Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическое сопровождение детей с дефицитом внимания и гиперактивностью





Среди обучающихся в учреждениях образования общего типа могут быть дети, имеющие дефицит внимания и отличающиеся гиперактивностью. Существуют различные гипотезы относительно происхождения этих особенностей развития. Доминирующими считаются следующие факторы: раннее повреждение центральной нервной системы (во время беременности, родов и в ранний период — до 3 лет); генетические факторы; негативное действие внутрисемейных и социальных факторов. Среди этих причин лидирующей является раннее повреждение центральной нервной системы (84 % из числа обследованных). Генетические нарушения чаще прослеживаются по мужской линии, проявляется так называемый доминантный рецессивный ген: у здоровой женщины рождается ребенок-мальчик с теми генетическими нарушениями, которые прослеживались у лиц мужского пола предыдущего поколения.

Некоторые гиперактивные дети «перерастают» этот синдром, у других в подростковом возрасте проявляются психопатологические расстройства и асоциальные состояния. Неподготовленность учителя к правильному психолого-педагогическому сопровождению такого ученика может иметь негативные последствия и закончиться деформацией личности обучаемого.

Анализ специальной психолого-педагогической литерату­ры, наблюдения за ребенком дают основания для практических рекомендаций учителям по психолого-педагогическому сопровождению гиперактивного ребенка. Важным является осознание учителем, что гиперактивность с элементами импульсивности и полевого (неупорядоченного, безотчетного) поведения имеет нейропсихологическую основу и требует организации обучения и воспитания в школе и дома. Создание адекватной среды дома предполагает «упрощение» обстановки и уменьшение количества отвлекающих факторов, чтобы ученик готовил уроки, находясь в комнате один. Со стороны родителей и учителя требуется понимание и терпение.

В школе и дома должны быть созданы спокойные эмоциональные условия. Не рекомендуются категорические запреты: «нет», «нельзя», «будешь наказан», «проси прощения». Эффективнее, если просьба повторяется спокойным тоном несколько раз. На уроке для таких детей полезно устную инструкцию подкрепить зрительной. К ребенку нельзя проявлять чрезмерную мягкость, но не приемлемы и завышенные требования. Неправильным будет настаивать, чтобы ребенок обязательно принес извинение за проступок. Лучше обсудить случившееся, выслушать ученика и ненавязчиво, но убедительно высказать мнение, что в таких ситуациях следует извиниться. Лучше, чтобы ученик сам принял решение. Хорошо, когда удается пошутить, по-доброму высмеять действия: «Интересно, что ты еще сможешь забыть? Что еще от тебя можно ожидать?» и т. д.

Можно наблюдать, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Следовательно, следует оградить ученика от длительных занятий за компьютером, от продолжительного просмотра телевизионных передач, от большого скопления людей в домашних условиях.

Учащиеся с дефицитом внимания и гиперактивностью требуют выработки специальной поведенческой программы.

Программа должна быть рассчитана на длительный срок, так как снятие синдрома потребует длительного комплексного воздействия: медикаментозного лечения и психолого-педагогической коррекции. Эффект не может быть достигнут быстро, тем более предъявлением категоричных требований, недостаточно мотивированных и гибких. Работа с ребенком требует постоянного анализа и поиска.

Эффективны не столько ограничения и запрещения, сколько гибкая система вознаграждений за хорошо выполненные задания. Используется и система наказаний за поведение. Но это ни в коем случае не физические наказания. Можно использовать запрещение пользоваться компьютером, смотреть телепередачи. Ученик может посидеть один в уединенном месте и посмотреть детские газеты, журналы, в том числе и «Один дома», «Веселую детскую газету». Можно дать игрушки, чтобы ребенок поиграл один. Можно вместе что-то конструировать, мастерить. Педагогам и родителям важно понимать, что порог чувствительности к отрицательным стимулам у этих детей очень высок, поэтому гиперактивные дети не реагируют или слабо реагируют на выговоры и наказания. Однако эти дети чувствительны к поощрениям, поэтому их надо чаще хвалить, чаще поощрять. Перед детьми важно ставить перспективы: при хорошем поведении мы сходим в театр, парк, лес и т. д.

Особенностью программы формирования правильного поведения является использование средств убеждения «через тело» (А. Л. Сиротюк, 2003). Констатируется, что вербальные (словесные) средства убеждения редко оказываются результативными. Ребенок не готов к такой форме взаимодействия. Наиболее действенным является лишение удовольствия, в том числе лакомства, внеочередная физическая работа. Допустимо и удержание в «железных объятьях» (использование холдинг-терапии).

Поведенческая программа должна основываться на «позитивной модели», заключающейся в помощи ребенку приступить к выполнению заданий (для него это самый трудный этап), в постоянном поощрении желательного поведения, в позитивном эмоциональном подкреплении его. С ребенком предварительно обсуждается новое порученное дело. Ни в коем случае не дается одновременно несколько указаний. Инструкция должна быть простой или четко расчлененной на отдельные звенья. Можно составить список обязанностей ребенка, его поручений на день. Учитывая его забывчивость, можно давать список покупок, когда ребенок идет в магазин.

Учитель в классе инклюзивного обучения усваивает некоторые правила, следование которым облегчит жизнь ребенку и избавит его от трудностей в обучении.

Гиперактивный ребенок всегда находится перед глазами учителя. Лучше, чтобы он сидел за первой партой, чтобы отвечал у стола или доски.

Энергия гиперактивных детей направляется в полезное русло: они раздают тетради, вымывают доску, приносят мел, поливают цветы. А. Л. Сиротюк (2003) рекомендует в трудных случаях разрешать гиперактивному ученику вставать и ходить в конце класса через каждые 20 минут; дома можно проводить через небольшие интервалы физкультминутки, можно предложить подтянуться на турнике, поупражняться в настольной игре.

В классе создается положительная мотивация, ориентированная на успех. Этому могут содействовать дидактические игры, использование элементов соревнования, приемов проблемного обучения. Негативные поступки в какой-то мере игнорируются, зато всячески поощряются позитивные. Процесс обучения строится на положительной эмоциональной основе. Ребенку с гинердинамическим синдромом создаются ситуации успеха, чтобы он мог показать свои сильные стороны.

Процесс обучения является личностно ориентированным в соответствии с положениями гуманистической психологии Карла Роджерса. Это означает, что процесс обучения представляет собой организацию взаимодействия между учителем и учениками. Это взаимодействие гуманистическое, его средствами являются диалоги, объяснения, рассказы. Создаются условия для возникновения личного понимания изучаемых знаний. Учитель не транслирует знания, не просто ин­формирует учащихся. Он старается, чтобы ученики размышляли над знаниями, чтобы у них формировалось ценностное отношение к знаниям. Такая система обучения предполагает уважение к ученику, стремление проникнуть в его внутренний мир. И главное — ученик активен, он может говорить о том, что думает и чувствует. Это упорядочивает его поведение.

Условием личностно ориентированного обучения является конгруэнтность (лат. congruens — соразмерный, соответствующий) учителя. Это означает, что учитель ведет себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям. Он проявляет свои человеческие качества во взаимодействии с учениками. Это делает педагога более понятным, убедительным, искренним. Ученики в ответ также стараются проявлять свои лучшие качества.

Следующее условие личностно ориентированного обучения — принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его проблем. Учитель понимает, что ученику трудно сосредоточиться, трудно соблюдать дисциплину; он переживает за него и всячески стремится ему помочь. Педагог эмпатически (с сочувствием) воспринимает действия ребенка, приносит за него извинения в отдельных ситуациях, показывает, что ему стыдно, он огорчен проступком, но верит в изменения к лучшему.

Личностно ориентированное обучение делает неуместным директивность при объяснении учебного материала. Ученик чувствует самоуважение оттого, что он может вступить в диалог с учителем, выслушать его мнение, использовать его опыт, который не навязывается насильственно. Учитель в процессе личностно ориентированного обучения планирует и целенаправленно ведет работу по коррекции негативных форм поведения проблемного ученика; обучает его необходимым социальным нормам и навыкам общения, регулирует взаимоотношения гиперактивного ученика с одноклассниками.

Учитель использует специальные средства, например, воздействие «через тело», о чем говорилось ранее, и иные сильные стимулы, в частности, прикосновение. В специальной литературе (А. Л. Сиротюк, 2003) описан случай использования этого сильного стимулятора для формирования поведе­ния. Педагоги начальной школы в Канаде провели эксперимент с прикосновением. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учеников и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, как бы по замечая. На протяжении первых двух недель эти учащиеся стали хорошо себя вести и сдавать тетради с домашними работами.

Обобщим основные положения, относящиеся к психолого-педагогическому сопровождению ребенка (ученика) с гипердинамическим синдромом.

Гиперактивность и дефицит внимания — это не поведенческая проблема, не результат плохого, неправильного воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен в результате комплексного специального исследования. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. У ребенка с гипердинамическим синдромом наряду с основными характеристиками данного расстройства (повы­шенной двигательной активностью, импульсивностью и дефицитом внимания) могут отмечаться иные эмоциональные и когнитивные нарушения, в частности, снижение болевой чувствительности. Функциональные нарушения ретикулярной формации и стволовых отделов мозга обусловливают эти нарушения, которые могут быть неправильно истолкованы окружающими. Такие дети часто слабее чувствуют боль и, следовательно, могут не только не сочувствовать другим, но толкнуть, ударить или иным способом проявить агрессию, не отдавая в полной мере отчета в своих действиях. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно. Дисциплинарные меры воздействия не приведут к улучшению по­ведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Медикаментозное лечение само по себе недостаточно для снятия синдрома. Необходимым условием изменения этого состояния является комплексный подход, важная составляющая которого — правильное психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Учитель-дефектолог, учитель-психолог регулируют ожидания окружающих. Они объясняют родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, это не дело нескольких дней и даже месяцев. Коррекция, эффективная помощь требуют спокойствия, терпеливого отношения к ребенку, систематической последовательной работы с ним.

Учащиеся с гипердинамическим синдромом в тяжелых случаях могут сохранять устойчивое внимание не более 15 минут. Синдром чаще встречается среди учащихся с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, и может даже не диагностироваться как самостоятельная патология. Но эти дети требуют психолого-педагогической помощи и поддержки, правильного отношения и реагирования окружающих.

Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает усиление личностно ориентированной направленности процесса обучения. Учитель делает ученика соучастником образовательного процесса, создает условия, чтобы знания приобретали личностный смысл, а не навязывались извне. Ученики осуществляют выбор учебных заданий, привлекаются к изложению собственной точки зрения по рассматриваемому вопросу. В содержании учебного материала особое внимание уделяется эмоционально-ценностному, рефлексивному и оценочному компонентам. Урок способствует как внешней, эмоциональной, так и внутренней, содержательной, самоактуализации личности. Учебный процесс дает возможность ученику ошибаться и исправлять свои ошибки.

Среди детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития и психическими расстройствами, имеются учащиеся с гипердинамическим синдромом. Успешность их интеграции в общеобразовательную школу зависит от систематического, целенаправленного психолого-педагогического сопровождения.

 


Date: 2015-07-25; view: 2036; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию