приобретенном через сны, видения и откровения. В основном это люди «открыты» настолько, что завербовываются сами (многие считают, что встреча с вербовщиками ниспослана им Духом). Вербовщикам остается только живописно поведать о личном «духовном опыте», подтвердить предначертанность встречи и заявить, что Бог слышит наши молитвы.

Вопреки распространенному мнению, большинство завербованных людей состоит не из верующих, а из чувствующих и деятельных. А многие из так называемых мыслителей становятся в конце концов лидерами сект.

Применение данной модели помогает вербовщикам преуспевать в их работе. Они, словно «рыболовы», забрасывают удочки, но ловят не рыбу, а человеческие души. Термин «ловцы» заимствован из Нового завета. В Евангелии от Матфея (4: 18-20) сказано: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним».

Работа «ловцов человеков» существенно упрощается, поскольку большинство людей не представляет, что их нагло вербуют, и не догадывается о колоссальных ресурсах, которые задействуются при вербовке в крупные деструктивные секты.

Многие крупные культы разбогатели, освоив техники и стратегии общественного сбора денежных средств, а также получив доступ к банковским счетам и собственности их членов. Они умело манипулируют общественным мнением, декларируя, что собираемые средства направляются в различные благотворительные фонды. На самом деле львиную долю капитала крупные секты тратят на вербовку новых членов и оплату деятельности фирм, занимающихся «паблик рилэйшнз» и «имиджмейкингом», создающих «положительный образ» в обществе. Секты нанимают экспортов по маркетингу, которые разрабатывают стратегии и тактики проведения кампаний по вербовке и берут на вооружение только те приемы и методы, которые «работают».

Шансов выстоять у обычного человека ничтожно мало. Как правило, он не знает ни о психологической обработке, ни о том, как действуют различные секты. Непосвященный человек не знает, какие нужно задавать вопросы и какое поведение должно заставить его насторожиться. Зачастую он вообще не знает, что имеет дело с вербовщиками.

Принимая решение, мы обычно опираемся на информацию, которую считаем достоверной. Нас все всегда в чем-то пытаются убедить - будь то политика, экономика, этика, религия, вопросы образования, воспитания, юриспруденции или маркетинга. Такие попытки формирования нашего мнения неизбежны. Но некоторые попытки оказываются эффективнее, хотя сами по себе они не хуже и не лучше остальных. У нас нет времени проверять достоверность каждого сообщения из общего информационного потока. Ярлыки «хороших» или «плохих» сообщений мы цепляем на них сами, в зависимости от их содержания. Когда информационное содержание нам нравится, мы охотно принимаем это сообщение, а когда не нравится, то мы ставим защитные фильтры и называем это сообщение пропагандой. Мы склонны доверять мнению друзей и компетентных «экспертов». Тонкая грань отделяет просвещение от втягивания, а пропаганду от информации. Когда нас убеждают, само по себе это ни плохо, ни хорошо, все зависит от цели. Сила убеждения позволяет просвещать или манипулировать. Глупо осуждать техники убеждения из-за возможности обмана. Это все равно, что осуждать еду из-за возможности переедания. Эффект конструктивности или деструктивности убеждения зависит от нас. Если автор сообщения кажется нам привлекательным и красноречивым, если нам кажется, что у него благие намерения, если он приводит многочисленные аргументы в защиту отстаиваемой им позиции, мы чаще всего поддаемся его убеждению. Во время шоппинга в супермаркете мы верим плакатам, утверждающим, что какой-то определенный товар стоит здесь дешевле, чем в других магазинах. Мы рассуждаем так: какой смысл нас обманывать? Мы же можем проверить, вернуться и уличить администрацию во лжи. Если бы мы никогда никому не верили, то были бы параноиками. Но если станем доверять всем и каждому, то нас сочтут «лохами», потому что всегда найдется кто-то, кто захочет воспользоваться нашей доверчивостью в корыстных целях. Поэтому мы живем по принципу «золотой середины», балансируя между скептицизмом и доверием. Мы жаждем стабильности.

Все мошенники - профессиональные лжецы. А преуспевающие мошенники, к тому же, производят впечатление очень порядочных людей. Играя в «искренность» и «открытость», они ловко разрушают защитные барьеры естественной настороженности у жертв. Они умеют общаться и втираться в доверие, они обаятельны и располагающи. Наметив себе жертву, они делают на нее ставку, «раскручивают», берут деньги и исчезают. При этом жертвы мошенников отмечают, что «доверились этому человеку, потому что он совсем не похож на преступника».

Вербовщики сект ловко используют такие же приемы. Почти все они когда-то сами стали жертвами вербовки. Они искренне верят, что совершают для вас благодеяние. Но секте нужно кое-что важнее денег. Ей нужна ваша душа! Естественно, в конце концов, секте перейдут и ваши деньги. Но это не все. Со временем вы должны совершать по отношению к другим людям те же самые действия, которые были совершены по отношению к вам: вы должны вербовать новых «единомышленников».

Все мы, независимо от уровня культуры, духовного развития и жизненных принципов - нравится нам это или нет, - уязвимы и незащищены, все мы можем стать жертвами психологического программирования. Да, мы все хотим быть счастливыми. Мы хотим любви и внимания. Все мы стремимся достичь каких-то целей: стать мудрее, разбогатеть, добиться высокого положения, улучшить здоровье, любить и быть любимыми. На это и делают ставку вербовщики.

Помните, что в большинстве случаев люди не присоединяются к сектам сами, секты их вербуют.

Глава 7. Почему люди вступают в секты?

Немного об этологии и социобиологии

В секты уходят абсолютно

Date: 2015-07-25; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию