Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опытная работа и анализ ее результатов
На формирующем этапе педагогического эксперимента в экспериментальном классе осуществлялась работа, направленная на повышение уровня гражданской воспитанности младших школьников. При этом основными педагогическим условиями формирования гражданских качеств младших школьников были следующие: усиление гражданской направленности общеобразовательных предметов; актуализация полученных гражданских знаний в практической деятельности младших школьников; ориентировка содержания, задач и объема образовательной подготовки учащихся начальных классов на перспективную модель гражданина Республики Беларусь путем включения младших школьников в разнообразные формы учебной и воспитательной деятельности, направленные на решение задач гражданского воспитания; организация специального курса по гражданскому воспитанию младших школьников «Мое Отечество». Создание необходимых условий организации гражданского воспитания младших школьников предполагало использование комплекса форм, методов и средств, направленных на формирование гражданственности как интегративного качества личности. Сложность и многогранность процесса гражданского воспитания младших школьников требует применения различных форм и методов организации их деятельности. В ходе опытно-экспериментальной работы нами широко использовался такой метод гражданского воспитания младших школьника, как беседа. В экспериментальном классе были проведены беседы на темы «Что означает флаг Республики Беларусь?», «Как слушают и поют государственный гимн?», «О чем рассказывает наш герб?», «Наш герб — символ мира и труда», «Мои права и обязанности» (приложение 3).. Осуществление гражданского воспитания младших школьников предполагало использование системы средств. Использование пословиц и поговорок о Родине, о труде как средства гражданского воспитания, способствовало формированию когнитивного и эмоционально-побудительного компонентов гражданской воспитанности. Учащиеся самостоятельно подбирали пословицы и поговорки по разным темам занятий: «Своя земля и в горести мире», «Птицам — воздух, рыбам — море, а человеку Отчизна дороже всего», «Няма смачнейшай вадзiцы, як з роднай крынiцы», «Чалавек без Радзiмы, што салавей без песнi», «Родной свой край делами прославляй», «Дерево дорого плодами, а человек делами и другие. Мы проводили целенаправленную работу по гражданскому воспитанию, которая осуществлялась как в учебном процессе так и во внеклассной работе. На уроках мы знакомили ребят с историей нашей страны, с выдающимися людьми прошлого, закрепляли знания о белоруской символике, учили стихи о родной природе, белорусском языке, рассматривали картины, фотографии с изображением культурных, архитектурных и природных памятников Беларуси, во внеурочное время были проведены пять внеклассных мероприятий: Гульня- віктарына «Наша Беларусь”, “Путешествие по современной и древним столицам Беларуси», «Путешествие по лесным чащам Беларуси», классный час «Дзяржаўныя сімвалы Беларусі», информационный час “В гостях у газеты «Зорька»”.(приложение 5) В ходе организации процесса формирования гражданственности учащихся экспериментального класса широко использовались возможности учебных предметов - белорусского и русского языка и литературного чтения, математики, физической культуры, труда, музыки, изобразительного искустсва и др. Особое внимание уделялось гражданскому воспитанию на уроках курса «Человек и мир» («Мая Радзiма -- Беларусь»). Воспитание гражданских качеств младших школьников на этих урокахдостигается через овладение школьниками доступным объемом знаний об особенностях развития Республики Беларусь, традициях белорусского народа специфике его жизни; активизацию познавательного интереса к истории наиболее знакомых памятников архитектуры края; воспитание чувства любви к родному городу, краю; 'стимулирование проявлений заботы, бережного отношения к своему городу. Ознакомление на уроках «Мая Радзiма — Беларусь» с фактами из истории края, города, сопричастность к ним помогают школьникам ощутить свою сопряженность с развитием Республики Беларусь, сделать более понятным, близким, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего города, тем самым способствуя формированию готовности к преобразовательной деятельности (приложение 4). С целью ознакомления школьниковс жизнью и деятельностью знаменитых людей Беларуси был проведен устный журнал. Устный журнал— это коллективное дело, представляющее серию коротких выступлений (страничек) младших школьников о различных событиях из истории Беларуси. (приложение 4) Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор. Приведем фрагмент устного журнала 1 -я страница: "Евфросинья Полоцкая" Просветительница белорусского народа Евфросинья Полоцкая родилась в семье полоцкого князя Георгия Всеславича, младшего сына знаменитого Всеслава Чародея. Внучку Чародея назвали Предславой. Она была очень любознательной, любила учиться. По всем городам ходила слава о ее красоте, мудрости, любви к наукам. Молодая княжна была очень красива, и многие князья хотели, чтобы их сыновья женились на ней. Но Предслава ушла в монастырь, где стала монахиней и взяла имя Евфросинья. Всю свою жизнь она посвятила служению Богу и людям: переписывала книги, строила в родном краю храмы, учила грамоте детей, лечила больных. По заказу Евфросиньи местный мастер Лазарь Богша изготовил необычайно красивый шестиконечный крест. Он был украшен золотыми пластинами, цветными эмалями и драгоценными камнями. В преданиях говорится, что крест светился в непроглядной тьме, больным возвращал здоровье, давал людям надежду на лучшую жизнь. Чтобы увидеть этот крест и поклониться ему, в город издалека приходили верующие. Перед второй мировой войной крест находился в Могилевском краеведческом музее, но во время войны он исчез. Его точную копию сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Возвращение креста в Полоцк стало одним из главных событий не только в городе, но и в республике. 2-я страница: "Франциск Скорина" Франциск Скорина — первопечатник, просветитель, ученый и писатель. Родился в Полоцке. Он мечтал о том времени, когда все дети научатся читать, станут образованными, добрыми, будут, как и он, преданно служить Родине. Франциск Скорина был всесторонне образованным человеком. Он учился в Краковском университете. В Праге Франциск Скорина за два года издал 23 книги Библии. С помощью этих книг, напечатанных на понятном для восточных славян церковнославянском и белорусском языках, Скорина хотел расширять и обогащать знания людей. Мы видим Франциска Скорину, одетого в докторскую мантию, в рабочем кабинете, перед развернутой рукописью, с пером в руке. Рядом — переапетенные книги, глобус, песочные часы, изображение пчелы... Мы видим просветителя за работой. Он пишет очередное "Предисловие" к книге: "Звяры, што ходзяць у пустынi, ведаюць ямы свае; птушкi, што лётаюць у паветры, ведаюць гнёзды свае; рыбы, што плаваюць па моры i у рэках, чуюць вipы свае; пчолы i iм падобныя бароняць вуллi свае; так i людзi — дзе нарадзiлiся i узгадаваны па Божай мiласцi, да таго месца вялiкую ласку маюць...". Страница: "Кирила Туровский" Кирила Туровский родился в семье богатых горожан. Он получил хорошее образование. Юношей пошел служить в монастырь. Чтобы ничто не мешало ему читать церковные книги и писать собственные произведения, молодой монах попросил замуровать себя в монастырской башне. Одно окошко связывало Кирилу с миром. Через него ему передавали простую еду, а также пергамент, перья и чернила для письма. Кирила заслужил у горожан и у самого князя глубокое уважение. Земляки попросили монаха выйти из башни и выбрали его епископом Туровской земли. Кирила стал знаменитым писателем. Большой интерес вызывали произведения, написанные им в честь Пасхи и других христианских праздников, которые назывались "Слова". В них Кирила Туровский прославлял красоту человека и природы, учил жить правдиво, с чистой душой и любовью к Богу и людям. Когда-то в Византии жил писатель и проповедник Иоанн, которому за необычный талант дали имя Златоуст. Просветителя из Турова Кирилу также назвали "вторым Златоустом", а после смерти объявили святым. Страница: "Симеон Полоцкий" Симеон Полоцкий родился в семье богатых горожан. Он ходил в монастырскую школу, где его учили читать, писать и считать, преподавали латинский и греческий языки. После окончания школы Симеон поехал учиться в Киев, а потом в Вильно. В это время полоцкого юношу уже знали как талантливого поэта. Свои стихотворения он писал не только на родном белорусском языке, но и на польском, латинском и русском. Симеон Полоцкий писал стихотворения, басни, загадки, пьесы, Делал переводы с других языков. Из его произведений можно узнать много интересного: о просветительнице Евфросинье, семи чудесах света, библейском богатыре Самсоне. Симеон Полоцкий издавал книги, собрал богатейшую библиотеку. Если регулярно выпускать устный журнал (а это вполне возможно, как показывает опыт нашей работы), у детей развивается речь, воспитывается интерес к истории республики, активная гражданско-патриотическая позиция, творческий подход к выпуску очередного номера журнала. Регулярность и систематичность выпусков побуждает постоянно искать интересный материал, придумывать необычную форму его подачи, активизирует творчество и самостоятельность. По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников в экспериментальном и контрольном классах. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента наглядно отражены в таблице 2.2. и на рисунке 2.1. Таблица 2.2 - Уровни сформированности гражданской воспитанности младших школьниковна контрольном этапе эксперимента
Рисунок 2.1 - Динамика уровня сформированности гражданской воспитанности младших школьников
Таким образом, результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что комплекс использованных форм, средств и методов работы по гражданскому воспитанию младших школьников являются эффективным средством формирования гражданственности учащихся младших классов.
|