Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианство и фемининное





 

Женщины XX века должны найти такую форму ритуалов, которая будет соответствовать нашей нынешней стадии сознания. Архетипы сами по себе безвременны и непознаваемы. То, что мы получаем из непосредственного опыта, — это те образы, которые они принимают во времени. Хотя архетипы остаются прежними, образы меняются и исчезают. Оторванные от корней прошлого из-за неизбежного угасания его образов, мы вступаем в конфронтацию со своим собственным переживанием себя как тайны. Только с ростом осознания нашего собственного отчуждения от себя мы сможем прийти к принятию необходимости погружения в кажущийся хаос. Переживание рождения себя (как это должно было произойти с описанной выше танцовщицей прежде, чем она смогла родить ребенка), по сути, является опытом Деметры, погружающей младенца в огненную колыбель.

 

Сон Катрин о коронованном змее

Сны современных женщин наводят на мысль, что новое сознание неминуемо. Сон Катрин о змее (приведенный в главе II) раскрывал темную, изолированную силу в ее психике. Один из ее позднейших снов отражает трансформацию змея и возможность нового начала:

 

Я нахожусь в глубокой подземной пещере. Неожиданно передо мной появляется змей, голова которого увенчана светящимся огнем. Я вижу, что корона — это живой глаз. Он непринужденно скользит сквозь темный петляющий проход, и я следую за ним. Мы входим в каменную комнату, в одной из стен которой вырезана каменная полка (рисунок 8). На полке две древние книги. Змей показывает мне кивком, чтобы я взяла одну. Я беру ближнюю из них — она называется «Семь летописей Западного мира», но когда я пытаюсь открыть ее, змей ударяет по моей руке своей головой. Звучит голос: «Эта закончена. Тебе предназначена другая». Я беру ее в руки, но не открываю, потому что ее ошеломляющая идея доходит до меня через обложку. Она цвета лаванды, изящно украшена орнаментом из крошечных цветов и виноградных лоз. Через всю обложку, от угла к углу, идет крест, в центре ее — живой глаз, смотрящий на меня, Как будто мудрость веков, находящаяся в книге, проникает в самую мою сущность через сердце глаза. Я просыпаюсь, чувствуя, что находилась в присутствии Восьмого глаза — глаза Бога (рисунок 9).

Рис. 8. Коронованный змей с двумя древними книгами (рисунок сновидицы выполнен в цвете)

Рис. 9. Восьмой глаз (рисунок сновидицы выполнен в цвете)

 

Этот сон означает начало нового цикла, который можно интерпретировать и на коллективном, и на личном уровне. Змей, действующий как психономп, направляется со своим светящимся во тьме глазом к книге, на которой изображен такой же глаз. Черный змей, несущий яркий свет, означает примирение противоположностей, хтонического и духовного; свет пронзает тьму пещеры; новая книга покрыта цветами и виноградными лозами.

Змей указывает, что божественная целительная сила идет из второй книги. «Семь хроник Западного мира» — не для этой женщины. Означает ли это на коллективном уровне, что необходимо выйти за пределы патриархального сознания и его рациональной приверженности материальному прогрессу? У Катрин Восьмой глаз ассоциировался с Книгой Откровения (10:4):

 

И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: «Скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего».

 

Змей — это земной дух, чьи волнообразные движения, тем не менее, имеют определенное направление. Символически это можно интерпретировать как баланс сознательного и бессознательного, физического и психического. Давая ассоциации, Катрин сказала:

 

Мир, которому я оставалась верной, — общепринятая религия, общепринятое чувство — удерживал меня в ловушке моего разума, насильственно привязанного к Богу Иегове, которого я никогда, собственно, не признавала. Змей — это фигура Христа, заставляющая меня вырваться из этого навязанного состояния, взять ответственность за новую книгу. Христос пришел освободить нас от закона и высвободить в нас дух, но я никогда не понимала, что это означает, пока я не почувствовала силу этого Глаза. Это Присутствие полностью избавило меня от напряжения.

 

Змей — это фактически хранитель «трудно достижимого сокровища». Его глаз, кажется, хранит секрет ее жизни, соединяя ее с ее собственным глубинным жизненным процессом. Юнг указывал, что «эмоции нельзя расцепить, как идеи или мысли, потому что они идентичны определенным физическим условиям и таким образом глубоко укоренены в грубую материю тела» [159]. С помощью Глаза Катрин воссоединилась с этими эмоциями и тем самым — со своим телом. Таким образом, она узнала и освободила свой дух.

Этот сон хорошо иллюстрирует синтезирующую силу бессознательного. Коронованный змей — андрогинный образ: первичное фемининное символизировано его чернотой, но освещенная корона, Глаз, означает маскулинного психопомпа, ведущего к преобразующему Эросу в Восьмом глазе. В конце концов, ее фемининное Эго разрушает свою идентификацию с патриархальным сознанием и вступает в сознательные взаимоотношения с фемининным принципом Эроса.

 

Культуральные значения

Тем из нас, кто все еще старается установить связь с корнями нашей культуры через христианский миф, следует спросить себя, как воссоединение с фемининным принципом преобразило бы наше сознательное отношение к христианским символам.

Юнг рассматривал принятие догмы Успения Богородицы как решающий шаг вперед в христианстве. Мария, в понимании церкви, исполняет функцию, сходную с функцией Деметры/Персефоны в Элевсинских мистериях. Она, как дева, сдается сверхъестественной силе и дает рождение божественному сыну. Она позволяет использовать свое тело как сосуд для зачатия и рождения. Этот архетипический образ является центральным для праздника Рождества, но для большинства христиан это образ проецируемый и поэтому внешний по отношению к ним самим. В связи с тем что у них отсутствует восприятие нуминозного, религия перестала удерживать центральное место в их жизни. Без фемининного духовного восприятия подчинения, оплодотворения и родов (и мужчинами, и женщинами) пропадает связь, соединяющая человека с его глубинными психическими корнями. Именно посредством фемининной модели может произойти Вочеловечивание — дух может быть помещен в плоть и рожден из плоти. Таким образом, вся личность трансформируется за счет интенсивной эмоциональной реакции.

Это не означает пассивного принятия всего, что происходит, — это привело бы к мазохистскому страданию. Наоборот, это открытая фемининная реакция на жизнеутверждающий момент, исчерпывающее фемининное ДА, которое требует открытого выражения отваги, веры и любви человека. В этот момент она и субъект, и объект, так как добровольно открывается затмевающей «власти Высшего» (Лука 1:35). Божественный сын, которого она обретает в результате этого соединения, оплодотворит все ее дальнейшее Бытие.

Женщина, осмыслившая в этом таинство в своем сердце, никогда не будет просто производной ребра Адама, потому что она пришла к своей духовности не в результате рассудочного поиска; она не просто идентифицировалась со своим позитивным отцом-богом ценой своих фемининных инстинктов. Этот последний тип духовности может лишь фактически отрезать ее от жизни, от ее собственной фемининности и, что парадоксально, от ее позитивной маскулинности. В случае женщины истинное духовное переживание для должно со страстью проникнуть в ее тело, и ее податливость этой силе породит новое творение, новое отношение к ее непосредственному окружению. Непосредственность момента потребует от нее гибкости, мудрости и сострадания в каждой повседневной ситуации. Реальность наполняется смыслом в результате «пересечения с вневременным моментом» [160].

В работе «Женщины в Европе», впервые опубликованной в 1927 г., Юнг обращается к теме любви женщины:

 

Ее любовь требует всего мужчину — не просто маскулинность как таковую, но также и ее отрицание. Любовь женщины — это не чувство, как у мужчины, а волевой акт, который временами бывает ужасающе бесчувственным и даже может вынудить ее пожертвовать собой. Мужчина, любимый таким образом, не может убежать от своей низшей стороны, потому что он может отвечать на реальность ее любви только своей собственной реальностью. И эта реальность — не точное подобие, но верное отражение той вечной человеческой природы, соединяющей вместе все человечество, отражение высот и глубин человеческой жизни, общей для всех нас… Женщины все более и более осознают, что одна любовь может дать им полноценное достоинство, так же как и мужчины начинают интуитивно понимать, что только дух может придать жизни ее высочайший смысл. И те и другие ищут психических взаимоотношений, потому что любви нужен дух, а духу — любовь, для их завершенности… То, что находится на дне, — не просто предлог для дальнейшего удовольствия, но нечто, чего мы боимся, потому что оно настойчиво стремится играть свою роль в жизни более сознательного и целостного человека [161].

 

Женщина должна исцелить внутренние раны. Для этого ей нужны психические взаимоотношения, которые возможны только тогда (в соответствии с Юнгом), когда «между людьми существует психическое расстояние, точно так же, как нравственное поведение предполагает свободу» [162]. Отсутствие же отношений ведет к чувству духовного голода.

 

Фемининная психика реагирует на этот голод, потому что это функция Эроса — соединять то, что разъединил Логос. Сегодня перед женщиной стоит огромнейшая культурная задача — возможно, это станет истоком новой эры [163].

 

События последних 50 лет доказали истинность предсказания Юнга. К сожалению, дорога к фемининности прокладывалась слишком кружными путями, когда ею пытались овладеть, наложив на нее жестокие руки. Эти радикальные методы в конечном итоге приводят к жестокости, потому что сутью фемининного является его таинство, которое мы ни в коем случае не должны подвергать насилию, внезапно выталкивая его на яркий солнечный свет. Фемининное в конечном счете раскроет свою темную тайну, но всему свое время.Сейчас инкубационный период переживают многие женщины, которые, хотя и не присоединяются к группам протеста, тем не менее, исследуют свои «заключенные в тюрьму» чувства, пытаясь найти свой собственный путь к свободе. Джин Бейкер Миллер, описывая женщин в 1970-х, говорит:

 

В наше время мы чисто слышим о том, что людям не хватает аутентичности. Но мы мало осведомлены о том, что попытки достичь аутентичности для половины населения сопряжены с явным и прямым риском. Для женщин действовать и противодействовать в соответствии со своей собственной сущностью означает бросить вызов принятому отношению к ним и предписанному образу жизни. Движение к аутентичности также предполагает творчество, в непосредственной и глубоко личной манере [164].

 

Что значит открытие Восьмого глаза для понимания психологии женщины с ожирением? Юнг утверждал, что для западной психики Христос остается важнейшим образом самости и что утрата этого образа могла бы иметь громадные последствия [165]. Он видит одним из центральных образов христианства распятие, которое он интерпретирует как борьбу Христа за разделение образа Бога Ветхого Завета — борьбу, прообраз которой описан в Книге Иова [166]. Его «Ответ Иову» содержит в себе анализ того, что он считал особенностью христианского сознания. Юнг предположил, что неудача в достижении этого сознания путем установления различий между образом Бога Ветхого и Нового Заветов привела к регрессивной психологии, в которой принесение в жертву сына рассматривалось как добровольное и необходимое повиновение Богу Ветхого Завета. Отказавшись противостоять негативным сторонам Ветхозаветного Отца, Христос ортодоксальной теологии (рассматриваемый как архетип) символизировал лишенную свободы психику, ограниченную позитивным отцовским комплексом [167]. То, что теологи считают жертвоприношением, в этом контексте становится психическим убийством или, с точки зрения данного исследования, психическим самоубийством [168].

Для Юнга значения Христа как образа самости заключается в необходимости прожить столь же аутентичную жизнь, как прожил Христос [169]. Для женщины с ожирением это означает открытие ее собственной фемининности, которая необходимо включает в себя болезненную сепарацию от позитивного отца — посредством прямого столкновения с его темной стороной.

Трагедия женщины с ожирением заключается, с одной стороны, в потере ее собственной фемининной подлинной сущности, а с другой — в ее желании спасти Отца, взяв на себя Его темную сторону без какого-либо сознательного понимания того, что она делает. Пока она не осознает, что старается спасти свою собственную жизнь, она будет оставаться жертвой. Для понимания того, что на карту поставлена ее собственная жизнь, ей надо признать, что грехи родителей (и реальных, и архетипических) не должны принимать форму ее собственного неосознанного чувства вины. Ей следует открыть глаза на свою темную сторону и взять на себя ответственность за свою собственную Тень.

Многие женщины до сих пор живут под управлением Отца, потому что они, как и их матери и бабушки, приняли патриархальные ценности и не признали свое собственное тело, а вместе с ним — и собственную Тень. Таким образом они избежали распятия, но также потеряли связь с со своей подлинной сутью и утратили возможность родить своего собственного божественного ребенка из своей собственной священной материи. Для духовного рождения, как и для биологического, требуется соединение противоположностей, и священный ребенок рождается в результате соединения духа со спасенной фемининностью. В мироустройстве Отца нет места для сознательной женщины. Она поймана в мифологическую ловушку темной стороны в результате идентификации, подобно Еве с темным змеем.

Целительная сила змея была недооценена Церковью.Когда так сильно подчеркивается светлая сторона Христа, темная сторона вытесняется и принимает демонические размеры. Исторически женщин было принято отождествлять с этой темной стороной. Их спасение, с психологической точки зрения, состоит в сознательном проживании психического процесса, символизируемого Распятием. Страдания на кресте включают признание противоположностей и интеграцию темной стороны [170].

Истинно любящая женщина должна принять неизбежное страдание на кресте; только сознание может освободить ее от бессмысленного мучения. Это спасение приходит в результате любви, которая возвышается над ее личными желаниями. Эпоха Восьмого глаза, безусловно, является приходом темного, бессознательного змея к свету Эроса, к сознательному пониманию любви и к признанию того, что инстинктивная фемининность и божественная фемининность в конечном итоге едины. Эпоха Святого Духа — это эпоха примирения противоположностей.

Темная сторона Бога, связываемая в христианской теологии со старозаветным Иеговой, который требует смерти своего сына для смягчения своего гнева и удовлетворения своего примитивного чувства справедливости, делает сатану и Еву одновременно и его противниками, и союзниками [171]. Сатана — один из сыновей Бога. В юнгианских терминах он представляет собой «четвертого», что превращает христианскую Троицу в четверичное сознание. Идентификация Евы с сатаной в мифе о грехопадении ставит перед женщиной задачу возродить сатану в его первоначальном облике Люцифера, утренней звезды или носителя света — в том облике, который он принимает в сне о Восьмом глазе.

Без фемининного начала сатана и Христос должны оставаться поляризованными противоположностями. Фемининное — это любовь, соединяющая враждующих братьев. Анн Уланов, признавая роль фемининного в христианстве, пишет:

 

…Вопреки критике того, что христианство разделяет дух и плоть, признание фемининного раскрывает, что в любви Христа жизненно важна сексуальная полярность, которая провозглашает соединение плоти и духа. Вопреки критике того, что христианство обесценивает и Эго, и агрессию, полное признание фемининного защищает нормальную функцию агрессии на службе любви [172].

 

Это означает, что фемининное — носитель Святого Духа. Другими словами, женщина — это фемининная сторона Христа, если признать его андрогинную природу как истинного примирителя, совершающего внутри себя церемонию hieros gamos [173].

Сознание в иудео-христианском мифе слишком долго отождествлялось с первородным грехом. Ева, идентифицируясь со змеем и соблазняя Адама отведать с древа познания, в психической реальности предлагает мужчине сознание. Она тем самым освобождает его из лона Рая. В этом смысле Ева дает рождение Адаму, а не Адам дает рождение Еве. Она дает рождение мужчине, так же как и Мария дает рождение Христу. В этой парадоксальной ситуации Ева как «искусительница» и Ева как сосуд для искупительного зерна сознания воплощает в жизнь истинное значение фемининной психики, в которой инстинктивное фемининное (темный, бессознательный змей, который есть одновременно и Сатана, и вегетативная природа мужчины) и божественное фемининное (Сатана как Люцифер, психопомп, носитель света) едины.

 

В процессе этого исследования стало очевидным одно из решений проблемы ожирения. Если маленькая сова, сбитая с толку и заколдованная, откажется от своей роли дочери пекаря, она сможет сбросить свой покров из перьев и обрести способность «иметь дело со своим собственным страданием». Потом она может отказаться от патриархального взгляда и признать нищего у своего собственного черного входа. В этом незнакомце она может найти свое собственное психологическое родство с Евой и с Девой Марией. Ее эмансипация, освобождение заключается в психическом проигрывании ее собственного физического воскрешения — сознательного освобождения из склепа, который бессознательно достался ей по наследству, и вхождения в ее вечное и божественное плодоносное тело.

В заключительных строчках своего стихотворения «Среди школьников» Вильям Батлер Йейтс пишет:

 

 

Труд процветает и танцует там, где

Тело не истязается для удовольствия души,

И красота не рождается из отчаяния,

И мудрости не затуманен взор полуночной картиной.

О каштан, цветущее древо с мощными корнями,

Ты лист, цветок или ствол?

О тело, качающееся под музыку, о блестящий взор,

Как можем отличить мы танцующего от танца?

 

 

Слишком долго тело «истязалось для удовольствия души», фемининную природу отвергали, чтобы накормить рациональный разум. Односторонность крайней одухотворенности породила только «мудрость с затуманенным взором», рожденную «полуночной картиной». При таком подходе дерево жизни не раскрывается навстречу плоду индивидуации. Сознание должно принимать органическою природу самого дерева. «Блестящему взору» Восьмого глаза — глаза исцеляющего змея, чью фемининную силу христианство по большей части игнорировало, — необходимо позволить проникнуть в ее наитемнейшие глубины. Только тогда «цветущее древо с мощными корнями» сможет вытянуться ввысь в полный рост, качаться под свою истинную музыку, танцевать свой Единственный танец.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Atkins R. Dr. Atkins’ Diet Revolution. New York: Bantam Books, 1977.

Bray G. Definition, Measurement, and Classification of the Syndromes of Obesity // International Journal of Obesity. 1978. 2. № 2.

Bruch H. The Golden Cage: The Enigma of Anorexia Nervosa. London: Open Books Publ. Ltd., 1978.

Bruch H. Eating Disorders: Obesity, Anorexia Nervosa, and the Person Within. New York: Basic Books Ltd., 1973.

Calow P. Biological Machines: A Cybernetic Approach to Life. London: Edward Arnold Ltd., 1976.

Cannon W. Bodily Changes in Pain, Hunger, Fear, and Rage. Boston: Charles T. Branford Co., 1953.

Cheraskin E., Ringsdorf W.M.Jr. Psychodietetics. New York: Bantam Books, 1974.

C.G. Jung Speaking / Ed. by W. McGuire, R.F.C. Hull. Princeton: Princeton U.P (Bollingen Series XCVII). 1977.

Crisp A.H. Some Aspects of the Relationship between Body Weight and Sexual Behaviour with Particular Reference to Massive Obesity and Anorexia Nervosa // International Journal of Obesity. 1978. 2. № 1.

Daly M. Beyond God the Father: Toward a New Philosophy of Women's Liberation. Boston: Beacon Press, 1977.

Dunbar F. Emotions and Bodily Changes. New York: Columbia U.P., 1954.

Dunbar F. Mind and Body: Psychosomatic Medium. New York: Random House, 1947.

Eliot T.S. Four Quartets. London: Faber amp; Faber, 1952.

Fierz-David L. Psychologische Betrachtungen zu der Freskenfolge der Villa dei Misteri in Pompeji. Zurich, 1957.

Graham M. The Notebooks of Martha Graham. New York: Harcourt Brace, Jovanovich Inc, 1973.

Harding E. Psychic Energy: Its Source and Goal. Washington, D.C.: Publ. for Bollingen Foundation Inc. by Pantheon Books Inc., 1947.

Harding E. The Parental Image: Its Injury and Reconstruction. New York: G.P. Putnam's Sons for C.G. Jung Foundation for Analytical Psychology, 1965.

Harding E. Woman's Mysteries. London: Longmans, Green amp; Co., 1935.

Hillman J. Senex and Puer: An Aspect of the Historical and Psychological Present // Eranos-Jahrbuch. XXXVI. 1967.

Hillman J. First Adam, then Eve // Eranos-Jahrbuch. XXXVIII. 1969.

Jung C.G. The Collected Works (Bollingen Scries XX). 20 vols. / Transl. by R.F.C. Hull, ed. by H. Read. M. Fordham, G. Adler, Wm. Mc-Guire, Princeton: Princeton, U.P., 1953–1979.

Jung C.G. Answer to Job / Transl. by R.F.C. Hull. London: Routledge amp; Kegan Paul. 1964.

Jung C.G. Man and His Symbols. London: Aldus Books, 1964.

Jung C.G. Letters (Bollingen Series XCV). 2 vols. / Ed. by G. Adler. Princeton: Princeton, U.P., 1973–1975.

Jung C.G., Kerényi C. Introduction to a Science of Mythology: The Myth of the Divine Child and the Mysteries of Eleusis/Transl. by R.F.C. Hull. London: Routledge amp; Kegan Paul, 1969.

Kerényi C. Dionysos, Archetypal Image of Indestructible Life. (Bollingen Series LXV-2) / Transl. by R. Manheim. Princeton: Princeton U.P., 1976.

Kerényi C. The Gods of the Greeks / Transl. by N. Cameron. London: Thames amp; Hudson, 1976.

Kittridge G.L. (ed.) Shakespeare's Hamlet. London, Ginn and Co (no date).

Lockhart. R.A. Cancer in Myth and Dream //Spring 1977. Zurich: Spring Publications, 1977.

Mackarness R. Eat. Fat and Grow Slim. Glasgow: William Collins Sons amp; Co. Ltd., 1976.

Mackarness R. Not All in the Mind. London: Pan Books Ltd., 1977.

Miller J.B. Toward a New Psychology of Women. Aylesbury, England: Penguin Books Ltd., 1976.

Neumann E. The Child. New York: G.P. Putnam's Sons for C.G. Jung Foundation for Analytical Psychology, 1973.

Penguin Book of English Verse / Ed. by J. Hay ward. London: Penguin Books, 1960.

Rudwin M. The Devil in Legend and Literature. La Salle, Illinois: The Open Court Publ. Co., 1931.

Selye H. Stress Without Distress. Scarborough: The New American Library of Canada Ltd., 1975.

Tepperman J. Metabolic and Endocrine Physiology. 3rd ed. Chicago: Year Book Medical Publishers Inc., 1974.

Textbook of Medicine. 14th ed. / Ed. by P.B. Beeson, W. McDermott. Philadelphia: Saunders Publications, 1975.

Treatment and Management of Obesity / Ed. by Bray and Bethune. Hagerstown, Maryland: Harper amp; Row, Medical Department, 1974.

Ulanov A.B. The Feminine in Jungian Psychology and in Christian Theology. Evanston: Northwestern U.P., 1971.

Von Franz M.-L. Apuleius' Golden Ass. Zurich: Spring Publications. 1970.

Von Franz M.-L. The Psychological Meaning of Redemption Motifs in Fairytales. Toronto: Inner City Books, 1980.

Von Franz M.-L. Shadow and Evil in Fairytales. Zurich: Spring Publications, 1974.

Марион Вудман — юнгианский аналитик, имеющий частную практику в Торонто.

Окончила Институт Юнга в Цюрихе, автор нескольких книг по аналитической психологии. Среди них «Пристрастие к совершенству: все еще неукраденная невеста» (1982), «Беременная дева: процесс психологической трансформации» (1985), «Опустошенный жених: женская маскулинность» (1990), «Покидая родительский дом» (1992).

Автор книги «Сова была раньше дочкой пекаря» пристально и глубоко всматривается в отношения между процессом индивидуации женщины и состоянием ее тела. Почему одна женщина остается худой, а другая полнеет? Что символизирует полнота? В основе ее взгляда лежит убедительно обоснованная гипотеза, что нарушения веса и пищевого поведения очень часто указывают на скрывающиеся за ними симптомы. С опорой на самые последние достижения медицины она приходит к выводу, что ожирение и анорексия — это два полярных физических симптома, свидетельствующих о тотальном подавлении женского начала в европейской культуре.

В книге представлены практические приемы, которые способны помочь женщине прислушаться к своим телесным симптомам как символическим репрезентациям. Освоив их, женщина сможет приблизиться к пониманию своей инстинктивной фемининности и найти источник своих страданий, причиной которых являются не только другие люди, но и она сама.

Книга будет интересна и женщинам, и мужчинам, интересующимся мотивами и внутренним миром женской души.

 


[1][1] Live off the fat of the land (англ., идиом.) — букв, «проедать жир земли». — Прим пер.

 

[2][2] The Fat Cat (англ., идиом.) — «денежный мешок», богач. Букв. «толстый кот».

 

[3][3] 90,72 кг. — Прим пер.

 

[4][4] A fat chance (англ., идиом.) — букв, «жирные шансы», — Прим пер.

 

[5][5] Акт IV, сц. V, строки 41–43 (перевод Б. Пастернака).

 

[6][6] Hamlet, ed. G.L. Kittridge. P. 257–258.

 

[7][7] Невроз как форма околдованности основательно исследован Марией-Луизой фон Франц в книге «Психологическое значение мотива искупления в волшебных сказках».

 

[8][8] Акт IV, сц. VII, строки 168–184.

 

[9][9] Concrete (англ.) — реальный, конкретный, но также и бетонный. — Прим. пер.

 

[10][10] Йейтс Вильям Батлер. Второе пришествие.

 

[11][11] Более полное обсуждение гиперцеллюлярности см. а работе: Salans L.B. «Cellularity of Adipose Tissue». Treatment and Management of Obesity. P. 17–24.

 

[12][12] Beeson P. B., McDermott W. Textbook of Medicine, 14th ed. P. 1376.

 

[13][13] Calow P. Biological Machines: A Cybernetic Approach to Life. P. 63–64: «У млекопитающих имеется сложная регуляторная система с центром в гипоталамусе, соотносящая довольно точно потребление энергии с ее расходом. Глюкоза в крови связывает клетки в гипоталамическом центре, и это, вероятно, препятствует "побуждению есть". Поскольку запасы углеводов намного больше между приемами пищи, чем белков или жиров, этот так называемый глюкостатичный механизм обеспечивает последовательное ежедневное регулирование подачи энергии. Однако более длительная регуляция подвергается воздействию другого, но сходного, так называемого липостатичного механизма. Считается, что последний препятствует потреблению пищи тогда, когда необходимая энергия извлекается из мобилизованного избытка телесного жира, и из-за близкой связи между метаболизмом глюкозы и высвобождением свободных жировых кислот он может так же легко действовать посредством глюкостатичного механизма. Ясно одно, что тогда глюкостатичный механизм несет краткосрочную информацию о том, ''как себя организм чувствует", а липостатичный механизм отвечает на тот же вопрос с долгосрочной позиции. Оба отвечают негативно тому же самому гипоталамическому центру, который, в свою очередь, положительно реагирует на "побуждение поесть"».

 

[14][14] Nisbett R.E. Starvation and the Behaviour of the Obese. Treatment and Management of Obesity. P. 47.

 

[15][15] Solans L.B. Cellularity of Adipose Tissue. Treatment and Management of Obesity. P. 24.

 

[16][16] Flying Saucers: A Modern Myth. CW 10. Par. 655.

 

[17][17] A Review of the Complex Theory. CW 8. Par. 201. [Pyc. пер.: Юнг К.Г. Обзор теории комплексов // Юнг К.Г. Структура и динамика психического. М.: «Когито-Центр», 2008.]

 

[18][18] Ibid. Par. 198.

 

[19][19] Ibid. Par. 204.

 

[20][20] Ibid. Par. 210.

 

[21][21] Игра слов: beat — удар, бой, ритм, beet — свекла. — Прим. пер.

 

[22][22] В соответствии с моделью психологических типов Юнга существует две личностные направленности (интроверсия и экстраверсия) и четыре основные функции: ощущение, мышление, чувство и интуиция. (Definiton. Psychological Typos. CW G.) Вкратце: ощущение говорит нам и том, что нечто существует; мышление говорит нам о том, чем это является; чувство говорит нам, насколько это ценно для нас; и интуиция говорит нам, что мы с этим можем делать (возможности). В практических целях важно отличать чувство — как рациональную, оценивающую функцию — от эмоции, которая исходит из активизированного комплекса.

 

[23][23] Honey — мед. sweetheart — букв, «сладкое сердце», sugar — сахар (англ.). — Прим. пер.

 

[24][24] Symbols of Transformation. CW 5. Par. 457.

 

[25][25] Эгида (греч. миф.) — щит Зевса. — Прим. ред.

 

[26][26] Rite de passage (фр.) — переходный обряд. — Прим. ред.

 

[27][27] Bruch H. Eating Disorders. P. 127.

 

[28][28] Harding E. Psychic Energy. P. 210–211.

 

[29][29] Группы взаимоподдержки для тучных людей, стремящихся снизить свой вес с помощью различных программ. — Прим. пер.

 

[30][30] Bruch H. Eating Disorders. P. 87.

 

[31][31] Связь половых гормонов с метаболизмом еще не установлена. Однако Бисон и Макдермотт в своем «Учебнике по медицине» пишут: «Связь между способностью к деторождению и ожирением и частым набором веса при менопаузе, хотя ее и трудно доказать, предполагает возможность участия женских половых гормонов в регуляции жирового обмена». (Textbook of Medicine,1975. P. 1376.) Эту возможность неплохо учитывать при рассмотрении проблемы потери женственности при ожирении.

 

[32][32] Bray G. International Journal of Obesity 2. № 2 (1978). P. 127.

 

[33][33] Беседы с Розали Винни-Роберте, доктором медицины, помогли прояснить основные биохимические механизмы, обсуждаемые в этой главе.

 

[34][34] Tepperman J. Metabolic and Endocrine Physiology, 3th ed. P. 201.

 

[35][35] George F, Cahill Jr. «Obesity anti the Control of fuel Metabolisin». Treatment and Management of Obesity. P. 9. В этой статье Кахилл отмечает, что «людям с избыточным весом требуется намного больше инсулина… Инсулин является важнейшим регулятором жировых клеток, сообщающим жировой клетке, когда появляется адекватное топливо, чтобы взять его и сохранить… В некоторых ситуациях, в частности при ожирении, жировым клеткам требуется больше инсулина для каждого из контролируемого им метаболического процесса. Более того, у человека с ожирением другие ткани тела также требуют больше инсулина». Для подробного изучения общего нарушения действия инсулина в тканях при ожирении см. работу; Solans L.B. «Cellularity of Adipose Tissue». Treatment and Management, of Obesity. P. 17–24.

 

[36][36] Beeson P.B., McDermott W. Textbook of Medicine, 14th ed. P. 1375.

 

[37][37] Mackarness R. Eat Fat and Grow Slim. P. 43. В природе энергия может сохраняться с использованием двух различных видов соединений углерода и водорода. Одна из них — основная структура жиров, другая — основная структура углеводов. Из-за различий между химическими структурами углеводов и жиров, при расщеплении углевода выделяется 4 кал/г, в то время как при расщеплении жира — 9,4 кал/г. При запасании углеводов требуется 1,5 г воды на каждый грамм гликогена, в то время как откладывание жира предполагает лишь незначительное увеличение объемов внутриклеточной жидкости. Поэтому запасание углеводов в клетке — менее удобный способ храпения энергии, особенно если учесть, что этот «запас» владелец вынужден повсюду носить с собой.

 

[38][38] Ibid, P. 45.

 

[39][39] Ibid, P. 108.

 

[40][40] Salans в работе «Cellularity of Adipose Tissues (см. сноску к гл. 1) указывает, что у людей с ожирением были обнаружены многие клеточные аномалии, но также было доказано, что они обратимы при потере веса. Поэтому размышления сконцентрированы на вероятности того, что «нарушенный обмен веществ пациента с ожирением может быть как-то объяснен сопротивлением усвоению глюкозы в жировых клетках».

 

[41][41] Mackarniess R. Not all in the mind. P. 38.

 

[42][42]Ibid. P. 41.

 

[43][43] Cheraskin E., Ringsdorf Jr. W.M. Psychodietetics. P. 31.

 

[44][44] Ibid. P. 73.

 

[45][45] В подтверждение этой теории, в International Journal of Obesity, 2, № 2 (1978), p. 106–107, отмечается, что «синдром гипоталамического ожирения хорошо признан и клинически, и экспериментально… наиболее важная аномалия при этом синдроме — увеличение концентрации инсулина».

 

[46][46] Atkins R.C. Dr. Atkins’ Diet Revolution. P. 61. Метаболическая перестройка, происходящая во время диеты доктора Аткинса, может основываться на гормоне, который обсуждался Л. Левиным (Levin L. Science News Letter, 5 мая 1951). Левин докладывал о «новом гормоне гипотоламо-гипофизарной системы, который, как кажется, действует прямо, а не через железы надпочечников (как делает АКТГ). Он выключает механизм тела по приведению в движение жира, а выработка нового гормона запускается наличием в крови кортизона». «Совет по продовольствию и питанию», давая отчет об этой диете, утверждает, что Аткинс предполагает, что на кетогенной низкоуглеводной диете можно есть в неограниченных количествах, не набирая вес, но научно приемлемых доказательств, подтверждающих это заявление, нет (Council of Food and Nutrition, Yang and von Itallie, 1976).

 

[47][47] Selye H. Stress Without Distress. P. 25.

 

[48][48] Dunbar F. Mind and Body. P.264.

 

[49][49] Mackarness R. Not all in the mind. P. 108.

 

[50][50] Crisp А.H. Some Aspects of the Relationship between Body Weight and Sexual Behaviour with Particular Reference to Massive Obesity and Anorexia Nervosa. International Journal of Obesity, 2, № 1 (1978). P. 19.

 

[51][51] В свете современных знаний адренин представляет собой смесь гормонов надпочечников и коры надпочечников.

 

[52][52] Cannon W. Bodily Changes in Pain, Hunger, Fear and Rag. P. 63.

 

[53][53] Ibid. P. 63–64.

 

[54][54] Ibid. P. 351.

 

[55][55] Ibid. P. 194–205. Если уровень сахара в крови не падает ниже физиологической нормы, излишний адреналин не выделяется.

 

[56][56] Ibid. Р. 247.

 

[57][57] 1 м 68 см. 82 кг.

 

[58][58] 4,536 кг.

 

[59][59] 50–54 российские размеры.

 

[60][60] Lockhart R.A. Cancer in Myth and Dream. Spring 1977. P. 1–2.

 

[61][61] Из письма К.Г. Юнга своему двоюродному брату Рудольфу Юнгу, 11 мая, 1956. В: Jung C.G. Letters, 2. P. 297.

 

[62][62] Dunbar F. Emotions and Bodily Changes. P. 260 и 232.

 

[63][63] Sims Е.А.Н. Studies in Human Hyperfagia. Treatment and Management of Obesity. P. 35.

 

[64][64] Ibid. P. 42.

 

[65][65] Tepperman J. Metabolic and Endocrine Physiology. P. 219.

 

[66][66] Nisbett R. Starvation and the Behavior of the Obese. Treatment and Management of Obesity. P. 54.

 

[67][67] Аппестат (appestat) — центр головного мозга, осуществляющий контроль за количеством потребляемой пищи. — Прим. ред.

 

[68][68] Tepperman J. Metabolic and Endocrine Physiology. P. 215.

 

[69][69] Investigations with Galvanometer and Pneumograph. CW 2. Par. 1062.

 

[70][70] Ibid. Par. 1067.

 

[71][71] Ibid.

 

[72][72] Ibid. Par. 1080.

 

[73][73] Ibid. Par. 1352.

 

[74][74] Ни Хелен, ни Катрин не страдали мигренями, но у них под действием стресса таинственным образом возникали и исчезали отеки, что было нами задокументировано. «Начало мигренозной головной боли может предваряться генерализованным накоплением жидкости как одно из следствий не специфического нарушения в жидкости и электролитах, обнаруженного у многих людей, имеющих или нет синдром мигрени, в период стресса. Имеются данные, свидетельствующие о наличии сосудистых аномалий общего характера у многих индивидов с мигренями». (Beeson, McDermott. Textbook of Medicine. P. 617.)

 

[75][75] Jung C.G. On the Nature of the Psyche. CW 8. Par. 366.

 

[76][76] Ibid.

 

[77][77] Ibid. Par. 368.

 

[78][78] Ibid. Par. 369.

 

[79][79] Подчиненная составляющая (фр.).Прим. пер.

 

[80][80] Ведущая составляющая (фр.). — Прим. пер.

 

[81][81] Ibid. Par. 375

 

[82][82] Ibid. Par. 377.

 

[83][83] Ibid. Par. 379.

 

[84][84] Ibid. Par. 380.

 

[85][85] 175,26 см.

 

[86][86] 74,84 кг.

 

[87][87] См. сноску 2 на странице 84 (см. сн. 74 эл. кн).

 

[88][88] 61 м.

 

[89][89] Город в Древней Греции, где располагалось самое крупное для всей античности святилищу бога врачевания Асклепия, символом которого была змея. — Прим. ред.

 

[90][90] Город во Франции, в одной из пещер в окрестностях которого, по преданию, четырнадцати летней местной жительнице явилась Дева Мария. В пещере находится чудодейственный источник, воды которого считаются целебными. — Прим. ред.

 

[91][91] 30,48 кг.

 

[92][92] В йогических системах — высший из центров сознания, объединяющий все остальные чакры, конечная цель духовной эволюции. — Прим. ред.

 

[93][93] Jung C.G. On the nature of the Psyche. CW 8. Par. 407.

 

[94][94] Ibid. Par. 414.

 

[95][95] Ibid. Par. 417.

 

[96][96] Ibid. Par. 418, 420.

 

[97][97] Элиот Т.С. Полые люди. СПб.: ООО «Издательский Дом "Кристалл"», 2000.

 

[98][98] 1 м 67 см, 85 кг.

 

[99][99] Около 13,5 кг.

 

[100][100] Von Franz M.-L. Shadow and Evil in Fairytales. P 215–216.

 

[101][101] Около 11 кг.

 

[102][102] Bruck H. Eating Disorders. P. 102.

 

[103][103] Jung C.G. Association, Dream, and Hysterical Symptom. CW 2. Par. 833.

 

[104][104] Ibid. Par. 861.

 

[105][105] 167,64 см;»60 кг.

 

[106][106]»41 кг.

 

[107][107]»16 кг.

 

[108][108] Jung C.G. Psychological Aspects of the Mother Archetype. CW 9,I. Par. 186.

 

[109][109] Ibid. Par. 184

 

[110][110] «Adonais».

 

[111][111] Bruch H. The Golden Cage. P. 34.

 

[112][112] Keats. Ode to a Nightingale.

 

[113][113] 175,26 см;» 75 кг.

 

[114][114] 4,536 кг.

 

[115][115] 56,7 кг.

 

[116][116] 68,04–77,112 кг.

 

[117][117] Apuleius’ Golden Ass. P. VIII-10.

 

[118][118] Дух Святой (лат.). — Прим. пер.

 

[119][119] Юнг писал, ссылаясь на Rex marinus: «В реальности с самых высот в темнейшие глубины материи опускается тайное, способное к превращению вещество, где оно ожидает своего освобождения. Но никто не погружается в эти глубины в хорошем состоянии из-за своего собственного превращения в темноте и из-за испытания огнем, чтобы спасти своего короля. Они не могут услышать голос короля и думают, что это хаотичный рев разрушения. Море (mare nostrum) алхимиков — их собственная тьма, бессознательное… темный фон души содержит не только зло, но и короля, требующего и способного к освобождению, спасению». (Jung C.G. Alchemical Studies. CW 13. Par. 183.)

 

[120][120] Harding E. Woman's Mysteries. P.266.

 

[121][121] Apuleius' Golden Ass. P. IV-6.

 

[122][122] Обсуждалось в разговоре с доктором медицины А. Зиглером, Цюрих.

 

[123][123] Jung C.G. Flying Saucers: A Modern Myth. CW 10. Par. 780: «Мы теперь знаем, что существует фактор, являющийся посредником между очевидной несопоставимостью, несоизмеримостью тела и психикой, придающий материи своего рода "психическую" способность, а психике — своего рода "материальность", благодаря чему одно может воздействовать на другое. То, что тело может воздействовать на психику, кажется трюизмом, но, строго говоря, все, что нам известно, — это то, что любой телесный дефект или болезнь выражает себя психически».

 

[124][124] Jung C.G. Rex and Regina. CW 14. Par. 357f.

 

[125][125] Ibid. Par. 358.

 

[126][126] Jung C.G. Symbols of Transformation. CW 5. Par. 438.

 

[127][127] Stunkard A. New Treatments for Obesity. Treatment and Management of Obesity. P. 104. Установлено, что в целом не более 25 % людей с ожирением способны сбросить 20 фунтов (9,072 кг) и не более 5 % — 40 фунтов.

 

[128][128] В разговоре с коллегой я узнала, что Ханна Грин, автор книги I Never Promised You a Rose Garden, страдала от ожирения, хотя она никогда не упоминала об этой проблеме в книге и не была показана толстой в фильме. Это представляется ярким примером современного стремления разоблачить агонию души, но в то же время спрятать «постыдную» правду о толстом теле. Сходное умалчивание проявилось в Ассоциативном эксперименте.

 

[129][129] Джеймс Хиллман описывает две стороны этого архетипа в работе «Senex and Puer: An Aspect of the Historical and Psychological Present», Eranos-Jahrbuch, XXXVI, 1967.

 

[130][130] Von Franz M.-L. Apuleius’ Golden Ass. P. IV-5.

 

[131][131] Схема срисована со схемы архетипа marriage quaternio в работе Юнга «Психология переноса» (Jung C.G. CW 16. Par. 422).

 

[132][132] Rudwin M. The Devil in Legend and Literature. R 234ff.

 

[133][133] Milton J. Paradise Lost, IV, line 299.

 

[134][134] Bruch H. Eating Disorders. P. 337.

 

[135][135] Neumann E. The Child. P. 90–91.

 

[136][136] Ibid. P. 105–109.

 

[137][137] Ср. М.-Л. фон Франц «Мотив искупления в сказках» (von Franz, р. 54–55) относительно проекции самости на смерть, которая может быть психологическим фактором при самоубийстве.

 

[138][138] The Feminine in Jungian Psychology and in Christian Theology. P. 85–86.

 

[139][139] Jung. CW 18. Par. 627.

 

[140][140] Ibid. Par. 632.

 

[141][141] Ibid. Par. 635.

 

[142][142] Daly M. Beyond God the Father. P 43.

 

[143][143] «The Psychological Aspects of the Kore» (Jung. CW 9, I. Par. 355).

 

[144][144] См. прим. к главе IV.

 

[145][145] Полное обсуждение андрогинности Диониса см.: Hillman J. First Adam, then Eve. Eranos-Jahrbuch, XXXVIII, 1969.

 

[146][146] Jung C.G., Kerényi С. Introduction to a Science of Mythology. P. 117.

 

[147][147] Ibid. P. 144.

 

[148][148] Ibid. P. 148.

 

[149][149] Квадратура круга (лат.). — Прим. пер.

 

[150][150] Из письма пастору Вальтеру Бернету, 13 Июня, 1955 (Jung C.G. Letters, 2.P. 258–259).

 

[151][151] Тело и душа (лат.). — Прим. пер.

 

[152][152] Юнг К.Г. Божественный ребенок. М.: Олимп, 1997. С. 371. (The Psychology of the Child Archetype. CW 9, I. Par. 291).

 

[153][153] Jung C.G., Kerényi C. Introduction to a Science of Mythology P. 101.

 

[154][154] Линда Фирз-Дэвид обсуждала психологическую значимость этих фресок в: Psychologische Betrachtungen zu der Villa dei Misteri in Pompeji.

 

[155][155] Более полное обсуждение этого мифа см. в: Kerenyi С. Dionysus.

 

[156][156] Репродукции фресок имеются в книге К.Г. Юнга «Человек и его Символы» (М.: ACT, 1997), где их обсуждает Джозеф Хендерсон.

 

[157][157] В Элевсинских Мистериях опасность инфляции или идентификации с настроением преодолевается с помощью Баубо, чье грубое чувство юмора (выставление своего зада) разрушает чары неизбывного горя Деметры. Вульгарный человек может высвободить в женщине жизненную энергию.

 

[158][158] Harding E. The Parental Image. 1947. P. 34–35.

 

[159][159] The Tavistock Lectures. CW 18. Par. 317.

 

[160][160] Eliot. Four Quartets, «Little Gidding».

 

[161][161] CW 10. Par. 261, 269, 271.

 

[162][162] Ibid. Par. 273.

 

[163][163] Ibid. Par. 275.

 

[164][164] Toward a New Psychology of Women. Par. 119.

 

[165][165] Symbols of Transformation. CW 5. Par. 576.

 

[166][166] Answer to Job. Par. 70.

 

[167][167] Ibid. Par. 78.

 

[168][168] Ibid Par. 91–92.

 

[169][169] Обсуждалось в письме, адресованном Дороти Хош, 3 Июля, 1952 (Letter 2.Р. 76–78).

 

[170][170] Jung C.G. Answer to Job. Par. 90: «Почему этот неизбежный результат христианской психологии должен означать искупление, сложно понять, за исключением того, что сознательное признание противоположностей, хотя и могущее быть болезненным в какой-то момент, на самом деле несет с собой определенное чувство избавления… С одной стороны, это избавление от мучительного состояния унылой и беспомощной бессознательности, а с другой стороны, растущее осознание противоположностей Бога, в которых может участвовать человек, если он не сожмется под ударом разделяющего меча, которым является Христос. Только в наиболее экстремальном и в наиболее угрожающем конфликте христианство в самом деле переживает избавление в божестве, всегда зная, что оно не разрушится, но примет ношу избранности Богом. Только этим способом imago Dei реализует себя в нем, и Бог становится человеком».

 

[171][171] Ibid. Par. 111.

 

[172][172] Ulanov. 1971. P. 313.

 

[173][173] Священный брак (лат.) — Прим. пер.

 

Date: 2015-07-25; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию