Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Для начала, что вообще такое гражданское воспитание?





Для начала, что вообще такое гражданское воспитание? Это формирование гражданственности как качества личности, позволяющего человеку являться юридически, нравственно и политически дееспособным. К базовым элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим. Это и является несомненно одной из важнейших задач общеобразовательной школы. А растущая необходимость осознания роли гражданского общества в России и особенно в современных условиях делает этот процесс особенно актуальным.

На сегодняшний день в сферах научной и общественной жизни все чаще можно стать свидетелем споров, касающихся проблеме становления наконец здорового российского гражданского общества. И без соответствующего воспитания, это не добиться. Жаркие дискуссии можно наблюдать в разных группах населения, от деятелей современной русской педагогической, юридической, политических наук, до простых граждан нашей страны, которые сами заинтересованы в данной теме и собственно в решении различных насущных проблем, касающихся её.

Неправильное понимания реалий истинного гражданского общества, а также воспитания людей для создания такового, политическая неграмотность населения, на фоне которой могут происходить различные деяния мошенничества, ущемление прав и нарушения законов, неэффективная работа по воспитанию через школы и множество других проблем, которые вытекают из-за того, что в России общество нужно менять. Что же происходит? Когда это случится? Как это сделать?

Именно поэтому целью этой работы является обнаружение и рассказ о главных условиях создания и развития гражданского общества через воспитание будущего поколения в школах, основываясь на опыте прошлого. Обозначить и описать модели гражданского воспитания. Здесь нужно полное рассмотрение этой проблемы под разными углами, и попытка осмыслить и возможно понять теоретически все тонкости успешного гражданского воспитания нового поколения русских граждан и становления благодаря этому настоящего гражданского общества в нашей стране.

Различные процессы, происходящие в кругу молодежи также показывают необходимость обратить на проблему гражданского воспитания свое внимание.

Объектом исследования является процесс гражданского воспитания, предметом – акцент на работе школы, как ведущего института воспитания подростка в отдельном вопросе гражданского воспитания.

Наука не стоит на месте, можно получить представление о том, как изучался процесс гражданского воспитания, основываясь на разных трудах легендарных классиков русской педагогики, таких как Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.).

Также в работах Е.В Бондаревской, В.А Караковского, М.И Шилова, Б.Т Лихачева, Т.А Стефановской, О.С Богданова, С.Н Чистякова и др. можно получить в теориях и методиках представления о разных аспектах гражданского воспитания. Также эта насущная проблема имела место быть в исследованиях Б.Ф Горелика, В.И. Купцова, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, и др. Из этого всего вытекает и задача исследования, которая заключается в раскрытии основных понятий нашей темы, повествовании об исторических предпосылках и методах становления гражданского школьного воспитания, о противоречиях которые имели место быть, обо всем. Как это, что это, как было раньше и как оно есть сейчас и будет в дальнейшем.

Конечно, вполне справедливо можно заметить, что большинство из этих подходов были названы и описаны в ХХ веке, но без анализа и

основания на этих полученных знаниях, невозможно было бы выстроить полную картину, касающуюся вопроса гражданского воспитания.

 

1. Анализ исторического развития школьного гражданского воспитания.

- «Приучение молодежи жить в общине,» - трактовал понятие о гражданском воспитании один из его основоположников – немецкий педагог Георг Кершенштейнер. Собственно гражданское воспитание выделялось и подчеркивалось и русскими педагогами, такими как например Павел Петрович Блонский, который относил гражданское воспитание как политическое, а к нравственному воспитанию, формирование человеческих качеств. Костантин Дмитриевич Ушинский также считал, что основу личности гражданина составляют чувство национального самосознания и любовь к Родине, именно к этому мнению склоняюсь и лично я.

Сейчас, пожалуй что только с юридической стороны успешно было интерпретировано понятие «гражданин». Смысл его заключается в том, что гражданин человек, знающий свои права и обязанности, уважающий права другого и считающий это главным залогом успеха развития общество и страны в целом.

