Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финал лунной симфонии 4 page





Занимает должность помощника директора Центра пилотируемых полетов имени Л.Джонсона по космическим и медико-биологическим наукам.

Экипажу предстояло провести на станции около шестидесяти суток. Невольно возникает вопрос, почему же руководители НАСА решили так резко увеличить срок пребывания человека в космосе. Они ведь располагали малообнадеживающей информацией о воздействии невесомости на организм астронавта. В самом деле, если после десяти-двенадцати суток полета на Луну астронавтам требовалось всего несколько часов, чтобы адаптироваться к наземным условиям, то после 28-суточного полета период адаптации растянулся уже на несколько дней и протекал в существенно более острой форме. Что же будет после двухмесячного полета, не погибнут ли астронавты на Земле, не произойдут ли у них в лучшем случае необратимые изменения организма?

Специалисты, правда, решили увеличить физические нагрузки астронавтов на орбите, но кто мог сказать, будет ли этого достаточно для поддержания здоровья членов экипажа. Человек опять подвергался дополнительному, неоправданному риску из-за стремления получить за три экспедиции максимум научной информации.

Полет начался неудачно. На орбите у астронавтов возникли симптомы космического укачивания, появилась рвота. Сразу же после стыковки со станцией выяснилось, что в двух из четырех связок двигателей ориентации «Аполлона» происходит утечка горючего. Это была большая неприятность, поскольку она могла привести к трудностям при возвращении экипажа на Землю. Срочно стали готовить запуск нового «Аполлона» для спасения экипажа «Скайлэба». Уже были известны имена спасателей — астронавты Вэнс Бранд и Дон Линд, — уже был назначен срок их запуска — 5 сентября, но тут обстановка сама собой разрядилась. Наблюдения показали, что потери топлива существенно меньше, чем предполагалось ранее, и экипаж «Скайлэба)» может продолжать свою работу.

7 августа астронавты вышли в открытый космос и установили новый теплозащитный экран улучшенной конструкции, а также заменили кассету с пленкой в комплекте астрономических приборов. Через некоторое время потребовался еще один выход за борт станции для подключения кабеля, соединявшего запасные гироскопы с ЭВМ. Это позволило исправить возникшую неполадку в системе ориентации. Дальнейший полет прошел без неожиданностей, и экипаж, выполнив программу, 25 сентября благополучно вернулся на Землю, пробыв в космосе 59 суток. Здесь астронавтов ждали примерно такие же проблемы адаптации, какие возникали у их предшественников. Однако теперь врачи смогли убедиться в правильности выбранного ими пути «борьбы с невесомостью» — интенсивная физическая нагрузка на орбите. Поэтому они уверенно послали на «Скайлэб» третью и заключительную экспедицию сроком на 84 суток. При этом был установлен рекорд длительности пребывания в космосе, до сих пор не побитый американскими астронавтами.

Программа «Скайлэб» не получила своего дальнейшего развития. После возвращения на Землю третьей экспедиции работы на станции полностью прекратились. Однако она напомнила миру о себе еще раз. В результате аэродинамического торможения высота ее орбиты стала снижаться. В 1978 году станция была сориентирована так, чтобы ее продольная ось совпала с направлением скорости. Таким путем специалисты рассчитывали уменьшить ее аэродинамическое сопротивление и продлить срок ее жизни. Они надеялись, что в 1980 году с помощью многоразового космического корабля «Спэйс Шаттл», работы по которому велись полным ходом, к ней будет доставлен разгонный блок, позволяющий либо перевести ее на более высокую орбиту, либо осуществить ее контролируемый спуск на Землю. Однако от этого плана вскоре пришлось отказаться. Вероятность успеха была мала, работы по «Шаттлу» затягивались. Станция продолжала терять высоту. Стало ясно, что она вот-вот войдет в атмосферу. Части станции могли упасть на какой-нибудь город или густонаселенный район. Американские специалисты проводили все новые и новые расчеты. Наконец, они объявили, что обломки станции упадут в Индийский океан. Так оно и случилось, хотя часть из них упала на территории Австралии, но, к счастью, в малонаселенные ее районы. Жертв или каких-либо иных тяжелых последствий не было.

 

Трудные орбиты «Салютов»

 

После трагедии на «Союзе-11» первый испытательный полет в космос на «Союзе-12» был совершен только в сентябре 1973 года. На орбиту тогда отправились В.Г. Лазарев и О.Г. Макаров.

Годом раньше, 24 мая 1972 года, между СССР и США было заключено соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, предусматривающее, в частности, осуществление совместной советско-американской программы ЭПАС — экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз».

С технической точки зрения необходимость такого полета обосновывалась стремлением обеспечить совместимость этих кораблей, что позволило бы оказывать помощь друг другу на орбите в трудной ситуации. В политическом плане предполагалось, что такой полет будет способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания между народами СССР и США. Однако проблему совместимости кораблей можно было решить и без такого полета. Что же касается политики, то сотрудничество в космосе не может стать причиной улучшения взаимоотношений стран. Оно скорее, наоборот, — следствие сбалансированных политических подходов. Опыт совместных работ по программе ЭПАС — наглядное тому свидетельство. Вскоре после окончания программы отношения между СССР и США ухудшилось, что привело к свертыванию почти всех совместных исследований космоса.

Основная причина, по которой американская сторона поддержала идею совместного полета, — стремление хоть сколько-нибудь увеличить ассигнования на космонавтику и уменьшить сокращение кадров в НАСА, достигшее больших масштабов. Американцы не несли в ходе разработки и реализации проекта ЭПАС серьезных расходов. У них от лунных экспедиций остался основной блок «Аполлона» и ракета «Сатурн-1Б». Советским специалистам ради «торжественно-парадного» полета пришлось создавать внеплановый корабль «Союз».

Полет состоялся в июле 1975 года. Сначала с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-19» с космонавтами А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым на борту, а через несколько часов на орбиту с мыса Канаверал был выведен основной блок «Аполлона» с астронавтами Томасом Стаффордом, Доналдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Вэнс Бранд родился в 1931 году. В 1953 году окончил коммерческий факультет Колорадского университета и получил степень бакалавра естественных наук. Затем служил в ВМС США летчиком-истребителем. В 1960 году в том же университете получил степень бакалавра наук по авиационной технологии, а в 1964 году (в Калифорнийском университете) — степень магистра коммерческой администрации. С 1960 по 1966 год работал в компании «Локхид» — сначала инженером по летным испытаниям, а по окончании в 1963 году школы летчиков-испытателей — летчиком-испытателем в Палмдейл (штат Калифорния). Руководил группой консультантов авиакомпании «Локхид» в Истре (Франция). В 1966 году зачислен в отряд астронавтов, в котором работает и в настоящее время.

На 36-м витке была осуществлена стыковка кораблей, и начался их совместный полет. На 64-м витке проведена расстыковка. На 66-м — корабли были вновь состыкованы. На 68-м витке корабли окончательно расстыковались, и дальше их полет проходил по самостоятельным программам. Через пять суток полета «Союз-19» благополучно вернулся на Землю. «Аполлон» совершил посадку на девятые сутки после запуска.

Вот и все. Сравнительно простой полет, кратковременный, на хорошо отработанных кораблях. Что тут могло случиться неожиданного? А ведь случилось. Прежде всего обнаружилась неполадка в стыковочном механизме «Аполлона», и экипажи не смогли нанести друг другу визиты. Пришлось опять заниматься ремонтом в космосе, чтобы исправить ошибку, допущенную при сборке на Земле. Однако самая большая неприятность произошла при спуске «Аполлона» на Землю. В кабине вдруг появился неприятный запах. Астронавтам становилось все хуже и хуже. Сразу после приводнения Стаффорд, собрав все свои силы, отстегнул привязные ремни, добрался до кислородных масок и раздал их своим товарищам. В тот же миг Бранд потерял сознание.

Потом оказалось, что Бранд забыл перевести в нужное положение два тумблера и из-за этого пары топлива для двигателей ориентации попали в кабину. В состав топлива входило ядовитое вещество, азотный тетраксид, и все астронавты получили отравления. На Земле их поместили на четыре дня в военный госпиталь, а потом еще десять дней они находились под наблюдением врачей.

После этого полета в США наступил многолетний перерыв, и до апреля 1981 года ни один американский астронавт не был запущен на орбиту. Вся тяжесть работ, связанных с проблемой длительных пилотируемых полетов, теперь легла на плечи советских космонавтов, добившихся в этой области больших успехов.

Историкам космонавтики еще только предстоит провести анализ советских пилотируемых полетов на «Союзах», «Салютах», на станции «Мир». Здесь нет возможности последовательно рассмотреть все советские экспедиции. Поэтому остановимся только на некоторых наиболее напряженных, или, как говорят специалисты, нештатных ситуациях.

5 апреля 1975 года на «Союзе-18-1» на станцию «Салют-4» отправился экипаж в составе В.Г.Лазарева и О.Г.Макарова. Запуск прошел нормально. Отделилась первая ступень, вторая... И вдруг при работе третьей ступени произошло отклонение параметров движения от расчетных. Стало ясно, что корабль не выйдет на орбиту, нужно было аварийно прекращать полет. К счастью, без осложнений сработала система аварийного спасения экипажа и увела «Союз» от терпящей бедствие ракеты. Штатно сработали пиротехнические устройства и отделили от корабля спускаемый аппарат, который вместе с космонавтами стал падать на Землю. В Центре управления полетом услышали, как О.Г.Макаров сказал своему товарищу: «Эх, Вася, давно мы с тобой за границей не были». И в самом деле, аппарат падал в район советско-китайской границы, а отношения с Китаем у нас в то время были сложными. Дело порой доходило до вооруженных пограничных конфликтов. Как-то там примут непрошеных гостей...

При обычном спуске траектория выбиралась пологой, чтобы уменьшить перегрузки, на этот раз аппарат «Союз» спускался по крутой траектории и космонавты испытывали страшную (двадцатикратную) перегрузку.

«Союз» приземлился в Горном Алтае на заснеженном склоне горы на краю обрыва. Кое-как экипаж выбрался из люка, но здесь их ожидали новые трудности. Снег под горячим днищем аппарата подтаял, и он начал постепенно сползать к обрыву. Разгребая глубокий снег, космонавты искали камни, ветки и все, что попадалось под руку, подкладывали под днище. Наконец, аппарат удалось остановить.

Поисково-спасательная служба место приземления знала довольно точно. Прилетели вертолеты, но поднять космонавтов на борт не смогли — мешали сильный ветер и снег. Космонавты, чтобы не замерзнуть, решили развести костер и ждать до утра. С трудом нашли в снегу хворост и разожгли огонь. За ночь погода улучшилась. Утром прилетел вертолет и поднял обоих космонавтов на борт.

Все наши «Востоки», «Восходы» и «Союзы» обычно приземлялись в отличие от американских аппаратов, которые спускались на водную поверхность. Однако экипажу «Союза-23» в составе В.Д.Зудова и В.И.Рождественского пришлось получить и опыт приводнения.

14 октября космонавты отправились на орбиту для встречи со станцией «Салют-5». Полет начался неудачно. Из-за нештатной работы системы управления сближением стыковка со станцией была отменена и не оставалось ничего другого, кроме как вернуть экипаж на Землю. 16 октября в 20 часов 46 минут по местному времени спускаемый аппарат благополучно приводнился на озере Тенгиз. Было уже темно. Температура воздуха — 22°С, но озеро еще не замерзло — вода представляла собой ледяную кашу. Парашют тут же намок и утонул, потащив за собой и аппарат. Хорошо еще, что озеро было мелкое... Тем не менее аппарат накренился и входной люк погрузился в воду. Космонавты в своих креслах оказались в положении, когда ноги выше головы. Долго так не полежишь. Решили снять скафандры и подложить их под голову. В тесной кабине сделать это было непросто. В.И.Рождественский позже, вспоминая первые минуты после приводнения, изумлялся: «Как мы сняли скафандры? Не знаю. Сейчас даже трудно представить, что можно повторить эту операцию».

Температура в кабине стала падать. Вскоре на металлической поверхности появился иней, кое-где выросли сосульки. Мороз перекрыл вентиляцию, «заморозив» клапан, соединяющий атмосферу аппарата и Земли. Надежды оставались на систему регенерации воздуха, но ее возможности были ограничены.

Условия для работы группы поиска и спасения были тяжелыми. Ночь и туман не позволяли вертолетчикам спуститься к аппарату. Космонавты съели аварийный запас пищи и стали терпеливо ждать, когда их освободят из «заточения».

Примерно через пять-шесть часов кто-то подплыл к аппарату и, постучав по его корпусу, позвал космонавтов. Это было чудом... Как этот человек в беспросветной тьме нашел их?.. Сколько ему потребовалось мужества, чтобы решиться на этот отчаянный шаг — в одиночку отправиться на поиск при двадцатиградусном морозе. Космонавты разговорились со своим спасателем, познакомились с ним. Он представился кратко: «Капитан Чернявский, вертолетчик из группы поиска и спасения». Дальше он так же лаконично сообщил, что вертолет остался на берегу, а он приплыл на «резинке».

Перевернуть аппарат в нужное положение и освободить экипаж капитан, конечно, не мог. Единственное, что он смог сделать, так это прочистить на аппарате каналы для снабжения кабины воздухом. Переговариваясь с ним, космонавты вдруг поняли, что их спасатель замерзает, и уговорили его вернуться не берег, до которого было целых пять километров.

Утром туман рассеялся, прилетел вертолет, аквалангисты зацепили тросом аппарат, и через несколько минут замерзшие, измученные одиннадцатичасовым ожиданием, едва стоявшие на ногах космонавты предстали перед объективами теле- и фотокамер. Опыт приводнения оказался для них трудным.

В прошлые годы, когда в нашей стране царила безумная секретность, большинство людей не имели малейшего представления о трудностях, которые испытывали космонавты на орбитах. «Летают и летают», — так думали многие, иногда задавая себе и другой вопрос: «Зачем летают?». Все сведения о целях космических полетов, о неполадках техники находились под семью печатями. А в это время шла напряженная борьба за освоение космоса.

9 октября на «Союзе-25» к только что запущенной станции «Салют-6» отправились В.В.Коваленок и В.В.Рюмин. После выхода на орбиту «Союз-25» сблизился со станцией примерно до ста метров. Начались операции по стыковке. Первая попытка успеха не принесла. Повторили операцию еще раз, потом еще... Безрезультатно. Топливо в основных баках двигателей системы ориентации и управления движением кончилось. В.В.Рюмин, вспоминая потом этот случай, писал:

«Мы были тогда совсем рядом с ней (со станцией. — Г.С.), было даже касание, но стыковки тогда не получилось, и мы не попали в наш космический дом. Те, кто связан с техникой, знают, что порой и новый агрегат или машина не всегда работает. Тем более сложнейшая космическая техника. Да и человек, впервые попадая в космосе в такие необычные условия, бывает не всегда точен в своих действиях».

Неудача обескуражила. Казалось, для нее не было никаких видимых причин. Из-за отсутствия топлива невозможно было отвести «Союз» от станции. Пять-семь витков летали в двух десятках метров от нее, пока под действием малых возмущающих сил, связанных с разной массой и конфигурацией аппаратов, они не стали расходиться. Не оставалось ничего другого, как вернуться на Землю.

Но что же произошло со стыковочными узлами? Этот вопрос серьезно беспокоил специалистов.

10 декабря к станции отправился «Союз-26» с Ю.В.Романенко и Г.М.Гречко на борту. Корабль пристыковался к другому стыковочному причалу станции. Через десять дней Г.М.Гречко вышел в открытый космос и осмотрел переходной отсек и злополучный стыковочный узел. С помощью телекамеры он передал их изображения на Землю. Поразительно, но конструкция оказалась работоспособной. Может быть, В.В.Коваленок нарушил режим причаливания своего корабля, а может быть, была и другая причина. Нам остается лишь строить догадки. А тогда было принято решение направить к станции «Союз-27» и повторить стыковку с этим узлом.

Корабль стартовал 10 января 1978 года. В его экипаж входили В.А.Джанибеков и О.Г.Макаров. Стыковка со станцией произошла без замечаний. На ее борту находились в то время Ю.В.Романенко и Г.М. Гречко. Кстати, им предстояло летать на ней свыше 96 суток и превысить время полета третьей экспедиции «Скайлэба».

13 октября 1978 года станция «Салют-6» преподнесла очередной «сюрприз». После дозаправки объединенной двигательной установки топливом из прибывшего к ней «Прогресса-4» специалисты обнаружили, что значения параметров в топливных магистралях не соответствуют норме. На Земле срочно начались эксперименты на моделирующих установках. Выяснилось, что нарушилась герметичность одного из баков с горючим. Неполадка угрожала выходом из строя двигательной установки. Нужно было делать ремонт. Разработали его методику. Идея состояла в том, чтобы с помощью специально запущенного для этой цели «Прогресса-5» перелить часть топлива из неисправного бака в исправный, остаток слить в баки «Прогресса», затем закрыть соответствующие клапаны и исключить аварийный бак из дальнейшей работы.

25 февраля 1979 года для выполнения этой работы на «Союзе-32» отправились на станцию В.А.Ляхов и В.В.Рюмин. 16 марта они приступили к ремонту, который был закончен только 27 марта. В.В.Рюмин позже так описал это событие:

«К ремонту двигательной установки мы готовились на Земле, и от исхода операции зависела дальнейшая работоспособность двигателя станции. Работа предстояла тонкая, ошибиться было нельзя ни нам, ни Центру управления полетом... Сколько волнений было и у нас, и на Земле!»

Благодаря четким действиям космонавтов станция была спасена. Космонавты В.А.Ляхов и В.В.Рюмин провели на ней 175 суток, превысив длительность полета В.В.Коваленка и А.С.Иванченкова, составлявшую 139 суток.

10 апреля 1979 года на «Салют-6» в гости к Ляхову и Рюмину полетела на «Союзе-33» экспедиция посещения в составе Н.Н.Рукавишникова и болгарского гражданина Г.Иванова. «До станции «Салют-6», к которой мы летели, — вспоминал потом Н.Н.Рукавишников, — оставалось всего 2,5 километра. Мы уже установили радиосвязь с экипажем станции... и разговор шел шутливый, поскольку ни мы, ни они не сомневались в успехе предстоящей стыковки.

— Ты чем стучать будешь? — весело спросил меня Ляхов.

— Чем положено, — заверил я с полным основанием. Мы взяли с собой прекрасный гостевой набор продуктов для дружеского ужина».

Однако дружескому ужину не суждено было состояться. При сближении несколько раз включался основной двигатель, который используется и для торможения корабля при его возвращении на Землю. Н.Н.Рукавишникову показалось, что пусковой толчок у двигателя неровный, но он отнес это к неточной работе системы ориентации. Последнее включение двигателя — космонавты вдруг услышали хлопок и удар в корпус кормовой части корабля. Тотчас «Союз» потерял ориентацию и стал быстро вращаться. Рукавишников доложил о случившемся в Центр управления полетом, который не получал сигналы телеметрии и поддерживал связь с космонавтами через морские суда. С Земли предложили снова включить двигатель. Вращение корабля прекратилось, но опять послышался хлопок, появилась сильная вибрация. Рюмин с «Салюта» увидел, что факел от двигателя «Союза» направлен в сторону, значит, прогорела камера. Горячая струя газов могла пережечь магистрали подачи топлива к резервному двигателю, и тогда возвращение на Землю стало бы невозможным. Правда, в этом случае оставалась бы зыбкая надежда осуществить стыковку с помощью двигателей «Салюта», но вероятность успеха была мала. «Союз» под влиянием сил аэродинамического сопротивления через 15 — 20 суток и сам спустился бы на Землю, но на нем не было необходимых для этого запасов системы жизнеобеспечения. Кислорода могло хватить только на два дня, космонавты неизбежно погибли бы.

После бурных споров, анализа различных вариантов на Земле решили попытаться включить резервный двигатель. На борт передали соответствующие инструкции. Космонавты надели скафандры и приготовились к спуску. Но тут возникла новая неполадка, на этот раз с системой управления. Вручную экипаж сумел стабилизировать корабль. Рукавишников включил двигатель, и, к счастью, он заработал. Космонавты отсчитывали секунды его работы, но опытный Рукавишников понял, что двигатель недодает тяги. Причина, вероятно, состояла в том, что струя газов все-таки повредила топливную магистраль и часть топлива вытекла в космос. Опять начала нарушаться стабилизация корабля. К счастью, это осложнение исчезло как-то само собой. Двигатель должен был автоматически отключиться в заданный момент времени, но и этого не произошло. Подождав еще двадцать пять секунд, Рукавишников выключил его. Теперь все зависело от того, удалось ли затормозить корабль, достаточен ли был тормозной импульс работавшего в нерасчетном режиме двигателя. Медленно потянулись минуты. Десять, двадцать... Никаких признаков спуска...

Рукавишников включил внешнюю связь и стал передавать в эфир сообщение о сложившейся ситуации. Свой SOS он направлял тем, кто мог помочь космонавтам на Земле, — ведь посадка, если она состоится, была теперь нерасчетной. Спускаемый аппарат мог попасть в любую точку — и в горы, и в море... и в Китай, и в Индию.

О дальнейших минутах Рукавишников вспоминал так: «Я заметил пылинку, которая висела прямо перед нами. Смотри, — говорю, — Георгий, это наша судьба. Если она пойдет вниз, мы спасены — начинается торможение.

И здесь, словно по волшебству, эта пылинка двинулась вниз. Это было счастье. Земля нас принимала обратно. Но куда? Где мы приземлимся?»

Аппарат благополучно спустился на Землю. В кабине становилось все жарче, и космонавты, открыв люк, вышли наружу. Была ночь. Они включили радиомаяк и световую вспышку — в надежде на то, что кто-нибудь услышит или увидит их. Примерно через полчаса прилетел вертолет. Оказалось, что аппарат сел в степи на нашей территории. Все кончилось. Экипаж был спасен.

В.А.Ляхов и В.В.Рюмин провели большую работу по профилактике станции и уже морально были настроены на возвращение на Землю. Однако 9 августа случилось непредвиденное. При отделении от станции отработавшей свой срок антенны радиотелескопа КРТ-10, она, словно, не желая расставаться со своим домом, зацепилась за выступающую крестовину стыковочного узла. В результате стала невозможной стыковка со станцией будущих «Союзов» и «Прогрессов». На Земле не видели иного выхода, кроме как просить экипаж выйти в космос и отцепить антенну. И это на 165-е сутки пребывания космонавтов на орбите! Малоприятный «подарок» для них, по-другому не скажешь.

Работа предстояла сложная не столько из-за технологии, сколько из-за ее неподготовленности. Экипаж на Земле не проходил соответствующих тренировок, из иллюминаторов не было видно, как зацепилась антенна, а значит, все вопросы нужно было решать на месте; скафандры для выхода в космос пролежали на станции около двух лет, и никто не знал, как они «поведут себя».

Около пяти дней экипаж готовился к этой работе. Заменили воду в скафандрах, проверили их, подготовили нехитрый инструмент.

15 августа перенесли в спускаемый аппарат «Союза» все, что следовало вернуть на Землю. На всякий случай, чтобы было на чем «убежать», привели в готовность «Союз».

Примерно в 17 часов 15 минут Рюмин открыл входной люк станции. Но, как писал он потом, «...выходить из него не очень хотелось — страшновато. Внизу плыла Земля, и перемещение станции ощущалось очень заметно — все-таки восемь километров в секунду».

Сделав над собой усилие, космонавт «нырнул» в космос и с помощью расположенных на поверхности станции поручней начал двигаться к агрегатному отсеку. Требовалось пройти всего около пятнадцати метров. Но какими трудными они были. В.А.Ляхов, выйдя из люка, наблюдал за действиями своего товарища, готовый в случае необходимости прийти к нему на помощь. В.В.Рюмин добрался до антенны. Она представляла собой огромное сооружение из тонкой металлической сетки диаметром десять метров. А что если она после освобождения накроет космонавта? Риск оказаться в такой ловушке был реальным.

Осмотрев антенну на месте, Рюмин понял, что работа предстоит сложная. Для того чтобы избавиться от нее, нужно было кусачками перекусить четыре стальных тросика диаметром около миллиметра. В невесомости это представляло известную трудность. Хорошо, что на станции были предусмотрены специальные «якоря» для фиксирования положения тела космонавта. Приложив усилия, Рюмин перекусил эти тросики и полутораметровой палкой, привязанной к его перчатке, оттолкнул антенну. Выход в космос продолжался 1 час 23 минуты.

Всего через восемь месяцев после этой сложнейшей экспедиции В.В.Рюмин вновь отправился на «Салют-6» вместе с Л.И.Поповым. Космонавты пробыли на ее борту 184 суток.

Последующие экспедиции были тоже во многих отношениях примечательными и требовали от космонавтов и большого мужества, и высокой квалификации. Например, стартовавшие 27 ноября 1980 года на «Союзе Т-3» Л.Д.Кизим, О.Г.Макаров и Г.М.Стрекалов, провели ремонтно-профилактические работы на «Са-люте-6». Они вмонтировали в гидромагистраль системы терморегулирования гидроблок с четырьмя насосами, заменили электронный блок в системе телеметрических измерений, установили новый преобразователь электропитания компрессоров, служивших для дозаправки топливом, включили новый комплект программно-временного устройства в системе управления бортовым комплексом. Словом, станцию они серьезно подновили. Эти работы, в частности, достаточно убедительно показали, что в ремонтно-профилактической деятельности без участия космонавтов пока трудно обойтись.

Много хлопот доставляли космонавтам операции сближения и стыковки. Здесь осложнения стали традиционными.

25 июня 1982 года к «Салюту-7» на корабле «Союз-6» стартовал советско-французский экипаж в составе В.А.Джанибекова, А.С.Иванченкова и Ж.-Л.Кретьена. Когда до станции оставалось всего около километра, бортовая вычислительная машина вдруг выдала сигнал о прекращении сближения. В.Джанибеков, хладнокровно оценив обстановку, быстро отключил автоматику и вручную осуществил стыковку со станцией.

В более сложной ситуации оказался экипаж запущенного 20 апреля 1983 года корабля «Союз Т-8». В тот день к «Салюту-7» направились В.Г. Титов, Г.М. Стрекалов и А.А.Серебров.

Корабль уже находился на орбите, когда вдруг загорелся сигнал, предупреждавший экипаж о том, что параболическая антенна системы сближения и стыковки не заняла нужного положения. На Земле, проанализировав данные телеметрии, пришли к выводу, что штанга антенны хоть и сдвинулась с места, но не дошла до рабочего положения.

Неполадка не позволяла определить расстояние до «Салюта» и относительную скорость кораблей, и, следовательно, вопрос о стыковке оставался открытым. Инструкция вообще предусматривала прекращение полета в этом случае.

Из Центра управления полетом экипажу порекомендовали с помощью двигателей «подергать» корабль в надежде, что таким образом удастся сдвинуть антенну, но все усилия оказались напрасными. Тогда посоветовали осуществить стыковку вручную, наблюдая станцию только через оптический визир или, другими словами, определяя расстояние и скорость «на глазок». Вероятность выполнения операции была мала, но решили все-таки попробовать. Корабль без труда подошел к станции на один-полтора километра. Здесь начиналось самое сложное. Космонавты должны были определить размеры станции по клеточкам на визире и сообщать полученные данные на Землю. Из Центра управления на борт поступали рекомендации о включении двигателей. Сначала все шло нормально, и неизвестно, чем бы дело кончилось, если бы корабль не вышел из зоны связи и не вошел в тень Земли. Корабль приблизился к станции на расстояние 150 метров. Однако космонавты поняли, что скорость сближения велика. В тени оптические наблюдения сильно затруднялись, поэтому возникла угроза столкновения. В.Г. Титов, как командир, принял единственно правильное решение — отвести корабль от станции. После выхода из тени Земли «Союз» находился уже на расстоянии 3 — 4 километра от станции.

Космонавты предложили повторить попытку, но с Земли последовал отказ, поскольку топлива в баках оставалось мало. Дальнейший полет терял смысл, и космонавты вынуждены были вернуться на Землю.

Драматической была история старта на корабле «Союз-Т» космонавтов В.Г.Титова и Г.М.Стрекалова. Пуск был назначен на 23 сентября 1983 года, на 23 часа 37 минут. За несколько минут до старта на первой ступени ракеты-носителя возник пожар. Еще бы несколько секунд и могло произойти непоправимое — взрыв ракеты.

Специалисты, занимавшиеся запуском, вовремя среагировали и нажали кнопки, вводившие в действие систему аварийного спасения. Заработал мощный твердо-топливный двигатель и унес корабль на большую высоту. На ничего не подозревавших космонавтов вдруг навалилась страшная перегрузка. Раскрылся парашют, и корабль благополучно спустился на Землю. Открыли входной люк, из него показалась голова В.Титова.

— Что случилось? — спросил он.

— Все, полет окончен, — ответил кто-то.

— А где ракета? — опять спросил В.Титов.

— А вон...

Над стартовой площадкой был виден гриб, как при взрыве атомной бомбы.

На Земле занялись ликвидацией последствий этой быстротечной драмы. В космосе в это время работали В.А.Ляхов и А.П.Александров, проведя на «Салюте-?» уже около трех месяцев. Несколько раньше, 9 сентября, при очередном включении объединенной двигательной установки вдруг резко упало давление в баках окислителя. Специалисты на Земле предположили, что где-то произошла разгерметизация. Вопрос состоял в том, где именно. Это могло случиться и в баках, и в десятке различных клапанов, и во многих метрах трубопроводов и т.д.

Date: 2015-07-25; view: 252; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию