Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Йемен и Абиссиния





 

К числу южноаравийских письменных источников относятся вотивные, строительные и надгробные надписи, записи исторических событий, декреты и хозяйственные тексты. Из этого обширного материала можно реконструировать список царей и главных событий в жизни каждого из государств. Помогают нам в этом косвенные источники. Существует много доисламских арабских преданий, но, поскольку они в основном носят характер легенд, достоверность материала в них вызывает сомнения. Некоторые ссылки есть в Библии, к примеру знаменитый рассказ о визите к Соломону царицы Савской. Ассирийские клинописные надписи также дают несколько намеков, а начиная с III века до н. э. и далее мы имеем важные ссылки в трудах античных историков и географов, а также ряд религиозных текстов на сирийском и эфиопском языках.

 

В 1-м тысячелетии до н. э. на юго-западе Аравии появились разные государства: Минейское и Сабейское царства, Катабан и Хадрамаут.

Минейское царство (Северный Йемен) вызывало больше всего споров с точки зрения хронологии. В прошлом не было точно известно, предшествовало оно Сабейскому царству или существовало одновременно с ним. Недавние раскопки и результаты радиоуглеродного анализа указали на то, что два царства были современниками. Подъем царства датируется примерно 400 годом до н. э. Заслуга минейцев состоит в том, что они развили торговлю с севером, создав важные колонии вдоль побережья Красного моря, и проложили путь в Палестину и Средиземноморье. К концу I века до н. э. Минейское царство было поглощено Сабейским, которое активно расширялось. В клинописных надписях VIII века до н. э. говорится, что сабейские вожди и цари платили дань и посылали дары ассирийским монархам. Эти сабеи, вероятно, были колонистами из северной части Аравии — факт, доказывающий процветание государства. Древнейшие сабейские надписи свидетельствуют и об удивительно высокой степени культурного развития.

Сабейское государство развилось из религиозного в светское. В самые древние времена его правители носили титул мукарриб (mukarrib), что означает, вероятно, «верховный жрец». К концу периода мукаррибов столица царства была в Марибе, где соорудили гигантскую дамбу, чтобы сдержать воды реки Адханат и отвести их для целей ирригации. Около V века до н. э. власть перешла к светскому правительству, основанному на олигархии небольшого числа военачальников и землевладельцев. Во главе государства стояли цари, при которых Сабейское царство неуклонно расширялось. К концу II века до н. э. сабейские цари добавили к своей титулатуре звание царей Райдана, и столица была переведена в Зафар. В то же время химьяриты начали выдвигаться на первое место в государстве. Их название в форме «гомериты» часто встречается в сочинениях античных авторов вместе с сабеями или вместо них.

К концу I века до н. э., как мы уже говорили, Минейское царство было поглощено Сабейским. Та же участь постигла Катабан, история которого, согласно новой хронологии, датирована периодом 400–50 годами до н. э., а через некоторое время и Хадрамаут (450 до н. э. — II век н. э.). В надписях обоих указанных государств упоминаются муккарибы, и есть основания предполагать, что первоначально форма правления там была аналогична сабейской. К III веку н. э. сабейцы объединили Южную Аравию в единое сильное государство. Это была самая могущественная политическая единица, когда-либо созданная южными арабами.

Царство подвергалось яростной атаке эфиопов. В IV веке оно даже было на некоторое время ими оккупировано, но позднее вернуло свою независимость. Однако внутренние распри, вызванные главным образом распространением иудаизма и христианства, уже начали подталкивать его к упадку. Еврейские элементы становились все сильнее, и последний сабейский царь Зу-Нувас попытался навязать своему народу иудаизм, начав ожесточенное преследование христиан. Это подтолкнуло эфиопов-христиан к вторжению и оккупации Йемена в 525 году.

При эфиопской оккупации кризис усилился. В то время как христианские правители строили церкви и рвались на север со своим знаменитым предводителем по имени Абраха (которого сегодня считают независимым правителем Йемена), страна все быстрее скатывалась к упадку из-за прекращения торговой деятельности, которой она была обязана своим существованием. Развитие морских путей составило опасную конкуренцию сухопутной караванной торговле, и, наконец, в 542 году разрушение Марибской плотины опустошило плодородные земли и нанесло смертельный удар процветанию Йемена.

Абиссинское господство подошло к концу в 575 году, и ему на смену пришло господство персов, и его, в свою очередь, в конце жизни Мухаммеда вытеснил ислам.

 

Надписи Южной Аравии донесли до нас великое множество имен и почтительных эпитетов богов, создающих впечатление обширного и сложного пантеона. Местный характер большинства богов и привычка обращаться к ним анонимно или с применением эпитетов добавили трудностей исследователям. Тем не менее существование некоторых общих представлений позволяет систематизировать и сгруппировать большинство богов.

В Южной Аравии доминирует звездная триада: бог Утренней звезды, бог луны и богиня солнца, которую мы уже видели в Месопотамии. Было бы преувеличением пытаться, как это сделал Нильсен, свести всех богов к этой триаде, но она действительно играла главную роль в южноаравийском пантеоне, и многие божества — не более чем ее ипостаси.

Имя звездного бога является общим для всего региона. Это Астар — вариант хорошо известной Иштар вавилонян и ассирийцев и Астарты хананеев. Примечателен факт, что в Южной Аравии Астар — мужское божество, а во всех остальных семитских религиях это божество женское.

Луна и солнце выступают под разными именами. Луна — это Вадд для минейцев и Илумкух для сабеев, Амм в Катабане и Син в Хадрамауте (как в Вавилонии). Помимо разных прочих имен солнце в Катабане и Хадрамауте называют Шаме — эта форма соответствует месопотамскому Шамашу. Подобные соответствия подтверждают родство многих религиозных представлений, характерных для семитских народов.

Кроме общих божеств было огромное количество всяческих богов-покровителей — мест, племен и даже семей. Их нередко называли балами, именем, которое мы уже встречали, когда речь шла о хананеях, и которое можно перевести как «господин, покровитель». Не все они были исконными божествами. Некоторые были позаимствованы у соседних народов. Жители Южной Аравии легко приспосабливали и усваивали чужие обычаи, что позднее упростило для них принятие иудейской и христианской веры.

В пантеоне Южной Аравии много безымянных богов, к которым обращаются поодиночке и коллективно, называя их просто «бог» или «боги».

Следует отдельно упомянуть Ила — это имя общее для всего семитского пантеона. Аккадский Ил, ханаанский Эль, древнееврейский Элохим, арабский Аллах. Жителям Йемена тоже было известно это имя, которое они использовали в основном как нарицательное существительное «бог», каковым оно действительно изначально являлось. Правда, оно иногда встречается как имя собственное и часто входит в состав личных имен.

Теофорные личные имена являются главным источником наших знаний об определениях, использовавшихся жителями Южной Аравии для обращения к богам. Среди самых распространенных — «всемогущий», «справедливый», «постоянный». Неизменно подчеркивается подчиненное положение человека. Характерная черта — поиск человеком защиты у божества.

 

В Южной Аравии религия стала неотъемлемой частью всех сторон человеческой жизни. Вследствие распространения представлений о необходимости божественной защиты и покровительства для успеха каждого существа и каждого деяния не только племена и семьи, но также государства и земледельческие и торговые объединения имели своих божественных покровителей. Искупительные и посвятительные обряды выполнялись в связи с любым мало-мальски важным мероприятием. Храмы и акведуки, законы и государственные документы, даже погребальные стелы — все поручалось защите богов, которые должны были покарать за любое нарушение или осквернение их.

В такой обстановке храмы имели первостепенную важность. Для того чтобы их должным образом содержать, люди платили десятину и другие сборы. Поддержание храма в должном состоянии было прерогативой жрецов, которые были многочисленны и прекрасно организованы. Возможно, их функции также включали произнесение пророчеств от имени богов, но здесь у нас недостаточно информации, чтобы утверждать это со всей определенностью. Персонал храма также включал священных проституток. По большей части они были чужеземными рабынями, которые были отданы богу.

В жертву приносили разных животных, включая быков и овец, часто в большом количестве. Также существовали бескровные жертвоприношения в форме возлияний и приношений ладана.

Очень интересным предприятием были паломничества в святые места: аналогичная практика в центральной части Аравии позднее перешла в мусульманскую традицию. Также, хотя практика совершения обхода святых мест не однозначно подтверждена, есть некоторые признаки, указывающие на то, что она существовала, причем в форме аналогичной той, что была принята у других арабов.

Частные молитвы — не связанные с выполнением определенных религиозных функций и не читавшиеся в установленные часы, — вероятно, были распространены очень широко. Люди просили помощи божества в повышении плодородия земли и успехе в торговле, в избавлении от нужды и болезней. Нарушение чистоты, которая была крайне важна при совершении ритуалов, имело следствием публичное покаяние. Мы располагаем примерами таких покаяний, приносившихся племенами и царями разным божествам.

Драгоценности, кубки, печати и много других предметов было обнаружено в гробницах Южной Аравии. Это указывает на веру в жизнь после смерти, но никаких подробностей о ней мы не знаем.

В целом религиозная жизнь Южной Аравии свидетельствует о том, что обитатели этих мест были носителями высокоразвитой оседлой культуры, обладавшей ярко выраженной индивидуальностью и не зависевшей от своего окружения. Она являет контраст, часто очень резко выраженный, с условиями кочевой жизни арабов, обитавших южнее.

 

Довольно сложно составить представление о политической и социальной жизни людей, не оставивших нам ничего, кроме коротких вотивных и поминальных надписей. Правда, мемориальных надписей достаточно много, чтобы можно было сделать отдельные осторожные выводы. С другой стороны, раздел региона на разные государства означает, что, несмотря на существенную степень единообразия на всей территории, выводы, сделанные для одного государства, совершенно не обязательно применимы без изменений для других.

Переходя к характеристике политической организации, необходимо отметить, что государствам Южной Аравии была свойственна сильная и монархия с единоличной властью правителя. Главой государства был царь, чья власть претерпела эволюцию от религиозной к светской. Благодаря последним исследованиям нам известен примерный ход политического развития в Минейском и Сабейском царствах. Здесь под управлением муккарибов племена образовывали религиозные общины под покровительством разных богов. Для выполнения законодательных функций правитель имел в своем распоряжении специальное собрание. При правлении царей собрание также существовало, по крайней мере вначале. Особые судьи, функции которых передавались по наследству, имевшие титул кабиры, следили за отправлением правосудия в каждом племени. Примерно в начале нашей эры, с расширением сабейских завоеваний, власть кабиров существенно возросла — так в племени появился привилегированный слой населения, имевший большие земельные владения. Народное собрание исчезло, царская власть была существенно ограничена, таким образом развилась своего рода феодальная система. В военных делах верховная власть, скорее всего, во все времена принадлежала правителю. Надписи, касающиеся военных кампаний, обычно указывают, что проводились они по его приказу, а у народного собрания, похоже, в таких вопросах не было права голоса. С религиозной точки зрения Сабейское царство даже в период мукаррибов, вероятно, имело более светское правительство, чем Минейское царство или Катабан, где власть жрецов была намного более выраженной.

Преемником царя, судя по всему, был его сын или брат. Типичным южноаравийским институтом, зародившимся в Минейском царстве или в Катабане и, возможно, перенятым Сабейским царством после завоевания Катабана, было совместное правление, при котором в управлении государством участвовал не только царь, но и сын — его преемник, а на более поздних этапах — несколько сыновей.

Власть царя и местных вождей в конечном итоге основывалась на земельных владениях. Таким образом, все государственные решения принимались в интересах собственников земли. Храмы также обладали земельными наделами, на которых по большей части было основано их процветание.

Мы имеем кое-какую информацию относительно податей. Налогами облагались торговые сделки и земельная собственность. Существовали специальные налоги для покрытия военных расходов. Размер податей, похоже, не был точно установлен. Он варьировался в зависимости от урожая и других факторов.

В дополнение к богатым сельскохозяйственным ресурсам экономическая жизнь юга Аравии была основана на международной торговле. Аравийские благовония были известны во всем мире. Их везли по морю и караванным путям, ведущим в Месопотамию и Палестину. В области торговли Южная Аравия тоже играла важную роль, являясь центром обмена. Она была перевалочным пунктом для торговли между Индийским океаном и Средиземноморьем. Торговые базы сабеев на берегах Индии и Сомали давали им монополию на обмен золота, ладана, мира и декоративной древесины, которую этот регион экспортировал на север.

Таким образом, торговыми интересами и нуждами была проникнута вся жизнь Южной Аравии: без значительной политической экспансии ее жители могли достичь далеких земель посредством торговли и колонизации.

 

Южная Аравия еще не была так хорошо исследована, как другие части Ближнего Востока. Огромные храмы и великолепные дворцы, память о которых сохранена древними авторами, все еще лежат в руинах где-то под толщей песка, который веками хранил остатки исчезнувших цивилизаций.

Южная Аравия богата гранитом, являвшимся великолепным строительным материалом, из которого вырубали большие квадратные строительные блоки и прочные столбы, а обширные леса, росшие там в древности, служили источниками древесины. Кирпич тоже использовали, а конструкции капителей колонн и крыш напоминают месопотамские.

