Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составление пояснительной записки к Программе





Разработка программы коррекционной работы проходит несколько этапов. Прежде всего, необходимо провести анализ состава обучающихся и выявить детей, для которых проведение коррекционной работы становится необходимым условием освоения основной образовательной программы. Проводя эту работу нужно выделить детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых необходимо проводить по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений (программы должны быть внесены в лицензию ОУ).

Далее следует провести анализ кадрового состава образовательного учреждения, выяснить, имеются ли в школе специалисты соответствующего профиля. Также необходимо отметить, кто из педагогов школы прошел курсовую подготовку по инклюзивному образованию детей с ОВЗ или изучал специфику инклюзивного образования в порядке самообразования. Проведите изучение методической работы в образовательном учреждении: какие мероприятия для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования были реализованы в школе.

Следует также провести анализ того, каким образом решаются вопросы коррекции нарушений и развития детей с ОВЗ в ходе образовательного процесса и во внеурочной деятельности. Какие формы коррекционной работы уже реализуются в учреждении, в каких мероприятиях принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с родителями детей с ОВЗ является неотъемлемой частью коррекционной работы, поэтому надо провести анализ того, в каких формах она проводится, какое содержание при этом реализуется. Следует отметить, имеется ли в содержании работы просветительская составляющая, мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Вместе с тем, также необходимо выявить, какие мероприятия, способствующие формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, проводятся с родителями здоровых детей.

Не следует забывать, что к инклюзии должны быть подготовлены не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и их здоровые сверстники. Выясните, что для этого делается в образовательном учреждении.

Необходимо также проанализировать состояние материально-технической базы ОУ, программно-методического обеспечения, учебников, так как обучение определенных категорий детей с ОВЗ требует создания специальных условий.

Состав детей с парциальными отклонениями в развитии также должен быть изучен. В ходе этой работы определяются их специфические образовательные потребности, условия и формы обучения. Эту работу проводит Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) школы, который обязательно должен быть создан в ОУ.

В структуру пояснительной записки, таким образом, входят:

· актуальность программы, основанная на результатах аналитического этапа, где указывается, на какую категорию детей рассчитана программа коррекционной работы,

· цель программы, вытекающая из особенностей контингента детей с ОВЗ или особенностей детей, испытывающих трудности в обучении (если контингент детей неоднороден, то цель носит достаточно общий характер, Она может конкретизироваться в рабочей программе),

· задачи программы, решение которых позволит достичь поставленную цель,

· принципы определения содержания программы,

· в программе указываются те нормативно-правовые и методические основания, на которых строится программа,

· четко определяется программно-методическое обеспечение,

· указываются формы обучения по основной образовательной программе и формы работы по программе коррекционной работы,

· приводится краткая характеристика отдельных разделов программы с указанием, какие специалисты будет принимать участие в реализации программы;

· обозначаются общие ожидаемые результаты реализации программы.

В качестве примера приводим пояснительную записку, составленную к программе коррекционной работы одного из учреждений. На наш взгляд, данный вариант наиболее полно отвечает требованиям, сформулированным выше.

 

Программа коррекционной работы
муниципального образовательного учреждения _______________________ на основе социального партнерства и внутришкольной коррекционно-развивающей службы

Пояснительная записка

В муниципальном общеобразовательном учреждении _________________ на первой ступени обучается ____ детей, которые распределены по __ классам-комплектам, из них __ класса – специальные (коррекционные) классы __ вида, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Ученики этих классов принимают активное участие в жизни образовательного учреждения, своего микрорайона, муниципалитета в целом. Это создает условия для того, чтобы они стали полноправными членами школьного сообщества, субъектами межличностных отношений в окружающем их пространстве, определились в дальнейшем с перспективами своей жизненной траектории.

Действительно, сегодня важно, чтобы ученики усвоили не только и не столько предметные знания, умения, навыки, сколько систему ценностей, норм, социальных ролей, которые помогли бы ему успешно реализовать себя в современном мире.

Именно школа выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способной помочь в дальнейшем интегрироваться в общество, что особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все это послужило обоснованием для выбора цели программы коррекционной работы: создание системы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования на основе социального партнерства.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи программы

– своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья, в том числе, через взаимодействие с муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией и учреждениями здравоохранения;

– определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

– определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

– осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей;

– разработка и реализация индивидуальных учебных планов, планов внеурочной деятельности, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей ограниченными возможностями здоровья, в том числе, на основе внутриведомственного взаимодействия;

– реализация на основе социального партнерства с субъектами образовательной политики системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, по сохранению физического и психического здоровья;

– обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;

– оказание в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

– осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовые и методические основания программы

1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции).

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196).

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, от 23 декабря 2002 г. № 919, от 1 февраля 2005 г. № 49, от 18 августа 2008 г. № 617, от 10 марта 2009 г. № 216).

4. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов (инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48), с дополнением (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 3).

5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 2).

6. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6).

7. О психолого-медико-педагогической комиссии (письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 27/2967-6).

8. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95).

9. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636).

10. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16).

 

Принципы проектирования и реализации программы

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы);

Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную учебную и воспитательную деятельность классной параллели, образовательного учреждения, окружающего социума.

Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности.

Направления коррекционной работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

– информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность и информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

– экспертная работа включает в себя анализ рабочих программ учебных предметов, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений в аспекте учета особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

– профилактическая работа содействует полноценному психическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Краткая характеристика программы может быть представлена следующим образом:

 

Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:

1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий.

5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

 

Разумеется, при разработке Программы коррекционной работы каждое учреждение конкретизирует основные положения программы, основываясь на результатах аналитического этапа и рекомендаций ФГОС.

 

Date: 2015-07-25; view: 1070; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию