Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История России





 

Рабочая программа по истории России для 11-го класса составлена на основе федерального Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории(базовый уровень) 2004 года и авторской программы Н.С Борисова и А.А. Левандовского.

Программа рассчитана на 46 часов при 2-х часовой учебной нагрузке.

Основными задачами курса являются:

- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;

- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях многонациональной и поликонфессиональной России;

- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, аргументировано выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учащихся, полученные в основной школе, причем не только по истории, но и иным предметам.

Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к истории отечественной и всеобщей, истории и обществознания, с тем чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.

Данная программа отражает основные положения учебника А.А. Левандовского Ю.А. Щетинова «История России», в котором получили отражение следующие установки:

- усиление аналитической стороны изучения истории;

- акцент на раскрытие истории духовной культуры Отечества;

- значительное внимание работе с историческим документом как основным объектом добывания исторических знаний, формированию у учащихся умения толковать исторический источник, анализировать его. Фрагменты документов включены внутрь текста параграфа, что позволяет рассматривать их ограничено в рамках изучения конкретной темы. Исторические источники снабжены специальными вопросами. Иногда использован прием создания подборки документов, позволяющий давать сравнительный анализ взглядов на изучаемые события и явления;

- возможность отхода от учительского монолога, организация разнообразных диалоговых форм обучения;

- анализ различных точек зрения по узловым проблемам отечественной истории, подключение элементов историографии. Причем при изучении дискуссионных вопросов не предполагается подробного освещения позиций тех или иных исторических школ, прямого упоминания конкретных авторов и их работ.

Одна из принципиальных установок курса – взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволяли России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей. Это касается в первую очередь событий Великой Отечественной войны (1941-1945).

Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся личностей Отечества, В разделах программы указано значительное число имен, вошедших в историю нашей страны.

Изучение тем, раскрывающих современную историю России и мира, делает необходимым широкое использование материалов СМИ, в том числе и заложенных в Интернете.

В программе содержится список дополнительной литературы для учителя по разделам курса отечественной истории в 20 – начале 21 в.

При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

- школьная лекция;

- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

- объяснение учителя и беседа с учащимися;

- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

- написание сочинений-эссе;

- заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др

В основу преподавания курса положена программа по истории для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений М.: Просвещение, 2009 год.

Распределение учебного времени по истории

Всего часов: 68

Всеобщая история 22 часа

История России 46 часа

Кол-во часов в неделю: 2 часа

Основные блоки курса истории России 11 класс

№ п.п. Название раздела, тем Кол-во часов
1. Российская империя 2 ч
2. Россия в годы первой революции 2 ч
3. Монархия накануне крушения 3 ч
4. Россия в революционном вихре 1917-1920 гг. 3 ч
5. Становление новой России (октябрь 1917-1920гг.)
6. Россия, СССР: годы непа 4 ч
7. СССР в годы форсированной модернизации 5 ч
8. Великая отечественная война 1941-1945 гг. 5 ч
9. Последние годы сталинского правления 3 ч
10. СССР в 1953- 1964 гг: попытки реформирования советской системы 3 ч
11. Советский союз в последние десятилетия своего существования 5 ч
12. На новом переломе истории: Россия в 90-е годы XX- началоXXI века 5 ч
13. Итоговое повторение «Россия XX- начала XXI века» 3 ч

Содержание тем учебного курса История РОссии.

Российская империя (2 ч)

Социально-экономическое развитие России. Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Россия в годы первой революции(2 ч). Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Монархия накануне крушения (3 ч) Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Россия в революционном вихре 1917-1920 гг.(3 ч) Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

Становление новой России (октябрь 1917-1920гг.) (3 ч) Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны.

Россия, СССР: годы непа (4 ч) Переход к новой экономической политике.

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

СССР в годы форсированной модернизации (5 ч)

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Великая отечественная война 1941-1945 гг. (5 ч)

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Последние годы сталинского правления (3 ч)

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

СССР в 1953- 1964 гг: попытки реформирования советской системы (3 ч) Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

Советский союз в последние десятилетия своего существования (5 ч)

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

. Новейшая история Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

На новом переломе истории: Россия в 90-е годы XX- началоXXI века (5 ч)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

Итоговое повторение «Россия XX- начала XXI века» (3 ч)

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса

 

Учащиеся должны:

 

  1. Называть:

- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;

- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.

2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

3. Называть:

- место, обстоятельства, участников событий;

- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;

- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;

- известных полководцев, участников военных событий.

4. Показывать на исторической карте:

- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;

- промышленные центры, крупнейшие стройки;

- места военных сражений.

5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).

6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.

8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.

9. Составлять описание:

- зданий, технических сооружений, машин;

- предметов быта;

- памятников художественной культуры.

10. Соотносить факты и общие процессы и явления:

- изменения политического строя России в ХХ в.;

- внутренней и внешней политики;

- модернизации, индустриализации;

- развития общественной мысли, художественной культуры.

11. Называть характерные, существенные черты:

- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;

- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;

- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;

- внешней политики, наиболее значительных военных событий.

12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.

14. Сравнивать:

- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;

- темпы и характер модернизации в России и других странах;

- политические режимы в России и других странах.

15. Излагать суждения о причинах и последствиях:

- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;

- Гражданской войны;

- прихода большевиков к власти;

- установления однопартийной системы;

- утверждение тоталитарного режима и культа личности;

- победы в ВО войне;

- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;

- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.

16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.

17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:

- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;

- известных исторических личностей.

18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ) 11 класс

№ урока Раздел/ Тема урока Дата Коррекция Результат Примечание
  РАЗДЕЛ I. МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ — НАЧАЛО ИСТОРИИ XX В.
  Мир в начале 20-го века. Общие тенденции в экономическом, политическом и культурном развитии ведущих стран Европы и Северной Америки        
  Первая мировая война.        
  Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров        
  Социально-экономические процессы в европейских государствах и США        
  Общественно-политический выбор ведущих стран        
  Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами        
  Культура и наука в первой половине 20 в.        
  Международные отношения в 20-е-30 гг. XX в        
  ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
  Боевые действия на фронтах Второй мировой войны в 1941—1945 гг.        
  Дипломатия в годы войны        
  Итоги и политические последствия Второй мировой войны        
  РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА – ВНАЧАЛЕ ХХI ВЕКА  
  Послевоенное мирное урегулирование и начало «холодной войны». Международные отношения.        
  Основные этапы «холодной войны»        
  Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40- 2010гг.Основные этапы и тенденции общественно политического и экономического развития.        
  Особенности политического и социально-экономического положения развитых государств мира в конце 40—2010 гг.        
  Особенности политического и социально-экономического положения развитых государств мира в конце 40—2010 гг.        
  Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны.        
  Крушение коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в.        
  Развитие стран Восточной Европы в 40—2010 гг.        
  Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине 20-го века        
  Наука и культура во второй половине XX в.        
  Мир в начале XXI в. Глобальные проблемы человечества. Обобщающий урок.        
             

Календарно - тематическое планирование по истории России 11 класс

 

 

№ п.п. Название раздела, тем Дата Коррекция Результат Примечание
  Российская империя Тема 1:Россия в начале 20-го века
  Социально – экономическое развитие страны в конце 19 в начале 20 –го века        
  Внутренняя и внешняя политика самодержавия        
  Российское общество        
  Тема 2: Россия в годы первой революции        
  Революция: начало, подъем, отступление.        
  Становление российского парламентаризма        
  Тема 3 Монархия накануне крушения        
  Третьеиюньская политическая система        
  Россия в первой мировой войне        
  Русская культура конца 19 начала 20-го века        
  Обобщающий урок        
  Великая Российская революция. Советская эпоха
  Тема 4:Россия в революционном вихре 1917года        
  По пути демократии        
  От демократии к диктатуре        
  Большевики берут власть        
  Тема 5: Становление новой России (октябрь 1917-1920гг.)        
  Первые месяцы большевистского правления        
  Гражданская война        
  Почему победили красные?        
  Тема 6: Россия, СССР: годы непа        
  Социально-экономическое развитие страны        
  Общественно – политическая жизнь. Культура.        
  Образование СССР.        
  Внешняя политика и Коминтерн        
  Тема 7: СССР в годы форсированной модернизации        
  Кардинальные изменения в экономике        
  Общественно – политическая жизнь. Культура.        
  «Страна победившего социализма»: экономика, соц. структура, политическая система        
  На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы        
  На кануне грозных испытаний        
  Тема 8:Великая отечественная война 1941-1945 гг.        
  Боевые действия на фронтах        
  Борьба за линией фронта        
  Советский тыл в годы войны        
  СССР и союзники. Итоги войны        
  Тема 9:Последние годы сталинского правления        
  Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях.        
  Восстановление и развитие народного хозяйства        
  Власть и общество        
  Тема 10: СССР в 1953- 1964 гг: попытки реформирования советской системы        
  Изменения в политике и культуре        
  Преобразования в экономике        
  СССР и внешний мир        
  Тема 11: Советский союз в последние десятилетия своего существования        
  Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере.        
  Общественно-политическая жизнь. Культура        
  Перестройка и ее итоги        
  Распад СССР        
  Внешняя политика СССР. Завершение холодной войны.        
  Раздел 3. Российская федерация
  Тема 12: На новом переломе истории: Россия в 90-е годы XX- началоXXI века        
  Начало кардинальных перемен в стране        
  Российское общество в годы реформ        
  Ситуация в стране в конце 20-го века        
  Россия в начале 21-го века        
  Внешняя политика России        
  Итоговое повторение «Россия XX- начала XXI века»        
  Резерв        

 

Date: 2015-07-25; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию