Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды экономичсекого анализаРазработка специальных методов экономического анализа базируется на научно обоснованной классификации его видов, обусловленной потребностями практики управления. Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ классифицируют по разным признакам. По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях национальной экономики или, другими словами, теорией экономического анализа. По признаку времени анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический). Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов. Содержание расчетов зависит от задач, которые решают в процессе анализа. Возможны три основных случая: 1) анализ проводят перед составлением плана в целях подготовки исходной для планирова- ния информации; 2) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов;
3) проведение анализа после разработки плана, чтобы определить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия. Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля за выполнением плана, выявлением неиспользованных резервов, объективной оценкой результатов деятельности предприятия. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (или ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Оперативный анализ направлен на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением предприятием. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Главная задача итогового анализа - объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия. Важное значение имеет классификация анализа по субъектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства и т.д. В зависимости от интересов управляющего органа аспект анализа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют: 1. технико-экономический анализ (занимаются технические службы управления); 2. социально-экономический анализ (занимаются экономические службы управления, статистиче- ские органы, социологические лаборатории и др.); 3. экономико-правовой анализ (проводят юридические службы предприятий и объединений); 4. экономико-экологический анализ (организуют органы охраны окружающей среды); 5. финансово-экономический анализ (занимаются финансовая служба предприятия, финансо- вые и кредитные органы); 6. аудиторский (бухгалтерский) анализ - это экспертиза диагностики финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторскими фирмами; 7. экономико-статистический анализ (проводят статистические органы) - применяется для изучения массовых общественных явлений; 8. маркетинговый анализ - применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, разра- ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть: сравнительный, факторный, диагностический (экспресс-анализ), маржинальный, экономико-математический, стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный); функционально-стоимостной (ФСА). По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд управления; внешний анализ на основе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов. По содержанию программ анализ может быть комплексный, т.е. анализ всей хозяйственной деятельности, локальный, т.е. деятельности отдельных подразделений, и тематический анализ отдельных вопросов экономики. По степени механизации и автоматизации вычислительных работ - анализ в условиях электронной обработки данных или с применением счетно-клавишных машин. По периодичности проведения анализ делится на периодический - годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный и разовый, непериодический анализ. Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения. На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо.
|