Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. 1. Китай в начале VI в. и возникновение Чань-буддизмаСтр 1 из 17Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1. Китай в начале VI в. и возникновение Чань-буддизма 2. Идейные принципы Чань-буддизма 3. Чань-буддизм и чаньская культура психической деятельности 4. Влияние Чань-буддизма на развитие китайской национальной культуры 5. Чань-буддизм и европейская культура ХХ века ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Актуальность исследования китайского буддизма и его влияния на мировоззрение и культуру Китая обуславливается тем, что сегодня наблюдается особый интерес к изучению наследия буддизма. Это объясняется тем, что наступление нового века ознаменовалось для человечества острейшими проблемами, связанными с экологическим кризисом, духовной деградацией и информационной перегруженностью. Алчность человеческого "Я", противопоставившего себя окружающему миру, явилась одним из источников экологических и духовно-нравственных проблем. Обращая взор на процессы, происходящие в современном мире, мы приходим к мысли, что причина конфликтов, происходящих в нем, исходит из противоречий, которые возникают внутри человека. В связи с этим становится необходимой потребность переосмысления духовно-нравственных ценностей и идей, оказывающих влияние на формирование человека, его отношение к окружающему миру. А это, в свою очередь, предполагает неизбежное возвращение к духовно-нравственным ценностям прошлого, в котором гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, было доминирующим в сознании большинства людей. Поэтому неудивителен сегодняшний интерес к буддизму, поскольку в его основных положениях и принципах нашли свое отражение и современные проблемы. Конкретные рекомендации о путях к спасению определяют социальную функцию учения. Можно сказать, что стремление человека к спасению - это есть своеобразный образ жизни, норма поведения каждого отдельного человека, и как следствие - всего общества. С одной стороны, следование пути нравственного совершенствования формирует человека как личность, дает возможность контролировать свои желания и достичь конечной цели, с другой стороны, обеспечивает общественный порядок Обращение к теме, посвященной особенностям Чань-буддизма в Китае, вызывает интерес в связи с тем, что буддизм не только привнес туда новые идеи, повлиявшие на культуру и образ жизни китайцев, но и претерпел изменения, отразившие дальнейший этап развития буддизма на Дальнем Востоке. Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в исследовании особенностей китайского буддизма, определении его места и роли в социальной и духовно-нравственной сфере китайского общества и его влиянии на развитие мировой культуры. Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи: • изучение представлений о Китае в начале VI в. и о возникновении Чань-буддизма; • анализ идейных принципов Чань-буддизма; • охарактеризовать психологические основы Чань-буддизма; • изучение влияния Чань-буддизма на развитие китайской национальной культуры; · изучение влияния Чань-буддизма на европейскую культуру ХХ века. Объектом исследования является Чань-буддизм как философско-религиозное течение средневекового Китая. Предмет исследования – влияние Чань-буддизма на китайское мировоззрение. Хронологические рамки. Выбор нижней границы исследования обусловлен возникновением Чань-буддизма в Китае в VI в. н. э. Верхняя граница обусловлена окончанием правления династии Тан, когда начинается упадок буддизма в Китае, вызванный гонением на него властей. Методологическая база и методы исследования. Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные методы познания в их применении к анализу духовной культуры Китая. Использованы методы сравнения, абстрагирования, а также принципы структурности, целостности, ориентирующие исследование на всесторонний анализ и оценку фактов в их совокупности и системности. В основу работы положен принцип историзма, использование которого позволяет все происходящие события изучить в процессе их возникновения, эволюции, изменения в конкретно-исторической обстановке. Степень разработанности темы. Следует отметить, что тема Чань-буддизма и его влияния на китайское мировоззрение и культуру достаточно хорошо изучена. Разработка проблем общей теории буддизма и в частности Чань-буддизма отражена в работах М.Е. Ермакова[1], Р.В. Исаевича[2], С.П. Нестеркина[3], Б. Ричендуба[4], К. Эррикер[5]. Посвященных непосредственно изучению Чань-буддизма, можно выделить труды Н.В.Абаева[6] «Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае», в которой на материале широкого круга оригинальных китайских источников исследуется малоизученный пласт средневековой китайской культуры, впервые выделяемый автором как самостоятельный объект изучения, показана роль Чань-буддизма в её формировании. Анализируются характерные особенности культуры психической деятельности в Чань-буддизме, исследуется её вклад в развитие традиционной психокультуры в средневековом Китае, показано её прикладное значение в психофизической подготовке человека, рассматривается её социальная роль. В книге Л.С. Васильева[7] «История религий Востока» излагается история возникновения религий Востока, показана их роль в развитии социально-экономической, политической структур восточных обществ и их культуры. Особенно интересной для данной работы оказалась книга отечественного китаеведа В.В.Малявина «Китайская цивилизация»[8]. В ней предлагается полный и оригинальный взгляд на природу китайской цивилизации, дается детальное описание культуры и истории Китая. СП. Нестеркин[9] исследует проблему достижения просветления в Чань-буддизме через решение парадоксальных загадок гун-ань, анализирует «живое» и «мертвое» слово, имеющее отношение к проблеме просветления. А.С. Мартынов[10], исследуя проблемы взаимоотношения буддизма и государства в Китае, выдвинул предположение, что социальный статус буддизма определялся его отношением с институтом монархии. Правовое положение буддийской общины рассматривает Е.И. Кычанов[11]. По его словам, институт монашества в Китае был лишен сакральности и был беззащитен в политическом, административном и правовом отношениях. Сангха была призвана преображать народ методами воспитания и обучения. Проблемы правового и социального статуса буддийского монаха и сангхи в Китае затрагивается Т.Г. Комисаровой [12]. М.Е. Ермаков[13] анализирует влияние буддийских идей на представления о спасении в простонародном буддизме. Значительный интерес для нашей работы представляет книга М.Е.Кравцовой «История культуры Китая»[14], в которой дается полная картина истории развития и состояния культуры Китая от глубокой древности до наших дней. На страницах этой книги рассматриваются и объясняются возникновение, сущность и главные отличительные особенности китайских представлений о мире и человеке, верований, культов, философских учений, политической и художественной культуры. Также вопросам чаньской культуры и её особенностям посвящены работы А.М. Кабанова[15], Ю.Г. Смертина[16].
|