Вообще понятие «гражданин» на протяжении долгого исторического периода постоянно менялось, собственно поэтому в педагогической литературе и по сей день трудно найти четкой трактовки этого понятия.

Такое вполне может быть объяснимо нелегкой судьбой нашей нации, ибо гражданское общество само по себе находится в нашей стране еще на стадии становления. За этим может скрываться множество причин, начиная с истории, заканчивая менталитетом, но сейчас не об этом.

В ряде документов российского Министерства Образования, само понятие «образование» определяется как единство обучения и воспитания, как процесс, в ходе которого идет овладение общепринятыми правилами и нормами между обществом и индивидом.

Вместе с этим, гражданское образование демонстрирует цель, коею является подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности, а также ответственности, которую они обязаны нести в условиях правового демократического государства, то есть, непосредственно в гражданском обществе. Российская Федерация позиционирует себя как демократическое, правовое государство. Доказательством этого служат такие факты, как например её членство в Совете Европы, ООН, а также признание ею юрисдикции Международного суда по правам человека. Все эти условия требуют более высокий уровень правовой культуры. Именно внедрение этой культурой, изучение, просвещение и передача знаний этой культуры, улучшение качества самого образования и является довольно важной целью Министерства образования, и в целом Российского государства. Исследователи указывают на классификацию, состоящую из трех этапов воспитания и обучения в истории гражданского образования:

- Царский (Касается Российской Империи 1901-1917гг)

- Советский (1920-е 1980-е гг.)

- Постсоветский (1991 настоящее время).

На первом этапе затрагивается Российская Империя. Немного предыстории.

Итак, еще со второй половины 18 века, главными причинами возникновения гражданского воспитания послужило влияние западной культуры на общественное сознание и вообще облик социально-нравственных отношений русских граждан, и нарушение идейной преемственности поколений в обществе. В итоге, основными источниками становления гражданского воспитания в Российской империи в конце 18 – начала 19 веков является целый ряд противоречий. Распишу поэтапно:

Стремительное и мощное влияние западноевропейских культур на гражданский облик русской молодежи и управление этим влиянием со стороны государства.

Представления русской общественности об идеальном и реальном облике гражданственности молодежи крайне разились, что рождало противоречия в обществе.

Рост интереса общественности к гражданско-воспитательной проблематике и её недостаточная изученность в отечественной педагогике.

Развитие либеральной гражданской позиции и распространение либеральных ценностей вообще со стороны русских молодых людей и консервативный характер социально-политического развития государства приводило к противоречиям.

 

Одна из существенных причин многих недостатков гражданско-воспитательной деятельности учебных заведений Российской империи объяснена разными идеями российской общественности конца 19 – начала 20 веков (государственных деятелей, философов, педагогов и писателей) о противоречивой сущности гражданина как хранителе социальной и политической стабильности и борце за общественный прогресс, о различиях в семейном и общественно-воспитательных воздействий в процессе формирования гражданских качеств личности не были связаны с организацией практики гражданского воспитания.

В общем развитии деятельности гражданско-воспитательной деятельности учебных заведений по губерниям (вторая половина 19 – начало 20 веков) выявлялись общие закономерности. Например, развитие стихийных факторов гражданского воспитания изменяло процесс гражданско-воспитательной деятельности, равно как и наоборот, изменения в гражданско-воспитательной деятельности школ послужили роль эволюции стихийных факторов самого гражданского воспитания.

Понижение религиозного влияния в аспекте воспитания, преобладание развития стихийных факторов гражданского воспитания над целенаправленными, эволюция целенаправленного гражданского воспитания проходила без опоры на отечественные педагогические образцы, так как они отсутствовали, из-за того, то наука еще не изучила этот процесс, все было еще впереди.

Этап номер 2 в свою очередь более разнообразный, его условно следует разделить на четыре части, зависящие от исторического периода, в условиях которых применялись разные задачи и ставились разные цели воспитания и обучения, в том числе учитывая идеологические установки того времени, если таковые имели место быть. Что же, подробнее:

 

Тяжелое и во многом печальное время для нашей страны 1920-х – начало 1930-х годов, резкое изменение государственного строя да и вообще привычных устоев жизни общества повлекли за собой различные последствия реформаций практически всех сфер государственной деятельности и общественных процессов. Так как от образования и воспитания зависит судьба будущих поколений, то следовательно оно должно быть обновлено и изменено с учетом новых реалий Советской России и нового общества. Если смотреть более детально, то в то время разработалась политика по ускорению избавления от малограмотности, а также создано всеобщее начальное образование. Главной функцией школы являлась подготовка учащихся во благо новому государству и обществу. После Революции был сделан акцент на воспитание особого отношения образовательных учреждений к труду и соответствующей подготовки к таковому. Участие школьников в труде на производстве одновременно с изучением основ этого производства и общей теории предполагали развитие мыслительных навыков, которые были необходимы выпускнику образовательного учреждения. Главная идея заключалась в том, чтобы образование давало учащимся возможность не только правильно наблюдать и описывать окружающий мир, но и изменять его к лучшему.

Именно для приближения подобных результатов и практиковалось внедрение учащихся во время их обучения в школах также и участие в разной общественно полезной деятельности. Новаторской фишкой в то время также послужил тот факт, что это учителя должны были играть роль организаторов этого самого участия школьников в общественно полезной деятельности.

Развитие коллективизма, труда на производстве и участие в общественно полезной деятельности (которое зачастую происходило в ущерб обучению детей) организация ученического самоуправления, создание пионерских и комсомольских организации и прочее, было вполне обычными вещами на то время. В условиях быстро растущего индустриального общества было необходимо направить основной потенциал учащихся на поднятие производства, промышленности и всеобщее развитие государства.

Кстати, нельзя сказать что подобное имело место быть только в Советской России. К примеру к созданию пионеров привел опыт США и их патриотических «скаутов», в которых детей учили ответственности и самостоятельности, а главное жизни в коллективе и осознанию себя как части нации, то есть нечто большего. Воспитывалось его гражданское осознание, и этот адаптированный под свои реалии опыт в условиях тех времен, оказался очень к месту.

 

Этот период истории также оказался не из легких для России в целом (1930-е – конец 1950 годов). Появление неполного среднего образования детей (сперва семилетнего, а потом восьмилетнего) было первостепенной задачей. Также раздельное по половому признаку образование, которое являлось вполне характерным для Российской Империи уже являлось неким «пережитком прошлого», совместное обучение мальчиков и девочек было восстановлено.

В это время государственная политика прибегала к патернализму, что несомненно отразилось на многих сферах жизни, если не на все, и это нашло отражение и в образовательной системе. К примеру в условиях жесткой Административно-Командной Системы (АКС) такие вещи как ученическое самоуправление были нейтрализованы, а школы отказались от акцента на трудовую направленность обучения и воспитания, были отменены уроки труда, а также сокращены различные общественно полезные мероприятия для школьников. На тот момент известен пример исключения, когда легендарный педагог-новатор А.С Макаренко в детском воспитательном учреждении им.Дзержинского, где он организовал целое производство, обилие разных творческих кружков для трудового воспитания детей.

 

Отказ школ от акцента на труд среди молодежи привел к последующему кризису, когда к 1950-м годам была зафиксирована существенное снижение трудовой мотивации молодежи, как это выразилось? Довольно ясно. В 1950-х ВУЗы могли принимать только чуть более трети от всех выпускников средних школ, в то время когда родители детей, по старым добрым традициям 1930-х годов расчитывали на продолжение их детьми образования, но в итоге получилось то, что множество советских выпускников нигде не работали, имея надежду все-таки поступить в ВУЗ на следующий год. Ситуация дошла до кризиса, который был ознаменован как социальная неопределенность огромного количества молодежи, что просто убивало основы того самого гражданского воспитания.

 

Из бездельников порядочные граждане не выйдут, и в советском руководстве это все-таки понимали, ситуация может начать и вовсе выходить из под контроля, поэтому нужно было принимать какие-то меры. Так что по этой причине, в декабре 1958-го года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». И с тех пор, должно было стать вполне обычным делом, что старшеклассники помимо учебы в школе, также трудились на производстве, так как, теперь политика государства выставила приоритет создания грамотных и профессиональных кадров для последующей развитии промышленности и уровня государства в целом. Выпускник должен был вместе с аттестатом получать свидетельство о его специальности.

К сожалению, резкое изменение приоритетов не помогло, и переход школ на то, чтобы дети трудились на производстве не сбылся, по банальной причине недостатка количества рабочих мест для советских школьников. При таком исходе, многие старшеклассники были обречены на роль потребителей, а не производителей, и такой дизбаланс просто разрушал основы для гражданского воспитания.

 

Период, так называемого «застоя» (1960-е – 1970-е годы) принято считать более менее, но действительно стабильным периодом совесткого государства. Что касается темы гражданского воспитания, то из особых изменений можно выделить введение обязательного восьмилетнего образования и полного одиннадцатилетнего. Также следует отметить расширение сети сменных школ.

Время с 1970-х – конец 1980-х годов является знаменательным самим по себе для советской истории, так как он последнее для неё, «Железный занавес» приспускается, советскому обществу открывается все то, что было недоступно или непривычно, страна требует изменений, они приходят с реформами, которые положили начало нечто большему.

В это время советская наука, как и все советское, сталкивается еще сильнее с тем, о чем говорить или что изучать было не принято. Новые взгляды на жизнь, новые знания, способы и методы обучения, познания, само видения личности и мира потерпели колоссальные изменения.

В ходе образовательных реформ это отразилось тем, что все большим приоритетом стало являться развитие личности через совершенствования системы образования и методов обучения. Старый акцент на трудовом воспитании, упор гражданского воспитания на идеологию, убеждения, поощрения и наказания постепенно утрачивает свою актуальность. Постсоветский период (1991 – настоящее время) СССР прекратил свое существование, наступила новая эпоха, изменилось все, начиная от государственного устройства, заканчивая взглядом на мир. Конечно же взгляды на гражданское образования также претерпели значительные изменения.

Трудовое воспитание, идеологическая подоплека, преобладание коллективистского мышления являются «пережитками прошлого», теперь последующими главными приоритетами государственной политики в сфере образования, да и вообще несут в себе демократический, либеральный характер, направленный на развитие Российской Федерации как демократического правового государства. Логично, что исходя из такого позиционирования, гражданско-правовое воспитание начинается с детского сада и продолжается в начальной и средней школе. Но теперь, главной целью является создание почвы для последующего собственного развития личности, путем обеспечения базовых необходимых знаний, умений и навыков для этого. В отличие от советского превышения роли коллектива в образовательном процессе, в условиях современного образования делается ставка на индивидуальность, что является вполне обычным мировоззрением в условиях демократического капиталистического общества.

 

Сейчас существует два подхода к гражданскому образованию, которые действительно существуют у обеих много своих сторонников, это интегрированный и предметный.

 

Предметный подход – сторонники этого подхода считают, что гражданское образование следует преподавать как отдельную ветвь среди других школьных гражданских дисциплин, то есть граждановедения, экономики, обществознания, социологии и.т.п

Интегрированный подход – подразумевает изучение гражданского образования в рамках уже имеющейся дисциплины «Обществознания» лишь в виде специальных дополнительных гражданских курсов.

 

Date: 2015-07-25; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию