Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к исходному уровню знанийСтр 1 из 10Следующая ⇒ К.Н. Грищенко, Ф.И. Висмонт
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Учебно-методическое пособие
Минск БГМУ 2008
УДК ББК
Авторы: канд. мед. наук, ст. препод. К.Н. Грищенко, д-р мед. наук, проф., член-корр. НАН РБ Ф.И. Висмонт
Рецензенты: д-р мед. наук, проф. А.Е. Семак; д-р мед. наук, проф., член-корр. НАН РБ Л.М. Лобанок
Грищенко К.Н. Патологическая физиология нервной системы: учеб.-метод. пособие / К.Н. Грищенко, Ф.И. Висмонт. - Минск: БГМУ, 2008. – 32 с.
ISBN
УДК ББК
ISBN © Оформление. Белорусский государственный медицинский университет, 2008 МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ Общее время занятий: 3 академических часа для студентов лечебного, педиатрического, военно-медицинского и медико-профилактического факультетов; 2 академических часа для студентов стоматологического факультета. Известно, что нарушения функции органов и систем могут быть обусловлены не только непосредственным их повреждением, но и первичными нарушениями в системе их регуляции. Патологические процессы, в которых нарушения регуляции являются ведущим патогенетическим механизмом, представляют собой дизрегуляторную патологию. Её особенности хорошо проявляются на примере некоторых расстройств нервной регуляции. К ним относятся те виды нарушений процессов жизнедеятельности, инициальным патогенетическим механизмом которых являются изменения в аппарате нервной регуляции. Как известно, нервная система, осуществляющая наиболее совершенную связь организма с внешней средой, регуляцию всех его функций при воздействии на организм адекватных и неадекватных раздражителей, включает в себя целую систему приспособительных реакций, обусловливая тем самым адаптацию организма к новым условиям существования и препятствуя развитию патологического процесса. Исходя из этих представлений, в предлагаемом методическом пособии излагаются основы патологической физиологии нервной системы. Цель занятия: Изучить причины, наиболее общие механизмы и основные клинические проявления типовых форм патологии нервной системы. Задачи занятия – студент должен: 1. Знать: - общую этиологию и патогенез расстройств нервной системы; - типовые патологические процессы в нервной системе; - определения понятий «невроз», «парез», «паралич», «судороги», «тик», «хорея», «генератор патологически усиленного возбуждения», «патологическая детерминанта»; - механизмы нарушений чувствительности (рецепторный, проводниковый, центральный) и двигательных функций нервной системы; - виды гипо- и акинезий (параличей, парезов): по происхождению, по уровню нарушения нервного контроля, по изменению тонуса иннервируемых мышц, по распространённости; - виды гиперкинезий: по происхождению, по характеру расстройств, по распространённости; - основные клинические проявления расстройств центральной нервной системы (парезы, параличи, судороги, дрожания); - сенсорные расстройства. Боль, её виды, защитно-приспособительное значение; - нейротрофические расстройства, трофогены и патотрофогены. 2. Уметь: - самостоятельно формулировать выводы о наличии и виде типовой патологии нервной системы; - грамотно интерпретировать роль следовых реакций, патологических систем и порочных кругов в патогенезе нарушений функционирования нервной системы; - охарактеризовать биологическое значение боли и её роль в патологии. 3. Получить навыки: - обосновывать заключение о причинах, механизмах и клинических проявлениях нарушений локомоторных функций при поражении пирамидной и экстрапирамидной системы, а также расстройств движений и чувствительности при повреждении передних и задних корешков спинного мозга; - решения ситуационных задач по патологической физиологии нервной системы. 4. Быть ознакомленным: - с проявлениями денервационного синдрома; - с клиническими проявлениями нарушений чувствительности и двигательных функций; - с учением о фазовых состояниях; - с принципами терапии неврозов.
Требования к исходному уровню знаний Студент должен знать структурные и функциональные основы интегративной деятельности нейрона, принципы и механизмы координационной деятельности ЦНС. Контрольные вопросы из смежных дисциплин · строение и функции нервной системы; · рефлексы; · двигательные системы (спинальные, ствола головного мозга, коры больших полушарий и базальных ганглиев); · общая физиология рецепции; · особенности генерации импульса и его проведения по нервным волокнам; · межклеточная передача возбуждения; · центральные возбуждающие и тормозные синапсы; · понятие о нейромедиаторах, особенностях их действия; · нейрофизиология локомоций; · понятие о стрессе, общем адаптационном синдроме; · общие принципы и механизмы регуляции жизнедеятельности. Контрольные вопросы по теме занятия 1. Общая этиология и патогенез нарушений деятельности нервной системы. 2. Нарушение функций нейронов и проводящих путей. 3. Нарушение функций синапсов. 4. Типовые патологические процессы в нервной системе. Генераторы патологически усиленного возбуждения. Понятие и общая характеристика. 5. Понятие об «охранительном торможении», его роль в патологии. 6. Нейрогенные расстройства чувствительности, их виды и механизмы, клинические проявления. Боль, её виды. 7. Нейрогенные расстройства локомоторной функции, их виды. Гипокинетические состояния, их механизмы и клинические проявления. 8. Гиперкинезии, их виды, патогенез и клинические проявления. 9. Синдром Броун-Секара, механизм развития, его характеристика. 10. Нарушения функций вегетативной нервной системы, их виды и механизмы. 11. Защитно-приспособительные и компенсаторные процессы в нервной системе. 12. Нарушения высшей нервной деятельности, неврозы. Неврозы, их этиология и общая характеристика. Экспериментальные модели неврозов. 13. Исходы патологических процессов в нервной системе, следовые реакции.
|