Наши знания о южноаравийской архитектуре, конечно, несовершенны, но тем не менее мы можем описать некоторые ее характеристики. Крупные каменные блоки были так превосходно отполированы и пригнаны друг к другу, что соединения часто были незаметны. Даже колонны твердо стояли в углублениях, сделанных в фундаментах и архитравах. Стены обычно гладкие, но мы знаем, что делали и оребрённые поверхности. Судя по используемой технике, создается впечатление, что мастера подражали кирпичной кладке, что в целом напоминает вавилонскую архитектуру. Стены и колонны покрывались рельефными украшениями из золота или других металлов, которыми был богат юг Аравии.

Широко использовались пилястры и колонны. Возводились высокие монолиты, нередко с надписями. Капители колонн часто были квадратными, иногда составными, наложенными друг на друга ступенями; сами столбы могли быть квадратными, восьмиугольными или шестнадцатигранными.

Храмы были в плане эллиптическими или прямоугольными. Хороший пример первого типа — святилище в Марибе, которое обнаружила американская экспедиция. Была найдена наружная стена, образующая эллипс, и подробно исследована более поздняя конструкция, встроенная в него. Это строение имело главный фасад с восемью пилястрами. Вход с тремя расположенными рядом дверными проемами открывал доступ в зал с колоннами, откуда единственная дверь вела на территорию храма. Пример четырехугольного типа — святилище Хор-Рори в Омане, также обнаруженное американской миссией. Стены очень толстые (10 футов (3 с лишним метра) и более), и внутри северной стены пристроены еще три. Есть только один вход, причем довольно узкий, сделанный в восточной стене. На территории храма находятся два алтаря и колодец с резервуаром.

Другие постройки — не религиозные (многоэтажные замки, башни и др.) — также сооружались из каменных блоков или кирпича. Особенно важной отраслью гражданской архитектуры было строительство плотин, одна из которых — в Марибе — была чрезвычайно важной для политического благосостояния страны. Раскопки в зоне Тимны выявили целую систему дамб с каналами и рвами, обеспечивающую водоснабжение большой территории.

Могильные сооружения были предметом особой заботы. Найдены погребальные камеры, мавзолеи и стелы, часто с портретом усопшего и эпитафией. Каменные гробницы, выбитые в скале, с похоронной мебелью и рядом надписей были обнаружены в Тимне.

 

 

План замка в Марибе

 

Скульптура не поднялась до таких высот, как архитектура. Среди найденных произведений преобладают небольшие статуэтки, устанавливавшиеся в храмах во исполнение обетов. Также было обнаружено несколько красивых бронзовых статуй. В качестве примера можно привести найденную в Марибе статую человека с львиной шкурой на спине, которая имеет высоту 3 фута (почти 1 метр), или скульптурное изображение лошади, которое теперь находится в коллекции Думбартон-Оке в Вашингтоне. В общем перед нами искусство достаточно грубое и примитивное. То же самое можно сказать о рельефах: если речь идет о человеческих фигурах, обычно изображается вид спереди тела человека и вид сбоку одной ноги, лица оставляют желать лучшего. Разница в статусе изображаемых персон выражается, как и в Месопотамии, различием в размере. Проблема перспективы оказалась непреодолимой для древних арабских художников, которые просто совмещали изображаемые предметы или помещали их рядом. Как обычно, рельефные изображения животных, цветов, гирлянды и геометрические орнаменты выполнены намного удачнее. В качестве примера можно привести прекрасное изображение верблюда, хранящееся в Британском музее.

Обитатели Южной Аравии были искусны в изготовлении небольших предметов. Классические авторы воспевали великолепные сабейские золотые и серебряные кубки и вазы. К сожалению, таких предметов сохранилось немного. В нашем распоряжении имеется, например, очень красивая бронзовая лампа с изображением прыгающего козла. Сцены борьбы между животными и богами, напоминающие вавилонские и ассирийские печати, встречаются на бронзовых брошах и рельефных украшениях.

В Южной Аравии было много золота, из которого изготавливались украшения. Также чеканились монеты — эта практика была заимствована у греков, влияние которых видно и на самих монетах.

В общем, искусство Южной Аравии, как и другие проявления культуры, к которой оно принадлежало, свидетельствует о высоком уровне развития цивилизации, которая процветала в условиях оседлости. Она была не просто независимой от остальных частей Аравии, но и во многих отношениях контрастировала с ними.

 

Date: 2015-07-25; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию