Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика гражданской воспитанности учащихся начальных классов





 

В рамках исследования проблемы гражданского воспитания младших школьников нами была осуществлена диагностика уровня гражданской воспитанности учащихся 4 «А» (контрольный) и 4 «Б» (экспериментальный) классов средней школы №3 г.Червеня. В исследовании приняли участие 44 учащихся начальных классов.

Для получения более полной характеристики уровня гражданской воспитанности учащихся использовался комплекс методов.

Для определения уровня знаний и представлений учащихся контрольного и экспериментального классов о таких понятиях, как Родина, Отечество, Республика Беларусь, белорусский народ, государственные символы (герб, гимн, флаг) и других, проводилось анкетирование. Использовались методики незаконченных предложений, «Качества гражданина», «Арбитр», направленные на выявление представлений младших школьников о гражданских качествах личности (приложение 1).

Оценивая качество усвоения знаний учащихся контрольной и экспериментальной групп (объем, полнота, системность прочность и осмысленность знаний), мы отмечали способность объяснить названные учителем термины; частоту их употребления при пересказе текста; умение подобрать синонимичные понятия; составить предложение с предложенным словом или словосочетанием; умение находить в читаемом тексте пояснения того или иного понятия.

Анализ результатов применения игровой диагностической методики «Цветик-семицветик» (текст методики в приложении 1) позволил выявить приоритет личных потребностей учащихся над общественно значимыми, а также определить уровень сформированности эмоционально-побудительного компонента гражданской воспитанности учащихся начальных классов.

В контрольном и экспериментальном классах проводились беседы с учащимися (приложение 2), целью которых было выяснить эмоциональное отношение ребят к семье, родному городу, республике, своему дому, улице. Тематика бесед имела разнообразный характер: «Я и моя семья» (дети рассказывали о своих родных, их любимых занятиях, профессиях родителей); «Один день из моей жизни» (ребята составляли рассказы об одном из своих учебных дней; учитель акцентировал их внимание на том, что полезного для других в этот день они сделали, а также, кто помогал им); «Мой город»; «Путешествие по Беларуси» и т. д.

Результаты исследования уровня гражданской воспитанности учащихся экспериментального и контрольного классов наглядно представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Уровень сформированности гражданской воспитанности учащихся экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Класс Уровень Всего  
Высокий Достаточный Средний Низкий    
К-во % К-во % К-во % К-во % К-во %  
К   4,6   22,7   22,7        
Э   4,6       22,7   45,6    
                                     

 

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют, что в контрольном и экспериментальном классах большинство учащихся имеют низкий и средний уровни гражданской воспитанности, а учащихся с высоким уровнем только 4,6%.

Для младших школьников с высоким уровнем гражданской воспитанности характерно следующее: наличествует устойчивый и положительный опыт гражданского поведения, саморегуляции наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, активная общественная позиция. Проявление гражданских действий осознанно определяется общественно значимой мотивацией. Гражданская воспитанность основывается не на элементарной сумме правил и норм поведения, а на стремлении учащихся к пониманию связи деятельности и отношений в семье, классе, школе, общественных местах. Учащиеся становятся субъектами воспитательного процесса.

Младшим школьникам с достаточным уровнем гражданской воспитанности присуще следующее: устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется. Происходит увеличение доли логического мышления при оценке окружающего мира, учащиеся способны выделять цели, задачи и пути их достижения. Применение гражданских знаний достаточно осознанно, определяется общественно значимой мотивацией.

Дети младшего школьного возраста со средним уровнем гражданской воспитанности характеризуются слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Характерен постепенный переход от исполнительской к сознательной дисциплине, изменение отношения к учебе, труду, общению, появление образцов для подражания, стремлений к ним. Учащиеся способны применять небольшой круг научных знаний, задачи гражданского воспитания решают преимущественно на уровне обыденного сознания, часто с существенными недостатками, ошибками.

Дети с низким уровнем гражданской воспитанности характеризуются преобладанием исполнительской дисциплины учащегося: требования выполняются не осознанно, что выражается в соответствующих формах поведения и контролируется учителями или общественным мнением. Не развита самоорганизация и саморегуляция. Отмечается применение обыденных знаний, но решение специально разработанных задач гражданского воспитания не осознается. Школьник выступает объектом, а не субъектом воспитательного процесса.

Таким образом, данные диагностики уровня гражданской воспитанности свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по гражданскому воспитанию младших школьников в данных классах, направленной на повышение уровня гражданственности как интегративного качества.


Date: 2015-07-25; view: 1345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию