Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стентон. Да, вот так я и узнал (Т)»





В основе демонстрации - полная индукция. Символическая запись связи тезиса и аргументов:

а1 обладает р

а2 обладает р

а3 обладает р

а4 обладает р

а1, а2, а3, а4 составляют класс Т

Каждый элемент Т обладает р

 

1. Водитель нарушил правила дорожного движения. Авария произошла по вине водителя. 2. Так как верно, что мышь может сгрызть какую-нибудь книгу, а также что «мышь» является существительным, то ясно, что будет верным то, что есть такие существительные, которые могут сгрызть какую-нибудь книгу. 3. Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно, представляет собой риск, отсюда с необходимостью по правилам логики следует, что дача взятки должностному лицу является делом благородным.

Упражнение 7. Подберите понятия, находящиеся в отношении перекрещивания к заданным.

Ö 1. Заданное понятие: А º Студент.

Перекрещивающееся: В º Спортсмен.

2. А º Всадник.

В º Воин.

3. А º Карандаш.

В º Красный

 

1. Военнослужащий. 2. Депутат. 3. Закон. 4. Академия.

Упражнение 8. К заданным понятиям подберите подчиняющие, подчиненные и соподчиненные понятия.

Ö Заданное понятие: А º Озеро.

Подчиняющее: В º Водоем.

Подчиненное: С º Глубокое озеро.

Соподчиненное: D º Река.

 

1. Награда. 2. Учебник. 3. Понятие. 4. Живописец.

Упражнение 9. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида, а какие — части и целого.

 
 


Ö 1. А º Кошка. В º Рыжая кошка.

Родовидовые отношения.

       
   


2. А º Час. В º Сутки.

Отношение части и целого.

 

1.Право, гражданское право. 2. Элементарная частица, электрон. 3. Батальон, рота. 4. Дерево, крона. 5. Учебное заведение, лицей. 6. Военно-морской флот, линкор. 7. Институт, факультет. 8. Преступление, умышленное преступление.

9. Китай, Азия.

Упражнение 10. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.

Ö Заданное понятие: А º Холодный климат.

Противоположное: В º Теплый климат.

Противоречащее: С º Нехолодный климат.

1. Бедный. 2. Друг. 3. Легкая работа. 4. Истина.

Упражнение 11. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

Ö 1. А º Школа. В º Средняя школа. С º Десятый класс.

2. А º Оружие. В º Финский нож. С º Пистолет. D º Огнестрельное оружие. Е º Орудие преступления.

3. А º Наказание. В º Лишение свободы. С º Штраф. D º Исправительные работы.

               
   
   
     
 
 
 
 

 


1. 2. 3.

 

1. Ученый, юрист, общественный деятель. 2. Участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал. 3. Христианство, православие, протестантизм, религия. 4. Насилие, принуждение. 5. Автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель. 6. Должностное преступление, халатность, взяточничество. 7. Дедушка, сын, внук, отец, брат. 8. Эрудиция, невежество. 9. Естественный спутник какого-нибудь небесного тела, спутник Земли, небесное тело, спутник Марса, спутник какого-нибудь небесного тела, искусственный спутник какого-нибудь небесного тела.

Упражнение 12. Приведите пример понятий, отношения которых по объему выражаются заданной схемой.

 

 

1.2. 3.

В

 

С

 

4. 5. 6.

2. Все мужчины любят детективы. Это следует из того, что я знаю, что Андрей с увлечением читает детективы, Игорь также читает их запоем, мой отец и брат тоже с удовольствием читают детективы. Вот и мужчина, который сидит напротив меня, тоже держит в руках детектив.

Умозаключение неполной индукции. Его схема:

S1 обладает Р

S2 обладает Р

S3 обладает Р

S4 обладает Р

S 5 обладает Р

S1, S2, S3, S4 , S5 принадлежат К

По-видимому, каждый элемент класса К обладает Р

Здесь класс К – мужчины, Р – признак – любить детективы.

 

1. Для выступления с докладами на студенческой общеинститутской конференции подготовились шесть членов кружка по философии: А., Б., В., Г., Д., Е. Студент А. выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты Б., В., Г., Д., Е. выступили с докладами на секциях. Таким образом, все члены кружка по философии, приготовившие доклады, выступили на конференции.

2. Крестьянская война 874-901 гг. в Китае потерпела поражение. Крестьянская война 1524 -1526 гг. в Германии потерпела поражение. Потерпела поражение крестьянская война в Китае в 1628-1645гг., а также крестьянские войны в России в ХVII в. и крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Следовательно, все крестьянские войны терпели поражение.

3. «Я успешно сдала и этот экзамен, конечно же благодаря тому, что сдавала его в бирюзовом платье, - подумала Наташа. – Ведь экзамен по математике я сдавала в нем и сдала успешно. Да и историю я сдавала в нем, а по истории я получила «отлично». Теперь все экзамены буду сдавать только в бирюзовом».

4. Ни одна из моих дискет не содержит известных вирусов, так как каждую из них я проверял лично сам.

 

Доказательство

Упражнение 50. Из заданного доказательства выпишите

Схема: р ® r

q ® r

p Ú q

r Простая конструктивная дилемма.

 

1. Если птица летит в одном направлении со стаей, то примыкает к ней, нет — летит в одиночестве. Но птица или летит или не летит в одном направлении со стаей.

2. Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора; если же семья нанимателя уменьшается, это тоже ведет к изменению условий договора найма жилого помещения. Семья нанимателя может увеличиваться или уменьшаться.

3. Чтобы попасть на этой неделе в Красноярск, надо приобрести билет на самолет или на поезд. Но достать билет на самолет или на поезд не удалось.

4. Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, значит, он материалист; если же он считает первичным сознание, дух, то он стоит на позициях идеализма. Но философ может признавать или первичность материи, или первичность сознания.

Индуктивные умозаключения

Упражнение 49. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, составьте схемы умозаключений.

 

Ö 1. Свидетелями по делу Беляева являются граждане М., Н., П., Л. Во вторник были допрошены свидетели П. и Н, на следующий день - остальные свидетели. Следовательно, допрошены все свидетели по делу Беляева.

Умозаключение полной индукции. Схема умозаключения:

S1 обладает Р

S2 обладает Р

S3 обладает Р

S4 обладает Р

S1, S2, S3, S4 составляют класс К

Каждый элемент К обладает Р

Здесь класс К – все свидетели по делу Беляева, Р – признак «быть допрошенным».

 

Определение понятий

Упражнение 13. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение.*

 

Ö 1. Студент - это учащийся. Неправильное определение. Ошибка несоразмерности, слишком широкое определение (определяющее понятие «учащийся» по объему шире понятия «студент»). Правильное определение: Студент - учащийся высшего или среднего специального учебного заведения.

2. Архитектура - застывшая музыка. Неправильное определение. Нарушено правило ясности и четкости. Правильное определение: Архитектура - строительное искусство.

3. Букварь - книга, являющаяся учебным пособием для обучения грамоте. Неправильное определение. Нарушено правило непрерывности. Правильное определение: Букварь - учебное пособие для обучения грамоте.

4. Минёр - человек, занимающийся минированием и разминированием местности. Неправильное определение. Нарушено правило нетавтологичности. Правильное определение: Минёр - человек, занимающийся установкой и обезвреживанием зарядов взрывчатых веществ.

5. Домохозяйка - это не профессия. Неправильное определение. Нарушено правило неотрицательности.

 

1.Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации. 2.Нация - устойчивая историческая общность людей. 3.Мошеник - человек, занимающийся мошенничеством. 4.Кибернетика - не искусство. 5.Истина - дочь разума, мать мудрости. 6.Рука - орган и продукт труда. 7. Кража - тайное похищение какого-либо имущества. 8. Кислород – необходимое условие жизни. 9. Гималаи - высочайшие горы мира.

Операции над объемами понятий.

Упражнение 14. Объедините объемы данных понятий. Результаты операции изобразите в виде схем и запишите с помощью знака сложения.

 

Ö 1. А º Писатель Л.Н. Толстой. В º Автор романа «Война и мир». А+В=А=В

2. А º студент. В º спортсмен. А+В=С

Результат сложения включает студентов и спортсменов.

3. А º кошка. В º рыжая кошка. А+В=А

4. А º глубокий. В º неглубокий. А+В=С

Объем понятия С включает в себя объем понятия А и понятия В.

                   
     
       
   
 
 
 

 

 
 


А

 

 

1. 2. 3. 4.

 

1. Законный, противозаконный. 2. Пролог, эпилог.

3. Студент, ученик. 4. Офицер, майор. 5. Судья, филателист. 6. Ю.А. Гагарин, первый космонавт. 7. Город, столица, населенный пункт. 8. Студент, рабочий, колхозник.

Упражнение 15. Произведите операции пересечения объемов понятий, использовав понятия упр.14. Операцию запишите с помощью знака умножения и изобразите в виде схемы. Сравните их со схемами объединения.

Ö 1. А º Писатель Л.Н. Толстой. В º Автор романа «Война и мир». А´В=А=В

2. А º студент. В º спортсмен. А´В=С

Результат умножения включает объем понятия «студент, занимающийся спортом».

3. А º кошка. В º рыжая кошка. А´В=В

4. А º глубокий. В º неглубокий. А´В=Ø

 

 
 


 

 

1. 2. 3. 4.

 

Деление понятий

Упражнение 16. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.

 

Преступление может быть умышленным (р) или неосторожным (q). Преступление, совершенное Н., является умышленным (р).

Неверно, что оно является неосторожным (q).

Схема вывода: р q

р____

ùq — утверждающе-отрицающий модус.

Большая посылка — суждение строгой дизъюнкции. Вывод достоверен.

 

1. Суждение может быть простым или сложным. Суждение «Медведев - старшина милиции» — простое суждение.

2. Доказательство бывает прямым или косвенным. Это не прямое доказательство.

3. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение -- проступок.

4. Проступки бывают гражданскими, административными и дисциплинарными. Проступок, который совершил гражданин Н., не является ни гражданским, ни дисциплинарным.

Упражнение 48. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему.

 

Ö Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного. Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность. Данное преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего.

Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (р), то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного (r).

Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего (q), то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность (r).

Данное преступление совершено вследствие тяжелых личных обстоятельств (р) или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего (q)._______________________

Имеются обстоятельства, смягчающие ответственность виновного (r).

 

Ö Если погода испортится, то экскурсия не состоится, значит мы пойдем в театр.

Если погода испортится (р), экскурсия не состоится (q). р ® q

Если экскурсия не состоится (q), то мы пойдем в театр (r). q ® r

Если погода испортится (р), то мы пойдем в театр (r). р ® r

 

1. Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия. 2. Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит превращается в раба ситуации.

Упражнение 46. В условной посылке найдите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему.

 

Ö Если вина обвиняемого не доказана, то он считается невиновным. Вина обвиняемого не доказана..

Если вина обвиняемого не доказана (р), то он считается невиновным(q).

Вина обвиняемого не доказана (р).____

Обвиняемый считается невиновным (q).

Схема вывода: р ® q

р____

q — утверждающий модус

 

1. Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержан.

2. Договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако, договор заключен не будет.

3. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Судья Л. потерпевший.

Упражнение 47. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительного умозаключения, постройте его схему.

 

Ö Преступление может быть умышленным или неосторожным.

Преступление, совершенное Н., является умышленным.

Ö 1. Сложные суждения делятся на соединительные, разделительные, условные и эквивалентные. Деление по видообразующему признаку. «Сложные суждения» - делимое понятие. «Соединительные», «разделительные», «условные», «эквивалентные» - члены деления. Основание деления - смысл логических связок.

2. Все учащиеся делятся на двоечников, троечников, хорошистов и отличников. Деление по видообразующему признаку. Основание деления - получаемые учащимися оценки.

3. Глаголы в русском языке бывают прошедшего, настоящего и будущего времени. Деление по видообразующему признаку. Основание деления - временная форма глагола.

4. Созвучия бывают гармонические и дисгармонические. Дихотомическое деление. Основание деления - наличие или отсутствие признака гармонии.

 

1. Диктатура рабовладельцев исторически осуществлялась в разных формах: Древнеегипетская деспотия, Афинская демократия, Римская республика. 2. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники. 3. Политические партии могут быть правящими или оппозиционными. 4. Для удобства применения и повышения лечебного эффекта используются лекарственные формы жидкие, мягкие, твердые и газообразные. 5. Жанрами литературной критики являются рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе.

Упражнение 17. Укажите в каких задачах произведено деление понятий, а в каких - расчленение целого на части.

Ö Решается аналогично упражнению 9. При решении этого упражнения можно проверить себя следующим образом. Допустим, мы решили, что в данном примере - деление понятия. Тогда каждый член деления(В) должен быть видом делимого понятия, которое, в свою очередь, должно быть родовым понятием(А). Поэтому можно сказать, что В - это такое А, которое обладает некими отличительными признаками. Например: Карандаши бывают простыми и цветными. Карандаш - родовое понятие(А), простой карандаш - видовое понятие(В). В самом деле, мы можем сказать, что простой карандаш - это карандаш с не цветным грифелем. Таким образом, в данном примере мы имеем деление понятия. Другой пример: Час делится на минуты. Здесь мы не можем сказать, что минута - это такой час... То есть понятия «час» и «минута» не находятся в родовидовых отношениях. Поэтому в данном примере мы имеем расчленение целого на части.

1.Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабовладельцев. 2.Самолеты делятся на монопланы и бипланы. 3.Изложение материала в учебниках обычно подразделяется на введение, основные главы и заключение. 4.Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны. 5.По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. 6.Решениями, выносимыми судом первой инстанции, являются либо приговор, либо судебное определение. 7. Сделки совершаются устно или в письменной форме. 8. Меблировка его комнаты была весьма бедной: стол, кровать, табурет и колченогое кресло. 9. Пьеса драматурга К. включает три действия и девять явлений. 10.Институты имеют очные, заочные и вечерние отделения. 11. Студенты делятся на студентов-очников, вечерников и заочников.

Упражнение 18. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены.

 

Ö 1. Небесные тела - это звезды, кометы, Меркурий. Деление несоразмерно: объем суммы членов деления меньше объемов делимого понятия. Кроме того нарушено правило непрерывности деления («скачок»): понятие «Меркурий» является подвидом к понятию «Планеты», которое отсутствует среди членов деления.

2. В нашей группе учатся молодые девушки, низкорослые хоккеисты и большие любители пива. Деление неправильное. Нарушено правило одного основания и, как следствие, правило исключения членов деления.

3. Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида - материки нашей планеты. Деление неправильное. Нарушено правило непрерывности (скачок), т. к. Европа и Азия являются частями материка Евразия.

4. Растения размножаются семенами, черенками, частями корня, с помощью человека и др. Деление неправильное. Нарушено правило одного основания.

 

1. Научные знания делятся на естественно-научные, технические и гуманитарные. 2. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные. 3. Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы. 4. Языки делятся на искусственные, естественные и народные. 5. Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной. 6. При-

нальная работа не пишется по заказу. 12. Все секретари заняты полезным делом. Некоторые птицы — секретари. 13. Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах. 14. Некоторые сладкие вещи вредны для здоровья. Ни одна так называемая сдобная булочка не сладка. 15. Ни одна приятная неожиданность не вызывает у меня досады. Ваш визит — приятная неожиданность. 16. Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза.

Упражнение 44. Восстановите пропущенную часть силлогизма, проверьте правильность вывода.

 

Ö Обвиняемый имеет право на защиту. Следовательно, Л. имеет право на защиту.

В заключении находим субъект и предикат: «Л.(S) имеет право на защиту (Р)». Посылка «Обвиняемый (М) имеет право на защиту (Р)» является большей, так как в нее входит больший термин - предикат заключения. Восстанавливаем меньшую посылку: «Л. (S) — обвиняемый». Силлогизм имеет форму:

Обвиняемый (М+) имеет право на защиту (Р-).

Л.(S+) — обвиняемый (М-).

Л.(S+) имеет право на защиту (Р-).

Все общие правила фигур ПКС соблюдены, вывод правильный.

 

1. Все студенты сдают экзамены, а Л. — студент. 2. Все студенты сдают экзамены, значит, Н. — студент. 3. Все планеты Солнечной системы вращаются по планетным орбитам. Следовательно, Плутон — планета Солнечной системы. 4. Судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса, а С. — судья. 5. Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод, а Л. — переводчик.

Выводы из сложных суждений

Упражнение 45. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...).

 

преступления наказуемы.

Упражнение 43. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью*. Определите фигуру силлогизма.

 

Date: 2015-07-25; view: 1128; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию