Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Египет в новое время. Спустя тысячелетия





 

 

Египет – одна из главных колыбелей человечества. В нем воплотились лучшие черты Востока. Его культура распространилась на земли Африки, в страны Средиземноморья, Финикии и Месопотамии, а Александрия сосредоточила лучшие научные силы в эпоху расцвета Греции. К. Маркс полагал, что египетская мифология не могла быть почвой или материнским лоном греческого искусства. Однако мы убедимся, что это не так. И дело не только в том, что культы Египта смешались с греческими после основания Аргоса и Афин (их пропагандой занялся Орфей, объехавший Грецию). Геродот Галикарнасский, посетивший эту страну в V веке до н. э., отметил общность религиозных верований двух народов и уделил описанию Египта целую главу своей «Истории». Римлянин Плутарх посвятил описанию культов Египта трактат «Об Осирисе и Исиде», созданный им в Дельфах во II веке н. э. Греки считали себя учениками египтян. Египетское влияние распространилось и на Крит. Тайны египетской медицины вошли в обиход медицинской практики Средневековья, а ее архитектурные навыки были использованы строителями Греции и Рима. Египет становится неотъемлемой частью эллинистического мира, а затем и провинцией Римской империи, оказав воздействие на мировую культуру, подтверждая слова Ж. Шампольона: «Египет – мать всей европейской культуры». Учитывая тогдашний европоцентризм мировой науки, было важно внести коррективы в историю цивилизации. Шампольон решительно заявил, что именно «на Востоке надо искать начало эллинской культуры» («Вступительная речь к курсу археологии»). Люди, распространившие среди эллинских племен Арголиды, Аттики первые сколько‑нибудь развитые формы цивилизации, пришли с побережья Египта. Тот сделался для них школой, куда уезжали учиться законодатели Греции, преобразователи ее культа, многие эллины Европы и Азии, ускорявшие развитие греческого общества. Они распространяли с помощью собственного примера изучение естественных наук, истории и философии. «Итак, только благодаря углубленному ознакомлению с памятниками Египта, а главное благодаря очевидности фактов, устанавливающих древность цивилизации на берегах Нила, предшествовавшей даже политическому существованию Греции, фактов, устанавливающих также наличие многочисленных сношений нарождающейся Греции с уже древним Египтом, можно будет прийти к эпохе возникновения греческого искусства, к истокам значительной части религиозных верований греков и внешних форм их культа» (Ж. – Ф. Шампольон). Схожую мысль высказал и М. Коростовцев, заметив, что именно культура Древнего Египта «была одним из краеугольных камней всемирной цивилизации».

 

Короткое путешествие по Нилу

 

Как нигде в мире, здесь сочетается старое и новое… Такое встретишь разве что в Китае, Корее или Японии. Можно в какой‑то мере понять стремление ряда ученых генетически и культурно связать народ Египта с народом Китая. Мы уже говорили, что немец А. Кирхер, сравнивая египетские и китайские иероглифы, пришел к выводу, что китайцы были потомками древних хамитских племен, некогда переселившихся в Китай. Они в давние времена якобы переселились из долины Нила в долину реки Хуанхэ. Трудно сказать, что тому было причиной – близость ли языковых идеограмм и пиктограмм народов, высокая степень знаний, убежденная вера в духов, культ предков или что‑то другое, – но бесспорна их приверженность традиции. П. Ньюберри, исследовавший гробницы вельмож Среднего царства, говорил о Египте: «Почти во всех проявлениях повседневной жизни в Египте мы видим старое в новом. Большая часть церемоний египтян от их рождения до смерти вовсе не мусульманские или христианские, не римские и не греческие, а древнеегипетские… Леди Дафф Гордон как‑то заметила, что Египет – это палимпсест, на котором Библия написана поверх изречений Геродота, а Коран – поверх Библии, но древние письмена все равно проступают сквозь все наслоения». Сочетание старого и нового видим и сегодня. Мы уже отмечали всю ограниченность теории Тойнби, обрекавшей египетскую историю на немоту и стагнацию. Б. Хартц пишет: «По гипотезе Тойнби, последние 10 столетий египетской истории следует рассматривать даже не как стагнацию, но как окаменение; бальзамирование настолько успешное, что даже труп не знал, что он мертв. Схема не работает для Египта, и профессор Тойнби с обезоруживающей искренностью признал это в своем последнем томе. Египет был главной мелью, на которой застревала теория, но не единственной…» Безусловно, не единственной. Еще большее фиаско ожидало тех европейских ученых, кто вдруг вздумал увидеть в великой культуре Китая лишь некое производное от западной цивилизации.

 

Надписи, оставленные войсками Наполеона на древних камнях Египта

 

Минули века и тысячелетия… Медленно и величаво течет Нил, таинственно высятся пирамиды и перетекают пески, где «каждая дюна – еще не раскопанная гробница». Они видели исход евреев из египетского плена, арабские завоевания, плен султанов, приход Наполеона, вторжение колониальных держав… В истории взаимоотношений европейцев с Египтом немало всего. Если взглянуть на действия Великобритании и Франции, становится совершенно ясно: с начала проникновения на континент те повели себя в отношении Египта и Африки как колониалисты, наглые и бесцеремонные грабители. Словно безжалостные скорпионы из мифа «Исида и семь скорпионов» (из стелы Гора, что находится в Метрополитен‑музее Нью‑Йорка), набросились они на Африку и Египет. «Мы отдавали друг другу горы и реки» на картах Африки, даже не зная точно, «где находятся эти горы и реки», – в 80?е гг. XIX века признался Солсбери, премьер‑министр Великобритании. Впрочем, с конца XVIII века англичане уделяют Египту все больше внимания. Это – важнейшее звено в цепи их владений, простиравшихся в Индию и далее. Вторжение Наполеона в Египет, стратегически важный регион, обострило схватку между Францией и Англией. Борьба становится особенно яростной и бескомпромиссной после пуска в строй Суэцкого канала (1869), сооруженного благодаря усилиям народов Египта, таланту и энергии французского инженера Ф. Лессепса (хотя проект создал австриец).

 

Суэцкий канал сегодня

 

Известно, что уже при Наполеоне были проведены первые измерительные работы, целью которых стала бы подготовка к строительству канала, который связал бы Средиземное с Красным морем. Однако французские инженеры тогда ошиблись в расчетах, заявив, что уровень воды в Суэцком заливе почти на 10 метров выше, чем в Средиземном море, хотя он примерно одинаков. Тут следует вспомнить, что еще при фараоне Нехо (VI в. до н. э.) делались попытки восстановить древний канал, некогда соединявший восточный рукав Нила с Красным морем. Тогда, как утверждал Геродот, при строительстве погибло 120 000 человек. Инженеры фараона заявили, что существует опасность затопления Египта, ибо Красное море выше Дельты. Фараону («по повелению оракула») пришлось отказаться от дальнейших работ. Французы также на время отложили проект. В 1847 году по инициативе австрийского канцлера Меттерниха было создано специальное общество по проектировке работ по постройке Суэцкого канала. Возглавил проектировочную команду выдающийся австрийский инженер‑железнодорожник Негрелли. Увы, имя его оказалось незаслуженно забыто, а вся слава досталась французскому дипломату Ф. Лессепсу. Правитель Египта, хедив Саид‑паша, с которым дипломат давно сдружился, выдал Лессепсу и его потомкам концессию на эксплуатацию канала сроком на 99 лет и предоставил в распоряжение общества для строительства канала 25 000 феллахов. Условия строительства были крайне суровыми. Лессепс говорил, что в пустыне, окружающей канал, не может выжить даже муха. Без воды работать было невозможно, а снабжение водой только четырех рабочих требовало усилий 25 верблюдов. Арабы работали очень медленно, а из 20 000 французов, греков и итальянцев вскоре на стройке осталось 4 000 человек. Решающее слово сказали огромные землеройные машины мощностью до 10 000 лошадиных сил.

 

Мост «Стэнли» – великолепное творение архитектуры

 

К 1869 году стройка века была закончена и канал длиною в 161 км завершен. В честь ее завершения был устроен грандиозный пир (его готовили 500 поваров и 1000 поварят), которому позавидовали бы и самые великие фараоны. Композитор Дж. Верди написал оперу «Аида» на сюжет истории. Фердинанд Лессепс был столь воодушевлен одержанной им и строителями победой над суровой природой, что решил победить ее дважды: через неделю 65‑летний муж женился на 21‑летней миленькой девице. Рамсеса он, конечно, не догнал, но 12 детей – неплохой итог.

Благодаря каналу стало возможным значительно сократить весь транспортный путь из Европы в Азию и Восточную Африку. Англия вела постоянные войны. Ей приходилось направлять пароходы вокруг мыса Доброй Надежды. Теперь же открывался более короткий и дешевый путь в Иран, Индокитай, Индию и Австралию. Тем самым Египет становился ключом к мировым перевозкам, воротами к всемирному владычеству. В 1875 году Дизраэли покупает у хедива Египта Исмаила большой пакет акций Суэцкого канала. По слова российского посла в Турции Н. П. Игнатьева, Англия взяла на себя роль арбитра в вопросе о Суэцком канале и вскоре прибрала к рукам почти всю египетскую экономику. В 1877 году под британский контроль отошли египетские железные дороги. Когда они оккупировали Кипр, стало возможным за ночь перебросить тысячи солдат в Александрию. Британцы повели интенсивную подготовку к захвату страны. В 1882 году эскадра адмирала Б. Сеймура подвергла жестокой бомбардировке Александрию, высадив там десант своих войск.

Методы действий английских империалистов в Египте были те же, что ранее в Индии… Разбив египетские войска у Тель‑эль‑Кебира, они расположили гарнизоны в Александрии, Каире, Суэце и Порт‑Саиде. При этом, чтобы ввести в заблуждение мировое общественное мнение, с присущим им коварством они уверяли всех, что их действия нацелены лишь на защиту цивилизации и торговли. Премьер Гладстон объявил, что Англия предусматривает начать вывод войск из Египта, как только это будет возможно. Англия повторит обещания вывести войска (66 раз) и не выполнит их, ведя для отвода глаз разговоры о том, что надо оставить Египет египтянам. Ни у кого не было даже и сомнений, что Британия желала оставаться и впредь господином положения в зоне Порт‑Саида – Суэца. В 1914 году Египет стал протекторатом Британии. Эта оккупация продолжалась 60 лет и закончилась лишь с приходом к власти президента Насера!

Справедливости ради заметим, что и власть турок над Египтом была отвратительна… В Египте их усилиями процветало рабство. Магомет не запрещал мусульманам иметь рабов (ведь он и сам ими обладал). Поэтому рабство преспокойно существовало фактически до конца XIX века. Сюда доставляли рабов отовсюду – из Нубии, Абиссинии, Судана, с Кавказа и Грузии (Грузию персы прямо так и называли – «страна рабов»). Хотя французы и англичане робко пытались воспрепятствовать рабству, но долгое время их «усилия» ни к чему не приводили. Гаркур в книге «Египет и египтяне», описывая положение несчастных при власти турецкого Великого Паши, говорил: «Во все время царствования Мехмета Али и его преемников до Измаила включительно торговля неграми велась на Верхнем Ниле, и для поддержания оной охотниками за людьми были опустошены целые страны. Письма Гордона, написанные в 1879 г. во время войны против торговцев рабами и их шаек, показывают те ужасы, что совершались при прямом участии египетских властей для снабжения черными рабами Египта и Турции.

 

Мусульманская мечеть в Каире

 

Во многих из них говорится о встрече целых верениц пленных, по преимуществу женщин и детей, отправляемых на рынки работорговли. Это была толпа измученных от усталости и лишений людей, к тому же жестоко избитых за то, что они не были в состоянии следовать за всеми. Дороги были усыпаны костями. Почему, восклицал Гордон в 1879 г., приходится встречать тут на каждом шагу оскалившиеся и с пустыми орбитами черепа навсегда уснувших?.. «Я сидел еще за письмом, когда мне доложили, что только что схватили другой караван, состоящий из 18 рабов и 2 верблюдов. Я пошел посмотреть на этих несчастных. Это по большей части женщины и дети, худые как скелеты! Двум купцам удалось убежать. В течение 24 часов я отнял у них 70 человек, а вы знаете, какое количество я освободил уже раньше. Будет ли этому когда‑нибудь конец? Порою можно прийти в отчаяние»».

 

Молитва мусульман

 

Идут споры и вокруг того, кого считать культурным лидером Африки. Споры получили особенно громкий резонанс после того, как установили, что человечество возникло именно в Африке, откуда еще до последнего ледникового периода и началось расселение людей по планете (примерно 40 000 лет тому назад). Ранее считалось ведь, что и египтяне – дети вовсе не Африканского, а азиатского континента. Где только ни искали предков современных обитателей Египта (в Индии, на Цейлоне). В одной из книг о Египте начала XX века говорилось: «Народ (египтяне) назвал свою землю Кеми, т. е. «Черной Землей», имея в виду цвет плодоносного чернозема, отнюдь не собственный цвет кожи. Египтяне вовсе не были неграми. Они принадлежали к совершенно другой расе, чем африканские аборигены, а именно – к ветви великой Белой Расы, потемневшей от векового пребывания в тропических климатах. Они в доисторические времена пришли в долину Нила из Азии, а именно, вероятно, из Аравии… Есть много указаний, – язык, между прочим, – что они происходили от древнего семитского корня». Хотя более осторожные ученые (Массулар) писали, что население Египта ранее возникло из соединения разных этнических элементов, то есть средиземноморских, негроидных и смешанных групп. Но почти все ученые утверждали, что ни о каком массовом вторжении азиатов в Египет в ту эпоху говорить не приходится. Потоки населения направлялись в Египет из Восточной и Западной пустынь, с Эфиопского нагорья, побережья Красного моря и т. д. Они‑то и составили тот людской конгломерат, что именуется сегодня египетским народом. Странно еще то, что исток египетской цивилизации не искали в Китае, хотя обратные гипотезы некоторыми рассматривались.

 

Дж. Б. Тьеполо. Африка

 

Спор о происхождении и корнях народов Африки и Египта обострился после сенсационных находок останков древних предков Homo sapiens в Восточной и Северо‑Восточной Африке (Р. Лики). Было замечено: у народов южнее Сахары есть немало общего с народами Древнего Египта (культы животных, прически, ритуальная символика, мумификация, характер власти). Э. Навилль утверждал: характер египетской цивилизации «в основном африканский». Г. Масперо писал, что искусство Египта, как и его цивилизация, «зародились на африканской почве». Это бесспорно…

Надо заметить, что европейцы довольно поздно проникли в глубины Африки (если не считать таковыми «сыновей вождей» из Кирены, о которых писал еще Геродот). Они на пари решили пересечь Сахару с севера на юг. Случилось это еще за четыреста лет до того, как войска Юлия Цезаря пересекли Ла‑Манш. Тем не менее, когда европейцы стали знакомиться с культурами Африки, они обнаружили там неожиданно много загадок (и миф о прибытии «ковчега Номмо», и миф о «космических пришельцах», и удивительные гравюры на скалах Сахары, изображающие фигуру жирафа, и способность плавить золото и металлы, и возведенные обитателями Зимбабве каменные стены массивных зданий).

 

Древности Зимбабве

 

Европейцы, столкнувшиеся с этими строениями в XIX веке, сразу же нарекли их делом рук античных народов. «Эта крепость на холме, – говорил в 1868 году немецкий геолог Маух, – без всякого сомнения, была копией храма царя Соломона на горе Мории, тогда как огромное строение в долине – «Эллиптическое здание» – также, несомненно, было копией дворца, где царица Савская останавливалась во время пребывания в Иерусалиме в X в. до н. э.». Обосновавшиеся в тех местах в конце XIX века англичане (впоследствии они дадут им имя Южной Родезии) также считали, что тут некогда располагалась легендарная земля Офир. Один из англичан уверенно заявил: «Можно ожидать, что изображение королевы Виктории отчеканят на золоте, которым царь Соломон украшал свой трон из слоновой кости и оплетал кедровые колонны своего храма». Португальцы в легенде связали золото Софалы с сокровищами Офира. В памяти европейцев, египтян, арабов запечатлелось и историческое путешествие в Мекку легендарного повелителя Мали, Манса Муса, имевшее место в 1347 году. Африканский правитель буквально потряс Европу и Восток своим личным кошельком, полным золота. «Кошель» этот был нагружен на сотню верблюдов и вез груду сокровищ: 15 000 тонн золота предназначалось на путевые расходы царя, его окружения.

 

Анри Руссо. Заклинательница змей – черная колдунья

 

Впрочем, не только трудность проникновения в глубь черного континента удерживала европейцев. Помимо зноя пустыни, ядовитых змей и кровожадных крокодилов, там были и более страшные преграды. Среди них хотя бы члены так называемых звериных братств («леопардового» и «крокодильего»). Англичанин У. Гриффит, судья в колониях, писал: «Я побывал в разных лесах, но нигде не было так жутко, как в западноафриканском буше. Есть нечто такое в нем и его деревьях, отчего мурашки бегут по коже. Кажется, что здесь властвуют некие сверхъестественные силы, некий дух, стремящийся объединить животное и человека… Он вселяется (там) в человека и руководит его поступками. Это результат существования целых поколений тайных обществ». Члены этих засекреченных обществ, одетые в шкуры леопардов, выходили на охоту за людьми, вооруженные ножами. При них всегда сумка‑борфима, «волшебная сумка», которая должна сделать ее владельца сильным и богатым. Чтобы это случилось, нужно всего‑навсего смазывать сумку кровью и жиром только что убитого ими человека, при этом какая‑то часть тела жертвы должна находиться в сумке. Люди‑леопарды выходят на охоту по ночам, и их сопровождают в вылазке звери (побратимы колдунов). Если погибает член братства, рядом находят тело мертвого друга‑леопарда. Говорят, в 1945–1947 годах в Нигерии от рук людей‑леопардов погибло 50 человек, включая детей.

 

Статуэтка леопарда, уносящего души к предкам

 

Такого рода примеров влияния Африки на взгляды европейцев предостаточно. По мнению Д. А. Ольдерогге, эти характерные признаки прослеживаются уже в начале истории. Иные не только обнаруживали сходство между пирамидами Египта и башнями Зимбабве, но и узрели в знаменитом египетском сфинксе негроидные черты. Может быть потому, что во главе Египта однажды стоял негр‑фараон Несхи (в переводе «негр»). Одни уверяли, что древние египтяне представляли собой обособленную средиземноморскую расу. Другие (профессор Р. Вирхов), проведя тщательные антропологические исследования царских мумий Булакского музея, утверждали, что древние египтяне не имели ничего общего с негроидной расой, хотя позже якобы и произошло их смешение с туземным африканским населением азиатских семитов. Безусловно, Египет – смесь различных культур и рас.

 

Шейх Али Абд эр‑Расул из Курны

 

Сегодня часто слышны утверждения, что «Африка – колыбель человечества». С точки зрения палеонтологии это не так уж далеко от истины… В этой связи стоит упомянуть о существовании легенд о том, что в далекие времена на территории пустыни Сахары проживали высокоразвитые цивилизации догонов и гарамантов. Эти самые догоны, обитавшие в излучине реки Нигер (в Северной Африке, на территории Мали), хоть и не имели собственной письменности, но обладали уникальными знаниями, передававшимися из поколения в поколение (в устной форме и в виде рисунков). Они знали о строении Вселенной, знали, что Земля вращается «по великому кругу» (по своей оси), что в Солнечной системе есть и другие планеты – Юпитер и Сатурн. Причем на рисунках были видны четыре кольца вокруг Юпитера (четыре спутника, обнаруженные только недавно). Даже дети знали самую яркую звезду – Сириус и то, где она находится. По мнению англичанина Р. Темпля, на территории Сахары находилось великое царство гарамантов (о них упоминал и Геродот), простиравшееся от Атласских гор до границ Египта. Они исчезли, но от них остались уникальные рисунки и многокилометровые тоннели под пустыней Сахарой – от Себхи в Ливии к оазису Гат у алжирской границы. По словам ученых, их протяженность составляла примерно 1600 км. Вырубленные в скальной породе более пяти тысяч лет тому назад, эти тоннели, видимо, представляли собой гигантскую систему подземного водоснабжения. Специалисты выражают понятное недоумение: как это было возможно в то время (без техники, освещения, вентиляции, специальных инструментов) поднять на поверхность земли почти 20 млн кубометров скальных пород (А. В. Нестерова).

 

Темнокожий правитель Древнего Египта

 

Другие же категорически утверждают: «Египетская античность принадлежит Африке, как греко‑римская – Европе». В книге «Культурное единство африканцев» шейх высказал мысль, что в мировой цивилизации издавна идет спор между странами Южного культурного круга, с одной стороны (Ближний Восток, районы южнее Средиземноморья, Африка, Египет), где издавна всецело господствовали матриархальные отношения, обусловливающие гармонию и единство общества, и Северным культурным кругом – с другой. Европейские страны, что лежат на север от Средиземноморья (в основе их институтов и порядков лежал патриархат), сделали главной чертой цивилизации грубое насилие.

В книге «Африка в античности» Т. Обенга писал, что негроиды расселились за пределы Африки в каменном веке, играя преобладающую роль в развитии культуры не только Африки, но Европы и Азии. Ему принадлежит и такое высказывание: «Негры были единственными хозяевами мира в отдаленные эпохи, занимая не только Африку, их родину, но весь юг Европы до Дануба (Дуная) и большую часть Азии». В итоге Обенга утверждал, что фараоны – «африканцы по происхождению». Африканцы считают, что лишь с середины I тысячелетия до н. э. (с захвата Египта сыном Кира Камбисом) Египет можно рассматривать как часть Древнего Востока, а не Африки. Сенегальский ученый Шейх Анта Диоп еще в 1955 году произвел настоящий фурор в науке, выступив с книгой «Негрские нации и культуры». Полагаем, есть доля истины в утверждениях типа: «культура древнего Египта была бы невозможна без культуры Черной Африки». Все они развивались из «общего субстрата». Хотя сам субстрат неоднороден.

 

Коптский музей

 

Российский исследователь М. Коростовцев отмечал: «Несомненно, что между белыми и черными африканцами совершался обмен – на равноправной основе – материальными и духовными ценностями, в результате чего сложился общий для белых и черных культурный субстрат. Этот субстрат существовал уже в глубочайшей, доисторической древности за пределами, доступными непосредственному историческому исследованию». Континент вековыми связями все соединял, объединял религии, народы, династии, семьи, культуры.

 

Коптская церковь в Каире

 

С давних времен египетская культура привлекала внимание и русских людей… Тут жили и наши собратья по вере – христиане‑копты (от араб. «аль‑кубт», «аль‑кобт»). Слово «копт» произошло от греческого слова «Aigyptos» – Египетгипет‑копт. Копты – коренные египтяне, исповедующие христианство. Это второй по значимости христианский народ Востока. Они считают себя прямыми потомками фараонов. Турки, владевшие Египтом, их так и называли – «потомки фараонов». Алфавит их состоял из 24 греческих и 7 египетских букв и разработан, видимо, первыми переводчиками Ветхого и Нового Заветов. В IV веке на коптский язык была переведена и Библия. Они в ранний период приняли монофизитское учение, которое признавало только божественную природу Христа.

 

Деревянный коптский крест с изображением Христа

 

У коптов мир перенял идеи монашества. Из их среды вышел отшельник Антоний Великий, чьи искушения стали материалом для художественных и литературных произведений. Строгой и суровой красотой чаруют коптские кварталы Каира. Старый коптский квартал Каира находится на месте древнеримской крепости, что называлась Вавилоном. Крепость построена римским архитектором и инженером Аполлодором Дамасским, и от нее уцелели две башни – башня Св. Георгия и башня Коптского музея. В Каире есть и Музей коптского искусства (1908). По словам директора музея П. Лабиба, коптские древности в Египте встречаются с 332 года до н. э., т. е. еще с эпохи завоевания Египта Александром Македонским. Сегодня копты составляют примерно 7–8 процентов населения Египта, или что‑то около полутора миллиона человек.

 

В. Боровиковский. Святой Марк Евангелист

 

С христианством у древнеегипетской религии немало общего. Как отмечалось ранее, уже Эхнатон хотел сделать государственной религией веру в единого бога. Именно благодаря своему родству с древнеегипетской религией христианство и смогло быстро привиться в Египте. Египетская религия полностью изжила себя, точно так же как и язык древних коптов. В Египте даже существует поговорка: «Только крокодилы да копты не говорят на своем языке». Тем не менее копты внесли заметный вклад как в архитектуру (считается, что облик коптских храмов стал прообразом для позднейших греческих храмов), так и в искусство (прекрасная резьба по дереву), в символы христианства. Ведь Древний Египет оставил в наследство христианству свой символ – крест. Крест, на котором римляне распинали преступников, имел форму буквы «Т». Христа распяли на кресте формы «Т», а не +. Крест на могилах христиан, видимо, знаменовал конец, соответствуя ранее древнеегипетскому иероглифическому знаку «анк» или «онех», знаку жизни. Так толковались символы на Востоке. Знак креста имел широкое распространение задолго до распятия Иисуса Христа. Крест – египетский знак. Так что это – символ не Голгофы, не мук и страдания, а жизни, Вечной жизни. Копты использовали этот символ жизни задолго до рождения Иисуса.

 

Египетские копты

 

Живут копты по собственному календарю, летоисчисление в котором ведется от 284 года (год начала правления римского императора Диоклетиана). Сейчас у них 1721 год. Чисто внешне копта трудно отличить от мусульманина в Египте. Тысячи лет совместной жизни на земле Египта сделали почти неотличимыми две части египетского народа. Как говорил отец Иренеос из монастыря Св. Макария в Вади‑Натрун, «все мы копты, только одни – христиане, а другие мусульмане». Разве что коптов отличает татуировка в виде креста на левом запястье. От наших христиан их отличает также и то, что они крестятся одним перстом (так якобы их учил св. Марк), хотя и справа налево; прихожане сидят во время службы. Надо заметить, что копты в культурно‑образовательном и экономическом отношении являются своеобразной элитой египетской нации. Насчитывая всего около восьми процентов из 70‑миллионного народа Египта, эти египетские христиане составляют почти четвертую часть всех адвокатов, врачей, фармацевтов, ученых и журналистов. По некоторым данным, они же владеют пятой частью компаний, созданных за последние 30 лет в Египте, после того как тот встал на капиталистический, рыночный путь развития. Самое богатое семейство страны – отец и три сына Савирисы, являющиеся хозяевами группы компаний «Ораском», – копты. Однако неверно было бы считать, что среди коптов – лишь представители преуспевающих слоев, богачи или интеллектуалы. Так, и многие каирские мусорщики – тоже преимущественно копты, пришедшие в столицу из деревень в поисках работы. В Среднем Египте ныне, к слову сказать, немало селений, где почти все жители – христиане‑копты. Их тоже можно видеть во время празднования Рождества в кафедральном соборе Святого Марка, что находится в районе Аббасия в Каире. В наиболее значимые христианские даты в соборе ведет службу патриарх всех коптов, папа Александрийский Шенуда III.

 

Монастырь Св. Макария в Вади‑Натрун

 

Кстати, с 2003 года Рождество и Пасха являются официальными выходными днями в Арабской Республике Египет. Таково было решение президента Мубарака, лежащее в общем русле его очень взвешенной и мудрой политики в отношении главных религий и конфессий страны. Тут вполне мирно соседствуют церкви и мечети, и адепты разных вер уважительно относятся к праздникам их соотечественников. Приведем такой пример: когда в 2000 году в Египте праздновалось 2000?летие вступления Святого семейства на египетскую землю, то египтяне написали и поставили по этому знаменательному случаю оперу «Благословенен народ мой – Мицраим» (египетский народ). Любопытно, что оперу создавали правоверные мусульмане – композитор и либреттист. Проповеди же читаются на арабском языке. Хотя египтян и называют арабами, строго говоря, собственно арабами являются лишь бедуины, живущие на Синае и в Восточной пустыне. Подавляющее же большинство египтян – это прежде всего египтяне, некогда перенявшие у завоевателей‑арабов язык, веру и элементы культуры. Русский путешественник В. Андреевский писал о египтянах: «Несмотря на многочисленные смешения с иностранными племенами, основание расы осталось то же со времен глубочайшей древности до наших дней. Пришлые элементы были поглощены и пропали в массе, не оставив по себе никаких заметных следов» (1884). Так что египтяне – единый народ, независимо от той веры, которую исповедуют. Добавим, что, несмотря на монофизитство коптов (а они верят, что Христос – это бог, а не человек, ибо в нем человеческое поглощено божественным), популярность православия в Египте довольно велика. Тут находится русский храм Св. Димитрия Солунского, да и число верующих растет, как и число церквей, монастырей.

 

Дева Мария с Иисусом Христом на руках

 

Египет – место проповеди евангелиста Марка, ученика апостола Петра, и родина монашества, христиан‑мучеников. Марка послали в Египет для проповеди христианства. И хотя он сам «не слушал Господа и не сопутствовал ему», но по рассказам Петра он записал все сказанное Господом. Прибыв в Александрию, он основал там христианские общины, назначил епископа, пресвитеров, диаконов. Увы, во время празднования Пасхи язычники напали на проповедника, терзали его, а затем окровавленным бросили в темницу, где он и скончался. Похоронили Марка в граде Александрия. Мощи были перевезены в Венецию, но недавно часть их вернулась в Египет и хранится в кафедральном соборе Св. Марка в Каире в гробу из четырех беломраморных досок, без украшений и письмен. В ГМИИ им. А. С. Пушкина имеется отрывок из коптской рукописи, повествующий о деяниях Марка.

 

Рельеф со стен церкви Св. Меркурия

 

В той же Александрии протекала педагогическая и духовная деятельность Климента Александрийского (150–215 гг. н. э.) и Оригена (185–264 гг. н. э.). Оба деятеля писали и преподавали в рамках тогдашнего духовного училища, Огласительной школы. Христиане («оглашаемые») подвергались жестоким гонениям со стороны язычников. Жизнь Оригена была «с пеленок» достопримечательной. Имевший прекрасное образование, он был чрезвычайно популярен среди христиан. Те с наслаждением слушали его проповеди, а потом становились его последователями. Чтобы полностью отдаться делу богослужения, Ориген отказался от преподавания словесных наук. Ради пропитания ему пришлось продать (за ежедневную ренту в четыре обола) даже свою библиотеку, «все бывшие у него и с такой любовью изученные им списки древних сочинений». Это не помешало ему написать 6000 книг (примерно 9 томов инкварто). В них он истолковал Ветхий и Новый Завет. Жил Ориген в совершенной бедности, ходил босой, отказывался от вина и от всего прочего, кроме самой необходимой пищи (Евсевий). Он строго соблюдал заповедь Христа: не иметь ни двух хитонов, ни обуви и не изводиться заботами о будущем. Святой даже оскопил себя, дабы не давать повода для грязных сплетен язычников. «Пост – узда монаха, борющегося с грехом. Кто сбрасывает ее, тот жеребец женонеистовый». К нему приходили ученики не только из разных концов Египта, но и из дальних стран. Впрочем, эти членовредительные тенденции не прижились средь монахов, даже среди епископата, не говоря уже о простых смертных. В «Уставе о клире» (II в. н. э.) прямо говорилось: «Хорошо, если он (епископ) – человек не женатый; а где нет такого, то по крайней мере (пусть будет) муж единой жены».

 

Погребальная статуя монаха. Музей Бардо в Тунисе

 

Чем был вызван невиданный интерес к христианству у масс населения? Дело в том, что Египет, находившийся под властью Рима, как никакая другая страна ощущал на себе тяжкую руку римских владык. Рим грабил его нещадно. Говорят, что за счет налогов Рим получал из Египта в месяц больший доход, чем давала Иудея за год (I в. н. э.). Налоги и поборы римских наместников, чиновников росли и множились. Существовало более 450 налогов и поборов различного рода. Рос и бюрократический аппарат. Участились случаи расправ с бедняками со стороны войск правительства. Те уничтожали даже каналы у должников, обрекая тем самым этих людей на голодную смерть. Обычными стали случаи разорения среди мелких земледельцев. В таких условиях у немалой части населения христианство стало популярным. В нем видели идеологию справедливости. К началу IV века н. э., несмотря на гонения, в Египте насчитывалось уже более 1 млн христиан. Среди последователей христианского учения было немало коптов. В Египте в IV–V веках н. э. было создано и известное сочинение раннего христианства «Изречения египетских отцов». Характерный факт – существование афрохристианских сект (или «черных сект»). В основе их деятельности лежала идея о чернокожести Христа, как бы подтверждаемая цитатой из Библии: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт. 1, 26). В христианское вероучение секты внесли массу традиционных африканских верований, провозгласив богоизбранность африканцев. Европейцев обвиняли в искажении изначальных идей христианства и Христа.

 

Мечети Каира: мечеть Султана Хасана и мечеть Аль‑Рифаи

 

Социально‑нравственный мотив религиозного учения был особенно притягателен для угнетаемых масс. Египетский епископат работал не за страх, а за совесть, привлекая в ряды христиан толпы язычников. Новое учение продвигалось в глубь Египта, т. е. не только по главным городам номов, но и в сельские районы. Как писал архиепископ Лоллий, агитация в пользу христианства шла не в силу административных установок или распоряжений языческого правительства, а была «делом свободного убеждения и доброй совести людей». В отличие от последующих веков в те времена церковь не находилась еще в тесной связи с государственной властью, и епископы свое служение осуществляли там, где есть христиане, не требуя соизволений правительства. К тому же в те времена монахи не столько искали для себя епископского сана, сколько хотели убежать от такой чести, что в общем‑то объяснимо, если вспомнить преследования христиан. Их число во времена св. Афанасия едва ли превышало тогда 120 человек на весь Египет.

Монах – это рыцарь веры и правды, сын благородства, друг добродетели, защитник гонимых и отверженных, опора слабых и малодушных, врач уязвленных и болезненных. Смысл отшельнической жизни – обрести богатства небесные, презрев – земные… Естественно, что такого рода философия возникала в условиях господства неправедного строя, каковым и был Рим. Гонения этих людей привели к явлению отшельничества. Первым отшельником был Павел Фивейский (234–347 гг.). Павел был образованным человеком, знал философию и литературу. Но семья хотела заполучить все его состояние – и тогда он ушел жить в грот, где и пробыл до конца своих дней. Вторым отшельником, не менее знаменитым, стал св. Антоний Великий (250–356 гг.). Происходя из зажиточной коптской семьи, он, придя однажды в храм, услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах». Так он и сделал. Многие христиане, надеясь на скорое наступление Царствия Небесного, поступали аналогичным образом. Антоний спал на голой земле, лености терпеть не мог и работал не покладая рук. «Душевные силы, – говаривал он, – тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия». Его пытались соблазнить – то сребролюбием, то яствами, то славой, то блудницами. Но отшельник стоял тверже, чем скала, проводя время в непрерывном посту и трудясь над проповедями. Порой его схимна казалась невыносимой, ибо он «не смывал водою нечистот с тела» и «никогда не омывал себе ног». Все эти тяготы земные тем не менее не помешали ему прожить жизнь долгую – 105 лет. Его максимы легли в основу будущих монашеских правил (305 г.). «Ибо если будем жить, как ежедневно готовящиеся умереть, то не согрешим…» «Никто из нас да не питает в себе пожелания приобретать. Ибо какая выгода приобрести то, чего не возьмем с собой…» В песках пустыни и родилась неистовая духовная страсть, вера в Господа, в нестяжательный идеал, который в дальнейшем будет отличать иных русских монахов, подвижников веры.

Данные в изречениях отцов тексты имели назидательные цели: «Некий знатный человек пришел в скит из чужих краев с большими деньгами и просил пресвитера, чтобы он раздал их братьям. Сказал пресвитер ему: «Братья не нуждаются». Когда же тот особенно стал настаивать, он поставил корзину с золотыми монетами у дверей церкви. И сказал братьям пресвитер: «Кто нуждается, пусть берет». И никто из них не приблизился к ним, иные даже не взглянули на них. Сказал пресвитер тому, кто принес их: «Бог принял от тебя твою милостыню. Иди и раздай ее бедным». Он же получил (тем самым) большую (духовную) пользу и ушел». В Нитрийской пустыне к середине IV века н. э. обитало уже 20 тыс. монахов (из них император Валент затем мобилизовал для своих целей 5 тыс.). «В умственной жизни западных стран и поныне слышится взмах крыльев теологического гения Древнего Египта», – заметил в этой связи И. Шерр.

 

Вход в мавзолей Ага‑Хана, духовного главы мусульман‑исмаилитов

 

Разные люди оказывались в египетской пустыне – в Нитрийской пустыне, в Скитской пустыне, в Фиваиде, пустынной местности в Верхнем Египте, около Фив. Порой там попадались и довольно странные люди. Иные стали отшельниками из‑за дам… Ведь христианство рассматривало плотскую любовь как большой грех. Кому из женщин такое понравится… Вступив в брак, некий Аммон убедил жену соблюдать целомудрие. И ушел в пустыню, а жена осталась дома. В данном случае его жена, правда, согласилась на умерщвление плоти и даже собрала дома большое число дев, посвятивших себя Богу. Но в случае с Павлом, одним из любимых учеников св. Антония, дело закончилось совершенно иначе (весьма трагично). В пустыню тот удалился, застав жену на месте прелюбодеяния. Видимо, той надоело слушать его проповеди, когда надо было заниматься вполне конкретным делом.

 

Девушка с лютней

 

Стали возникать и первые монашеские общежития. Особая заслуга в их основании (знаменитых монастырей Вади‑Натруна) принадлежит св. Макарию Великому (300–390 гг.). Тот учил простым вещам: творить добро, не помнить зла, быть безучастным к клевете, отвергать соблазны земной жизни. Макарий говорил: «Злое слово иных добрых делает злыми, и точно так же доброе слово иных злых делает добрыми». Правда, многие не выдерживали строгостей монашеской жизни и уходили из обители. Тем не менее тысячи обрекали себя на отшельничество.

 

Музыканты на улицах Египта

 

Немало историй и судеб подобных отшельников содержится в «Изречениях египетских отцов» (Apophthegmata Patrum Aegyptiorum) – знаменитом сочинении, созданном в Египте во второй половине IV – первой половине V века на греческом языке. Сочинение представляет собой собрание изречений египетских пустынников и рассказов об их жизни и деяниях. Следует добавить, что это произведение было переведено на латинский, славянский и сирийский и пользовалось популярностью. В нем давались ответы на вопросы, волнующие отшельников и монахов, которые за годы странствий и подвижничества испытали не один искус. Ведь сердцу не прикажешь, его не привяжешь, оно, как говорится, «бродит повсюду». И вовсе дело не в том, что якобы больны чувства и несовершенен мозг. Просто у нормальных и ярких людей сердце никогда не знает покоя. Нам понятно, что на небесах монах целомудренный может быть «увенчан пред Богом», но вот чем он увенчан на земле, не совсем ясно, если не считать наградой – иссушенное тело, страх, соблазны и муки душевные. Идея отшельничества следует нелепой догме, которую в здравом уме трудно принять: «Насколько тело процветает, душа, напротив, слабеет, и насколько тело слабеет, душа процветает» (так говорил Даниил). Пресвитер продолжал наставлять монахов‑подвижников: «Поститесь и усильте ваше подвижничество и ваш образ жизни, братья!» Возможно, что такая музыка только и сладостна для определенных ушей, желающих услышать глас Бога.

 

Г. Семирадский. Прелюбодейки

 

Среди этой святой братии встречались и послушницы. Одна из них поведала историю своего обращения: «Я, о друг, была дочерью одного человека, который был целомудренным и кротким по своему характеру, но бессильным и больным в теле. Он прожил долгое время в одиночестве… Была у меня также мать, далекая от всего этого, будучи распущенной более всех ее людей… и односельчан. Она же говорила с каждым, причем она затрагивала всех, и ссорилась со всеми, так что говорили, что все ее тело – язык. Она проводила время в питье вина с людьми грубыми, с которыми предавалась пороку, будучи внутренне как блудница, в великом зле. У нас было много (денег), но их нам не хватало, ибо мой отец, будучи больным, дал ей управлять хозяйством. При этом она творила своим телом всяческий блуд, так что мало кто из юношей того селения избежал ее разврата. Ее тело не знало болезни, но было здорово до дня ее смерти. Случилось же с моим отцом, что он был болен, мучаясь долгое время, пока не умер. И небо взволновалось тогда, (были) дождь, и молнии, и гром, причем поднялся сильный ветер, была ни ночь, ни день, дождь не прекращался три дня… мы похоронили его. Моя же мать стала вести себя с великим бесстыдством. Она еще больше предавала свое тело горьким блудодеяниям и жила в скверне и распущенности. Я ж, будучи еще маленькой, отреклась от этих дел. После того как она умерла, я вышла из детского возраста, и во мне пробудились телесные страсти».

«Случилось во время вечернее, что задумалась я и стала размышлять, какую же жизнь себе избирать… Мой отец жил в кротости, и целомудрии, и скромности доброй, но я подумала и о другом, что не было никаких радостей в жизни отца, и что он провел ее в болезнях и мучениях, так что зачах и умер в страдании. И даже земля не захотела принять его тела. Если он был хорош пред Богом в своей жизни, то почему же он принял все эти муки? Но, сказала я себе, разве не хороша была жизнь моей матери?! Так почему бы и мне не предаться блуду, и нечистоте, и скверне тела? Ибо моя мать не упускала никакого дела дурного, чтобы не сделать его, пребывая всегда здоровой, причем она спокойно отошла от этой жизни. Буду же поступать, как поступала и моя мать. И я, несчастная, решилась, было, жить дурной жизнью». Как правило, дети идут той же стезей, что и родители. Но, к счастью для этой девушки, ей приснился вещий сон. Во сне же ей объявился некто со страшным ликом, с громовым голосом. Ангел (вероятно, то был он) вопрошал ее, почему она решила встать на путь греха и позора. Затем он повел ее за собой и показал мать, «горящую в пламени», в геенне огненной. В другом же, святом месте, среди зеленых садов и плодовых деревьев, обитал отец, который обнял ее и посоветовал: «Пребывай в благих делах». Так просто и быстро блаженная девственница исцелилась от всех ее соблазнов – и стала святой. Если церкви порой и удавалось исцелять «блаженных девственниц» от грехов плотских желаний, то перед наукой стояла и стоит, думается, гораздо более трудная миссия – исцелить людей от грехов незнания.

 

Date: 2015-07-25; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию